NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 16:02 ast
14:02 msk

Кабмин споткнулся о… рынок
О правительстве Масимова, хлебном кризисе и методах государственного управления экономикой
15.10.2007 / политика и общество

Мухамеджан АДИЛОВ, "Республика", 12 октября

Как известно, практика – критерий истины, а люди проверяются в испытаниях. Хлебный кризис и те методы, с помощью которых пыталось разрешить его правительство Карима Масимова, продемонстрировали – наше правительство с рыночными законами экономики не знакомо и процессами не управляет, а лишь наблюдает за ними со стороны.

Это – поразительное открытие на 16-м году независимости и суверенитета Казахстана, когда в республике уже, казалось бы, торжествует рыночная экономика, а темпы ее развития стабильно составляют порядка 10% в год. Но, тем не менее, мы имеем то, что имеем. Давайте посмотрим, как развивалась проблема, и проанализируем, как правительство ее решало.

Стоило ли изобретать велосипед?

Началось все летом, когда мелькомбинаты в отдельных регионах начали испытывать дефицит сырья. Судя по сообщениям СМИ, проблемой стало найти даже относительно небольшие партии зерна в 3-5 тысяч тонн. Все это было крайне странно, поскольку, по статистическим данным, переходящий остаток зерновых прошлого урожая на элеваторах и хлебоприемных пунктах составлял более 2 миллионов тонн, что обеспечивало как минимум четырехмесячную потребность страны в продовольственном зерне.

Вот тогда бы правительству Карима Масимова и лично министру сельского хозяйства Ахметжану ЕСИМОВУ и озаботиться бы вопросом – а соответствуют ли реальные остатки книжным и не пора ли государству начать регулировать процессы, происходящие на рынке зерна? Увы, озабоченности проявлено не было.

Именно в этот период были заложены первые основы скорого скачка цен на хлеб. Дефицит зерна для переработки в условиях, когда нет возможностей для быстрого и дешевого завоза, притом что потребление относительно постоянно и мало зависит от прочих условий, обязательно приводит к росту цен на него. Хотя бы для того, чтобы компенсировать повышенные затраты на доставку из других регионов.

В этот момент правительство, управляющее государственными запасами зерна и располагающее инструментом для рыночного регулирования – "Продкорпорацией", и должно было вмешаться. Вместо этого проблема была свалена на плечи местных властей, а те начали регулировать рынок административными мерами, пытаясь обеспечить зерном и мукой самых крупных производителей, от которых зависели местные рынки муки и хлеба.

Между тем разбронирование относительно небольших партий государственного зерна, их немедленная переработка в муку и выброс на рынок в нуждающихся регионах могли бы быстро погасить дефицит. Однако сигнал рынка зерна и продуктов его переработки был правительством Масимова пропущен без внимания. И это сошло бы ему с рук, если бы не изменение конъюнктуры цен на мировом рынке зерна.

Когда мировые цены на продовольственное зерно начали расти, а ситуация в среднеазиатском и близлежащих регионах оказалась в пользу экспортеров, это немедленно сказалось на внутриказахстанском рынке зерна и продуктов его переработки. Цены на зерно быстро и верно поползли вверх, и за короткий период времени повысились почти вдвое. И это притом что республика собрала рекордный урожай зерновых – 22 миллиона тонн в бункерном весе, что даже при повышенной рефракции в 10-15% даст не менее 19-20 миллионов тонн зерна в закромах.

Правительство вполне могло справиться с ситуацией, и если не предотвратить скачок цен на муку и хлеб, то сначала его значительно замедлить, а потом остановить на уровне ниже нынешнего. Для этого не надо было придумывать ничего нового, тем более что есть опыт второй половины 90-х годов, когда при значительно худшем состоянии государственного бюджета и государственных запасов зерна за счет товарных интервенций похожую ситуацию удалось в значительной мере стабилизировать.

Достаточно было перебросить на мелькомбинаты крупные партии государственного зерна, перемолоть их там и целевым назначением продать хлебопекарным предприятиям для выпечки социально значимых сортов хлеба. Да, при этом "Продкорпорация" и, соответственно, государственный бюджет понесли бы определенные потери, но при нынешней избыточности государственных финансов – незначительные. Дополнительно к этому можно было административно ограничить вывоз из Казахстана муки и зерна.

Последнее и было сделано, но скорее случайно – не по решению, а по упущению правительства, когда образовался дефицит вагонов для перевозки зерна нового урожая и возникли проблемы с таможенным оформлением вывоза в связи с введением лицензирования экспорта.

Сила есть – ума не надо

Дело в том, что в отличие от других товарных групп казахстанского экспорта зерно, во-первых, относительно дорого в хранении – порядка половины цены в расчете на год раньше и четверти цены нынче. Во-вторых, оно быстро приходит в негодность при неудовлетворительном хранении. В-третьих, требует специальных вагонов для перевозки.

Поэтому, располагая государственными запасами зерна приблизительно в одну десятую от урожая 2007 года (около одной трети внутренней годовой потребности страны в продовольственном зерне), совсем нетрудно было контролировать цены на муку внутри республики. И сдерживать их рост достаточно долго, чтобы население постепенно адаптировалось к растущим ценам на хлеб, а государство смогло запустить механизм поддержки слабо защищенных групп граждан.

Вместо этого правительство Масимова попыталось использовать административные меры, но не там и не так, как надо, – оно заговорило о государственном контроле над хлебопекарной промышленностью (хотя речь шла о сдерживании цен только на часть ассортимента – на так называемый формовой хлеб массового потребления) и снова свалило решение проблемы на местные власти.

Последнее вообще, кстати, стало фишкой нынешнего кабинета министров. Акимов областей начали заставлять создавать региональные зерновые фонды, чтобы за счет них понизить цены на муку и потом на хлеб. А поскольку главы местных исполнительных органов не располагали ни свободными денежными ресурсами (как известно, местные бюджеты находятся под жестким контролем министерства финансов), ни инструментами (в виде аналогов "Продкорпорации"), то они начали действовать привычным для себя методом – добровольно-принудительным закупом у товаропроизводителей по сниженным ценам, подкрепленным полицейскими патрулями на дорогах и неформальными ограничениями продаж заезжим покупателям.

Причем чем бессовестнее и сильнее был аким, тем больших успехов добивался. Между тем правительство Масимова располагало всем тем, чего не было у акимов: профицитным республиканским бюджетом, свободные остатки которого исчисляются десятками миллиардов тенге, и "Продкорпорацией", контролирующей порядка 2 миллионов тонн зерновых нынешнего и прошлого урожая.

Отказ правительства от регулирования цен на хлеб путем товарных интервенций на рынках зерна и муки тем более непонятен, что аналогичную схему давно и успешно применяет Национальный банк в отношении валютного рынка, который, несомненно, намного хуже поддается государственному регулированию, чем рынки зерна и продуктов его переработки. После паники в последние дни августа курс доллара явно находится под контролем главного банка страны и существенно ниже пика, достигнутого два месяца назад.

Что касается косвенного воздействия на экономику через экономические инструменты, то и это делает Нацбанк – за счет выпуска своих ценных бумаг. Хотя обходится эта практика достаточно дорого, но без нее резко ухудшилась бы макроэкономическая ситуация в Казахстане. И вряд ли Анвар Сайденов умнее, опытнее и решительнее премьера Масимова. Дело скорее в другом – в Национальном банке есть преемственность и наработанные инструменты, механизмы, алгоритмы регулирования рынка, чем совсем не может похвастаться правительство.

Между тем скачок цен на зерно и продукты опаснее для экономики страны, чем рост цен на нефть, топливо и электроэнергию. Все эти виды продукции являются базовыми для других. Но если машину можно поставить на прикол, а электроэнергию сильно экономить, то без хлеба в условиях, когда остальные продукты еще дороже, не обойтись. Цена хлеба прямо влияет на стоимость рабочей силы, причем в нынешних условиях экономического подъема куда сильнее, чем в годы "шоковой терапии" по Гайдару.

Тогда рост цен в разы был жестоким, но не оказал влияния на рост средней зарплаты по стране – избыток рабочей силы не позволил, хотя и ускорил инфляцию. В условиях дефицита квалифицированных кадров скачок цен на хлеб сразу и прямо скажется на средней зарплате, поскольку основные сектора экономики по-прежнему растут, и еще больше подтолкнет обесценение национальных денег.

Свидетель, но не участник

Правительство провалилось еще в двух сопряженных областях.

Во-первых, оно не проявляет никакой активности в деле социальной защиты населения. Между тем давно нужно было посчитать рост стоимости минимальной потребительской корзины в Казахстане и быстро предложить главе государства неотложные меры по поддержке слабозащищенных слоев населения – в первую очередь пенсионеров в целом по стране. Например, повысить президентскую надбавку к пенсии с 3 до 4-5 тысяч тенге в месяц, как это предлагают политические партии. Вместо этого снова проблема перекладывается на плечи акимов и местных бюджетов – это, конечно, удобно, но малоэффективно.

Во-вторых, правительство Карима Масимова полностью потерпело поражение на информационном поле. Вместо внятного объяснения, что рост цен на зерно – это положительное явление, которое даст дополнительные доходы производителям и бюджету, за счет которых будут компенсированы потери граждан с фиксированными и небольшими доходами, правительство отделывалось невнятными заявлениями, понятными только узкому кругу экономистов, финансистов и специалистов сельского хозяйства.

Таким образом, приходится сделать нелицеприятный вывод: текущее правительство не может руководить экономикой в кризисных и даже полукризисных ситуациях, поскольку не понимает сути рыночного механизма и не умеет им пользоваться применительно даже к одной отрасли. Но это означает, что и к экономическому подъему оно отношение имеет тоже относительное – как свидетель, но не как участник.

Еще больше сомнений в свете невнятных действий премьер-министра и его команды вызывает эффективность их усилий по реализации президентских проектов – административной реформы, 30 прорывных проектов, СПК, диверсификации экономики и так далее. На месте Нурсултана Абишевича мы бы поинтересовались подробнее тем, как идут дела. Причем задействовав независимых от правительства экспертов.

Потому что уже всем очевидно: стабилизация цен на хлеб в последние дни – не заслуга правительства (о чем оно спешит рассказать всем подряд), а результат действия рыночного механизма. Цены стабилизировались под воздействием спроса и предложения, а действия акимов лишь незначительно отклоняют их – причем только в городах и только в статистических отчетах.

Но мы даже боимся думать, что будет, если коррекция в банковской сфере и ее воздействие на строительный рынок окажутся ограниченными и разовьются в крах стройиндустрии и падение цен на недвижимость – правительство Масимова с этой проблемой просто не справится.

…Кстати, правящая партия тоже сильно нас разочаровала. Похоже, она унаследовала положение и привилегии КПСС, но отнюдь не ее ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране. Где постановление политсовета "Нур Отана" о причинах скачка цен на хлеб и другие товары первой необходимости и неотложных мерах по стабилизации ситуации? Где привлечение к политической ответственности не справившихся с порученной им работой чиновников – членов "Нур Отана"?


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.10.2007
У газеты "Вечерний Алматы" появился свой веб-сайт 31.10.2007
Спикер Сената написал сенсационную книгу 31.10.2007
АИС приостановило регистрацию доменных имен ряда сайтов за допущенные нарушения 31.10.2007
Генпрокуратура Латвии отказалась возбуждать дело против премьера республики 31.10.2007
Тусклые переговоры 31.10.2007
Пакет с популизмом 31.10.2007
Беспрецедентный случай Киршнер, или Кто входит в клуб правящих дам 31.10.2007
Правительственная комиссия по вопросам застройки Алматы завершила проверку 30.10.2007
Премьер запретил акиматам выдавать до начала 2008 года разрешения на строительство на долевой основе 30.10.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz