NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 12:38 ast
10:38 msk

Выступление председателя Счетного комитета Омархана Оксикбаева на расширенном заседании Счетного комитета по итогам работы за 2007 год
"Сумма выявленных нарушений по расходам составила 77 млрд. тенге, активам – 13 млрд. тенге, при этом по сравнению с прошлым годом установленная сумма средств бюджета, использованных неэффективно, увеличилась более чем в 2 раза"
08.02.2008 / политика и общество

www.esep.kz, 7 февраля

Уважаемые депутаты!

Коллеги и приглашенные!

В отчетном году деятельность Счетного комитета была ориентирована на реализацию закрепленных бюджетным кодексом полномочий, поручений Главы государства и постановления Парламента "Об отчетах Правительства и Счетного комитета за 2006 год" и в силу своих институциональных возможностей на придание максимальной прозрачности исполнения республиканского бюджета.

На основе проведения контрольно-аналитических мероприятий по актуальным направлениям бюджетно-налоговой политики нами дана предварительная оценка исполнению республиканского бюджета в 2007 году. Согласно нашей оценке, доходная часть бюджета в целом характеризируется выполнением запланированных параметров по основным видам налогов и других платежей при наличии таких проблем, как:

- издержки планирования доходов и расходов республиканского бюджета (на представленных слайдах видно, что отклонения между утвержденными и фактическими показателями составляют сотни миллиардов тенге), которые с одной стороны – негативно сказываются на расширении доходной базы бюджета, с другой – влекут необоснованные и неэффективные расходы через механизм "ускоренного финансирования" путем уточнения бюджета;

- сумма поступлений НДС на импортные товары, работы и услуги [298 млрд. тенге] превышает в 2 раза сумму поступлений НДС на внутренние товары, работы и услуги [137 млрд. тенге], что свидетельствует о замедлении деловой активности отечественных товаропроизводителей и, в определенной степени, усиливают зависимость Казахстана от импорта;

- устойчивые тенденции роста сумм возмещения НДС из республиканского бюджета (184,4 млрд. тенге) при существующих серьезных недостатках механизма возмещения, отрицательно сказывающиеся на экономическом эффекте данного вида налогового стимулирования;

- наличие значительных резервов пополнения доходов как республиканского, так и местных бюджетов через улучшение механизма налогового администрирования и повышение эффективности работы налоговых органов.

Наблюдается устойчивое вытеснение из доходов местных бюджетов с учетом суммы трансфертов республиканского бюджета собственных доходов [если в 2003 году доля собственных доходов составляла 74%, то в 2007 году – только 54%]. При этом за сравниваемый период объем субвенций, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам, увеличился в 7 раз.

- низкий уровень налоговой дисциплины: только по выборочным проверкам Счетного комитета установлено нарушений по доходам на общую сумму 8,6 млрд. тенге.

К этой сумме мы можем суммировать выявленные нами 12,6 млрд. тенге подписных бонусов на недропользование, которые не поступили в доход бюджета от победителей инвестиционных программ в 2005-2007 годы. Причиной тому явилось элементарное отсутствие координации деятельности налоговых комитетов Министерства финансов и Министерства энергетики.

Также необходимо отметить, что нами проведена экспертно-аналитическая работа по оценке эффективности мер налогового администрирования и в целом действующих норм налогового законодательства. Мы приходим к выводу о том, что налоговое законодательство не поспевает за реалиями сегодняшнего дня. Требуется разработка нового налогового кодекса.

Исполнение расходов республиканского бюджета и использование активов государства, как и прежде, сопровождается:

- освоением бюджетных средств не в полном объеме, сумма неосвоенных средств составила 26 млрд. тенге (что эквивалентно объему финансирования отдельных государственных и отраслевых программ);

- практически закономерное направление институтами развития, другими акционерными обществами с участием государства и отдельными госпредприятиями средств бюджета на депозиты банков второго уровня (более 50 млрд. тенге);

- низкая эффективность использования местными исполнительными органами трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета;

- сохранение низкого уровня бюджетно-налоговой дисциплины со значительным увеличением сумм неэффективных расходов: так, сумма выявленных нарушений по расходам составила 77 млрд. тенге, активам – 13 млрд. тенге, при этом по сравнению с прошлым годом установленная сумма средств бюджета, использованных неэффективно, увеличилась более чем в 2 раза.

Общие количественные и качественные показатели работы Счетного комитета за 2007 год таковы:

- проверено всего 375 объектов с учетом встречных проверок, или 12 объектов на 1 ревизора Счетного комитета за год, а нарушения выявлены на 172 объектах контроля;

- общая сумма выявленных нарушений составила 108,2 млрд. тенге, или 1,5 млрд. тенге на 1 работника;

- восстановлено по итогам проверок 6,6 млрд. тенге, или 0,2 млрд. тенге на 1 ревизора Счетного комитета [расчетный показатель окупаемости деятельности Счетного комитета увеличился с 9 раз в 2006 году до 20 раз в 2007 году];

Динамика основных показателей результативности проверок представлена на слайде 5.

- направлено в Правительство, уполномоченные госорганы и непосредственно объектам контроля свыше 200 предложений; в Правительство направлено 22 рекомендации по совершенствованию законодательных норм, из них 16 реализованы;

- передано в правоохранительные органы 43 материала контроля, наложено взысканий на 70 человек.

Среди выявленных фактов нарушений, которые имели серьезные последствия и нанесли значительный урон интересам бюджета, можно привести следующие.

Нами установлено, что на госпакеты акции АО "Шульбинская ГЭС" (90%) не были начислены дивиденды в связи с убыточным финансовым результатом по итогам работы за ряд лет. Причиной тому явилось то, что американской компанией AES "Сантри Пауэрс Лимитед" не были соблюдены условия инвестиционной программы по развитию ГЭС. Условиями концессионного договора предусмотрены вложения в основной капитал 420 млн. долларов США. Но фактически было инвестировано 89 млн. долларов США, из которых иностранные инвестиции составляют лишь 9,1 млн. долларов США. Мы рекомендовали Правительству расторгнуть договор с таким инвестором.

С 2003 года на строительство станций биологической очистки сточных вод города Семей израсходовано 1,4 млрд. тенге целевых трансфертов, однако его строительство до сих пор не завершено, а выделенные в истекшем году 504 млн. тенге на завершение строительства потрачены необоснованно, якобы на удорожание стоимости работ подрядчика.

По нашему заключению, неэффективно использовались трансферты республиканского бюджета, выделенные бюджетам городов Алматы и Алматинской области на сейсмоусиление объектов здравоохранения и образования за 2006 год и 9 месяцев 2007 года. Здесь имели место факты, когда стоимость работ по сейсмоусилению была соразмерна стоимости строительства нового объекта.

Ссылаясь на отсутствие ценовых нормативов, отдельные администраторы приобретали оборудование по завышенной стоимости оборудование. Так в Восточно-Казахстанской области радиологическое оборудование стоимостью 1 млн. евро было закуплено через посредников за 2,5 млн. евро.

В целом окончательное заключение по исполнению республиканского бюджета 2007 года будет сформировано в мае-июне текущего года и представлено в Парламент.

Здесь же необходимо отметить, что одной из причин низкого уровня финансовой дисциплины в государственном секторе является несовершенство бюджетного законодательства. В течение года Счетным комитетом вносились предложения по изменению отдельных норм Бюджетного кодекса. Работа эта будет продолжена в рамках созданной межведомственной комиссии.

Уважаемые участники заседания!

Сегодняшнее заседание является своего рода началом в практике подведения итогов первого года в реализации Стратегического плана развития Счетного комитета на 2007-2011 годы, документа разработанного нами первыми среди госорганов республики во исполнение поручения Главы государства.

В соответствии со стратегической задачей1 – усиление независимости, укрепление и наращивание потенциала Счетного комитета – а также во исполнение поручения Президента страны по укреплению системы государственного финансового контроля через реальное усиление ревизионных комиссий и укрепление Счетного комитета и в реализацию пункта 4.3. упомянутого выше постановления Парламента, а именно внесения предложений по совершенствованию структуры госфинконтроля, нами проведен ряд мероприятий.

В частности, разработан проект Закона о Счетном комитете, предусматривающий принципиально новые подходы к вопросам обеспечения независимости высшего органа финансового контроля. После проведения юридической экспертизы мы планируем провести круглый стол с привлечением широкой общественности по обсуждению данного документа.

Рекомендации по усилению ревкомиссий, сформулированных нами по итогам проведенных в конце прошлого года в регионах выездных совещаний с участием акимов, секретарей маслихатов и председателей ревизионных комиссий, направлены в Правительство.

В целом Счетный комитет продолжает оказывать методологическую и информационную поддержку ревкомиссиям. В текущем году мы планируем продолжить практику организации обучающих курсов для председателей и работников ревизионных комиссий по новым направлениям контрольной деятельности.

Буквально вчера (6 февраля) мы провели с участием председателей ревизионных комиссий маслихатов [некоторые из которых присутствуют и на сегодняшнем заседании] круглый стол, по итогам которого приняли согласованные рекомендации. Наши совместные обсуждения актуальных проблем внешнего финансового контроля еще раз доказали необходимость усиления ревизионных комиссий.

Касательно укрепления системы госфинконтроля. Прежде всего, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и активов государства, усиления ответственности администраторов бюджетных программ, снижения риска финансовых нарушений на стадии планирования и исполнения бюджета в каждом госоргане предлагается создать службы внутреннего контроля с установлением их прямой подчиненности первому руководителю.

Предлагалось также скоординировать деятельность ревкомиссий путем осуществления их деятельности на основании типового положения, разрабатываемого Счетным комитетом. На рассмотрение также выносилось согласование назначения на должность председателей ревкомиссий маслихатов Администрацией Президента или Счетным комитетом.

Таким образом, структура усовершенствованной системы госфинконтроля будет представлена Счетным комитетом, ревкомиссиями областных маслихатов и маслихатов Астаны, Алматы, службами внутреннего контроля госорганов.

В рамках стратегической задачи2 – построение системы конструктивного взаимодействия с Парламентом и органами государственного управления – в отчетном году в Парламент представлен отчет – заключение на отчет Правительства по исполнению республиканского бюджета за 2006 год, а также более чем на 8 объектах контроля проведена проверка по депутатским запросам.

С правоохранительными органами продолжается работа по повышению реализуемости материалов контроля Счетного комитета. Также в рамках реализации постановления Парламента проводится совместная работа с Министерством финансов Республики Казахстан по интеграции информационных баз данных, что в перспективе позволит осуществлять компьютерный аудит.

В реализацию задачи3 – внедрение новых направлений контрольно-аналитической и методологической деятельности – продолжена практика проведения параллельных контрольных мероприятий с зарубежными коллегами.

В марте 2007 года состоялось совместное заседание Счетного комитета, Счетных палат Российской Федерации и Азербайджанской Республики в г.Актау по обсуждению итогов параллельного аудита по вопросам использования водно-биологических ресурсов Каспийского моря. Решением заседания правительствам трех стран направлен ряд рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на защиту, сохранность, восстановление и рациональное использование осетровых видов рыб.

Главой государства и парламентариями перед нами ставилась задача по проведению проверок с целью оценки эффективности реализации инвестпрограмм, в том числе направленных на финансирование социальных объектов.

Руководствуясь этим, Счетный комитет провел ряд контролей эффективности, в том числе контроль эффективности реализации Государственной программы "Развитие космической деятельности в Республике Казахстан на 2005-2007 годы".

По итогам контроля отмечено, что межправительственные соглашения в области космической деятельности между Казахстаном, Россией и другими странами заключались несвоевременно. Не были проведены маркетинговые исследования по окупаемости проектов, определению конечных потребителей в лице государственных и коммерческих организаций.

В целом, выяснилось, что не достигнуты конечные результаты 50 (из 62) мероприятий госпрограммы, вследствие чего допущено неэффективное использование бюджетных средств на сумму более 16 млрд. тенге. По итогам проведенного контроля восстановлено в бюджет более 1,2 млрд. тенге.

По нашей оценке, главная причина низкой эффективности реализации Госпрограммы кроется в том, что не были концептуально и тщательным образом продуманы меры по ее реализации в целом, начиная от решения кадровых вопросов до непосредственной реализации ключевых мероприятий программы. Как вы знаете, результаты проверки на прошлой неделе обсуждались на коллегии и взяты под контроль Премьер-Министра.

Кроме того, в настоящее время подводятся итоги контроля эффективности реализации Государственной программы "Электронное правительство".

Что касается методологической деятельности, которая систематизирована через создание и функционирование Методологического совета. За отчетный период издано семь документов методологического характера, в том числе новые формы реестра выявленных нарушений, правила рейтинговой оценки работников Счетного комитета и др.

В соответствии со стратегической задачей4 – модернизация и дальнейшее повышение качества контрольных мероприятий – и врамках Плана мероприятий по реализации Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2006-2010 годы при Счетном комитете создан Центр по исследованию финансовых нарушений.

Деятельность центра нацелена на исследование и предупреждение условий, порождающих финансовые нарушения, исследование актуальных проблем госфинконтроля, разработку и внедрение новых методов контрольной и экспертно-аналитической работы.

В целом мы полагаем, что деятельность Центра будет содействовать совершенствованию методологической базы финконтроля. Начало этому уже положено. Так, для развития и укрепления методологической базы госфинконтроля Счетным комитетом проведены исследования условий и причин, порождающих финансовые нарушения, допускаемые при исполнении республиканского бюджета и использовании активов государства, а также их причинно-следственные связи.

Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования методологии при Председателе Счетного комитета образован Экспертно-консультационный совет, который является постоянно действующим консультативно-совещательным органом.

Особую роль в модернизации контрольной деятельности играет деятельность по изучению мирового опыта и налаживанию международного сотрудничества. За отчетный год подписаны соглашения о сотрудничестве с Верховной контрольной палатой Польши, Офисом национального аудита Великобритании, а также план совместных мероприятий со Счетной палатой Украины.

Как вы знаете, Счетный комитет был избран Председателем Организации высших органов финансового контроля стран экономического сотрудничества (ECOSAI) до 2010 года. В ноябре 2007 года в г. Мехико состоялся девятнадцатый Конгресс ИНТОСАИ, в работе которого приняли участие делегации ВОФК более 160 стран мира (более 600 участников), в том числе и делегация Счетного комитета. Во время конгресса состоялось обсуждение двух важных документов: 1. управление, подотчетность и аудит государственного долга (разработчик - Германия); 2. системы оценки эффективности, основанные на ключевых универсальных индикаторах (разработчик - США).

В рамках деятельности Комитета ИНТОСАИ по наращиванию потенциала нами презентован отчет о проведенном исследовании по параллельным и совместным контрольным мероприятиям.

Кроме того, представитель Счетного комитета был отобран одним из 19 экспертов, которые будут принимать участие в разработке Стандартов аудита ИНТОСАИ и руководств по финансовому аудиту. То есть, значительно расширяется доступ к методологическим документам этой международной организации.

Касательно стратегической задачи5 – повышение эффективности организации работы и профессиональное развитие кадровых ресурсов. Счетным комитетом большое внимание уделяется повышению квалификации работников, их переподготовке и участию в различных учебных курсах и семинарах, в том числе и за рубежом.

За отчетный год в Академии госуправления при Президенте курсы повышения квалификации прошли 5 работников. На курсах повышения квалификации за рубежом обучались 23 работника Счетного комитета. При этом тематикой курсов являлись: борьба с коррупцией, финансовый аудит и мошенничество, система государственного контроля, аудит эффективности, современные подходы к административной реформе и т.д.

С привлечением квалифицированного преподавателя проведен курс занятий по темам "Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности", "Вопросы налогообложения, управления государственными активами". Курс прошли и получили сертификаты 20 работников Счетного комитета.

Кроме того, собственными силами мы проводим техучебу по темам, непосредственно касающимся каждодневной работы ревизора. Так, проводятся занятия по ознакомлению с нововведениями нормативных правовых актов (например, процедуры составления протоколов, классификация финансовых нарушений), передаче знаний, полученных на зарубежных курсах.

Уважаемые участники!

Анализ результатов нашей работы позволяет нам определить ряд проблемных вопросов в организации нашей работы. Это, прежде всего, улучшение качества планирования, основанного на анализе рисков (при ограниченности ресурсов вопросы планирования проверок должны четко прорабатываться); усиления аналитической составляющей в наших итоговых документах (что повышает требования к уровню профессиональной подготовленности работников).

Эти и другие проблемы требуют определения четких перспектив на предстоящий год, которые будут исходя из Стратегического плана развития Счетного комитета до 2011 года.

Поэтому позвольте в завершении своего выступления обозначить основные задачи Счетного комитета на 2008 год.

- смещение акцентов контрольной деятельности на проведение контроля эффективности, нацеленного на оценку экономности, продуктивности и результативности использования средств бюджета и активов государства;

- повышение квалификационных требований к работникам Счетного комитета в условиях их перехода на более высокую категорию госслужащих и определение четких подходов к оценке результатов их работы;

- дальнейшее усиление взаимодействия с ревизионными комиссиями маслихатов с перспективой установления вертикальной системы внешнего финансового контроля и формирования единого независимого заключения на исполнение госбюджета страны;

- четкое планирование задач и результатов деятельности Центра по исследованию финансовых нарушений;

- продолжение активного участия в мировом сообществе высших органов финансового контроля.

Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.02.2008
Заседание бюро политсовета "Нур Отана" 29.02.2008
Первое заседание Экспертного совета при Совете безопасности РК 29.02.2008
Особенно резко точку зрения меняет удар в глаз 29.02.2008
Состоялось заседание Коллегии Министерства обороны 29.02.2008
В Астане проходит форум Республиканского движения "Ак Орда" 29.02.2008
"Впереди нелегкие времена" 29.02.2008
Аким Шымкента высказал претензии в адрес банков по оформлению ипотечных кредитов 29.02.2008
В 2010 году в Астане планируется открыть госинститут физкультуры и спорта 29.02.2008
Процесс, которого нет 29.02.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz