NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 13:16 ast
11:16 msk

Частное образование в Казахстане: становление и современные вызовы. Часть 2
Очевидно, что если в количественном плане быстрорастущая экономика страны в основном удовлетворяла свои потребности в экономистах, менеджерах, правоведах, то ныне в условиях обострения конкуренции резко возросли требования к качеству рабочей силы
12.11.2007 / политика и общество

Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор университета "Туран", президент Ассоциации вузов Казахстана, "Казахстанская правда", 9 ноября

Рынок труда и проблемы качества подготовки специалистов

Очевидно, что если в количественном плане быстрорастущая экономика страны в основном удовлетворяла свои потребности в экономистах, менеджерах, правоведах, то ныне в условиях обострения конкуренции резко возросли требования к качеству рабочей силы. Нельзя не отметить, что успехи в рыночной экономике Казахстана связаны как с достижениями в экономической политике, так и с наличием огромной армии специалистов, составивших костяк отечественной финансовой, всей рыночной сферы, обеспечивших адекватное кадровое сопровождение реформ.

Практически все они были и есть выпускники отечественных вузов. В начальный период рыночных преобразований подавляющее число таких специалистов получили образование в частных вузах. Так, впервые в республике университет "Туран" подготовил первых специалистов по предпринимательскому праву, менеджеров по туризму, маркетологов, менеджеров.

Не приуменьшая вклада все еще небольшого числа выпускников зарубежных вузов, следует отметить значимость новых учебных заведений в республике. Здесь не мешает более критично подойти к зарубежным документам об образовании. В настоящее время ряд выпускников обладает такими бумагами, которые на поверку оказываются сертификатами годичных, месячных языковых, предпринимательских и иных курсов, расположенных на территории ведущих вузов. Следует указать и на наличие значительной части профессионально подготовленной молодежи, демонстрирующей блестящие знания, за которыми "охотятся" ведущие мировые компании. И этому есть немало примеров.

Как известно, спрос рождает предложение. Стремление населения к получению юридических и экономических профессий увеличило число негосударственных вузов, специализирующихся на их подготовке, расширило платные отделения госвузов по тем же, ставшими модными, специальностям.

В настоящее время в подавляющем большинстве вузов, включая крупные национальные и небольшие, имеются лицензии на подготовку по некоторым популярным специальностям. По числу обучающихся они доминируют практически везде, став основным источником коммерческих доходов вузов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Министерство образования и науки РК неоднократно отмечало, что количество вузов, ведущих подготовку по этим специальностям, неадекватно числу имеющихся у них преподавателей. Сложности связаны с принятым в соответствии с Трудовым и Гражданским кодексами, с законом об образовании штатным совместительством, разрешающим работать по контракту в ряде вузов одновременно.

Проблема не в том, что преподаватели могут работать в том или ином вузе. Нет необходимости воздействовать на их законные права. Однако зачастую их включение в штат вуза является формальным, ограниченным актом, позволяющим безосновательно наращивать прием студентов на ту или иную специальность.

Последние проверки, а также серьезная работа по составлению рейтинга вузов выявила неприглядную картину, когда в штате имеются преподаватели по отдельным специальностям, особенно юридическим, по нормативам не соответствующие числу обучающихся. В результате преподавательские кадры правоведов оказались раздробленными по многочисленным вузам, что привело к недобросовестной конкуренции и закрытию фактически всех специализированных юридических вузов. Погоня за количеством студентов наносит серьезный ущерб качеству, сопровождается перегруженностью аудиторий, нехваткой учебников, недоступностью компьютеров, редкими встречами с профессорами только на торжественных мероприятиях.

Намерения МОН РК установить квоты на обучение, исходя из фактической обеспеченности кадровым потенциалом вуза, представляется правомерной и обоснованной реакцией госоргана, осуществляющего контроль над соблюдением квалификационных требований.

Одной из серьезных проблем создания добросовестной конкурентной среды является широкое применение демпинга.

Безусловно, фактор платежеспособного спроса, социального положения большей части населения крайне важно учитывать и от него не следует абстрагироваться. Однако при установлении платы за обучение в первую очередь необходимо создавать условия для организации его надлежащего уровня.

Следует отметить объективный характер подорожания образовательных услуг. В настоящее время, когда экономика практически ежедневно выдвигает новые, более высокие требования к качеству подготовки специалистов, система образования должна обеспечиваться адекватным инвестированием. Речь идет о создании более привлекательных конкурентных в материальном плане условий для ученых и специалистов, за которыми охотятся другие отрасли.

В век информационной экономики создание широких возможностей для обучающихся выражается не только в наличии новейших библиотек, их постоянном пополнении, открытии компьютерных классов, но и в увеличении расходов для обеспечения широкого доступа к скоростному Интернету. Новая инновационная экономика требует дополнительных затрат на научные исследования, широкого вовлечения в них студенческой молодежи. Интеграция в мировое образовательное пространство в условиях глобализации становится необходимым компонентом обучения.

Подготовка специалистов на уровне последних мировых достижений не дань моде, это крайне необходимое условие достойного участия казахстанской молодежи на территории республики в конкурентной среде с широким иностранным участием. Так, в действующих в стране более 8,5 тысячи иностранных компаниях работает свыше 410 тысяч человек. Занятость в них ежегодно увеличивается.

Немаловажным фактором, влияющим на стоимость обучения, оказываются рост платы за коммунальные услуги, электричество и тому подобное, затраты на поддержание надлежащего вида вуза, создание оптимальных и комфортных условий обучения.

Низкая оплата, в структуре которой отсутствуют необходимые и обязательные затраты на обучение, оборачивается серьезными издержками. Недофинансирование этой сферы является мнимой экономией, поскольку выливается в недополучение необходимого объема знаний. Как показывает практика последних лет, выпускники подобных вузов не выдерживают конкурсных условий при приеме на работу, неконкурентоспособны на рынке труда. Известно, что руководители ряда предприятий негласно запрещают прием на работу выпускников недобросовестных вузов.

Многие аргументируют бросовые цены на обучение исключительно заботой о населении, его уязвимых слоев. Такой подход неприемлем, поскольку государство ежегодно выделяет более 123 тысяч грантов, где треть предусмотрена для выпускников сельских школ. Эти места не имеют социальных барьеров и зачастую легко преодолеваются молодежью из низкообеспеченных слоев общества. Необходимо учитывать, что родители выпускников и они сами становятся более разборчивыми, хотя зачастую попадают под влияние массированной рекламы.

Какие ориентиры при выборе профессий являются наиболее приемлемыми? Достаточно очевидно, что в этих условиях особую роль выполняют рейтинги вузов. Во многих странах давней традицией стала их разработка и составление независимыми рейтинговыми агентствами. Объективно проведенная высококвалифицированными специалистами, профессионалами своего дела экспертиза позволяет определить перечень ведущих вузов по целому ряду показателей, учитывающих мнение работодателей и широкой общественности. Такой подход более объективен, чем самореклама отдельных учебных заведений, выдающих желаемое за действительное. В Казахстане подобный опыт используется и реализуется третий год.

Необходимо отметить, что качество этой довольно сложной и трудоемкой работы, которую осуществляет Национальный аккредитационный центр под руководством профессора Ш. Калановой, ежегодно повышается. Рейтинги вузов определяются все более профессионально, на глубокой научной основе.

В 2006/07 учебном году впервые в Казахстане осуществлена удачная, на наш взгляд, попытка определения 60 ведущих вузов страны, а также генерального рейтинга по направлениям подготовки. В рейтинге многопрофильных университетов такие частные вузы, как Инновационный евразийский университет и университет "Туран" вышли на шестую позицию, Казахстанско-Американский свободный университет - на седьмую, университет имени Сулеймана Демиреля - на восьмую позицию.

Отрадно, что в этом престижном клубе ведущих вузов страны каждый пятый вуз - негосударственный. В их числе - КИМЭП, КазГЮУ, КЭУ имени Т. Рыскулова, Казахский экономический университет Казпотребсоюза, Алматинский технологический университет, Инновационный евразийский университет, университет "Туран", Университет международного бизнеса, Евразийский гуманитарный университет, Академия моды "Сымбат", Казахстанско-Американский свободный университет, университет имени Сулеймана Демиреля, Евразийский институт рынка.

Рейтинговые показатели убедительно свидетельствуют о нарастающем авторитете частного высшего образования в стране. Многие из вузов этого сектора образования, несмотря на прессинг, несправедливую конкуренцию, двойные стандарты, явное лоббирование, неравные стартовые условия, не только выжили, но и состоялись как известные учебные заведения.

Так, университет "Туран", девиз которого: "Для тех, кто верит в себя и стремится к успеху", в эти дни отмечает свое пятнадцатилетие. Первым в Казахстане он начал полноценный учебный процесс для подготовки остро востребованных рынком специалистов. В настоящее время обучение ведется по 13 специальностям бакалавриата, восьми - магистратуры, пяти - докторантуры (Phd). 76 аспирантов и соискателей успешно защитили кандидатские диссертации.

Университет в настоящее время трансформировался в целую образовательную корпорацию, включающую два университета, два колледжа, лицей, Международную профессиональную академию "Туран-профи", Образовательно-оздоровительный комплекс "Тау-Туран", два НИИ - Институт мирового рынка и Институт системных исследований.

За эти годы выпущено более 11 тысяч специалистов. В текущем учебном году в системе "Турана" обучаются более 6 300 студентов, 1 800 учащихся колледжа, 110 магистрантов, 320 лицеистов. Преподавательскую деятельность ведут 540 человек. До 60 процентов преподавательского состава - лица с учеными степенями доктора и кандидата наук. Внутренние инвестиции "Турана" на обучение для одного студента, по итогам рейтинговой оценки, в 2006 году превысили аналогичные затраты ряда вузов в десять раз.

Повышению качества подготовки специалистов способствует активная научная жизнь университета. За период функционирования университета проведено около 30 международных, республиканских научных конференций, в которых приняло участие более 2 500 ученых. Выпущено 109 учебников и учебных пособий общим тиражом 36 тысяч экземпляров. Кстати, научный журнал "Вестник университета "Туран" выписывается и библиотекой конгресса США. Университет - инициатор и издатель ежегодного уникального Казахстанского информационно-энциклопедического справочника "Книга рекордов КИнЭС".

Студенчество университета живет полноценной жизнью, участвует в организации международного движения SIFE в Казахстане - "Студенты в свободном предпринимательстве", дважды завоевало звание национального чемпиона. Совместно с Национальным центром проблем формирования здорового образа жизни университет стал организатором и активным участником ряда студенческих движений.

Молодежи, стремящейся к качественному и профессиональному образованию, созданы все необходимые условия для полноценной учебы и организации досуга с тем, чтобы обучение завершалось не только получением диплома, но и навыков организации собственной жизни, воспитания творческого подхода.

(Окончание в номере за 16 ноября 2007 года)


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан 30.11.2007
Выполнение социальных задач 30.11.2007
Чем пышнее формы, тем дороже их содержание 30.11.2007
Не губите будущее! 30.11.2007
Комиссия по правам человека РК рекомендует парламенту ратифицировать Гаагскую конвенцию 30.11.2007
В Верховной Раде официально создана коалиция 30.11.2007
Бердымухаммедов создал орден Великого Туркменбаши 30.11.2007
Ожидание генерала 30.11.2007
Будущее президента Мушаррафа предрешено 30.11.2007
Баррикады "пять звезд" 30.11.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz