Жети кун // Хабар, 11 ноября
Правительство на этой неделе приняло специальное постановление о развитии социально-предпринимательских корпораций.
Определен конкретный перечень активов коммунальной и республиканской собственности и права недропользования, которые будут переданы на баланс СПК.
Напомню, что с инициативой создания в регионах социально-производственных корпораций в конце 2005 года выступил президент Нурсултан Назарбаев.
Главное отличие СПК от коммерческих организаций в том, часть прибыли этих структур должна инвестироваться в социальную инфрастуктуру, помощь малому бизнесу и создание в регионах новых рабочих мест.
Государство передает бизнесменам коммунальную собственность, землю, нерентабельные, но работающие предприятия, которые можно использовать для создания нового бизнеса. В идеале на базе социальных корпораций будут создаваться крупные холдинги, которые - по мере расширения бизнеса - смогут получить выход и на международные рынки.
Впрочем, было бы не совсем верным говорить только о сугубо экономическом аспекте работы СПК. Они рассматриваются еще и как важная часть административной реформы.
Одна из важнейших задач создания социально-предпринимательских корпораций заключается в том, чтобы провести четкое разграничение хозяйственных и политических функций местных исполнительных органов власти.
Передача на баланс СПК региональных активов позволит добиться большей прозрачности в их использовании и снизит зависимость предпринимателей от всевозможных субъективных факторов, в том числе и от местной политической конъюнктуры. Ведь контакты исполнительной власти и субъектов частного предпринимательства фактически будут сведены на нет.
Еще один важный проект, с которым связаны надежды на модернизацию экономики – "30 корпоративных лидеров". Уже сейчас уровень капитализации этой программы, охватывающей машиностроение, горно-металлургический сектор, нефтехимию, транспортную логистику и сельхозпереработку, оценивается в 60 миллиардов долларов.
Об ожидаемых результатах наш корреспондент Инна Малахова говорила с экспертами и предпринимателями.
"30 корпоративных лидеров" – это программа нового экономического прорыва Казахстана. Государство предлагает бизнесу такое партнерство, которое в конечном итоге должно привести к масштабному подъему производства в несырьевом секторе. Реализация программы позволит отечественному бизнесу громко заявить о себе на зарубежной арене, а Казахстану – получить сильные отрасли экономики.
БАКЫТ СУЛТАНОВ, министр экономики и бюджетного планирования:
- Основная цель программы – это консолидация усилий бизнеса и государства в создании новых компаний, отраслей, именно ориентированных в несырьевом секторе экономики, направленных на диверсификацию и повышение экспортного потенциала нашей страны.
Кабинет премьера Карима Масимова принял программу, следуя логике системных мер. Они подразумевают внедрение новых инструментов стимулирования экономики на основе взаимодействия государства и бизнеса. Программа создаст условия для формирования в Казахстане крупнейших корпоративных лидеров. Это компании, которые представят национальные бренды на региональных и мировых рынках. Появление таких корпораций должно привести в целом к экономическому росту страны: развитие чемпионов будет идти в одной связке с комплексной переориентацией экономки.
БАКЫТ СУЛТАНОВ, министр экономики и бюджетного планирования:
- Мы логично шли к этой программы. Вы знаете, была стратегия индустриально-инновационного развития, которая определила направление диверсификации экономики и те меры, необходимые для этого. В дальнейшем появилась национальная идея о вступлении в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Весной текущего года глава государства озвучил программную стратегию развития нового Казахстан в новом мире. И программа "30 корпоративных лидеров" - мы логически приходим к ней. Необходима была какая-то дорожная карта, которая будет четко расписывать как для государства, так и для бизнесмена, как нам вместе объединить наши усилия и реализовать стратегические задачи.
Цифра 30 – условная. Программа не ограничивается поддержкой какого-то определенного числа предприятий. Меры по улучшению бизнес-среды, которые готово принять государство, будут распространяться на всю соответствующую проекту отрасль, - поясняют в правительстве. Реализация программы будет проходить по двум направлениям. Сначала бизнес должен сам предложить государству так называемые прорывные проекты. Участниками программы станут предприниматели, заинтересованные в создании перерабатывающих производств, ориентированных на экспорт, а также товаров и услуг с большей добавленной стоимость, чем есть сейчас в Казахстане. Оператор программы - Фонд устойчивого развития "Казына"- будет принимать заявки, анализировать, давать оценку и выносить проект на обсуждение госкомиссии. Надо сказать, что премьер-министр Казахстана лично курирует программу и заинтересован в каждом проекте, который можно назвать прорывным.
ЕРЛАН МАНАТАЕВ, управляющий делами Фонда устойчивого развития "Казына":
- Бизнес будет самостоятельно определять, в каких секторах он видит перспективные ниши, какие отрасли будут развиваться и будут конкурентоспособны в Казахстане. На сегодняшний день очень много заявок в горнообрабатывающей отрасли, очень много заявок, связанных с переработкой казахстанского сырья и производства продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Если говорить о критериях к компании, то данная компания должна иметь также собственные ресурсы для реализации данной программы. То есть основной финансовый критерий - это наличие 20% средств от общей стоимости проекта для реализации программы, которое указывает, что компания готова нести свои риски для реализации данного проекта и готова вкладывать свои ресурсы.
В фонде Казына уже лежит 97 заявок. 22 проекта были презентованы главе государства и одобрены им. В числе первых о своем предприятии заявила корпорация "Ордабасы". Компания рассчитывает занять свободную нишу на казахстанском рынке – выпускать легковые шины. Новый завод планируется построить в индустриальной зоне столицы Казахстана. В партнерстве с известной финской компанией будет разработан казахстанский бренд – шины "Астана". Не менее 50% продукции компания собираются экспортировать. Получить сегодня качественный продукт, способный выдержать конкуренцию с зарубежными аналогами, можно только используя передовые технологии, - считает Адилхан Умербаев.
АДИЛХАН УМЕРБАЕВ, председатель правления компании ORDABASY-PST:
- Мы достаточно серьезную работу провели со всеми национальными институтами развития, которые входят в "Казыну". Проанализировали 25 ведущих шинных компаний. Провели серьезное маркетинговое исследование, что происходит в шинной отрасли в мире, какие новые технологии применяются, какое новое сырье и т.д. Лучше, конечно, строить с нуля и сразу уходить на несколько десятков лет вперед, или по крайней мере закладывать такой фундамент.
Компания заинтересована и в производстве сырьевых компонентов, то есть в развитии нефтехимии. В планах – наладить полный цикл: от добычи сырья до продажи колес. Шаги, которые для развития этой отросли со своей стороны готово предпринять государство, в компании называют более чем серьезными.
АДИЛХАН УМЕРБАЕВ, председатель правления компании ORDABASY-PST:
- Определенные условия на сегодняшний день уже есть. Допустим, мы попадаем под инвестиционно-налоговые преференции – это 10-летнее освобождение от КПН, 5-летнее по земельному налогу и 5-летнее по имущественному налогу. Это уже государство готово предоставить, то есть сегодняшняя нормативна законодательная база, которая существует, - мы считаем это очень серьезными преференциями. Касательно дополнительных, я уже сказал, что государство намерено участвовать в сырьевом обеспечении данных проектов. Мы сейчас работаем над этой концепцией по развитию нефтехимии. Второй вопрос – государство берет на себя подготовку кадров. Я вам скажу, что на заводе планируется не менее 250-300 человек и всех мы должны обучить заграницей, потому что очень высокие технологии, очень большие требования к специалистам.
Количество прорывных проектов в программе не установлено, список может дополняться новыми предложениями. Роль государства будет заключаться не только в создании инфраструктуры, снижении административных барьеров, софинансировании научно-исследовательских работ, выделении земли, но и в построении эффективной модели сотрудничества с бизнесом. Одним из результатов такого партнерства станет адаптация нормативно-правовой базы к потребностям нового этапа экономического развития.
БАКЫТ СУЛТАНОВ, министр экономики и бюджетного планирования:
- Государство, со своей стороны, обеспечивает полностью законодательное обеспечение – это основа для этой работы, необходимую нормативную работу, обеспечивает имеющимися инвестиционными и налоговыми преференциями, которые в законодательстве сегодня предусмотрены, обеспечивает облегченный доступ инвесторов к земле и природным богатствам. Допустим, если необходима инфраструктура, то государство также в рамках своей работы - мы строим дороги, линии электропередач, то есть обеспечиваем инфраструктуру, чтобы в дальнейшем этот проект заработал реально.
ЕРЛАН МАНАТАЕВ, управляющий делами Фонда устойчивого развития "Казына":
- Финансовая поддержка будет выражаться в предоставлении долгосрочных финансовых документов через существующие системы институтов развития. Но это обозначает, что будет комплексно рассмотрен проект и будет комплексно рассмотрена господдержка. То есть кредиты, участие в уставном капитале, также будет являться частью пакета господдержки.
Выгоды, которые ожидают государство, – это изменение структуры экономики: увеличение доли обрабатывающей промышленности и экспорта несырьевого сектора, а также появление компаний, которые будут способны конкурировать с зарубежными. Когда созданные на первом этапе предприятия выйдут на полную мощность, рынок сам укажет потенциальных корпоративных лидеров. Программа охватывает период с 2007 по 2030 год. Ожидается, что уже в начале появится, по крайней мере, от 3 до 5 претендентов на звание.
БАКЫТ СУЛТАНОВ, министр экономики и бюджетного планирования:
- Для того, чтобы получить звание корпоративного чемпиона, эта компания должна реализовать макропроект на сумму не менее 100 миллионов долларов, в дальнейшем создать новое производство. Эта продукция должна составлять значительный вес в экспортной составляющей в целом экономке. И в этом случае мы не говорим только о развитии конкретного проекта. Здесь речь, конечно же, будет идти о том, что это будет давать мультипликативный эффект в целом в том регионе, где реализуется этот проект, потому что необходимо будет развивать и соответствующие сервисные, технологические сектора производства. Конечно, это даст толчок для развития малого и среднего бизнеса.
Принято считать, что рынок обычно сам определяет глобальных игроков экономики. Но история знает другие примеры. "Азиатские тигры" во многом обязаны своим успехом концепции, основанной на партнерских отношениях частного и государственного сектора, взращивании крупных национальных компаний. Когда Махатхир Мохаммад превращал Малайзию из бедного сырьевого государства в одну из самых богатых стран юго-восточной Азии, он действовал по принципу: "чем амбициознее планы, тем заметнее результаты". Качественный экономический прорыв Казахстана - это сверхзадача, которой добивается государство, помогая образованию отечественных транснациональных корпораций. Их продвижение будет способствовать интеграции Казахстана в мировую экономику. |