ПЕКИН. 30 ноября. КУАЗИНФОРМ /Талгат Баймухамбетов/
Уходящий месяц отличается обилием официальных мероприятий многостороннего и двустороннего формата, состоявшихся в рамках или под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. Об одном из них – прошедшем в начале ноября в Ташкенте заседании Совета глав правительств "Шанхайской шестерки" - в эксклюзивном интервью корреспонденту Казинформа рассказал Генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев.
Говоря о конкретных достигнутых договоренностях, он сообщил, что главами правительств всех стран-участниц ШОС была подчеркнута решимость углублять взаимодействие в области экономики, инвестиций и инновационной сфере, а также было уделено соответствующее внимание вопросам гуманитарного сотрудничества: образованию, здравоохранению и культуре. Подчеркнуто, что все договоренности должны работать на общую задачу – содействие экономическому росту и повышение благосостояния населения в пространстве шести государств ШОС.
Работа по достижению этих главных задач составляет основу каждодневной деятельности уставных структур и органов, которые созданы для развития многостороннего сотрудничества в рамках Организации. Речь идет о совещаниях отраслевых министров (чаще это блоки экономического сотрудничества), гуманитарном сотрудничестве, комиссии старших должностных лиц министерств, курирующих внешнеэкономическую деятельность, а также специальных рабочих групп, экспертов по 15-ти направлениям, которые существуют на сегодняшний день.
На последнем заседании премьер-министров стран "Шестерки" был заслушан доклад Генерального Секретаря "О ходе реализации программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества и плана мероприятий упомянутой программы". В целом, работе Секретариата ШОС дана положительная оценка, хотя было отмечено, что по ряду направлений эффективность сотрудничества должна быть повышена, и необходимо уделить больше внимания тому, чтобы достигнутые договоренности были обязательно выполнены всеми сторонами. В данном случае имеется в виду исполнительская дисциплина на уровне министерств и ведомств, которым поручена реализация того или иного поручения. Действительно, очень многие решения Шанхайской организации, принятые на самом высоком уровне, впоследствии не выполняются в намеченные сроки из-за противоречий в национальных законодательствах, финансовых или других проблем стран-участниц Организации.
Речь идет о многосторонних пилотных проектах, связанных с энергетикой, транспортным потенциалом и телекоммуникационной сферой. Это синхронное осуществление строительства автомобильных дорог в составе международного транспортного маршрута Е-40, который идет через территории России, Казахстана, Узбекистана, а также реализация проекта автотранспортных маршрутов Ош-Сарыагаш и Туркестан-Кашгар, Братск-Душанбе-Карамык-Туркестан-Кашгар со строительством в Кашгаре перегрузочного терминала. По первому проекту предусмотрено также строительство моста через реку Кигач на границе между Казахстаном и Россией. Кстати, на заседании глав правительств было с удовлетворением отмечено, что строительство моста завершено накануне СГП и он введен вовремя в эксплуатацию. То есть, определенный прогресс в поэтапной реализации идет.
Кроме этого, существует региональный пилотный проект в телекоммуникационной сфере – линия оптико-волоконной связи между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Имеется проект по организации электронного трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи, суть которого сводится к тому, что будет внедрена модификация процесса таможенного оформления документов при грузовых перевозках с использованием технологий и разработок российских компаний.
Причем, у группы экспертов ШОС уже есть видение этапов развития по мере того, как осуществляется синхронизация строительства на территории государств-членов Организации автомобильных маршрутов, которые затем сомкнутся в региональную сеть. Задача ШОС заключается в том, чтобы создавать необходимую правовую базу для эффективного трансграничного взаимодействия, и один из этапов к этому – подписанное на встрече премьер-министров в Ташкенте "Соглашение о взаимопомощи и сотрудничестве в таможенных делах". В результате долгой, кропотливой работы экспертов таможенных ведомств, фискальных органов, министерств юстиции, транспорта и пограничников созданы благоприятные условия для того, чтобы существенно унифицировать эту процедуру и добиться взаимного признания таможенных документов на грузы, оформленные в одной стране для их передвижения по территории государств-участников данного соглашения.
Следующим шагом (или третьим этапом) будет "Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок", работа над которым завершается и есть надежда на то, что стороны выйдут на его подписание к следующему саммиту глав государств в Душанбе либо к очередной встрече глав правительств, которую планируется провести в Казахстане. Тут речь идет о возможности открыть в правовом аспекте беспрепятственное прохождение автомобильного транспорта по территориям шести государств-участников ШОС. Это облегчит жизнь для автоперевозчиков и транспортных компаний, что приведет к увеличению грузовых потоков и более интенсивному и эффективному использованию транзитного потенциала шести государств. Главы правительств на встрече в Ташкенте подчеркнули, что нужно приложить все усилия к тому, чтобы завершить работу над этим межправительственным соглашением.
На заседании СГП была также достигнута договоренность о сотрудничестве в сфере железнодорожных перевозок. Это дальнейшее развитие сети железных дорог в регионе и рассмотрение новых транспортных проектов в рамках ШОС. На саммите в Бишкеке главы государств обращали внимание на транспортную сферу как ключ к развитию национальных экономик, и дали поручение о том, чтобы министры транспорта стран ШОС встретились по этому вопросу если не до конца текущего года, то в начале 2008 года обязательно.
Б.Нургалиев подчеркнул, что все вышеперечисленные проекты открыты для участия в них стран-наблюдателей - Монголии, Ирана, Индии и Пакистана. "Мы бы хотели, чтобы государства-наблюдатели чувствовали практическую пользу и отдачу от своего участия в деятельности ШОС", - сказал генсек ШОС.
Он также выразил надежду на то, что в скором времени в рамках ШОС будет открыто направление по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства. Вообще говоря, в программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества, которая была разработана еще в 2004 году, эта сфера присутствует. Однако приходится констатировать, что в практическом плане было мало что предпринято. Поэтому на Бишкекском саммите и Ташкентском заседании СГП было принято решение с последующим поручением руководителям агропромышленных комплексов каждого из шести государств о том, что в ближайшее время необходимо провести встречу для определения конкретных проектов в сельскохозяйственной сфере.
Ранее в интервью Казинформу заместитель декана исторического факультета МГУ Алексей Власов дал не совсем лестную оценку состоянию интеграционных процессов в образовательной сфере на пространстве ШОС. По этому вопросу генсек ШОС сообщил, что во исполнение достигнутых на высшем уровне договоренностей разрабатывается план по реализации соглашений в области образования, которые были подписаны на юбилейном Саммите в Бишкеке в 2006 году 15 июня. Хотя и он был вынужден с сожалением согласиться с тем, что работа над этим планом несколько затянулась. Поэтому было дано поручение экспертам в области образования об ускорении реализации плана. Будут предусмотрены меры, в том числе и по взаимному признанию документов об образовании. Кстати, задержка отчасти вызвана и тем, что некоторые страны считают, что этот вопрос надо решать на двусторонней основе. Есть существенные расхождения в практике образовательной системы, поэтому в рамках шести стран довольно сложно выработать документ, который бы был универсальным. В двустороннем порядке это легче решить, так как круг вопросов меньше.
С учетом некоторых расхождений решение данной проблемы, хотя и подписывалось соглашение, видимо будет откладываться для того, чтобы дать время компетентным экспертам сблизить позиции и принять окончательные рекомендации для вышестоящих организаций, в том числе министрам образования стран ШОС.
В ходе интервью не осталась без внимания и тема визового режима на пространстве СНГ. Более года назад Программа развития ООН (ПРООН) при поддержке Пекина выдвинула инициативу о взаимном признании, а иногда даже и отмене, виз на пространстве ШОС в рамках проекта развития туризма на Великом Шелковом пути. По этому поводу Генеральный секретарь ШОС однозначно ответил, что визовые вопросы решаются только в двустороннем порядке. Пока по унификации визовых процедур внешнеполитические ведомства государств-членов ШОС ведут речь в отношении специализированной категории граждан, пересекающих границы. В частности, ведутся переговоры о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Поэтому как раз по проездным документам водителей, осуществляющих перевозки, решаются вопросы упрощения визовых процедур.
Что касается туризма и активизации взаимодействия между туристическими ведомствами шести государств, то и эта тема обсуждалась в рамках Ташкентского заседания Совета глав правительств. Было дано поручение о том, чтобы туристические ведомства приступили к организации взаимодействия по представлению туристического потенциала всех шести государств. Но, пока в этом направлении сделаны первые шаги и говорить, что сотрудничество в этой сфере налажено, еще нельзя. Хотя со стороны всех шести государств есть понимание необходимости разработки общей программы в сфере туризма. К ее обсуждению и разработке опять-таки приглашаются и страны-наблюдатели ШОС. |