Астана. 12 октября. "Казахстан Сегодня"
Министр индустрии и торговли РК Галым Оразбаков считает, что на сегодняшний день создание пилотных кластеров не получило логического завершения. Такое мнение он высказал сегодня в ходе бизнес-форума "Кластерная инициатива Казахстана".
"Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день создание пилотных кластеров в стране не получило логического завершения", - сказал Г. Оразбаков. При этом он заметил, что "по оценкам международных и отечественных экспертов на создание полноценно функционирующих кластеров требуется значительное время". "Поэтому ждать быстрых результатов было бы, наверное, неправильно", - добавил глава МИТ.
В то же время, по оценке министра, возможности полноценного кластерного развития, то есть наличия составляющих цепочки добавленной стоимости, уже просматриваются в кластерах: пищевая промышленность, текстильная промышленность, транспортная логистика и туризм. "Хочу отметить, что не все так гладко, как нам хотелось бы. Есть много проблем, которые не решаются: недостаточное финансирование, отсутствие соответствующей инфраструктуры, дефицит кадров и инертность бизнеса", - подчеркнул Г. Оразбаков.
"В то же время это означает, что есть большой фронт работы, который необходимо в ближайшее время выполнить", - заключил министр.
-----
"Казахстан-2030": в стране форсируются меры по развитию машиностроения - вице-министр индустрии и торговли РК АСТАНА. 12 октября. КАЗИНФОРМ /Валентина Елизарова/
Сегодня в рамках бизнес-форума "Кластерная инициатива Казахстана" были обсуждены перспективы развития машиностроительной отрасли в стране. Дискуссия участников секции "Металлургия и машиностроение" получилась довольно конструктивной.
- Потенциал машиностроительных компаний в Казахстане очень высок, - отметил вице-министр индустрии и торговли РК Куандык Бишимбаев. – Это связано прежде всего с развитием сельского хозяйства – спрос на сельскохозяйственную технику растет. Машиностроение, мы уверены, в стране имеет большие перспективы. Сегодня только нужно правильно определить направления, требуется разработать системный план, дорожную карту.
По словам представителя республиканской Ассоциации горнодобывающих и горнометаллургических предприятий Толегена Муканова, отрасль металлургии сейчас приблизилась к уровню советского периода. "В рамках Стратегии индустриально-инновационного развития в отрасли реализуются более десяти проектов, которые можно отнести к прорывным", - отметил представитель Ассоциации. В качестве примера он назвал проекты, реализуемые в Карагандинской области двумя крупными компаниями: АО "Арселор Миттал Темиртау" и ТОО "Корпорация "Казахмыс" - строительство сортопрокатного цеха и Актогайского ГОКа.
- По цветной металлургии у нас запасы ограниченные, - комментирует Т. Муканов. – А по черной металлургии уровень запасов – очень хороший, поэтому есть все основания для строительства новых заводов. К примеру, в республике у нас вообще нет горношахтного машиностроения.
Между тем есть ряд проблем, от решения которых зависит конкурентоспособность отечественной продукции. К примеру, российская продукция в силу определенных обстоятельств практически в два раза дешевле казахстанской. Т. Муканов в разряд наиболее актуальных проблем поставил вопросы тарифной и таможенной политики. Также, по его мнению, требуются изменения налогового режима. Достаточно высоким остается процент изношенности оборудования. "В связи с тем, что цены на электроэнергию будут расти, также возникают вопросы. Ведь многие наши предприятия энергоемкие", - обозначил еще одну проблему представитель Ассоциации.
По завершении работы этой секции вице-министр индустрии и торговли РК К. Бишимбаев в интервью корреспонденту Казинформа резюмировал ее итоги.
- Что конкретно планируется сделать для развития машиностроительного комплекса?
- Здесь назывались проекты, которые должны быть реализованы уже в ближайшее время. Все это, безусловно, станет большим вкладом в реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития, основных задач Стратегии "Казахстан-2030". В 2008 году планируется ввести в строй завод по производству первичного алюминия в Павлодаре, завод по выпуску металлургического кремния в Караганде. Есть ряд проектов в Кызылординской области в металлургической сфере. Они достаточно интересны. Общий темп развития экономики сейчас очень высокий.
Достаточно высокая роль отводится индустриальному парку на территории Карагандинской области. На его площадке реализуется тот же проект по производству металлургического кремния, который вошел в программу "30 корпоративных лидеров Казахстана".
- Несмотря на принимаемые меры, актуальной остается проблема высоких цен на металл для отечественных производителей. Будет ли она наконец решена?
- Мы определили несколько направлений развития отечественной металлургии и машиностроения. В частности, первая задача – это обеспечить внутренний рынок необходимым металлом для наших машиностроительных, строительных компаний и всех, кто использует в своей деятельности металл. Сейчас будем активно работать по этому вопросу с Ассоциацией горнодобывающих и горнометаллургических предприятий. В целом особой остроты проблемы нет, и решать мы ее будем поэтапно. |