"Ак Орда", 16 октября
Президенты Азербайджана, Ирана, Казахстана, России, Туркменистана встретились в Тегеране для обсуждения актуальных вопросов определения правового статуса Каспийского моря. Сегодня состоялась конструктивная дискуссия, в результате которой главы государств сблизили позиции по ключевым аспектам деятельности прибрежных стран на Каспии.
Каспий уникален по своим минеральным и биоресурсам и экологической системе. Прогнозные данные только о запасах углеводородных ресурсах оцениваются в пределах 18 миллиардов тонн условного топлива. Естественно, каждое из пяти прикаспийских государств имеет свои интересы, обусловленные природными богатствами в акватории моря и на его побережье.
В течение более десяти лет прикаспийские страны разрабатывают Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Значение этого документа не в последнюю очередь связано с проблемой собственности на природные и, прежде всего, энергетические ресурсы. До принятия Конвенции продолжают действовать советско-иранские договоры от 26 февраля 1921 года и 25 марта 1940 года.
Этими документами на море установлен режим свободы судоходства и рыболовства, но вопросы недропользования и природоохранной деятельности договорами не регулировались.
В ноябре 2003 года представители прикаспийских стран подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская Конвенция), которая вступила в силу 12 августа 2006 года. Это первый документ, принятый в пятистороннем формате. Основной целью его является обеспечение экологической безопасности этого уникального водоема и защиты его природных богатств в ходе освоения углеводородных ресурсов морского дна.
Кроме того, три прикаспийских государства - Россия, Азербайджан, Казахстан, урегулировали спорные вопросы в северной части Каспийского моря, подписав в мае 2003 года трехстороннее Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря. Документ узаконил в трехстороннем формате правовой статус более 60 процентов недр всей акватории моря.
Президент Казахстана, выступая на открытии Саммита, напомнил, что первый пятисторонний Саммит прошел в апреле 2002 года в Ашгабаде. Тогда главам пяти государств не удалось достичь взаимопонимания по всему спектру вопросов, но, тем не менее, были обозначены конкретные направления работы по существующим проблемам.
- За эти годы наметилось существенное продвижение в переговорном процессе по правовому статусу Каспийского моря. Мы надеемся, что нынешняя встреча ознаменует собой новый этап в развитии пятисторонних связей, который обеспечит сохранение стабильности, стимулирование экономического и культурного прогресса, плодотворного взаимодействия и взаимного доверия, - сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана отметил особую важность скорейшего принятия главного документа - Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, который наряду с другими международными актами будет регламентировать основополагающие направления сотрудничества прикаспийских стран.
В своей речи Нурсултан Назарбаев обозначил позицию Казахстана при определении будущего правового статуса Каспийского моря, который придерживается принципа раздела акватории Каспия на внутренние воды, территориальное море, рыболовные зоны и общее водное пространство.
Президент также отметил необходимость скорейшего научно обоснованного юридического оформления взаимодействия прибрежных государств в сфере использования, охраны и воспроизводства биоресурсов Каспия путем подписания в этих целях соответствующего пятистороннего соглашения.
- Мы считаем, что существующий механизм распределения квот на вылов осетровых, когда из всего общего допустимого улова Иран получает 45 процентов, Россия - 27, а остальные три государства - 28 процентов, которые распределяются между Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном, не отвечает сегодняшним реалиям, - сказал Н.Назарбаев.
Глава государства отметил, что Казахстан верен своей политике обеспечения добрососедских отношений в регионе Каспийского моря. Это подтверждает и инициатива Казахстана в проекте итоговой Декларации Саммита о закреплении фундаментальных основ для укрепления доверия, безопасности и стабильности на море.
Президент Н.Назарбаев выразил уверенность, что тегеранская встреча внесет достойный вклад в дело укрепления дружбы, взаимопонимания и процветания наших стран.
По итогам Саммита была принята Декларация – это первый подписанный Главами пяти прикаспийских государств документ. Также сегодня состоялось подписание казахстанско-иранско-туркменской совместной Декларации о строительстве железной дороги из Казахстана через Туркмению в Иран с выходом на Персидский залив.
- Мы считаем, что в Тегеране был прорыв, и все главы государств проявили заинтересованность в том, чтобы Каспийское море стало морем дружбы и стабильности, служило народам наших стран, - сказал Президент Казахстана.
На итоговой пресс-конференции Глава государства Нурсултан Назарбаев сообщил, что следующий Саммит прикаспийских государств на высшем уровне намечено провести в октябре 2008 года в г.Баку.
-----
Выступление Президента Н.А.Назарбаева на открытии Второго Саммита Глав прикаспийских государств г. Тегеран, 16 октября 2007 г.
Уважаемый Председатель! Уважаемые коллеги!
Прежде всего, позвольте выразить искреннюю благодарность иранской стороне и лично Президенту Исламской Республики Иран господину Махмуду Ахмадинежаду за приглашение и прекрасную организацию сегодняшнего мероприятия, традиционные гостеприимство и радушие.
Пять лет назад в апреле 2002 года состоялся первый пятисторонний Саммит прикаспийских государств в Ашгабаде. Он стал важным шагом для дальнейшего развития сотрудничества наших стран. И хотя переговоры прошли в духе дружбы, нам не удалось тогда достичь взаимопонимания по всему спектру вопросов. Но мы, тем не менее, обозначили конкретные направления работы по существующим проблемам.
За эти годы наметилось существенное продвижение в переговорном процессе по правовому статусу Каспийского моря. Мы надеемся, что нынешняя встреча ознаменует собой новый этап в развитии пятисторонних связей, который обеспечит сохранение стабильности, стимулирование экономического и культурного прогресса, плодотворного взаимодействия и взаимного доверия.
Безусловно, говоря о создании на Каспии зоны эффективного сотрудничества, мы подразумеваем формирование надежного и всеобъемлющего правового механизма. Его цель состоит в укреплении политической и экономической безопасности в каспийском регионе.
Нашим государствам следует прилагать еще более активные усилия для наращивания эффективности и результативности переговорного процесса.
Особенно важно скорейшее принятие главного документа - Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Договора, который наряду с другими международными актами, будет регламентировать основополагающие направления сотрудничества прикаспийских стран.
Полагаем, что задачей нашего Саммита является дальнейшее развитие каспийского диалога и принятие политических решений для согласования ключевых аспектов юридического режима Каспия.
Позвольте вкратце напомнить позицию Республики Казахстан по неурегулированным вопросам будущего правового статуса Каспийского моря.
Мы по-прежнему придерживаемся принципа раздела акватории Каспия на внутренние воды, территориальное море (не менее 12 морских миль), рыболовные зоны (25-30 морских миль) и общее водное пространство. Мы считаем данный вариант наиболее приемлемым и отвечающим интересам всех прикаспийских государств. При этом акцентировать внимание следует не на названиях, а на определении ширины и правового режима указанных зон.
Внешний рубеж территориального моря, на наш взгляд, должен являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет осуществлять исключительную юрисдикцию и обладать всей полнотой власти.
Всеми правами на рыболовство в этих зонах должна обладать соответствующая сторона. В открытом море прикаспийские страны будут иметь право на свободу судоходства и рыболовства на основе согласованных квот вылова и лицензирования промысла.
Отдельно хотел бы остановиться на необходимости скорейшего научно обоснованного юридического оформления взаимодействия прибрежных государств в сфере использования, охраны и воспроизводства биоресурсов Каспия путем подписания в этих целях соответствующего пятистороннего соглашения.
Мы считаем, что существующий механизм распределения квот на вылов осетровых, когда из всего общего допустимого улова Иран получает 45 процентов, Россия - 27, а остальные три государства - 28 процентов, которые распределяются между Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном, не отвечает сегодняшним реалиям. Полагаю, что азербайджанская и туркменская стороны поддержат необходимость пересмотра подобного дискриминационного подхода. Прежние советско-иранские соглашения ушли в историю. Сегодня вокруг Каспия существует пять независимых государств.
В отношении разграничения дна и недр Каспийского моря вновь приведу в пример положительный опыт достигнутых договоренностей между Казахстаном, Азербайджаном и Россией, обеспечивших международно-правовую базу для освоения нефтегазовых запасов северной части Каспия, и тем самым создавших привлекательный и стабильный инвестиционный климат.
Положения о праве внутриконтинентальных прикаспийских государств на свободу транзита всеми транспортными средствами и доступа к другим морям и Мировому океану, предусмотренные в ряде универсальных международных договоров, также должны быть закреплены в Конвенции.
Хотел бы отметить, что в данном случае речь идет не только о судах, но и о других видах транспорта, в том числе и о трубопроводах.
Начало интенсивного освоения прикаспийских месторождений углеводородных ресурсов требует самых активных действий по определению условий реализации проектов их транспортировки. В целях обеспечения экономических интересов государств, по мнению казахстанской стороны, маршруты прокладки трубопроводов представляется целесообразным согласовывать со странами, через участки дна которых они будут проходить.
Учитывая сегодняшние реалии, а также геополитическую ситуацию в регионе, где пересекаются стратегические интересы крупных стран - потребителей энергии, необходимо, чтобы сотрудничество наших стран на Каспии стало примером сбалансированных, конструктивных и ответственных подходов.
Казахстан верен своей политике обеспечения добрососедских отношений в регионе Каспийского моря. Это подтверждает и наша инициатива в проекте итоговой Декларации Саммита о закреплении фундаментальных основ для укрепления доверия, безопасности и стабильности на море.
В данном контексте демилитаризация Каспия является наиболее предпочтительным вариантом. Я знаю, с этим не все согласны, поэтому хочу привлечь внимание к существующей идее о создании пятистороннего механизма контроля над вооружениями в Каспийском море, который может стать еще одним залогом поддержания безопасности и надежным средством предотвращения конфликтов.
В настоящее время предлагаем ограничить военно-морскую деятельность на Каспийском море задачами и функциями, возлагаемыми на морские части пограничных ведомств.
Уважаемые коллеги!
Сегодняшние переговоры - это свидетельство истинно дружественных отношений прикаспийских стран и показатель общего стремления к самому тесному сотрудничеству и взаимодействию.
Казахстан заинтересован в углублении партнерства со странами Каспийского региона в самых различных сферах. И мы видим такую же заинтересованность со стороны соседей по Каспийскому морю.
Мы поддерживаем идею Президента ИРИ о регулярных встречах министров иностранных дел прикаспийских стран для урегулирования вопросов статуса моря.
Мы положительно оцениваем работу экспертов в Специальной рабочей группе по формированию правовой базы, которая позволит эффективно и оперативно сотрудничать на Каспии по всем направлениям, и ожидаем скорейшего завершения работы над проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Уверен, что тегеранская встреча внесет достойный вклад в дело укрепления дружбы, взаимопонимания и процветания наших стран. Для этого имеются все необходимые предпосылки и условия и, самое главное, добрая воля.
Только объединив наши усилия, мы придем к желаемому результату - определению всеобъемлющего правового статуса Каспийского моря.
Благодарю за внимание! |