Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор университета "Туран", президент Ассоциации вузов Казахстана, "Казахстанская правда", 16 ноября
Новые вызовы
Новая экономика, подъем ее информационной составляющей, порождая стремительный и масштабный рост новых современных производств, технологий и профессий, выдвигают перед системой обучения непростые задачи. Учиться тому, чего еще нет, готовиться работать в компаниях, которые еще не существуют, - лишь часть задач, стоящих сегодня перед студентами. Новые образовательные трудности - это проблемы роста, обеспечение адекватности принимаемых решений непрекращающимся вызовам времени.
Освоение новых образовательных технологий, включая кредитную, дистанционные и ряд других, остро стоят на повестке дня практически перед всеми вузами мира. Ярким свидетельством поиска новых подходов является Болонский процесс. ЕС, явно обеспокоенный состоянием конкурентоспособности в условиях нарастания давления со стороны Азии, особенно Японии, Китая, Южной Кореи, а также США, делает ставку на существенное укрепление европейского образования, консолидацию его усилий, обеспечение высокой мобильности в целях динамичного и адекватного поиска новых технологических, инновационных, экономических решений.
Казахстан активно включился в процесс создания конкурентной системы образования. Принят ряд соответствующих программных документов, Главой государства концептуально обозначен курс на создание высокоэффективной системы подготовки кадров, ускоренной интеграции в мировое образовательное пространство. Активным проводником новых образовательных технологий в республике на основе Болонской декларации, особенно кредитной, является частный университет "Мирас" (президент - проф. Б. Мырзалиев).
Открыты КИМЭП, КБТУ, МКТУ имени А. Яссави, Казахстанско-Российский, Казахско-Немецкий, Казахско-Американский свободный, имени С. Демиреля университеты. Во многих вузах созданы отделения по совместной подготовке специалистов с европейскими, южнокорейскими, китайскими университетами. По программе "Болашак" за рубежом обучается более трех тысяч человек. Около десяти вузов страны подписали Болонскую хартию. Принято решение о создании в Астане, Алматы новых университетов, отвечающих самым высоким требованиям времени. Вместе с тем нельзя не отметить, что разрыв между экономикой и образованием все еще не преодолен. Решение проблемы - в ликвидации значительного отставания профильного, специализированного обучения на предприятиях, в компаниях. Практически во всех развитых странах сложилась и действует мощная система повышения квалификации и переподготовки кадров для различных сфер экономики. В США число корпоративных университетов и институтов в ближайшее время превысит общее число традиционных вузов. В развитых странах складывается новое разделение образовательных функций. Вузы отвечают за фундаментальную инновационную подготовку, корпоративные учебные центры - за углубленную профилизацию и специализацию персонала.
Одним из прорывных проектов в этой сфере следует считать создание Международной профессиональной академии "Туран-Профи". За короткий промежуток времени создана современная материальная база для повышения квалификации и переподготовки кадров. Выигран грант и реализуется совместный проект с Министерством экономики и бюджетного планирования РК и Министерством экономики и технологий ФРГ по обучению кадров для малого и среднего бизнеса. За два года освоено более трех миллионов евро и обучено свыше 1 800 представителей малого и среднего бизнеса. Ежегодно более ста лучших слушателей направляются на дополнительное обучение в ФРГ. За три года работы академией переобучено более 20 тысяч специалистов из 12 министерств и ведомств, национальных компаний. Совместно с немецкой фирмой IMS внедряется высокотехнологичная система дистанционного обучения, открывающая доступ к информационным ресурсам 150 европейских университетов. Это позволит реально интегрироваться в европейское образовательное пространство, решать многие образовательные задачи по запросам самых взыскательных работодателей. Об эффективности казахстанско-немецкого проекта свидетельствует привлечение выпускниками академии немецких инвестиций в 21 миллион евро, что в семь раз превышает первоначальные затраты.
К числу проблем роста, массовости высшего образования в Казахстане следует отнести вопросы обучения на казахском языке. Если в 2001/02 учебном году на казахских отделениях насчитывалось 162,2 тысячи человек, то в 2005/06 учебном году их численность возросла более чем в два раза - до 330,2 тысячи, а удельный вес - с 31,5 процента до 42,6. Больше всего обучающихся на казахском отделении в ЮКО - 83,7 тысячи студентов; практически каждый четвертый в Алматы - 76,5 тысячи, в Жамбылской области - 25,6 тысячи, в Актюбинской - 20,2 тысячи, в Карагандинской - 17,9 тысячи, в ВКО - 15,8 тысячи, в Кызылординской - 15,4 тысячи.
Суть проблемы - значительное отставание кадрового потенциала и информационного обеспечения. Система образования не сумела быстро сориентироваться в происходящих в обществе изменениях, о чем неоднократно предупреждали специалисты.
В составе вузовского профессорско-преподавательского состава насчитывается 43,4 тысячи человек, в том числе 2,9 тысячи докторов и 12,8 тысячи кандидатов наук. Доля же персонала, преподающего на казахском языке, не адекватна растущему спросу. Остроактуальной задачей является ускоренная переподготовка и переобучение части этого корпуса для работы на казахских отделениях.
Другая, не менее острая проблема - информационное, книжное обеспечение. Книжный фонд вузовских библиотек вырос с 43,5 миллиона экземпляров в 2003/04 учебном году до 52,9 миллиона в 2005/06 учебном году. Однако их издание на казахском языке явно отстает.
В настоящее время в фонде насчитывается 8,9 миллиона экземпляров на казахском языке, 43,9 миллиона - на русском. Из них учебников на казахском языке всего 5,6 миллиона экземпляров, что составляет 16,8 учебника на одного студента при норме 160. На русском отделении относительно благоприятная картина: имеется 24,5 миллиона экземпляров учебников, или 55,8 учебника на одного студента.
Общий спрос на учебную литературу обеспечивается в основном российскими издательствами. Анализ показал, что только солидная государственная поддержка массового издания учебников нового поколения может спасти ситуацию. С ростом числа обучающихся на казахском языке положение усугубляется.
Аналогичное положение и с изданием научной литературы, о важности которой для решения задач инновационного образования и говорить не приходится. Однако в вузовских библиотеках подобной литературы имеется лишь 1,6 миллиона экземпляров на казахском языке, 11,7 миллиона - на русском.
Практически отсутствует учебный и научный материал на казахском языке в интернет-ресурсах. В настоящее время Ассоциацией "КазРЕНА" при активном содействии Национальной инженерной академии, КазНТУ имени К. И. Сатпаева, университета "Туран", КарГТУ, ВКГТУ имени Д. Серикбаева, ЮКГУ имени М. Ауэзова и ряда других вузов интенсивно реализуется программа создания научно-образовательной сети "Виртуальный шелковый путь" при содействии научного комитета НАТО. К высокоскоростному Интернету подключено более 70 вузов и НИИ, в ближайшее время доступ к нему получат практически все вузы страны.
С решением этой технической задачи создаются основы для образования единого виртуального общенационального университета с участием всех высших учебных заведений. Большим подспорьем должно стать создание компанией "Казтелеком" соответствующей виртуальной академии. Уже сейчас на базе этих структур открывается доступ к объединенным библиотечным ресурсам электронных учебников, особенно на казахском языке.
Ассоциация вузов совместно с Ассоциацией "КазРЕНА" ведет работу не только по формированию единой межвузовской электронной библиотеки на казахском языке, но и работает над открытием мощного портала, объединяющего имеющиеся ресурсы, открывающие возможности по их интенсивному наполнению с участием широкого круга преподавателей и ученых.
В целом, следует отметить, что в системе казахстанского образовательного пространства практически наравне со многими государственными вузами утвердились негосударственные. Более того, при реализации намерений преобразовать часть государственных вузов в негосударственные путем акционирования, доля последних, несомненно, возрастет.
Опыт показывает, что перевод КЭУ имени Т. Рыскулова, КазАТК имени М. Тынышпаева, АИЭС в новое качество позитивно отразился на их деятельности. Государство, акционируя вузы, где платная составляющая достигает 70-80 процентов, не теряет своих позиций. Его интересы вполне адекватно решаются через систему госзаказа, обладающего, несмотря на имеющиеся недоработки, жизнеспособностью.
Создание равных конкурентных условий, полный отказ от двойных стандартов, неоправданного лоббирования интересов какой-либо из сторон, отход от бесконечных проверок, создающих крайне напряженную обстановку и дезориентирующих население, предоставят возможности для свободного развития системы образования в Казахстане. Эта важнейшая в обществе сфера от периода сверхбыстрых реформ, где часто форма оставляет в тени содержание, должна перейти в русло динамичного научно обоснованного развития в целях более полного и эффективного использования всего национального потенциала. |