Тимур ИСАЕВ, "МК" в Казахстане", 23 января
Еще в прошлом январе ему пророчили миссию отца новой экономической политики и творца нового экономического чуда. Сегодня его возможная отставка служит главной темой кулуарных разговоров. Но, похоже, крутые горки премьерства Карима Масимова еще не закончились.
Те самые политологи, которые еще год назад упивались назначением Масимова, нынче активно "выбирают" нового главу правительства. Хотя отставка премьера действующего возможна ровно настолько, насколько вероятна отставка любого назначаемого чиновника. И убедительных политических оснований для нее нет. Даже несмотря на череду ударов по макро- и микроэкономике: от подорожания подсолнечного масла и дефицита соли до подорожания внешних кредитных ресурсов и дефицита ликвидности. Снять Карима Масимова сейчас означает признать серьезный кризис в экономике. Более того, признать, что его причиной стали субъективные ошибки правительства, а не объективные внешние обстоятельства. А это для власти недопустимо.
Наконец, вопрос по существу заключается не в том, чтобы снять Масимова, а в том, чтобы найти ему замену более удачную. Поскольку какая-либо бесспорная кандидатура отсутствует, то затевать глобальные перетасовки в исполнительной колоде бессмысленно. Потому как у нового главы кабмина полгода уйдет только на то, чтобы осмыслить ситуацию. А времени катастрофически не хватает.
Другая крайность - сводить все к банальному невезению. Дескать, Карим Кажимканович оказался не на ~ том посту не в то время, угораздив под финансовый и продовольственный форс-мажор, которые стали досадной помехой на правильном пути. Но был ли этот путь, и куда мы шли в течение года?
У Казахстана, как у страны, растущей на "нефтяных дрожжках", есть две главные задачи. Первая - не допустить бесконтрольной инфляции, чтобы рост цен не съел все повышения доходов населения. Вторая задача - развивать несырьевой сектор, чтобы экономика стала устойчивой, а не ковыляла на одной нефтяной ноге. Все прочие цели - на самом деле вторичны.
Что же мы имеем? Рост промышленности за минувший год составил лишь 4,5% по сравнению с 7% в 2006 году. Страна села на сырьевую иглу еще прочнее. Оказалось, что строительство - не локомотив экономики, а телега впереди лошади, а потому надежды в нынешнем году возлагаются исключительно на нефтянку. Рост цен, напротив, превзошел даже самые пессимистические ожидания. Некоторые слои населения, несмотря на всеобщее повышение пенсий и зарплат, почувствовали себя беднее. В таких условиях никакой рост ВВП на душу населения эту самую душу не греет.
Получается, что важнейшие задачи не выполнены. А в будущем они могут еще более усложниться. Тарифные преобразования намечаются в энергетике и коммуналке. Пятилетний план повышения тарифов разработали железнодорожники. В целом они намерены собрать лишних полтриллиона тенге. Иными словами, столько денег дополнительно выложат потребители. Руководство "Казахтелекома" обратилось с просьбой исключить компанию из реестра монополистов. Понятно, что это
нужно не для игры в фантики, а для последующего увеличения тарифов без государственного вмешательства. Грядет и подорожание горюче-смазочных материалов, поскольку цена на нефть тормозить не собирается.
Таким образом, вырастет стоимость всех инфраструктурных элементов экономики. А это ляжет бременем на отечественный бизнес, и вряд ли улучшит его конкурентоспособность.
Конечно, не во власти правительства остановить ~ подорожание, ведь волшебников в его штате не числится. Но у него была возможность хотя бы более равномерно распределить нагрузку по времени. Государство и, же так подгадало, что все реформы в базовых отраслях стартуют чуть ли не единовременно. Мало того, начало инфраструктурной перестройки совпадает с общим кризисом инвестиций. Правительство не сумело развести во времени два этих процесса. Причина в том, что оно увлеклось решением частных задач, потеряв из виду стратегический курс. А ведь от правительства Карима Масимова ждали именно обратного. |