NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 18:15 ast
16:15 msk

Частное образование в Казахстане: становление и современные вызовы. Часть 3
Новая экономика, подъем ее информационной составляющей, порождая стремительный и масштабный рост новых современных производств, технологий и профессий, выдвигают перед системой обучения непростые задачи
16.11.2007 / политика и общество

Рахман АЛШАНОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор университета "Туран", президент Ассоциации вузов Казахстана, "Казахстанская правда", 16 ноября

Новые вызовы

Новая экономика, подъем ее информационной составляющей, порождая стремительный и масштабный рост новых современных производств, технологий и профессий, выдвигают перед системой обучения непростые задачи. Учиться тому, чего еще нет, готовиться работать в компаниях, которые еще не существуют, - лишь часть задач, стоящих сегодня перед студентами. Новые образовательные трудности - это проблемы роста, обеспечение адекватности принимаемых решений непрекращающимся вызовам времени.

Освоение новых образовательных технологий, включая кредитную, дистанционные и ряд других, остро стоят на повестке дня практически перед всеми вузами мира. Ярким свидетельством поиска новых подходов является Болонский процесс. ЕС, явно обеспокоенный состоянием конкурентоспособности в условиях нарастания давления со стороны Азии, особенно Японии, Китая, Южной Кореи, а также США, делает ставку на существенное укрепление европейского образования, консолидацию его усилий, обеспечение высокой мобильности в целях динамичного и адекватного поиска новых технологических, инновационных, экономических решений.

Казахстан активно включился в процесс создания конкурентной системы образования. Принят ряд соответствующих программных документов, Главой государства концептуально обозначен курс на создание высокоэффективной системы подготовки кадров, ускоренной интеграции в мировое образовательное пространство. Активным проводником новых образовательных технологий в республике на основе Болонской декларации, особенно кредитной, является частный университет "Мирас" (президент - проф. Б. Мырзалиев).

Открыты КИМЭП, КБТУ, МКТУ имени А. Яссави, Казахстанско-Российский, Казахско-Немецкий, Казахско-Американский свободный, имени С. Демиреля университеты. Во многих вузах созданы отделения по совместной подготовке специалистов с европейскими, южнокорейскими, китайскими университетами. По программе "Болашак" за рубежом обучается более трех тысяч человек. Около десяти вузов страны подписали Болонскую хартию. Принято решение о создании в Астане, Алматы новых университетов, отвечающих самым высоким требованиям времени. Вместе с тем нельзя не отметить, что разрыв между экономикой и образованием все еще не преодолен. Решение проблемы - в ликвидации значительного отставания профильного, специализированного обучения на предприятиях, в компаниях. Практически во всех развитых странах сложилась и действует мощная система повышения квалификации и переподготовки кадров для различных сфер экономики. В США число корпоративных университетов и институтов в ближайшее время превысит общее число традиционных вузов. В развитых странах складывается новое разделение образовательных функций. Вузы отвечают за фундаментальную инновационную подготовку, корпоративные учебные центры - за углубленную профилизацию и специализацию персонала.

Одним из прорывных проектов в этой сфере следует считать создание Международной профессиональной академии "Туран-Профи". За короткий промежуток времени создана современная материальная база для повышения квалификации и переподготовки кадров. Выигран грант и реализуется совместный проект с Министерством экономики и бюджетного планирования РК и Министерством экономики и технологий ФРГ по обучению кадров для малого и среднего бизнеса. За два года освоено более трех миллионов евро и обучено свыше 1 800 представителей малого и среднего бизнеса. Ежегодно более ста лучших слушателей направляются на дополнительное обучение в ФРГ. За три года работы академией переобучено более 20 тысяч специалистов из 12 министерств и ведомств, национальных компаний. Совместно с немецкой фирмой IMS внедряется высокотехнологичная система дистанционного обучения, открывающая доступ к информационным ресурсам 150 европейских университетов. Это позволит реально интегрироваться в европейское образовательное пространство, решать многие образовательные задачи по запросам самых взыскательных работодателей. Об эффективности казахстанско-немецкого проекта свидетельствует привлечение выпускниками академии немецких инвестиций в 21 миллион евро, что в семь раз превышает первоначальные затраты.

К числу проблем роста, массовости высшего образования в Казахстане следует отнести вопросы обучения на казахском языке. Если в 2001/02 учебном году на казахских отделениях насчитывалось 162,2 тысячи человек, то в 2005/06 учебном году их численность возросла более чем в два раза - до 330,2 тысячи, а удельный вес - с 31,5 процента до 42,6. Больше всего обучающихся на казахском отделении в ЮКО - 83,7 тысячи студентов; практически каждый четвертый в Алматы - 76,5 тысячи, в Жамбылской области - 25,6 тысячи, в Актюбинской - 20,2 тысячи, в Карагандинской - 17,9 тысячи, в ВКО - 15,8 тысячи, в Кызылординской - 15,4 тысячи.

Суть проблемы - значительное отставание кадрового потенциала и информационного обеспечения. Система образования не сумела быстро сориентироваться в происходящих в обществе изменениях, о чем неоднократно предупреждали специалисты.

В составе вузовского профессорско-преподавательского состава насчитывается 43,4 тысячи человек, в том числе 2,9 тысячи докторов и 12,8 тысячи кандидатов наук. Доля же персонала, преподающего на казахском языке, не адекватна растущему спросу. Остроактуальной задачей является ускоренная переподготовка и переобучение части этого корпуса для работы на казахских отделениях.

Другая, не менее острая проблема - информационное, книжное обеспечение. Книжный фонд вузовских библиотек вырос с 43,5 миллиона экземпляров в 2003/04 учебном году до 52,9 миллиона в 2005/06 учебном году. Однако их издание на казахском языке явно отстает.

В настоящее время в фонде насчитывается 8,9 миллиона экземпляров на казахском языке, 43,9 миллиона - на русском. Из них учебников на казахском языке всего 5,6 миллиона экземпляров, что составляет 16,8 учебника на одного студента при норме 160. На русском отделении относительно благоприятная картина: имеется 24,5 миллиона экземпляров учебников, или 55,8 учебника на одного студента.

Общий спрос на учебную литературу обеспечивается в основном российскими издательствами. Анализ показал, что только солидная государственная поддержка массового издания учебников нового поколения может спасти ситуацию. С ростом числа обучающихся на казахском языке положение усугубляется.

Аналогичное положение и с изданием научной литературы, о важности которой для решения задач инновационного образования и говорить не приходится. Однако в вузовских библиотеках подобной литературы имеется лишь 1,6 миллиона экземпляров на казахском языке, 11,7 миллиона - на русском.

Практически отсутствует учебный и научный материал на казахском языке в интернет-ресурсах. В настоящее время Ассоциацией "КазРЕНА" при активном содействии Национальной инженерной академии, КазНТУ имени К. И. Сатпаева, университета "Туран", КарГТУ, ВКГТУ имени Д. Серикбаева, ЮКГУ имени М. Ауэзова и ряда других вузов интенсивно реализуется программа создания научно-образовательной сети "Виртуальный шелковый путь" при содействии научного комитета НАТО. К высокоскоростному Интернету подключено более 70 вузов и НИИ, в ближайшее время доступ к нему получат практически все вузы страны.

С решением этой технической задачи создаются основы для образования единого виртуального общенационального университета с участием всех высших учебных заведений. Большим подспорьем должно стать создание компанией "Казтелеком" соответствующей виртуальной академии. Уже сейчас на базе этих структур открывается доступ к объединенным библиотечным ресурсам электронных учебников, особенно на казахском языке.

Ассоциация вузов совместно с Ассоциацией "КазРЕНА" ведет работу не только по формированию единой межвузовской электронной библиотеки на казахском языке, но и работает над открытием мощного портала, объединяющего имеющиеся ресурсы, открывающие возможности по их интенсивному наполнению с участием широкого круга преподавателей и ученых.

В целом, следует отметить, что в системе казахстанского образовательного пространства практически наравне со многими государственными вузами утвердились негосударственные. Более того, при реализации намерений преобразовать часть государственных вузов в негосударственные путем акционирования, доля последних, несомненно, возрастет.

Опыт показывает, что перевод КЭУ имени Т. Рыскулова, КазАТК имени М. Тынышпаева, АИЭС в новое качество позитивно отразился на их деятельности. Государство, акционируя вузы, где платная составляющая достигает 70-80 процентов, не теряет своих позиций. Его интересы вполне адекватно решаются через систему госзаказа, обладающего, несмотря на имеющиеся недоработки, жизнеспособностью.

Создание равных конкурентных условий, полный отказ от двойных стандартов, неоправданного лоббирования интересов какой-либо из сторон, отход от бесконечных проверок, создающих крайне напряженную обстановку и дезориентирующих население, предоставят возможности для свободного развития системы образования в Казахстане. Эта важнейшая в обществе сфера от периода сверхбыстрых реформ, где часто форма оставляет в тени содержание, должна перейти в русло динамичного научно обоснованного развития в целях более полного и эффективного использования всего национального потенциала.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Указ Президента Республики Казахстан 30.11.2007
Выполнение социальных задач 30.11.2007
Чем пышнее формы, тем дороже их содержание 30.11.2007
Не губите будущее! 30.11.2007
Комиссия по правам человека РК рекомендует парламенту ратифицировать Гаагскую конвенцию 30.11.2007
В Верховной Раде официально создана коалиция 30.11.2007
Бердымухаммедов создал орден Великого Туркменбаши 30.11.2007
Ожидание генерала 30.11.2007
Будущее президента Мушаррафа предрешено 30.11.2007
Баррикады "пять звезд" 30.11.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz