NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Вторник 21.01.2020 10:47 ast
07:47 msk

Новая правительственная программа предполагает создание очередной госструктуры в сфере трансферта технологий
Правительство подготовило Государственную программу технологического развития на 2008-2015 годы, в которую планируется направить Т154,7 млрд бюджетных денег
10.12.2007 / политика и общество

Кикбай КОСАЕВ, "Панорама", 7 декабря

Правительство подготовило Государственную программу технологического развития на 2008-2015 годы, в которую планируется направить Т154,7 млрд бюджетных денег. Как сообщил в ходе круглого стола на тему "Технологическое развитие Республики Казахстан" в среду в Астане вице-министр индустрии и торговли Куандык БИШИМБАЕВ, в результате реализации программы производительность труда к 2015 году в стране как минимум утроится в сравнении с 2000 годом, а энергоемкость ВВП сократится вдвое. Наряду с этим ожидается, что удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП увеличится с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году, а техническое перевооружение предприятий малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности достигнет 25%.

"Важно сказать, что принятие программы - это конкретный действенный шаг. То есть по трансферту технологий предусматривается не какой-то неосязаемый механизм, а инновационный грант, когда на условиях софинансирования с предприятиями мы будем приобретать для них технологии либо за пределами Казахстана, либо те, которыми обладают наши научно-исследовательские институты",- заявил вице-министр индустрии.

Он пояснил, что финансирование программы планируется начать в 2009 году: "2008 год - это подготовительный этап, когда мы соберем заявки предприятий, проведем какой-то предварительный анализ, проработаем, по каким направлениями будет вестись дальнейшая работа. А с 2009 года стартует этап, на котором непосредственно начинается финансирование".

Министерство индустрии провело анализ, согласно которому Казахстан находится "на аграрно-индустриальном этапе технологического развития". Ключевыми же факторами, влияющими на технологическое развитие, являются "эффективность производства и техническое перевооружение, скорость освоения новых видов продукции и привлечение новейших технологий".

Между тем, согласно статистическим данным, на которые ссылается МИТ, "инновационная активность предприятий в Казахстане в последние годы колеблется на уровне 3-4%, что значительно ниже, чем в странах ЕС или даже в государствах с переходной экономикой, таких как Эстония (36%) и Венгрия (47%)". Министерство объясняет это тем, что "структура промышленного производства в РК тяготеет к концентрации в традиционных горнодобывающем и нефтегазовом секторах". Впрочем, такая же ситуация характерна и для развитых стран: так, интенсивность НИОКР в горнорудных компаниях США "заметно ниже", чем в других отраслях промышленности.

Анализ структуры затрат на выполнение научно-технических работ с 1997 по 2005 год отражает то, что удельный вес данных услуг в РК увеличился более чем в 4,5 раза. "Однако большинство предприятий все еще предпочитают проекты "под ключ", когда технологические решения уже воплощены в импортной технике и оборудовании. Подобная стратегия свойственна и предприятиям других стран. Например, Германия создала мощную инновационную экономику путем импорта оборудования и технологий и включения их в свои производственные процессы. В то же время казахстанские предприятия очень редко приобретают знания из зарубежных источников в виде лицензированных технологий или покупки патентов за пределами страны",- отметил г-н Бишимбаев.

Отечественный научно-исследовательский комплекс на 80% состоит из исследовательской части и менее 20% приходится на проектно-конструкторские и опытно-производственные направления. Соотношение ученых, конструкторов и работников опытных производств - 25:4:1, в то время как в развитых странах оно составляет 1:2:4. "Данные факты служат доказательством того, что научный комплекс не стремится наладить устойчивую связь с промышленным сектором",- делает вывод Министерство индустрии и торговли.

Частный сектор также не стал инициатором внедрения технологий и налаживания тесных связей с научными и опытно-конструкторскими организациями. Практически отсутствуют инжиниринговые компании, способные подготовить качественный инновационно-инвестиционный проект "под ключ".

По данным Мининдустрии, за последние годы только около 3-4 % казахстанских компаний занимались инновационной деятельностью, при этом большая часть инновационных мероприятий осуществлялась иностранными инвесторами. Частный сектор профинансировал 26% НИОКР, в основном в горнорудном и нефтяном секторах. 74% государственных средств, направленных на финансирование НИОКР, охватывают другие отрасли, "которые не применяются в производстве".

"Предприятия, заинтересованные в технологиях и работающие в таких секторах, как сельское хозяйство, машиностроение, пищевая промышленность, не рискуют приобретать и применять их в своих производственных процессах",- отмечено в докладе.

Помимо производственных технологий, в стране слабо развиты технологии менеджмента производственных процессов. Мининдустрии констатирует, что в отличие от менеджерского прорыва в Японии 1960-х годов, который позволил стране вырваться в лидеры мировой экономики, "в Казахстане применение управленческих решений для оптимизации производственных процессов не получило широкого распространения".

"Системы управления в подавляющем большинстве отечественных предприятий являются вертикально интегрированными цепочками с жестким администрированием. В рыночных условиях функционирования отдельно взятого предприятия данный вид управления имеет несколько ключевых недостатков, ограничивающих конкурентоспособность, таких как: долгий процесс принятия решений, ограничение инициативы нижестоящих сотрудников, перманентная оптимизация производственных процессов, а также размытое распределение обязанностей сотрудников низшего звена в управленческой цепочке… Требуется внедрение современных технологий управления для повышения производительности труда и технологического развития",- констатировал вице-министр.

Анализ состояния основных фондов предприятий также не вселяет оптимизма. Так, 20% фондов, в том числе 30% машин и оборудования, "полностью изношены". Затраты на капитальный ремонт оборудования составляют до 40% собственных инвестиционных средств. По данным МИТ, в 2005 году коэффициент обновления основных средств в Казахстане составил: в сельском хозяйстве - 13,3%, в промышленности - 13,9%, в строительстве - 21,8%, в сфере торговли - 33,6%, в транспорте и связи - 14,9%. Наибольший коэффициент ликвидации отмечается в сельском хозяйстве - 16,1% и строительстве - 2,6%.

"Приведенные данные свидетельствуют о низких темпах обновления основных фондов, что является причиной низкой эффективности производства и невозможности освоения новых видов продукции",- отмечается в докладе МИТ. Между тем мировой опыт показывает, что обновление основных производственных фондов должно происходить каждые 5 лет, причем пятилетний цикл является предельным сроком. Предприятия, превышающие этот цикл обновления, начинают отставать в своем техническом развитии и не способны выдерживать конкуренцию с технически развитыми компаниями.

Поэтому правительство решило вмешаться в процесс технологического обновления и разработало соответствующую программу. Ее задачами являются: повышение объема привлечения и внедрения новейших технологических решений, обеспечение инфраструктурных и инжиниринговых условий для применения полученных научных результатов в промышленность, обновление основных фондов и техническое перевооружение, а также освоение современных управленческих технологий.

Будет ли участие государства эффективным? Озвученные меры такой уверенности не дают. В частности, программа разумно предполагает "приобретение большей части необходимых технологий как в стране, так и за ее пределами в виде лицензированных технологий или патентов". Государство будет выделять для этого гранты. При этом определять "перспективные направления трансферта технологий" будет очередной государственный центр, создаваемый "на базе существующих институтов развития". Центр будет "отвечать за формулирование и постоянный мониторинг потребностей отечественной индустрии в технологической модернизации, осуществление которой целесообразно за счет привлечения технологий, а также за предоставление грантов".

Как известно, правительство еще 3 года назад создало центр трансферта технологий с аналогичными функциями - непонятно, зачем создавать его клон? Было бы логичнее внедрить в этом центре те самые "новые технологии менеджмента производственного процесса".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.12.2007
Глава государства сделал заявление в связи с убийством Беназир Бхутто 29.12.2007
Казахстанцы смогут праздновать встречу Нового года четыре дня 29.12.2007
Программу "10 соток – каждому казахстанцу" признали абсурдной 29.12.2007
Главный редактор газеты "Алма-Ата ИНФО" считает, что "Ак жолу" следует подумать о смене лидера 29.12.2007
ЦИК Узбекистана объявил, что Ислам Каримов переизбран президентом 29.12.2007
Рабочий график Главы государства 28.12.2007
Правительство вновь заверяет, что намерено предотвратить рост инфляции в 2008 году 28.12.2007
Первое заседание Совета по связям с маслихатами и институтами гражданского общества 28.12.2007
Стены, уши и дороги 28.12.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
21.01.20 Вторник
96. ГАЛИМЖАНОВА Ляйля
93. ШИГАЕВА Майя
81. КАЖИЕВ Манарбек
80. УТИБАЕВ Гарифулла
71. АШЛЯЕВ Хазбулат
71. БИСЕНГАЛИ Зинол-Кабиден
71. ГАЛИЕВ Багитжан
68. КАРМАЗИНА Лена
67. БЕКСУЛТАНОВ Туленды
65. НУРХАЙДАРОВ Едге
64. КУРКБАЕВ Адил
63. ЗЕЙНУЛЛИН Абдикарим
62. СМАГУЛОВА Умит
61. МУКАНОВ Максот
60. БЕКОВ Амангельды
...>>>
22.01.20 Среда
74. СУЛЕЙМЕНОВ Нурлан
73. КОТЕЛЬНИКОВ Владимир
69. РАСКАЛИЕВ Хайретдин
68. ЩЕРБА Виктор
65. ЖАНГАЛОВ Досбол
64. НУРМУХАНОВА Айман
60. КУСАИНОВ Кудайберген
59. ПАЛАЕВ Владимир
58. НУСИПОВ Жолдасбек
57. САРТБАЕВ Мурат
56. КАДРАЛИН Марат
56. КУЖАГАЛИЕВ Алмаз
56. КУРМАНСЕИТОВ Ахат
52. ДЖУМАШЕВ Жасулан
52. ЖАНЫБЕКОВ Марат
...>>>
23.01.20 Четверг
90. КУРГАНСКИЙ Тимофей
81. БАБУШКИН Михаил
79. ДОСПАЕВА Джумажан
78. АСАРОВ Азимбай
77. ЖУМАБАЕВ Кызыp
74. ЖИГУЛИН Анатолий
73. АБИШЕВА Зинеш
73. ПИРМЕТОВ Хабибулла
69. ИМАНГАЛИЕВ Абай
64. ДЖИГИТЕКОВ Нуржан
64. НУРГОЖАЕВА Татьяна
64. САТЫБАЛДИНА Нафиса
62. ДОСУМОВ Серимжан
61. АБИШЕВ Мади
60. КАДИРБЕКОВ Кайрат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz