Алматы (Алма-Ата). 13 декабря. ИНТЕРФАКС-КАЗАХСТАН
В форуме предпринимателей Казахстана (ФПК) недовольны подготовленным Генеральной прокуратурой законопроектом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма.
"В идеологии законопроекта заметно игнорирование вопросов защищенности прав граждан и предпринимателей при проведении финансового мониторинга и предупреждения злоупотреблений в данной сфере. В частности, она позволяет расширить сферу злоупотреблений отдельных чиновников, банкиров и так далее и тем самым расширить сферу коррупционных нарушений", - заявил председател ь совета ФПК Раимбек Баталов на заседании "круглого стола" "Обсуждение законопроекта в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма: перспективы на будущее" в четверг в Алматы.
Кроме того, полагает Р.Баталов, ряд норм проекта закона "носит субъективный характер и может толковаться двояко". Он также полагает, что в контексте подготовленного законопроекта любая финансовая операция "по воле представителя банка, оператора почты или нотариуса может истолковаться как подозрительная и приостановлена".
Глава ФПК, обозначив в своем выступлении еще ряд претензий к законопроекту, сказал: "Мы боимся, что законопроект в принципе может стать одним из инструментов олигархической или корпоративной борьбы между структурами".
При этом Р.Баталов против того, чтобы финансовая разведка создавалась при Генпрокуратуре.
"То есть предполагается органы прокуратуры поставить во главе системы финан с ового мониторинга. Исходя из этой логики, прокуратура сама будет осуществлять эту функцию и сама же себя контролировать на предмет соблюдения законности", - недоуменно заметил в этой связи предприниматель.
Между тем начальник управления по надзору за применением закона в сфере экономики Генпрокуратуры республики Магомет Акаев, представивший законопроект на "круглом столе", отметил, что документ разработан в соответствии международными стандартами и требованиями и что финансовая разведка в Казахстане будет создаваться "фактически административного типа".
"Эта приставка "при Генеральной прокуратуре" никого не должна вводить в заблуждение, - сказал он, - работники финансовой разведки не будут пользоваться полномочиями прокуроров".
"Прокуратура будет получать сведения только в том случае, если финансовая разведка усмотрит в операциях подозрительные критерии и передаст правоохранительным органам эту информацию для р асследования. Только в этом случае будут применены прокурорские полномочия", - пояснил М.Алиев.
По его убеждению, Казахстану уже давно следует принять указанный закон. "Объем теневой экономики составляет от 37%, это по официальным данным. Некоторые эксперты склонны думать, что он уже приближается к 50%. То есть мы фактически уже превысили среднемировой уровень, и нам надо уже сегодня принимать меры по противодействию отмыванию денег", - сказал представитель Генпрокуратуры, при этом отметив, что "легализованные доходы вкладываются в расширение незаконной деятельности, а также в инвестиционные проекты". "Преступники таким образом входят в легальную финансово-хозяйственную сферу", - подчеркнул М.Акаев.
Он также отметил, что принятие законопроекта обусловлено присоединением Казахстана к ряду международных документов в соответствующей сфере, в частности, к конвенциям ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве щ еств и о борьбе с финансированием терроризма.
"Эти документы являются обязательными для Казахстана, мы обязаны выполнять свои международные обязательства, а без создания органа финансового мониторинга мы не сможем полноценно выполнить свои обязательства по международным договорам", - отметил представитель Генпрокуратуры.
В свою очередь депутат мажилиса (нижней палаты) парламента, руководитель рабочей группы по подготовке к рассмотрению в парламенте указанного законопроекта Серик Оспанов отметил в ходе дискуссии, что все мнения участников "круглого стола" будут учтены.
По его мнению, законопроект не является сырым, он "просто нуждается в дальнейшей доработке". "Это нормальный законотворческий процесс, в котором примет участие и форум предпринимателей тоже", - сказал депутат журналистам в перерыве заседания "круглого стола".
По его информации, ранее планировалось, что законопроект будет рас с матриваться в парламенте в марте 2008 года, но, полагает он, этот срок будет сдвинут.
Выступившая на "круглом столе" заместитель главы центра ОБСЕ в Астане Жаннет Клецтер отметила, что Казахстан как член ОБСЕ и будущий председатель этой Организации обязан иметь закон о борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма.
"Международное сотрудничество в борьбе с этими явлениями просто необходимо, поскольку отмывание денег носит трансграничный характер", - сказала Ж.Клецтер, добавив, что центр ОБСЕ в Астане оказывал и будет оказывать помощь в разработке и обсуждении этого законопроекта.
Законопроект о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма разработан Генеральной прокуратурой республики и принят парламентом в работу в 2005 году. В его рамках предусматривается создание института финансовой разведки, которая будет заниматься мониторингом и анал и зом финансовых сделок различных структур: банков, аукционов, игорных заведений, пенсионных фондов, страховых организаций и т.д. |