Алматы (Алма-Ата). 11 октября. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
Член комитета ООН по соблюдению Орхусской конвенции от Центральной Азии Вадим Ни советует гражданам Казахстана при обращении в Организацию со своими жалобами думать и об имидже страны.
Как известно, в рамках 62-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 25 сентября текущего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев от имени республики подписал факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах и Конвенции ООН против пыток и других жестоких бесчеловечных и унижающих достоинства видов обращения и наказания.
"После того как эти протоколы будут ратифицированы - над этим вопросом сейчас работают, - рассказал В.Ни в интервью газете "Литер", опубликованном в четверг, - граждане (Казахстана. - "ИФ-К") получат возможность защищать свои гражданские и политические права напрямую в международном органе".
Однако, отметил он, "открывающиеся возможности обращений за защитой прав в международные инстанции не нужно рассматривать как приглашение вынести "весь скопившийся сор из избы".
"Мы (казахстанское государство. - "ИФ-К") не в такой ситуации, когда готовы защитить каждого и по каждой ситуации, поэтому должны четко понимать: начинать необходимо с крупных проблем, а международные механизмы соблюдения конвенций использовать прежде всего для решения серьезных вопросов", - сказал В.Ни.
В противном случае, полагает представитель ООН, ратификация Казахстаном указанных протоколов может привести к обострению отношений между государством и обществом, что негативно отразится на имидже республики.
"Есть опасность того, что процедуры обращений в международные органы превратятся в арену для постоянных склок и дрязг между гражданами, правозащитниками и оппозицией с одной стороны и государственными органами с другой", - отметил В.Ни, добавив: "В конечном итоге это негативно скажется на имидже страны и казахстанского народа".
"Не обязательно, что крупные проблемы будут умышленно замалчиваться, но есть угроза разменяться на мелочи, как это происходит сейчас", - заметил он.
По его информации, "средний срок" рассмотрения обращения в комитете ООН по правам человека - несколько лет. "Поэтому по незначительным вопросам в международные органы обращаться зачастую нет смысла", - полагает В.Ни.
Он пояснил, за защитой каких прав граждане Казахстана смогут обратиться в комитет ООН по правам человека: "К таким правам, в частности, относятся право на свободу и личную неприкосновенность, гуманное обращение в отношении обвиняемых и осужденных, свобода выбора места жительства, равенство при рассмотрении дел в судах, право на свободное выражение своего мнения, право на объединения и многие другие права и свободы".
"Нашим государственным органам надо быть готовым к тому, что завтра такие дела будут рассматриваться на международной арене. Если рекомендации комитета не будут рассматриваться и приниматься республикой, то подписание и ратификация факультативного протокола может окончиться для Казахстана скандалом", - предупредил В.Ни.
Международный пакт о гражданских и политических правах, который входит в международный Билль о правах человека, Казахстан подписал 2 декабря 2003 года и ратифицировал в ноябре 2005 года.
Международный пакт о гражданских и политических правах принят Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, вступил в силу 23 марта 1976 года.
Данный документ является одним из основных документов международного сообщества по защите основных прав и свобод человека. Состоит из 6 частей и 63 статей. Пакт имеет дополнение в виде факультативного протокола, который определяет порядок обеспечения выполнения этого пакта.
В настоящее время к данному пакту присоединились более 160 стран.
Конвенция против пыток была принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года и вступила в силу 26 июня 1987 года. Конвенция не только запрещает умышленное причинение боли или страданий (как физических, так и нравственных), но и не признает никаких ссылок на приказы сверху или исключительные обстоятельства, вроде - состояние войны, политическая нестабильность, чрезвычайное положение.
Данная Конвенция является дополнением к Всеобщей декларации ООН прав человека 1948 года и Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны.
Присоединение государства к факультативному протоколу этой Конвенции обеспечивает базу для мониторинга мест лишения свободы.
На сегодняшний день Конвенцию подписали свыше 140 стран, но ратифицировала чуть более 50 государств. |