Гульмира МАТХАЛИКОВА, "Экспресс-К", 20 сентября
Вот уже восемь лет Казахстан пытается внедрить у себя новую структуру - финансовую разведку. Однако какие-то злые силы мешают "родиться" новому и серьезному органу. Сначала власти все никак не могли определить, кто займется разработкой законопроекта, по которому будет жить финразведка, потом депутаты из-за начавшейся амнистии капитала отложили документ до лучших времен. Сейчас ситуация вроде проясняется, и уже 27 сентября один из комитетов мажилиса парламента начинает работу над многострадальным документом.
Немного истории. Первой о необходимости финансовой разведки, которая бы занималась противодействием легализации криминального капитала, еще в 1999 году заговорила налоговая полиция. Затем эту идею в наследство получила финансовая полиция. В агентстве к ней отнеслись серьезно: правоведы занимались разработкой документа, а прошлое руководство пыталось убедить общественность, что новое детище должно работать именно при финансовой полиции. Иных банкиров и предпринимателей затрясло.
Но в 2005 году картина резко меняется, и забота о создании законопроекта передается на плечи Генеральной прокуратуры. Надзорники тоже рьяно взялись за дело, и уже через год проект документа был готов. Но частники снова забились в истерике: по задумке разработчиков, комитет финансового мониторинга (финансовая разведка) должен находиться в руках... Генеральной прокуратуры. Кстати, на этом пока и остановились. Быть может, депутаты исправят ситуацию? Время покажет.
Сейчас законопроект, которому дали длинное имя "О противодействии легализации (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма", находится в мажилисе. В стенах парламента документ пылится с 2006 года. Народные избранники еще старого созыва честно пытались поработать над прокурорским "изобретением": собирались рабочие группы, "круглые столы", где свое мнение высказывали не только "родители" законопроекта, но и их оппоненты - предприниматели и банкиры, которые очень опасаются рождения новой структуры. Перед депутатами со своими наглядными примерами выступали и иностранные эксперты. Мажилисмены вроде возбудились, однако в стране началась легализация капитала, и идея о создании комитета финансового мониторинга опять затихла. Ровно на год.
...В планах недавно избранного мажилиса законопроект "О противодействии..." - на одном из первых мест. В конце сентября соберется первая рабочая группа четвертого созыва, которая начнет постатейный разбор будущего закона. Так что же предлагают разработчики и чего же так боятся многие участники финансового рынка?
Откуда у Серикова появились 300 тысяч долларов на приобретение квартиры в Алматы? Что за деньги - миллион долларов - поступили на счет бизнесмена Берикова? Откуда у Иванова три тысячи долларов на поход в казино? После того как в Казахстане начнет функционировать финансовая разведка, на все подобные вопросы государство начнет искать ответы.
Правда, власть обещает, что будет "совать нос" не во все финансовые операции. Все, что ниже установленного размера, останется без внимания. Итак, что касается порогового предела подозрительных сделок. Согласно новому варианту проекта критической суммой в обычных сделках будет 30 тысяч долларов. Хотя раньше предлагалась цифра в три раза меньше этой. Но шумиха по этому поводу разгорелась нешуточная, и разработчикам пришлось повысить планку. Операции по недвижимости и ценным бумагам, не превышающие 100 тысяч долларов, останутся без внимания. Но если сумма чуть зашкалила, начинает работать финансовая разведка. Даже игрокам казино (когда они у нас появятся) придется жить "под колпаком". Приобретение фишек на три тысячи долларов и такой же выигрыш станут сигналом для проверки.
Все это говорит о том, что как только в стране заработает эта структура, все банкиры, владельцы казино, нотариусы, руководители пенсионных фондов... должны будут направлять информацию о крупных сделках в комитет финансового мониторинга. Вот и весь фокус: этот документ объединит усилия государства, которое пока в одиночку воюет с криминалом. Теперь и бизнес встанет в один ряд на борьбу с незаконным оборотом денег, вырученных от продажи наркотиков, оружия, коррупции, идущих на финансирование терроризма...
Полученную информацию будет обрабатывать специальная программа, куда занесут критерии подозрительных операций. После принятия основного закона "О противодействии..." над этим списком специалистам еще предстоит покорпеть. А за основу будут взяты рекомендации экспертов из тех стран, где финразведка уже успела доказать свою эффективность. А дальше - высвечиваются "черные" сделки, о которых позже доложат в правоохранительные органы. Да-да, со стороны комитета никаких разборок, с виду эта структура будет совсем безобидной. Его сотрудникам не дается практически никаких прав: ни проверять, ни опрашивать, ни вызывать. Получил информацию, обработал, изучил, обнаружилось что-то неладное - дело передается в финансовую полицию или КНБ.
Между тем многие казахстанские банки, хоть раньше и кричали о банковской тайне, уже начинают создавать у себя спецотделы, которые готовят информацию о подозрительных сделках. В основном это финансовые учреждения, которые имеют контакты с зарубежными банками, уже давно привыкшие к деятельности финансовой разведки.
И все же нашим гражданам пока волноваться не о чем. Пока депутаты рассмотрят проект закона, пока его утвердят... А тут еще говорят, что на создание и внедрение программы, которая будет обрабатывать информацию, уходит до трех лет. Вот Россия потратила пять лет. Казахстан, конечно, в состоянии приобрести готовую продукцию, однако специалисты не советуют. Мол, это все ради вашей безопасности, поэтому придется самим потрудиться. Так что поздравлять "родителей" казахстанской финразведки еще рановато... |