ПРЕСС-СЛУЖБА АИС РК, 12 февраля
12 февраля 2008 года в Мажилисе Парламента Республики Казахстан состоялась презентация проекта Закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи" (далее - законопроект), разработанного Агентством Республики Казахстан по информатизации и связи.
Данный законопроект был разработан в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2007 год, а также согласно "Плану мероприятий по исполнению общенационального Плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы".
Цели принятия законопроекта:
создание законодательной базы для ускоренного развития сетей телекоммуникаций Республики Казахстан, соответствующих мировым технологиям и стандартам, обеспечение доступности услуг связи широким слоям населения и бизнес структурам, проведение мероприятий по снижению тарифов на услуги сотовой связи и доступа в Интернет;
эффективная реализация норм Закона "О связи", направленных на развитие конкуренции в области связи, совершенствование системы универсального обслуживания, использование радиочастотного спектра, лицензирования, а также вопросов, касающихся государственного регулирования и контроля за деятельностью в области связи;
повышение инвестиционной привлекательности сельской связи и развития конкурентной среды в этом сегменте;
совершенствование вопроса субсидирования операторов универсального обслуживания, оказывающих услуги телекоммуникаций в сельских населенных пунктах.
Для достижения поставленных целей законопроектом предусмотрены следующие изменения:
А) В Налоговый и Бюджетный Кодексы Республики Казахстан - касательно солидарного участия операторов сотовой связи при формировании "фонда универсальных услуг телекоммуникаций"
Б) В Закон Республики Казахстан "О связи" - касательно обязанностей вопроса предоставления в аренду доминирующими операторами местной телефонной связи альтернативным операторам своих абонентских линий,
касательно норм регулирования тарифов для операторов связи, занимающих монопольное положение на рынке телекоммуникаций,
касательно порядка блокировки сотовых телефонов по IMEI коду.
В) В Закон Республики Казахстан "О лицензировании" - касательно порядка лицензирования в области телекоммуникаций.
Для развития сетей связи в сельской местности законопроектом предусматривается солидарное участие операторов сотовой связи при формировании "фонда универсальных услуг телекоммуникаций". Универсальными услугами телекоммуникаций называют услуги связи, закрепленные в секторе голосовой телефонии и эксплуатации линий доступа. Предоставление данных услуг населению является обязательным, с установленными уполномоченным органом параметрами качества обслуживания.
Необходимо отметить, что плата в бюджет, вносимая в настоящее время только операторами междугородной и (или) международной связи, является источником финансирования универсальных услуг телекоммуникаций.
В мировой практике универсальное обслуживание – единственный механизм, который способен в обозримые сроки решить проблему телефонизации. Этот механизм призван стимулировать работу операторов связи на экономически непривлекательных территориях и рынках.
Например, в Российской Федерации основным источником формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления всех операторов сети связи общего пользования, при этом размер платы исчисляется исходя из доходов операторов.
К основным критериям предоставления универсальных услуг телекоммуникаций относятся:
1) ценовая доступность для пользователей услугами связи;
2) доступность по месту проживания, определяемая с учетом категории населенного пункта и численности жителей;
3) доступность по времени, определяемая с учетом удовлетворения заявок на установку индивидуальных телефонов или введения определенного числа линий доступа (установки общественных телефонов) за установленный период времени.
За право предоставления междугородной и (или) международной телефонной связи на сети телекоммуникаций общего пользования в государственный бюджет вносится плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи в порядке, определяемом налоговым законодательством Республики Казахстан.
После принятия законопроекта суммы на выплату компенсаций будут планироваться Агентством с учетом нормы рентабельности на основании предполагаемого числа операторов универсального обслуживания (действующих операторов междугородной и/или международной связи, а также сотовой связи) и числа их сельских абонентов, а также убытка на одного абонента и далее на основании бюджетной заявки включаются в расходную часть республиканского бюджета.
Одновременно такая же сумма будет предусмотрена в доходной части республиканского бюджета и на эту сумму Агентством осуществляется сбор платы за предоставление услуг междугородней/международной и сотовой связи в зависимости от дохода оператора связи.
Для привлечения операторов сотовой связи в оказании универсальных услуг телекоммуникаций существенно изменится перечень универсальных услуг и порядок компенсации затрат связанных с их оказанием. Так в данный перечень войдут услуги оказываемые операторами сотовой связи. В результате чего у сотовых операторов появиться возможность оказывать универсальные услуги на селе.
Дополнение Закона "О связи" данными нормами позволит повысить инвестиционную привлекательность сельской связи и обеспечить развитие конкурентной среды на этом сегменте, а также повысить телефонную плотность на селе до уровня города.
В соответствии с действующим законодательством о конкуренции - регулирование цен субъектов рынка телекоммуникаций носит уведомительный характер, при этом развивающиеся конкурентные отношения в отрасли телекоммуникаций требуют адекватных мер регулирования тарифов доминирующих операторов связи и защиты конкуренции.
Таким образом, приоритетом регулирования тарифов на данном этапе должно стать стимулирование конкуренции, обеспечение недискриминационного и свободного доступа участников рынка к элементам инфраструктуры доминирующих операторов связи по экономически обоснованным тарифам.
Для решения этой проблемы законопроектом предусматривается запрет отказа доминирующего оператора от сдачи в аренду абонентских линий.
В целом принятие законопроекта позволит развить конкуренцию в отрасли телекоммуникации, а также увеличить процент телефонизации сельских населенных пунктов; потребует приведения в соответствие с проектом подзаконных нормативных правовых актов, таких как - правила присоединения; правила субсидирования; квалификационные требования при лицензировании в области связи и т.д., а также разработать подзаконные нормативные правовые акты с области тарифообразования в сфере телекоммуникаций. |