Татьяна КОСТИНА, "Казахстанская правда", 4 декабря
В предыдущей публикации "Мадридский прорыв" газета написала: "Принято сенсационное решение – Казахстан будет председательствовать в 2010 году. Греция займет этот пост в 2009-м, а Литва – в 2011 году". И это было правдой. На тот момент в Мадриде, когда напряжение достигло пика, а участники 15-го – испанского СМИДа – вместо объявленных полчаса совещались почти два... А затем засветились в пресс-зале мониторы, заработали переводчики, и действующий председатель ОБСЕ – министр иностранных дел и сотрудничества Королевства Испания Мигель Анхель Моратинос согласно протоколу долго перечислял, какие важные документы приняты, под какими номерами они идут... И только потом зазвучал голос нашей победы... Мы сказали: "Yes!", и это было настоящей сенсацией. Сегодня мы понимаем: решение о том, что Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ в 2010 году, – закономерный итог большой и напряженной работы. У нашей победы есть творцы – народ Казахстана, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, дипломатия Казахстана.
Нурсултан Назарбаев по праву обладает реноме главного интегратора на постсоветском пространстве. В уже далеком 1991 году именно принципиальная позиция нашего Президента привела к созданию СНГ – структуры, позволившей избежать хаоса распада СССР. Большое значение для обеспечения и укрепления международной безопасности представляет инициатива Президента РК о создании Центральноазиатского союза. Вряд ли надо доказывать, что именно масштабность мышления и стратегический уровень видения проблематики Нурсултана Назарбаева наглядно проявились при решении по ядерному статусу нашего государства.
Мадридский прорыв – это достижение всего народа Казахстана, который впервые в своей политической истории получил весомую международную легитимизацию и поддержку своих устремлений. Народ Казахстана доказал свою мудрость, все эти годы неуклонно следуя избранному им политическому и экономическому курсу развития, невзирая на критику внутри и за пределами Казахстана.
– Именно народ Казахстана, – заявил на брифинге в Мадриде Марат Тажин, – является главной опорой и основным бенефициаром председательства страны в ОБСЕ. Заявка Казахстана не является исключительной инициативой руководства страны, но есть выражение общественного консенсуса. Председательство в ОБСЕ будет способствовать дальнейшему развитию политической системы, что фактически корреспондируется с нашими внутренними интенциями, направленными на системное реформирование общественно-политической жизни страны в сторону ее дальнейшей демократизации.
Мы много и с благодарностью отмечали поддержку кандидатуры Казахстана странами – участницами СНГ. Сегодня надо особо отметить и адекватный выбор европейских партнеров. Они оценили Казахстан, его разумные инициативы по преодолению кризиса организации. Они оценили страну, которая своим примером демонстрирует успешный опыт экономической и политической модернизации, является признанным лидером в Центральной Азии, способна продвигать и отстаивать принципы и ценности ОБСЕ.
Наши западные партнеры проявили гибкость, конструктивность и политическую зрелость. Их решение поддержать заявку Казахстана является свидетельством жизнеспособности ОБСЕ как консенсусной платформы и залогом дальнейшего развития организации, а также фактическим расширением зоны коллективной ответственности государств-участников. Глава внешнеполитического ведомства в Мадриде особо подчеркнул конструктивную роль испанского председательства по достижению консенсусного решения по кандидатуре Казахстана. Ни один из партнеров по ОБСЕ не подвергал сомнению право и способность Казахстана занять пост политического лидера организации.
Высокая степень доверия и равноправное партнерство, считают в Казахстане, будут способствовать стабильности и укреплению авторитета ОБСЕ на всем пространстве ее ответственности. Согласие государств – членов ОБСЕ на председательство Казахстана также свидетельствует о конечном приоритете общих ценностей и целей над амбициями какой-либо отдельно взятой страны, что позволяет надеяться на общее повышение эффективности деятельности этой авторитетной международной организации.
Председательство Казахстана – это не только победа, но и большая ответственность. Мы приходим на "трон", если можно так сказать, в 2010 году не только председательствовать, управлять и распределять. По сути, ведь Казахстан нацелен на большую работу. И это шанс для ОБСЕ, чтобы выйти из кризиса, возможность для трансформации в эффективную международную организацию, адекватную современным реалиям.
Решение стало демонстрацией того чувства ответственности, разделяемого в равной степени ОБСЕ и Казахстаном за будущее организации и обеспечение международной безопасности. Уже сегодня Казахстан заверяет, что во время председательствования в ОБСЕ будет проведена работа по восстановлению баланса трех измерений без умаления роли и значения ни одного из них, что является одним из залогов преодоления того кризиса, в котором ОБСЕ находилась в последние десятилетия.
– При этом мы считаем, – подчеркнул Марат Тажин, раскрывая план действий Казахстана, – что человеческое измерение является важнейшим направлением деятельности ОБСЕ. В связи с этим наша страна обязуется сохранять БДИПЧ и его существующий мандат и не будет поддерживать какие-либо будущие попытки ослабить их. В качестве председателя Казахстан обязуется быть справедливым и объективным лидером и не будет участником каких-либо предложений, которые создают проблемы для БДИПЧ и его мандата.
Одним из наиболее значительных достижений Казахстана в гуманитарной области является обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Казахстан может предложить всему сообществу ОБСЕ свой опыт и потенциал. Учреждение института личных представителей председателя ОБСЕ по религиозной толерантности является своевременным ответом на все возрастающую актуальность проблемы межрелигиозных противоречий в глобальном масштабе. Председательство Казахстана позволит ОБСЕ реализовать один из декларируемых ею ориентиров по развитию межцивилизационного диалога между Западом и Востоком посредством использования соответствующего опыта и инициатив Казахстана. Кстати, уже прибыв в Казахстан, глава МИДа сообщил: "..У нашего Президента есть на 2008 год очень важная идея об организации крупной международной встречи на тему "Мусульманский мир – Запад", в этом контексте, я думаю, что использование нашего опыта и возможностей ОБСЕ расширило бы понимание этого пространства".
Организации целесообразно значительно повысить активность на экономико-экологическом треке, считают в Казахстане. Хотя бы потому, что набор экологических проблем раньше трактовался только в контексте локальных особенностей. Но мы сегодня становимся участниками глобальных сдвигов и полагаем, что ОБСЕ могла бы внести свою роль в решение глобальных экологических проблем.
Что же касается Афганистана, то здесь у нас тоже есть план. Казахстан мог бы стать серьезным помощником всему мировому сообществу в решении этой проблемы, в том числе и проблемы обустройства границ Афганистана с сопредельными государствами, в том числе и вопросов, связанных с регуляцией отношений внутри самой страны в той части, в которой позволительно международным организациям, таким как ОБСЕ.
Наша общая задача – найти место для ОБСЕ в новой архитектонике евразийской безопасности и укрепить ее роль на фоне других диалоговых площадок. При председательстве Казахстана ОБСЕ имеет хороший шанс повысить информированность и вовлеченность в процессы, происходящие в Азии (СВМДА, ШОС), наладить более тесные партнерские отношения с региональными структурами безопасности и сотрудничества. У ОБСЕ появился уникальный шанс утвердить свое реальное присутствие в Центральной Азии и сыграть существенную роль в решении и предотвращении проблем безопасности в этой части мира. Председательство Казахстана станет важным фактором в построении безопасной, стабильной и предсказуемой Центральной Азии.
Наша страна, безусловно, имеет свой собственный уникальный опыт регулирования национальных и религиозных отношений. Насколько он интересен для других? Вопрос риторический. На саммит в Мадрид казахстанская делегация привезла пятьсот килограммов брошюр об опыте межэтнического и религиозного согласия, опыте политической стабилизации. И по завершении саммита – свидетельствует сам глава МИДа – на столах осталось всего несколько брошюр!
Итак, Казахстан стал первым государством СНГ и Центральной Азии, первым тюркским государством, которое займет пост председателя ОБСЕ. На 15-м СМИДе в Мадриде решено избрать руководителей этой авторитетной организации сразу на три года, следующие за окончанием председательства Финляндии. Председательское кресло будут занимать – в 2009 году Греция, в 2010-м ее сменит Казахстан, а Литва возглавит ОБСЕ в 2011-м.
Подобная "тройная" схема принятия консенсусного решения применяется впервые. И это тоже сенсация! Хотя бы потому, что на самом деле речь идет о трех годах сопредседательствования. Как известно, председательство в ОБСЕ – это работа и руководство ОБСЕ "тройкой" – действующий, бывший и будущий председатель. По сути, мы будем в руководстве ОБСЕ 2009–2010–2011 годы. И в связи с этим слова министра иностранных дел Греции Доры Байоканнис звучат как приглашение к сотрудничеству. "Я верю, – сказала казахстанскому телевидению госпожа Байоканнис, – что ОБСЕ останется сильной организацией, и надеюсь, что мы сможем и дальше работать вместе с нашими казахстанскими и литовскими коллегами в "тройке".
Долгожданное решение о предоставлении поста председателя ОБСЕ Казахстану с воодушевлением воспринято казахстанским обществом. Это мощный катализатор процесса реформ, дополнительное подтверждение правильности выбранного пути по дальнейшей либерализации и открытости. |