Алина ШАЛГЫНБАЙ, "Око", 16 ноября
Пива нет! Так отвечают в последнее время во многих супермаркетах. На вопрос "почему?" - либо пожимают плечами, либо говорят об отсутствии лицензий. Проблема обсуждалась и в Парламенте, и в Правительстве - там признают ошибки, но эффективного решения пока не найдено.
Корни "пивной" проблемы лежат... в законодательстве. Когда Парламент обсуждал закон о лицензировании, в него попала норма, требующая выдавать государственное разрешение не только на производство, но и на реализацию янтарного напитка. Мол, пиво по закону является алкогольным продуктом и требует государственного надзора. С одной стороны, это правильно - если работаешь с алкоголем, будь добр, делай это прозрачно. Но с другой - выяснилось, что ни государство, ни производители, ни торговцы не были готовы к такому повороту событий. У местных властей, которые должны были выдавать лицензии, просто-напросто не оказалось... новых бланков для "пивников". Непонятно также, как и куда клеить акцизные марки. Ладно, если производство предполагает бутылки или банки. А если пиво варится прямо внутри ресторана или кафе? Ну не на кружки же наклеивать?!
Но и это не самое нелепое. На сайте столичного акимата в начале ноября появилась информация: "Отныне пиво - любимый напиток молодежи - считается алкоголем, и на его продажу требуется лицензия". В разделе лицензиара, департамента предпринимательства и промышленности Астаны, продавцам предлагается перечень документов, необходимый для получения лицензии и другие требования, включающие условия, при которых может быть произведена продажа алкогольной продукции и требования к помещению. Вот в этих дополнительных требованиях и таится самая большая, по мнению продавцов пива, проблема. Среди госорганов, с которыми необходимо согласовывать лицензию, обозначено... Министерство охраны окружающей среды. А там, по признанию самих сотрудников, не знают, с какой стороны подступиться к решению вопроса. Для того чтобы получить лицензию на продажу пива... нужны весы, и даже (!) топосъемка магазина. Это-то зачем для лицензирования надо?
В Правительстве соглашаются: это ошибка. Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов пообещал решить вопрос оперативно. И в прошлую пятницу, 9 ноября, в его министерстве прошла встреча лицензиаров всех уровней, санэпидемиологов, пожарников, энергетиков, где обсуждалась "пивная" проблема. Всем лицензирующим органам поручено согласовывать свои действия, чтобы выдавать разрешения по принципу "одного окна", в том числе с помощью "виртуальных" лицензий. По итогам совещания, отмечает пресс-служба ведомства, "в целях единообразного толкования норм Закона "О лицензировании" Министерством будут разосланы всем акиматам разъяснения по поставленным вопросам. Также рекомендовано лицензиарам и надзорным органам принять меморандум или внутренние регламенты по практической реализации принципа "одного окна" при выдаче лицензий".
В столичном департаменте предпринимательства и промышленности уверяют: проблемы уже нет, лицензирование идет полным ходом. И разрешение на торговлю пивом выдается на бланке старой лицензии, причем если у реализаторов с прежними документами не было сложностей, то их заявки рассматриваются максимально быстро, заявили в департаменте. Правда, назвать конкретные цифры по количеству выданных лицензий и тех, кто еще ожидает получения документов, там затруднились.
В магазинах же на вопрос о пиве теперь отвечают по-разному: у одних янтарный напиток вот-вот появится, потому что поставщикам (!) удалось оформить лицензию, у других ситуация пока не изменилась. И когда изменится, никто сказать не берется.
Валентин МАКАЛКИН, председатель координационного совета Союза пивоваров Казахстана:
- Основная задача Закона "О лицензировании" в том, чтоб ограничить незаконное производство и оборот алкогольной продукции. Но если производство водки - это технологически смешение спирта и воды, то производство пива - более сложный процесс, который не может осуществляться подпольно. Ведь производство пива зависит от количества солода, который и так под контролем фискалов.
С другой стороны, водка фактически не имеет срока годности, она может сто лет простоять. А пиво портится. Кроме того, водку пьют круглый год, тогда как пиво - по большей части сезонный напиток. То есть стоит погоде испортиться, как продажи пива падают. Поэтому можно представить, какие убытки несут производители пива.
Закон о производстве и обороте алкогольной продукции 1999 года был противоречивым. С одной стороны, алкогольными считались напитки, производимые с использованием этилового спирта. С другой - напитки, где объемная доля алкоголя превышала 1,5%. Новый закон ужесточил требования и отнес к алкогольным напитки с объемной долей свыше 0,5%. Тогда к алкогольной продукции нужно отнести кефир, квас, кумыс и еще бог знает что. И все это нужно лицензировать, на все нужно наклеивать акцизные марки! Объясните только - зачем... |