NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 17:22 ast
15:22 msk

Частное образование в Казахстане: становление и современные вызовы
Утверждения, что частные вузы обучают только заочников, не соответствуют действительности. Не вызывает сомнений коммерческий характер получения образования в частных вузах и на платных отделениях государственных вузов
02.11.2007 / политика и общество

Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор университета "Туран", президент Ассоциации вузов Казахстана, "Казахстанская правда", 2 ноября

Высшее образование в мировом сообществе переживает подъем. По мнению ведущих исследователей и специалистов, оно приобретает качественные изменения. Во-первых, оно становится массовым и, во-вторых, модифицирует свою основную функцию.

Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века (ЮНЕСКО, 1998 г.) отмечается: "Мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду с все большим осознанием культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором более молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями".

Массовый характер важнейшей сферы общественной деятельности предопределен современными тенденциями развития экономики и общества в целом. Университеты из учреждений культуры, формирующих знания, превращаются в предприятия по производству наиболее востребованных услуг.

В развитых странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения в среднем составляет 68 процентов, в Северной Америке - 84. Стремительно растет число студентов. Если в 1960 году, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось 13 миллионов человек, то в 1997 году этот показатель возрос почти в семь раз и составил 88,2 миллиона. В настоящее время 100 миллионов человек обучается в более чем 14 тысячах вузов. По прогнозам, общее количество студентов в мире к 2025 году возрастет до 150 миллионов.

Массовое высшее образование, по заключению специалистов, социологов, политологов, экономистов, расширило доступ в вузы представителей разных социальных групп, увеличило число учебных заведений с правами и статусом университета, разнообразие программ высшего образования как классического, так технического и прикладного профилей.

Вузы традиционно рассматривались как некоммерческие организации. В современных условиях целью политики высшего образования во многих государствах стала их диверсификация. Национальные правительства и международные организации всесторонне обосновывают необходимость частного сектора в этой сфере. Большинство исследователей признает его одним из самых динамичных и развивающихся, активно реагирующим на запросы рынка труда. Его формирование, по мнению специалистов, позволило создать дешевый и эффективный путь к массовому высшему образованию.

Ускоренное развитие частного сектора, сокращение государственного участия и финансирования, изменение их влияния на глобальном образовательном рынке актуализировало проблему соотношения государственной и частной сфер.

Частное образование за рубежом

В сфере высшего образования наиболее быстро развивается частный сектор. За последние 20 лет его доля в мире возросла с десяти процентов до 30. В Европе - в среднем до 30, в США - до 50 процентов. В ряде европейских стран начиная с 1990 года он существенно вырос, особенно в Центральной и Восточной Европе. В последнее время значительный рост наблюдается в Западной Европе.

В государствах ОЭСР, по которым Всемирный банк получил данные (за исключением Франции), расходы на высшее образование из частных источников увеличивались быстрее, чем государственные дотации. В Канаде, Нидерландах, Италии и Швейцарии бюджетные расходы на эти цели снизились. Аналогичные процессы наблюдаются и во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

В Китае насчитывается 1 396 государственных и 1 202 частных университета. В Пекине работает 91 частный вуз, в Шанхае - 177. Большинство частных учебных заведений КНР используют программы, отвечающие рыночным условиям. Это - бизнес-администрирование, маркетинг, финансы, иностранные языки, вычислительная техника, экономика и прочее. Некоторые частные вузы специализируются на профессионально-технических программах, по которым готовят инженеров для местных предприятий. В сравнении с государственными вузами программы в частных вузах более гибкие и приспособлены к изменениям на рынке труда.

В Японии около 600 университетов, включая 425 частных и 175 государственных, в которых обучается около 2,5 миллиона студентов. Самые престижные - государственные университеты в Токио, Киото и Осаке. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансай. Имеется значительное количество высших учебных заведений, насчитывающих 200-300 студентов на одном-двух факультетах. Во всех университетах обучение платное. В зависимости от престижности вуза и популярности специальности стоимость варьируется от 100 тысяч долларов за степень бакалавра (четыре года обучения) до пяти тысяч - за бакалавра искусств в муниципальном вузе. В японских вузах оплачиваются и вступительные экзамены.

В США около 2,5 тысячи частных колледжей с 4-летним курсом обучения (бакалавры) и университетов. В них обучаются 15 миллионов студентов. Наряду с частным высшим образованием в стране имеется и государственная форма в виде публичных (общественных) университетов и колледжей. В каждом из 50 штатов функционируют как минимум один государственный университет и несколько колледжей. Общественное образование на 36 процентов финансируется из бюджета штата, на 11 - из федерального, на четыре процента - из местного бюджета. 19 процентов составляет плата студентов за обучение, пять процентов приходится на частные пожертвования через гранты и контракты, 26 процентов - на другие источники финансирования.

В России на начало 2005/2006 учебного года число аккредитованных негосударственных вузов достигло 413, лицензированных - превысило 640; численность студентов негосударственных вузов составила более одного миллиона 100 тысяч человек.

Тенденции развития высшего образования в Казахстане

В Казахстане динамично развиваются две указанные выше тенденции развития высшего образования. Растет притягательность, массовость высшего образования. В 181 вузе (один университет на 82,8 тысячи населения) обучается 775,7 тысячи студентов, или 5,17 процента населения. Для примера, в США один университет приходится на 75 тысяч человек - 5,4 процента населения.

Наибольшее количество вузов (66) расположено в городе Алматы, в ЮКО - 19, в Карагандинской области - 15, в городе Астане - 11, в ВКО - десять. В Алматы обучается 205,6 тысячи человек (26,5 процента от общего числа). 100,9 тысячи - в ЮКО, 71,8 тысячи – в Карагандинской, 52,7 тысячи – в ВКО, 44,6 тысячи – в Костанайской, 41,8 тысячи - в городе Астане, 37,7 тысячи - в Актюбинской, 37,3 тысячи - в Жамбылской, 31,1 тысячи - в ЗКО, 27,5 тысячи - в Акмолинской, 23,2 тысячи - в Атырауской, 19 тысяч - в Кызылординской, 17,7 тысячи - в Мангистауской, 16,9 тысячи - в СКО, 13,2 тысячи - в Алматинской области.

С внесением в Конституцию Казахстана нормы, позволяющей открывать частные учебные заведения, в том числе и в высшем образовании, определены перспективы для развития нового сектора этой сферы. Первыми частными университетами стали "Туран", "Кайнар", КИПМО.
За 15 лет своего становления и формирования частное образование многого достигло. В 2005/2006 учебном году из 181 вуза в стране в числе негосударственных функционировало 130. В них обучалось 48,8 процента от общего количества студентов, или 378,9 тысячи из 775,7 тысячи. После оптимизации количество частных вузов уменьшилось до 107, хотя численность обучающихся практически не изменилась.

На дневном отделении всех вузов в республике насчитывалось 378,1 тысячи студентов (48,7 процента всего контингента), из них в государственных - 234,4 тысячи (61,9 процента), в негосударственных - 143,7 тысячи (37,9), на заочном отделении - 395,2 тысячи (50,9), в государственных - 162,4 тысячи (41,1 процента), в негосударственных заведениях образование получали 232,8 тысячи (58,9 процента) заочников. На вечернем отделении обучались 2 417 студентов, из них 2 361 в негосударственных вузах.

В настоящее время практически достигнут паритет между государственными и частными вузами по числу обучающихся. Подобная тенденция относится и к формам обучения. Утверждения, что частные вузы обучают только заочников, не соответствуют действительности. Не вызывает сомнений коммерческий характер получения образования в частных вузах и на платных отделениях государственных вузов.

На платной основе в республике учится 652,4 тысячи человек (84,1 процента), за счет государственных образовательных грантов - 112,6 тысячи (14,5 процента), более восьми тысяч получают гранты от компаний.

В настоящее время 83,9 процента госзаказа размещено в госвузах - это более 103 тысяч грантов из 123,3 тысячи. Такая ситуация связана с целенаправленной поддержкой государством специальностей таких приоритетных направлений, как технические, технологические, педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, транспортные. Традиционно они сосредоточены в государственных вузах страны. Частные вузы ориентированы непосредственно на рынок образовательных услуг.

Вместе с тем в настоящее время многие из них, особенно ведущие частные, осваивают подготовку по все новым специальностям. Так, Инновационный евразийский университет (г. Павлодар) готовит кадры по 55 специальностям. В целом частными вузами осуществляется обучение не менее чем по 90 специальностям, а не по двум-трем, как это сложилось в общественном мнении.

Из общего числа студентов, обучающихся на платной основе, что составляет 652,4 тысячи человек, в частных вузах образование получают 358 тысяч, в государственных - 275,3 тысячи. В 2005/2006 учебном году из 378,8 тысячи студентов, обучающихся в госвузах, на платное отделение пришлось 77,9 процента.

Учитывая, что в национальных и крупных государственных вузах образование получает порядка 30 процентов обладателей государственных грантов, то в остальных госвузах доля платного отделения достигает 85-95 процентов. По этому показателю, указывающему на коммерческий характер оплаты, частные и более 80 процентов госвузов не отличаются друг от друга, а в некоторых частных доля госзаказа выше, чем во множестве государственных, особенно в региональных.

Конкуренция на рынке образовательных услуг

Резкий рост платных отделений государственных вузов наряду с ростом частного образования сформировал конкурентную среду коммерческого образования, ситуация в которой обостряется. Борьба за абитуриента - фактически борьба за доходы. Рынок вузовских образовательных услуг достигает 112 миллиардов тенге, из которых почти половина - 51,3 миллиарда тенге осваивается частными вузами.

При средней стоимости госзаказа в 186 тысяч тенге на дневном отделении и 106 тысяч на заочном годовой доход госвузов от платного отделения в 2005/2006 учебном году оценивается в 41,6 миллиарда тенге, в том числе поступления на дневном отделении составляют порядка 24,4 миллиарда, на заочном - 17,2 миллиарда тенге, от обучения по государственному заказу - 19,2 миллиарда тенге. Общий доход госвузов достигает по оценке 60,7 миллиарда тенге. В частных вузах эти показатели составляют порядка 23 миллиардов тенге, 24,6 и 3,7 миллиарда соответственно, а в целом 51,3 миллиарда тенге. Эти суммы дифференцируются в зависимости от формы обучения, региональных особенностей. Но соотношение источников дохода определяет цену вопроса на рынке образовательных услуг, характеризует накал страстей.

К сожалению, ряд учебных заведений независимо от форм собственности включились в неафишируемую погоню за доходами, которая выливается в соперничество за популярные профессии – юридические, экономические. Так, численность обучающихся на бакалавра права выросла с 25,8 тысячи в 2004/2005 учебном году до 47,9 тысячи в 2005/2006 учебном году, а доля в бакалавриате - соответственно с 9,1 процента до 10,7 процента. Аналогичная картина и по специальностям бакалавриата "социальные науки и бизнес" - 63,5 тысячи студентов в 2004/2005 учебном году и 119,5 тысячи в 2005/2006 учебном году, их удельный вес увеличился с 22,5 процента до 26,8.

В настоящее время общая доля двух групп специальностей "экономика" и "право" составляет более одной трети, или 37,5 процента всех обучающихся. Столь масштабная подготовка, с одной стороны, свидетельствует о нарастании массовости этих профессий, с другой - их популярности, что способствует избыточному предложению на рынке труда со стороны молодых юристов и экономистов.

Вполне естественно, что такая ситуация вызвала негативную реакцию Главы государства, вынужденного неоднократно и жестко вмешиваться в эту проблему, что привело к оптимизации вузов. В результате произошло укрупнение ряда частных вузов путем слияния и объединения, а также состоялся переход части обучающихся в госвузы.

Следует отметить, что массовость высшего образования, характерная практически для всех стран, отражается в быстрорастущих сферах экономики и бизнеса. Так, в Казахстане интенсивно растет число компаний малого и среднего бизнеса. На первое января 2006 года в республике было зарегистрировано 226,9 тысячи юридических лиц, в том числе 213, 3 тысячи малых, 11,5 тысячи средних и две тысячи крупных. Причем в 74,4 тысячи малых предприятий работало 811,8 тысячи человек.

Практически каждый хозяйствующий субъект как юридическое лицо нуждается в специалистах по хозяйственному, предпринимательскому, коммерческому, финансовому праву. Современным компаниям требуются менеджеры, маркетологи, бухгалтеры. Безусловно, исходя из практической направленности в компаниях различного профиля работают профессионально подготовленные сотрудники, однако в той или иной пропорции вышеперечисленные специалисты - экономисты и юристы - присутствуют в обязательном порядке, что и обуславливает масштабную потребность в них.

Следует отметить, что в условиях неполной занятости, безработицы сохраняется роль социальных аспектов образования, позволяющих при отсутствии явного спроса на рынке труда получить необходимые профессии. В Казахстане это явно прослеживается в трудоизбыточных регионах. Общая мировая тенденция такова, что к наиболее востребованным в социальном плане относятся те, что дают общие знания по предпринимательству.

Более того, для новой экономики не менее важной является перемена профессии, предприятия, производства или отрасли практически каждые три-пять лет. И поэтому получение необходимых для рыночной экономики знаний может быть полезным при освоении новых сфер приложения труда. Главное - это качество подготовки специалиста, где на первый план выходит фундаментальное образование, создающее условия для мобильности кадров.

(Продолжение в номере за 9 ноября 2007 г.)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан 30.11.2007
Выполнение социальных задач 30.11.2007
Чем пышнее формы, тем дороже их содержание 30.11.2007
Не губите будущее! 30.11.2007
Комиссия по правам человека РК рекомендует парламенту ратифицировать Гаагскую конвенцию 30.11.2007
В Верховной Раде официально создана коалиция 30.11.2007
Бердымухаммедов создал орден Великого Туркменбаши 30.11.2007
Ожидание генерала 30.11.2007
Будущее президента Мушаррафа предрешено 30.11.2007
Баррикады "пять звезд" 30.11.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz