NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 16:57 ast
14:57 msk

Выступления
на расширенном заседании Правительства РК по итогам социально-экономического развития за 2007 год
15.02.2008 / политика и общество

Доклад Председателя Правления АО "Холдинг "Самрук" на расширенном заседании Правительства РК по итогам социально - экономического развития за 2007 год и задачах на 2008 год
Құрметті Нұрсұлтан Әбішұлы,

кеңейтілген отырысқа қатысушылар!

Сіздердің назарларыңызға "Самұрық" "Мемлекеттік активтерді басқару жөніндегі Қазақстан Холдингі" акционерлік қоғамының 2007 жыл ішіндегі негізгі қызмет қорытындылары мен келешектегі даму жоспарларын ұсынып, баяндап берейін.

Өткен жыл "Самұрық" Холдингі үшін қызметінің жандануы мен бұрын көзделген міндеттерінің іске асырылу жылы болды.

Итоги 2007 года показывают, что Холдинг обеспечил рост основных финансово-экономических показателей своей деятельности.

По оперативным (неаудированным) данным доходы по сравнению с 2006 годом выросли на 8% и составили свыше 2 трлн. тенге (16,6 млрд. долл. США).

Итоговая прибыль составила 281,3 млрд. тенге, объемы капитальных вложений увеличились на 17% и достигли 431,5 млрд. тенге.

В государственный бюджет выплачено налогов в сумме 280,8 млрд. тенге (2,3 млрд. долл. США).

В течение прошлого года мы акцентировали свою деятельность на трех основных направлениях:

Первое - совершенствование системы корпоративного управления;

Второе - развитие инвестиционной деятельности Холдинга;

Третье - участие в развитии фондового рынка и совершенствование структуры активов.

Коротко остановлюсь на каждом из направлений.

Совершенствование системы корпоративного управления

В 2007 году, Вами уважаемый Нурсултан Абишевич, в Послании народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире" было дано поручение госхолдингам внедрить международную практику корпоративного управления, подотчетности и прозрачности.

Базируясь на лучшем мировом опыте, нами был разработан и утвержден кодекс корпоративного управления.

Этот документ определяет обязательные для Холдинга и Компаний принципы:

- обеспечение управления исключительно через Советы директоров;

- защита прав и интересов акционеров;

- прозрачность и полное раскрытие информации.

В качестве инструментов реализации кодекса можно отметить введение института корпоративного секретаря, института независимых директоров.

Внутри совета директоров созданы три комитета (по аудиту, назначениям и вознаграждениям). Образованы также службы внутреннего аудита, внедрена корпоративная система управления рисками.

На сегодняшний день корпоративные кодексы утверждены в 17-ти дочерних компаниях Холдинга.

Большое внимание мы уделяем кадровым вопросам.

Были приняты Правила конкурсного отбора кадров на вакантные должности. Конкурсный отбор основывается на принципах объективности и прозрачности процедур.

В октябре прошлого года стартовал пилотный проект по формированию кадрового резерва руководящих работников. В проект вошли Холдинг и 5 Компаний (Қазақстан темір жолы, Казахтелеком, KEGOC, Эйр Астана, Казпочта).

В ноябре прошлого года принята Кадровая политика Холдинга на 2008-2010 годы. Данным документом устанавливаются ключевые приоритеты в сфере управления человеческими ресурсами, основные принципы, направления, задачи, показатели эффективности кадровой политики.

Кроме того, в Холдинге и Компаниях приняты Правила профессионального обучения и профессионального развития работников.

Развитие инвестиционной деятельности Холдинга

С участием компании "McKinsey & Company" разработана инвестиционная стратегия Холдинга. Были созданы инструменты для реализации инвестиционной деятельности Холдинга. К ним относятся создание Инвестиционного комитета, дочерней организации ТОО "Самрук Инвест".

В целях реализации первого этапа проекта "Модернизация и развитие сетей телекоммуникаций сельской связи с использованием технологии CDMA" создана дочерняя компания – ТОО "Телеком-Инвест Самрук".

Инвестиционным комитетом Холдинга представлены соответствующие рекомендации и приняты решения по 12-ти крупным инвестиционным проектам, из которых 9 относятся к сфере электроэнергетики, 2 – к железнодорожной отрасли и 1 – к телекоммуникационной сфере.

Многие из проектов реализуются в русле поручений, данных Вами, уважаемый Нурсултан Абишевич, в Послании народу Казахстана 6 февраля т.г.

Доложу Вам об этом подробнее.

Проект строительства Мойнакской ГЭС мощностью 300 МВт, стоимостью порядка 340 млн. долларов предполагается завершить в 2012 году.

мощностью 300 МВт, стоимостью порядка 340 млн. долларов предполагается завершить в 2012 году.
С мая 2006 года за счет займа Банка Развития Казахстана на сумму 25 млн. долларов ведутся работы по завершению Бестюбинского водохранилища и строительству вспомогательных инфраструктурных объектов.

В ноябре 2007 года подписано гарантийное соглашение, в соответствии с которым Государственному Банку Развития Китая предоставлена корпоративная гарантия Холдинга на сумму 80 млн. долларов.

В настоящее время Холдингом совместно с Банками Развития Казахстана и Китая проводятся работы по организации финансирования Проекта. Завершаются переговоры с потенциальным подрядчиком по заключению Договора подряда "под ключ".

Проект строительства Балхашской ТЭС мощностью 2640 МВт предполагает строительство двух модулей по 1320 МВт каждый, т.е. четыре блока по 660 МВт. Общая стоимость проекта составляет порядка 4,5 млрд. долларов, из которых 2,5 млрд. долл. приходится на первый модуль со сроком сдачи в 2013 году. Стоимость же второго модуля составит порядка 2 млрд. долларов. Сдача его в эксплуатацию предполагается в 2016 году.

мощностью 2640 МВт предполагает строительство двух модулей по 1320 МВт каждый, т.е. четыре блока по 660 МВт. Общая стоимость проекта составляет порядка 4,5 млрд. долларов, из которых 2,5 млрд. долл. приходится на первый модуль со сроком сдачи в 2013 году. Стоимость же второго модуля составит порядка 2 млрд. долларов. Сдача его в эксплуатацию предполагается в 2016 году.
В декабре 2007 года разработано и передано в органы государственной экспертизы ТЭО Проекта.

Ведется работа по определению схемы финансирования.

Реализация проекта строительства энергоблока ст.№3 Экибастузской ГРЭС-2 мощностью 500 МВт, стоимостью 610 млн. долларов будет начата в 2008 году.

Разработано и направлено на согласование в органы государственной экспертизы ТЭО Проекта.

В настоящее время прорабатывается схема финансирования, предусматривающая паритетные условия участия в Проекте акционеров Экибастузской ГРЭС-2 – Холдинга и российской компании ИНТЕР РАО ЕЭС.

Проект строительства второй линии электропередачи ВЛ 500 кВ "Север-Юг" протяженностью 1115 км, стоимостью порядка 364 млн. долларов, предполагается завершить в 2009 году.

протяженностью 1115 км, стоимостью порядка 364 млн. долларов, предполагается завершить в 2009 году.
В настоящее время проект полностью обеспечен необходимыми финансовыми средствами, заключены договоры с подрядными организациями на строительно-монтажные работы, ведутся работы по расширению опорных подстанций, строительству линейной части линии электропередачи.

В конце текущего года будет введен в эксплуатацию первый участок линии – ЮКГРЭС-Шу протяженностью участка – 250 км, обеспечивающий возможность передачи от северных энергоисточников дополнительной мощности в 100 МВт.

C участием АО "KEGOC" осуществляется строительство межрегиональной линии электропередачи "Северный Казахстан – Актюбинская область" напряжением 500 Кв, протяженностью 500 км. Стоимость проекта – 166 млн. долларов.

Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства.

Финансирование осуществляется за счет выпуска концессионером инфраструктурных облигаций под поручительство Правительства РК.

В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы на подстанциях Жетыкара и Ульке и на линейной части ЛЭП.

В нефтегазовом секторе компаниями Холдинга также проводится активная политика по реализации социально значимых проектов.

Так, национальная компания "КазМунайГаз" работает над проектом строительства магистрального газопровода "Бейнеу-Бозой-Шалкар-Шымкент".

Реализация данного проекта позволит снизить дефицит природного газа в южных регионах республики.

Предполагаемая стоимость проекта – 3,8 млрд. долларов США. В настоящее время завершена разработка Обоснования Инвестиций. Определен оператор проекта – АО "КазТрансГаз".

Находится на стадии реализации проект "Первый нефтехимический (газохимический) комплекс в Атырауской области".

Работы ведутся с 2005 года совместной компанией "KPI", созданной на паритетных началах АО "Разведка Добыча КМГ"" и АО "SAT & Co". Подготовлено ТЭО. Общая стоимость проекта 5,3 млрд. долл. США. Срок реализации проекта 2006-2012 годы.

В 2007 году завершены переговоры с СП "Тенгизшевройл" по поставке сырья – сухого газа и пропана. Основные положения и условия данных контрактов согласованы с ТШО, все спорные вопросы разрешены, контракты запарафированы и находятся на стадии подписания.

В вопросах строительства и модернизации железнодорожной инфраструктуры Холдинг представлен АО "Казахстан темир жолы". Ввиду высокой капиталоемкости проектов при их реализации применяется форма государственно-частного партнерства.

Проведена большая работа по таким проектам как строительство новых железнодорожных линий: Бейнеу – Жезказган; Жетыген - Коргас, Шар-Усть-Каменогорск, Мангышлак – Баутино, Ералиево – Курык.

Будут проведены мероприятия по электрификации грузонапряженных железнодорожных участков Макат – Кандагач, Алматы – Актогай, Костанай – Железорудная и Хромтау – Алтынсарин.

Для снижения дефицита подвижного состава АО "НК "Казакстан темир жолы" разработана инвестиционная программа, в соответствии с которой в течение 5 лет планируется приобрести свыше 24000 грузовых вагонов и 950 локомотивов.

Учитывая сложившийся на рынке дефицит подвижного состава, Холдинг считает необходимым развивать транспортное машиностроение в республике. С этой целью совместно с компанией "General Electric" начато строительство локомотивосборочного завода в Астане стоимостью 15,3 млрд. тенге. Срок сдачи - август 2009 года.

Разрабатывается ТЭО по строительству вагоносборочного завода с мощностью до 2000 грузовых вагонов в год.

Холдингом прорабатывается вопрос модернизации и сборки электровозов на электровозо - ремонтном заводе в городе Атбасар.

Участие в развитии фондового рынка и совершенствование структуры активов

В конце 2006 года и в 2007 году было проведено размещение пакета акций АО "Казахтелеком" среди населения и пенсионных фондов в объеме 4,6% на общую сумму 17,1 млрд. тенге.

Осуществлено размещение облигаций АО "Мангистауская распределительная электросетевая компания" на сумму 500 млн. тенге для финансирования инвестиционного проекта "Развитие электрических сетей в поселке Курык".

С этой целью создана компания "Самрук Энерго", в уставный капитал которого переданы энергетические активы Холдинга и АО "КазТрансГаз".

Компания активно включилась в процессы формирования крупнейшего топливно-энергетического комплекса.

"Самрук-Энерго" подписало с российской компанией "РУСАЛ" Соглашение о сотрудничестве и приобретает в собственность 50% акций компании, владеющей 100% долей участия в ТОО "Богатырь Аксесс Комир".

В 2007 году АО "НК "КазМунайГаз" осуществлено приобретение 75% акций компании "Ромпетрол Групп", завершается сделка по приобретению комплекса Батумского порта, в состав которого входит Батумский нефтяной терминал.

Теперь, когда я доложил о деятельности холдинга "Самрук" - несколько слов о наших задачах.

1. В 2008 году Холдинг и Компании ставят для себя задачи по увеличению производственных и финансовых показателей.

В 2008 году Холдинг и Компании ставят для себя задачи по увеличению производственных и финансовых показателей.
В целом по группе компаний Холдинга предполагается получить доходы в сумме 2,2 трлн. тенге, что на 10% больше показателя 2007 года. Итоговая прибыль составит 250 млрд. тенге, капитальные вложения возрастут на 28% и достигнут 550 млрд. тенге.

2. В 2008 году с участием компании "McKinsey & Company планируется завершение разработки долгосрочной стратегии развития Холдинга.

В 2008 году с участием компании "McKinsey & Company планируется завершение Холдинга.
Целью разработки долгосрочной Стратегии является превращение Холдинга в компанию, эффективно создающую стоимость путем динамичного управления портфелем, более совершенного участия в формировании стратегических и операционных преобразований, активной стратегии развития кадров, определения новых сфер роста и расширения.

После утверждения долгосрочной стратегии Холдинга всеми крупнейшими портфельными Компаниями будут разработаны собственные долгосрочные стратегии в которых будут определены ясные и измеримые стратегические цели на долгосрочный период.

3. Следующей задачей в деятельности Холдинга является форсирование работы по совершенствованию корпоративного управления.

Следующей задачей в деятельности Холдинга является форсирование работы по .
Ключевыми направлениями реализации данной задачи будет внедрение положений кодексов корпоративного управления Холдинга и Компаний и поэтапное получение Холдингом и крупными Компаниями рейтинга корпоративного управления.

Особое внимание мы уделим качественному улучшению деятельности советов директоров, повышению прозрачности и раскрытия информации, чтобы население Казахстана и другие заинтересованные лица имели четкое представление о деятельности Холдинга и его Компаний.

4. Важной задачей для Холдинга является реализация мероприятий по выводу из структуры активов дочерних организаций непрофильных активов. При принятии решений об отчуждении непрофильных активов Компаниями в обязательном порядке будет рассматриваться возможность вывода акций таких активов на отечественный фондовый рынок.

Важной задачей для Холдинга является реализация мероприятий по . При принятии решений об отчуждении непрофильных активов Компаниями в обязательном порядке будет рассматриваться возможность вывода акций таких активов на отечественный фондовый рынок.
5. Создание пула высококвалифицированных специалистов в группе компаний Холдинга является также одной из ключевых задач Холдинга.

в группе компаний Холдинга является также одной из ключевых задач Холдинга.
Будет формироваться интегрированная система повышения квалификации в группе Компаний Холдинга и форсироваться работа комитетов по назначениям советов директоров в вопросах назначения руководящего состава компаний. Кроме того, планируется принятие мер по привлечению высококвалифицированных специалистов среднего звена.

Қысқаша айтқанда, "Самұрық" Холдингінің 2007 жылғы негізгі қызмет қорытындылары мен орташа мерзімді келешектегі іргелі даму бағыттары осындай. Біздің мақсатымыз - қолда бар оңтайлы бағытымызды мықтап ұстай отырып, жаңа нақты нәтижелерге жету үшін мүмкіншіліктерді барынша пайдалану.

Назар қойып тыңдағандарыңызға рахмет!

-----

Доклад Председателя Правления "Казына" А.Дунаева на заседании Правительства Республики Казахстан

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемые члены Правительства!

Позвольте мне представить вашему вниманию отчет о деятельности Фонда "Казына" в 2007 году, планы на текущий год и наше видение Фонда в перспективе.

Прошло немного времени с момента моего вступления в должность председателя правления Фонда, но этого времени было вполне достаточно, чтобы у меня сложилась полная "картина" о деятельности Фонда, оценить ее результаты, и таким образом, предоставить объективную оценку работе холдинга.

За сравнительно короткий период – а это полтора года – Казына своей деятельностью показала, что решение о создании управляющей компании было правильным.

С созданием Казына стала возможна консолидация всех институтов развития, внедрена система стратегического планирования, начался процесс "отладки" основных корпоративных процедур. Была проведена работа и по оптимизации существующих и внедрению новых инструментов, оптимизации штатной численности.

С созданием Фонда были применены новые подходы к управлению институтами развития. Перед институтами развития поставлены четкие задачи – рост финансирования и доходность на управляемый капитал. Основными инструментами стали кредитование и инвестирование в капитал компаний и фондов. Определена четкая ниша – это долгосрочные индустриальные и инфраструктурные проекты, которые приносят прибыль соразмерно принимаемым рискам. То есть прибыль по совместным инвестициям предусматривается одинаковая с частным партнером, а ставка по кредитам - справедливая, которая отражает стоимость фондирования и принимаемый риск.

Благодаря новым подходам, хотел бы отметить значительное улучшение финансовых показателей деятельности. Если в период с 2001 по III квартал 2006 года институты развития вышли на отрицательный финансовый результат с накопленным убытком в 4,6 млрд. тенге ($40 млн.), то по результатам деятельности за прошедший год группа компаний Фонда сократила расходы, вышла из убытков и получила доход, в том числе за счет капитализации. Если в 2006 году убытки по группе компаний составили 4 636 млн. тенге, то в 2007 году прибыль составила 4860 млн. тенге. Большая часть прибыли прошлого года была получена в результате проведенных мероприятий, как по оптимизации расходов, так и по размещению временно свободных средств в ликвидных активах БВУ. Таким образом, головная компания впервые закончила финансовый год с положительным результатом.

О работе холдинга необходимо судить и по значительному росту ссудного/инвестиционного портфеля институтов, размер которого в настоящее время составил 6,6 млрд. долларов.

За все годы до создания управляющей компании общая стоимость одобренных институтами развития проектов составила порядка 2,1 млрд. долларов, из которых доля институтов развития составила - 1 млрд. долларов. Для сравнения - за прошедший год группой компаний Казына было одобрено проектов на общую сумму 4,6 млрд. долларов, где доля участия институтов развития составила 1,4 млрд. долларов. Из более чем 170 проектов, одобренных за всю историю институтов развития 76 проектов пришлось на 2007 год, что составляет почти половину (44 %).

Таким образом, работа проделана большая, вместе с тем впереди перед нами стоят не менее сложные, амбициозные задачи. Наша дальнейшая тактика действий теперь будет зависеть от факторов изменения внешней экономической среды, законодательных и институциональных основ экономического развития.

Ключевые задачи Фонда на ближайший период следующие:

Первое. Для реализации задач, поставленных Вами, господин Президент, в послании, Казына будет активно продолжать содействовать реализации прорывных и значимых для страны проектов в целях инфраструктурного обеспечения основных секторов экономики и развития несырьевого сектора.

Так, одними из знаковых проектов для страны являются строительство завода по производству первичного алюминия в Павлодарской области, электрификация железнодорожного участка "Макат-Кандыагаш" на основе концессии. В 2008 году планируется ввести в эксплуатацию 11 инвестиционных проектов общей стоимостью 950 млн. долларов США.

В этом году мы планируем одобрение инвестиционных проектов на сумму 1,8 млрд. долларов, в том числе инвестиции будут направлены на энергетические проекты, таких как осуществление 3 этапов строительства Мойнакской ГЭС, расширение и реконструкция Экибазтуской ГРЭС 2, строительство Алматинской газотурбинной станции, производство битума в Актюбинской области, производство шин для легковых автомобилей премиум-класса в г. Астана, строительство завода по производству поликристаллического кремния в Казахстане, 2-й этап расширения Актауского Международного Морского Торгового Порта в северном направлении, создание единой автоматизированной системы дистрибуции лекарств государственным медицинским учреждениям.

Нурсултан Абишевич, Вами поставлена задача по внедрению энергосберегающих технологий. По данному направлению мы планируем реализовать проект по установке систем теплоучета на всей территории страны, что позволит высвободить дополнительные 20% теплопроизводящих мощностей, без ввода новых производящих объектов, снизит нагрузки на существующую теплосеть и позволит конечным потребителям экономить около 20% за оплату.

Актуальной задачей Казына также является содействие развитию малого и среднего бизнеса. В частности Фонд намерен поддержать работу микрокредитных организаций через Фонд развития предпринимательства "Даму" с целью повышения доступности микрокредитования для населения.

Второе. Мне представляется, что крупные энергетические, инфраструктурные проекты потребуют не только денежных ресурсов, поиска инвесторов, но в первую очередь консолидации совместных институциональных, финансовых усилий всех государственных институтов и холдинговых компаний, в первую очередь с холдингом "Самрук". В данном вопросе есть согласованная позиция сторон в части реализации указанных проектов.

Третье. Мы будем продолжать работу по дальнейшему совершенствованию системы корпоративного управления. С созданием Казына в советы директоров институтов развития были введены независимые директора, вместе с тем данная задача еще не до конца реализована и мы планируем в самые кратчайшие сроки завершить формирование института независимых директоров, что позволит повысить прозрачность деятельности холдинга и привнести лучший мировой опыт корпоративной практики.

В текущем году мы завершим сделку по привлечению в Инвестиционный фонд Казахстана нашего стратегического партнера Европейского банка реконструкции и развития и это будет действительно знаковым событием.

В период с 2008 по 2012 годы Казына будет позиционировать себя как финансово-инвестиционный холдинг. Основными стратегическими направлениями на данный период будут:

I. Содействие диверсификации и модернизации национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественного бизнеса посредством развития эффективной финансовой и инвестиционной инфраструктуры.

II. Совершенствование системы корпоративного управления через внедрение лучшей мировой практики и привлечение стратегических инвесторов к участию в капитале дочерних организаций.

Какие наши ожидания?

В ближайшие пять лет Казына увеличит финансирование промышленности и инфраструктуры и обеспечивает рост доходности компаний и активов под управлением. Параллельно во внешней среде Фонда мы предполагаем развитие банковского сектора, фондового рынка, частных инвестиционных компаний и производственных компаний.

К 2015 году финансовый сектор удовлетворяет потребности долгосрочных индустриальных и инфраструктурных проектов. Фонд входит в пятерку крупнейших финансовых организаций страны, проводит приватизацию институтов развития с премией. Казына принимает статус суверенного инвестиционного фонда, который фокусируется на управлении активами с целью диверсификации источников доходов государства, осуществляя инвестиции в фонды, портфельные инвестиции, финансируя "мега" проекты. Такое наше видение Фонда в перспективе и если, Нурсултан Абишевич, Вы поддерживаете наше видение, мы выражаем нашу готовность последовать данным направлениям с тем, чтобы стать реальным и мощным стимулом развития нашей экономики.

Благодарю за внимание!

-----

Выступление Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Б.Т.Султанова на заседании Правительства Республики Казахстан
"Основные факторы развития экономики в 2007 году и задачи макроэкономического регулирования на 2008 год"

Құрметті Нұрсұлтан Әбішұлы!

Құрметті мәжіліске қатысушылар!

2007 жылы сұраныстың жоғары деңгейде болуы, шетелдік инвестициялар көлемінің, тауарлар мен қызметтер өндірісі көлемінің өсуі жеткілікті тұрақты экономикалық ахуалдың сақталғанын дәлелдейді.

Жалпы алғанда, өткен жылы Қазақстан экономикасына ішкі және сыртқы факторлар әсер етті. Олар бір жағынан экономиканың өсуіне ықпалын тигізсе, екінші жағынан оның тұрақты дамуына айтарлықтай қатерлер тудырды.

Бүгінгі мәжілістің материалдарында еліміздің әлеуметтік-экономикалық даму қорытындылары толық келтірілген.

Сондықтан, бүгін өткен жылғы экономиканың дамуындағы негізгі факторларға және 2008 жылғы макроэкономикалық реттеудің негізгі басым міндеттеріне қысқаша тоқталуға рұқсат етіңіздер.

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемые участники заседания!

Среди внешних факторов развития экономики необходимо отметить:

Общее замедление темпов роста мировой экономики и нестабильность на мировых финансовых рынках.

В 2007 году по оценке МФВ рост мировой экономики составил только 5%. При этом вследствие нарастания неопределенности на мировых рынках капитала и товаров прогноз мировой экономики в истекшем году уточнялся экспертами трижды.

2) Ценовые изменения на мировом продовольственном рынке.

В 2007 году мировые цены на продовольственные товары в среднем выросли на 18,2%.

Cохранение благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоресурсов и металлов.

C начала года мировые цены на нефть марки Brent выросли на 46,8%, на свинец – на 50,4 %, на золото – на 27,5%, на серебро – на 7,6 %.

Внутренние факторы развития экономики

В предыдущие годы Правительством были четко определены угрозы "перегрева экономики" и развития "голландской болезни" и принимались системные меры, направленные на устранение и смягчение их последствий.

Несмотря на это:

Во-первых, в 2007 году наиболее ярко обозначился фактор "перегрева" в финансовой системе, строительстве и секторе недвижимости.

Банки, в основном за счет внешнего заимствования, начали активно кредитовать неторгуемый сектор, прежде всего, жилищное строительство и потребительские расходы.

В структуре кредитов банков доля кредитования промышленности составила 9.7%, сельского хозяйства – 3.6% при этом доля торговли и строительства - 38,4%.

Во-вторых. Усилились внутренние системные факторы роста инфляции.

Значительный рост денежного предложения в предыдущие годы и первой половине 2007 года.

Рост денежной массы за 2007 год составил 25,5%, в 2006 году – 78,1%.

Хотя в 2007 году наблюдалось снижение темпов роста денежного предложения, что уменьшало инфляционный фон, его рост в годовом выражении был значительным.

Увеличение внешних заимствований и объемов выданных кредитов, в первую очередь потребительских, непосредственно сказалось на росте денежного предложения и увеличении потребительского спроса со стороны населения.

Объемы потребительского кредитования по сравнению с прошлым годом увеличились почти в полтора раза. А по сравнению с 2003 годом их объем вырос почти в 20 раз.

Общий объем кредитов банков за прошлый год вырос на 54,7% и составил 7,2 трлн.тенге.

2) Высокие темпы роста совокупного спроса и потребления

В 2007 году рост денежных доходов населения опережал рост объемов розничного товарооборота. В январе-ноябре 2007 года денежные доходы населения к соответствующему периоду 2006 года выросли на 29,6% в номинальном выражении и на 17,8% в реальном, тогда как розничный товарооборот за тот же период увеличился на 10,0%.

3) Опережающий рост заработной платы над производительностью труда

В прошлом году производительность труда выросла по оценке только на 6,6%, в то время как реальная заработная плата - на 17,8%.

4) Неразвитость конкуренции на отдельных товарных рынках вследствие несбалансированности рынка производства товаров и услуг, высокой зависимости от импорта отдельных товаров, наличия ценового сговора и недобросовестной конкуренции.

Значительно увеличились тарифы за электроэнергию (28,7%) содержание жилья (21,9%), водоснабжение (12,8%).

Всплеск инфляции, зафиксированный в отдельных месяцах второй половины истекшего года, вызванный краткосросчными факторами, привел к ее росту в конце 2007 года по сравнению с декабрем 2006 года до 18,8%.

В регионах наибольший прирост цен зафиксирован в городах Алматы (27,1%) и Астана (19,8%), Южно-Казахстанской (23,6%) и Мангистауской областях (21,2%).

В целом, связи с высокой интегрированностью казахстанской экономики в мирохозяйственную систему, со второго полугодия прошлого года вышеперечисленные внешние и внутренние факторы в совокупности привели к снижению инвестиционной активности и некоторому замедлению темпов роста в отдельных секторах экономики.

Так, сокращение объемов финансирования на внешних рынках привело к снижению темпов кредитования банками экономики.

Это, в первую очередь, негативно отразилось на деятельности строительной отрасли.

Если в первом полугодии 2007 года темпы прироста экономики опережали темпы прироста аналогичного периода 2006 года (10,2% против 9,3%), то во втором полугодии происходила обратная тенденция.

Спад объемов строительных работ в октябре на 32,2% привел к значительному снижению темпов роста отрасли в целом по сравнению с 2006 годом: c 28,6% до 15,3% в 2007 году.

Замедление инвестиционной активности наиболее четко проявилось во второй половине года. При этом в последнии два месяца наблюдалось снижение темпов роста (99% и 96,3% cоответственно). В целом по году объемы вложенных в экономику инвестиций возросли на 8,2%, тогда как в 2006 году рост составил 11,1%.

В 2007 году темп прироста ВВП в реальном выражении также замедлился и сложился ниже уровня прошлого года – 8,5% против 10,7% в 2006 году.

Однако, принимаемые системные меры по модернизации экономики, а также меры оперативного реагирования, принятые Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в 4 квартале позволили смягчить внешние шоки и обеспечить стабильное развитие экономики в истекшем году.

Исходя из вышесказанного, а также с учетом поручений, данных Вами в Послании народу Казахстана, перед правительством ставится ряд приоритетных задач на 2008 год.

Наиболее актуальной является задача по формированию эффективных механизмов системного и оперативного реагирования государства на угрозы экономической нестабильности.

В первую очередь, усиливается прогнозно-аналитическая работа. Уже в прошлом году мы привлекли к ней международных экспертов.

В частности, это консультанты Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка, ПРООН, Института международного менеджмента (IMD, Швейцария), института IFO (ФРГ) и других наших партнеров.

Наряду с этим наши усилия будут концентрироваться на обеспечении эффективного взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами для сохранения и улучшения инвестиционного рейтинга Казахстана.

Для обеспечения адекватной системы фискального регулирования будет проводиться умеренная политика государственных расходов, стимулирующая развитие экономики, не в ущерб макроэкономической стабильности.

В последующих годах в соответствии с Вашим поручением Нурсултан Абишевич, будут реализовываться мероприятия по строительству современной транспортной и энергетической инфраструктуры, без которых невозможно обеспечить модернизацию и диверсификацию экономики.

В тоже время отрасли, должны иметь четкие и эффективные инвестиционные программы, которые позволят при минимальных издержках, в том числе с учетом внедрения принципов энергосбережения, получать максимальный инвестиционный эффект.

При этом инвестиционные программы этих секторов экономики должны быть четко скоординированы с тарифной политикой Правительства.

Проведение такой политики будет иметь положительный эффект для бизнес среды, поскольку она получит ясные перспективы для осуществления своей деятельности в ближайшие годы.

Для обеспечения макроэкономической стабильности, помимо названных, необходимо реализовать все намеченные ранее системные меры по модернизации экономики.

На это будут направлены реализация программы "30 корпоративных лидеров", дальнейшее укрепление роли госхолдингов и СПК в повышении качества гос.сектора экономики, а также активное развитие государственно-частного партнерства.

При этом не должны отставать и меры по модернизации системы гос.управления, направленные на активизацию предпринимательства.

Как Вы неоднократно отмечали, Нурсултан Абишевич, государство должно больше не мешать, нежели помогать развиваться бизнесу.

Этот принцип будет соблюден при разработке по Вашему поручению новой редакции налогового и бюджетного законодательства, с учетом внедрения трехлетнего бюджетирования, ориентированного на результат, и углубления административной реформы.

Назарларыңызға рахмет!

-----

Выступление Председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на расширенном заседании Правительства с участием Главы государства

Об актуальных проблемах регулирования финансового рынка

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемые члены Правительства!

Обеспечение финансовой стабильности является одной из важнейших задач Агентства. Учитывая все большую интегрированность Казахстана в мировую экономику, последствия ипотечного кризиса в США не прошли не замеченными для нашей финансовой системы. И здесь надо отметить, что под финансовой стабильностью стоит понимать способность финансовых институтов адекватно реагировать на какие-либо внешние либо внутренние шоки. И то, что до настоящего времени не наблюдалось дефолтов банков по имеющимся у них обязательствам, говорит о наличии определенного уровня прочности и устойчивости казахстанских банков, что является результатом адекватной и своевременной политики регулирования и надзора.

При этом, несмотря на это, необходимо извлечь определенные уроки для себя и совершенствовать инструменты регулирования и надзора в целях повышения конкурентоспособности и устойчивости финансовой системы.

В первую очередь, деятельность Агентства будет сконцентрирована на выработке инструментов и методов для оперативного выявления рисков в финансовой системе.

Анализ опыта работы с проблемными организациями в период консервации показал необходимость совершенствования отдельных положений действующего законодательства. В связи с этим, Агентство планирует разработку законопроекта, предусматривающего в частности:

- дополнительную защиту прав депозиторов банков второго уровня и вкладчиков накопительных пенсионных фондов посредством определения механизма вывода активов и передачи обязательств проблемных организаций до или в период проведения консервации;

- расширение компетенции уполномоченного органа в случае неисполнения акционерами финансовых организаций требований по улучшению финансового состояния финансовой организации;

- ужесточение ответственности руководящих работников и установление дополнительных ограничений для акционеров - субъектов финансового рынка за доведение финансовой организации до неплатежеспособности.

Также, с учетом извлеченных уроков вследствие американского ипотечного кризиса, в текущем году будет продолжена тенденция ужесточения регуляторного режима в целях предотвращения принятия избыточных рисков. В частности, в этом направлении, в первую очередь, необходимо отметить мероприятия по дальнейшему повышению капитализации банков в случае возобновления нового "витка" внешних привлечений, увеличение требований к структуре собственного капитала, адекватному регулированию сделок секьюритизации активов, которые позволят повысить достаточность капитала в случае объективной оценки передачи рисков. С учетом складывающихся тенденций в банковской системе будут пересмотрены нормативы ликвидности в сторону их ужесточения,

Принимая во внимание, наблюдающуюся тенденцию по экспансии отечественного банковского бизнеса за пределы страны, актуальным будет являться совершенствование консолидированного надзора и риск-менеджмента в финансовых организациях с учетом оценки деятельности их дочерних и зависимых организаций. И в этой связи, будут приниматься меры по дальнейшему развитию и расширению сотрудничества и взаимодействия с надзорными органами зарубежных государств.

Агентство продолжает отслеживать ситуацию на внутреннем финансовом рынке и оценивать возникающие рыночные риски. Ситуацию на данный момент можно оценивать как относительно стабильную и не наблюдается серьезных причин для принятия каких-либо экстренных мер.

Тем не менее, вопрос своевременного выявления рисков и управления ими становится особенно актуальным в свете произошедших событий.

Так, в соответствии с Вашим поручением, Нурсултан Абишевич, Агентством предпринимаются меры по выработке эффективных инструментов и подходов выявления рисков банковской системы на ранней стадии, в частности, сейчас разрабатывается Система индикаторов мониторинга финансовой устойчивости банковского сектора, включающая группы индикаторов капитализации, качества активов, концентрации рисков, доходности и ликвидности. Так, результаты предварительной апробации данной Системы показали нарастание рисков в банковской системе в 3 квартале 2007 года.

Данная Система разработана исключительно в рамках надзора в целях своевременного выявления рисков в банковской системе, результаты индикаторов будут являться основанием для пересмотра политики регулирования.

С начала текущего года Агентством, в реализацию нормы о возможности введения представителей в банки второго уровня, в первые пять банков второго уровня направлены представители, основными функциями, которых является наблюдение за принятием решения менеджментом банка. Вместе с тем, необходимо законодательное уточнение статуса, функций и полномочий представителей уполномоченного органа в банках второго уровня.

Также для своевременной оценки рисков банков возникает необходимость в создании мобильных инспекторских групп, которые будут способны не реже 1 раза в год проверять деятельность банков. Кроме этого, для выработки и оценки разрабатываемых Агентством мер, принятия оперативных действий создается Технический комитет, деятельность которого будет носить консультативно-совещательный характер и в работу которого будут вовлечены консультанты международного класса с опытом работы в надзорных органах и управлении финансовыми кризисами.

Для реализации всех намеченных мероприятий требуется принятие мер по институциональному укреплению надзорного органа включаются как увеличение штатной численности, так и повышение профессионального уровня кадрового состава надзорного органа посредством переподготовки и повышения квалификации персонала.

Уважаемый, Нурсултан Абишевич!

В заключение, хотела бы сказать, что перед Агентством стоит сложная задача поддержания финансовой стабильности и повышения степени доверия к финансовой системе. И основным приоритетом в нашей работе будет обеспечение транспарентности регулирования и надзора.

-----

Доклад Министра финансов Республики Казахстан Жамишева Б.Б.на заседании Правительства Республики Казахстан

Об итогах исполнения государственного бюджета за 2007 год и задачах на 1 квартал текущего года

Уважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемый Карим Кажимканович!

Члены Правительства, коллеги!

Позвольте кратко доложить об итогах исполнения государственного бюджета за 2007 год. Более подробная информация по исполнению государственного бюджета изложена в раздаточных материалах.

Общие показатели: За 2007 год поступления в государственный бюджет без учета поступления займов составили 2,90 трлн. тенге и исполнены на 100,1% к годовому плану, расходы без учета погашения займов произведены на сумму 3,11 трлн. тенге, или 98,7% к плану. При запланированном дефиците 260,2 млрд. тенге, фактически дефицит сложился в сумме 215,3 млрд. тенге.

По доходам. Доходы государственного бюджета по итогам 2007 года при плане 2880,3 млрд.тенге составили 2887,8 млрд.тенге с перевыполнением на 7,6 млрд.тенге или исполнение плана составило 100,3%.

Темпы роста доходов государственного, в том числе республиканского и местных бюджетов по сравнению с 2006 годом соответственно составили 123,5%, 120,3% и 148,5%. Несмотря на снижение ставки НДС и введения плоской шкалы индивидуального подоходного налога показатели бюджета остаются весьма высокими.

Фактические достижения в области налогового и таможенного администрирования обеспечили высокие доходы ненефтяного сектора, который характеризует диверсификацию экономики.

Структура налоговых поступлений. Традиционно самыми крупными являются корпоративный подоходный налог и таможенные платежи и налоги.

За 2007 год в бюджет поступило таможенных платежей и налогов на 151,0 млрд. тенге больше по сравнению с 2006 годом, составив 636,4 млрд. тенге. На темп роста таможенных платежей и налогов повлияли положительные результаты работы по упрощению таможенных процедур, легализация внешнеэкономической деятельности, а также рост объема импорта (в 2006 году объем импорта составил 23,7 млрд. долларов США, в 2007 году - 32,8 млрд. долл. США, темп роста составил 138,3%).

Справочно: За 2007 год план по таможенным платежам и налогам недоисполнен на 13,7 млрд. тенге, за счет сокращения деятельности крупных импортеров. Негативно отразился на объемах инвестиционного импорта кризис в сфере кредитования, так как порядка 23% (100 млрд. тенге в год) собираемых таможенных платежей и налогов обеспечивается за счет импорта строительных материалов и строительной техники.

По налогу на добавленную стоимость на товары внутреннего производства поступления составили 164,9 млрд.тенге, что в сравнении с 2006 годом увеличилось на 36,7 млрд. тенге.

За 2007 год возмещение из бюджета составило 184,4 млрд.тенге, что на 19,4 млрд.тенге больше аналогичного показателя прошлого года, при этом валовое поступление налога составило 349,3 млрд. тенге, что больше на 56 млрд.тенге в сравнении с прошлым годом.

О недоимке по налогам: По состоянию на 01.01.2008 года недоимка составила 46,6 млрд.тенге и в сравнении с началом года сумма недоимки уменьшилась на 1,3 млрд.тенге, или на 2,7%.

Справочно: недоимка по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды по состоянию на 01.01.2008 года составила 4 445,2 млн.тенге, по сравнению с 01.01.2007 года снижена на 2126,1 млн.тенге или 32,4%.

На снижение задолженности по обязательным пенсионным взносам повлияли выставленные инкассовые распоряжения на банковские счета и приостановление расходных операций по банковским счетам.

Активы Национального фонда, достигли 2 трлн. 795 млрд.тенге, за отчетный период перечислено поступлений в сумме 1200,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора – 1037,9 млрд. тенге.

Состояние государственного и гарантированного государством долга.

По состоянию на 1 января 2008 года государственный долг (без учета взаимных требований) составил 918,0 млрд.тенге. В портфеле правительственного долга соотношение внутреннего и внешнего долгов составляет 75% и 25%, соответственно.

О состоянии заимствования

За отчетный период Министерство финансов разместило государственные эмиссионные ценные бумаги на сумму 163347,5 млрд.тенге, в том числе:

- государственные краткосрочные ценные бумаги (МЕККАМ) со сроком обращения 3, 6, 9 месяцев на сумму 84744,7 млрд.тенге;

- государственные среднесрочные ценные бумаги (МЕОКАМ) со сроком обращения 3 и 4 года на сумму 1003,0 млрд.тенге;

- государственные долгосрочные ценные бумаги (МЕУКАМ) со сроком обращения 7, 8 и 10 лет на сумму 6944,5 млрд.тенге;

- государственные долгосрочные сберегательные ценные бумаги (МЕУЖКАМ) со сроком обращения 6, 8, 10 и 15 лет на сумму 46127,9 млрд.тенге;

- государственные долгосрочные индексированные ценные бумаги (МУИКАМ) со сроком обращения 6 лет на сумму 24527,4 млрд.тенге.

Расходы государственного бюджета без учета погашения займов составили 3 113,6 млрд.тенге, или 98,7 % к плану на год (3 155,4 млрд. тенге), в том числе расходы республиканского бюджета – 2 476,6 млрд. тенге, или 98,9% к плану (2 502,9 млрд. тенге), местные бюджеты – 1518,9 млрд.тенге и исполнены на 98,3% к плану (1544,8 млрд. тенге). Темпы роста всех уровней бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года соответственно составили 136,6%, 135,6% , 150,3%.

Сумма неосвоения бюджетных средств на 1 января текущего года по республиканскому бюджету составила 26,3 млрд.тенге. Неосвоение бюджетных средств сложилось как по объективным (8,0 млрд.тенге), так и по субъективным причинам (18,3 млрд.тенге).

Администраторы республиканских бюджетных программ, допустивших наибольшие суммы неосвоения бюджетных средств.

Вопросы бюджетной дисциплины находятся на постоянном контроле. Так, в Министерстве финансов в течение прошлого финансового года постоянно работала рабочая группа, которая провела 15 заседаний по заслушиванию администраторов республиканских бюджетных программ о ходе исполнения бюджетных программ и местных исполнительных органов об освоении целевых трансфертов. По итогам заседаний администраторам республиканских бюджетных программ направлены рекомендации по повышению бюджетной дисциплины и принятию мер по их решению.

Руководствуясь нормами бюджетного законодательства Министерством финансов были направлены предложения в Министерство экономики и бюджетного планирования как рабочему органу республиканской бюджетной комиссии о продлении сроков исполнения договоров республиканских бюджетных программ развития, включая инвестиционные проекты, требующих финансирования в текущем году за счет не перечисленной суммы гарантированного трансферта из Национального фонда в сумме 5,1 млрд.тенге и свободных остатков бюджетных средств в сумме 0,6 млрд.тенге.

Справочно:

В разрезе республиканских бюджетных программ развития и администраторов бюджетных программ, требующих финансирования в 2008 году за счет не перечисленной суммы гарантированного трансферта из Национального фонда

по Министерству здравоохранения – 2,4 млрд.тенге, из них: по строительству НИИ скорой медицинской помощи на 240 коек со станцией скорой помощи в городе Астане, республиканскому научному центру нейрохирургии на 160 коек в городе Астане, кардиохирургическому центру на 100 коек в г.Алматы, строительству диагностического центра на 500 посещений в смену в городе Астане (продолжающийся проект), строительству пристройки 4-этажного операционного блока с приемным отделением НИИ травматологии и ортопедии г.Астане (продолжающийся проект);

по Министерству образования и науки – 0,5 млрд.тенге, из них: по строительству Межрегионального центра по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для нефтегазовой отрасли на 700 мест в городе Атырау Атырауской области, строительству Межрегионального профессионального центра по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда для топливно-энергетической отрасли на 700 мест в городе Экибастузе Павлодарской области;

по Министерству по чрезвычайным ситуациям – 0,3 млрд.тенге по строительству пожарного депо на 6 автомобилей в новом административном центре в городе Астане;

по Министерству финансов - 0,7 млрд.тенге, из них по созданию и развитию информационных систем Министерства финансов, созданию информационной системы "Электронная таможня", развитию интегрированной налоговой информационной системы "ИНИС РК", информационной системы "Реестр налогоплательщиков и объектов налогооблажения "РНиОН";

по Министерству экономики и бюджетного планирования – 0,2 млрд.тенге по модернизации информационных систем в сфере государственного планирования.

В разрезе республиканских бюджетных программ развития и администраторов бюджетных программ, требующих финансирования в 2008 году за счет свободных остатков бюджетных средств

по Министерству внутренних дел – 0,1 млрд.тенге по приобретению оборудования по созданию центров оперативного управления в городах Актау, Петропавловск, Тараз, Уральск, интеграция их в единый оперативно-управляющий комплекс МВД РК;

Управление делами Президента - 0,5 млрд.тенге, из них: на строительство стадиона в городе Астане (левый берег), строительство авиационного ангара и стоянки авиационной техники авиакомпании "Беркут" в международном аэропорту города Астаны, строительство дизельной подстанции Дома министерств в Новом центре города Астаны, реконструкцию русла реки Есиль на территории Резиденции Президента Республиики Казахстан "Кзыл-Жар" в городе Астане и расширение санатория "Алматы" в Карасайском районе Алматинской области, развитие инфраструктуры Щучинско-Боровской курортной зоны.

Теперь о состоянии исполнения расходной части местных бюджетов. Расходы местных бюджетов без учета погашения внешних займов исполнены на 1518,9 млрд.тенге, или 98,3% к плану на отчетный период в сумме 1544,8 млрд.тенге. План не исполнен на сумму 25,9 млрд.тенге. Основная доля неисполнения бюджетных средств приходится на следующие регионы, которые показаны в Слайде14: Южно-Казахстанская – 6,4 млрд.тенге, Восточно-Казахстанская – 4,1 млрд.тенге, Кызылординская – 3,4 млрд.тенге, г. Астана – 3,1 млрд.тенге, Акмолинская и Западно-Казахстанская – по 2,1 млрд.тенге.

Свободные остатки бюджетных средств местных бюджетов по состоянию на 1 января 2008 года составили 37,4 млрд.тенге. Регионы у которых сложилась наибольшая сумма свободных остатков показаны в Слайде15, из них: Атырауская область 7,3 млрд.тенге, Кызылординская область 5,2 млрд.тенге, Восточно-Казахстанская область 4,8 млрд.тенге, город Алматы 3,0 млрд.тенге, Акмолинская и Западно-Казахстанская по 2,8 млрд.тенге, Костанайская область 2,1 млрд.тенге, Карагандинская 1,7 млрд.тенге, Алматинская 1,3 млрд.тенге, Актюбинская область 1,0 млрд.тенге. Таким образом, у всех регионов есть возможность профинансировать в текущем году инвестиционные проекты по которым имеются неоплаченные обязательства 2007 года за счет свободных остатков бюджетных средств, согласно бюджетного законодательства.

Из года в год растет объем финансовой помощи регионам в виде целевых трансфертов. В 2007 году из республиканского бюджета выделены целевые трансферты местным бюджетам в сумме 494,7 млрд.тенге, что больше по сравнению с 2006 годом на 237,6 млрд. тенге. По отчетным данным местных исполнительных органов выделенные целевые трансферты использованы на сумму 482,4 млрд.тенге, или 97,5%, неисполнение составило 12,3 млрд.тенге. Основная доля неиспользованных сумм целевых трансфертов приходится на следующие министерства: Министерство образования и науки 3,6 млрд.тенге, из них 3,3 млрд.тенге предусмотренные на строительство и реконструкцию объектов образования; Министерство здравоохранения 2,7 млрд.тенге, из них 1,7 млрд.тенге на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения; Министерство энергетики и минеральных ресурсов 2,6 млрд. тенге на развитие теплоэнергетической системы; Министерство индустрии и торговли 1,5 млрд.тенге, из них 0,9 млрд.тенге на развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Необходимо отметить, что все местные исполнительные органы не нарушили нормы бюджетного законодательства и своевременно вернули неиспользованные (недоиспользованные) целевые трансферты в республиканский бюджет.

О контроле за исполнением бюджета

Комитетом финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов за 2007 год проведено 10633 контрольных мероприятий, в ходе которых контролем охвачено 8405 объектов контроля, в том числе 1053 государственных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, 5137 государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов и 2215 хозяйствующих субъекта.

Всего в 2007 году выявлено финансовых нарушений в сумме 54,4 млрд.тенге, в том числе неэффективное использование бюджетных средств и активов государства – 12,4 млрд.тенге; необоснованное использование бюджетных средств – 10,9 млрд.тенге; нецелевое использование бюджетных средств и кредитов – 1,3 млрд.тенге; недостачи денежных средств и материальных ценностей – 0,9 млрд.тенге; неполное и несвоевременное перечисление неналоговых платежей в бюджет – 0,8 млрд.тенге и другие нарушения – 28,1 млрд.тенге.

По итогам контрольных мероприятий, проведенных в 2007 году, возмещено в бюджет 7,4 млрд.тенге из подлежащих возмещению в бюджет 11,7 млрд.тенге.

Принятые меры по итогам контрольных мероприятий характеризируется следующим:

- наложено административных взысканий на 4356 должностных лиц на сумму 40,5 млн.тенге, из них поступило в бюджет – 32,0 млн.тенге, в том числе за нарушения при проведении государственных закупок к административной ответственности привлечено 1938 должностных лиц, за финансовые нарушения – 2418 должностных лиц;

- привлечено к дисциплинарной ответственности 5 729 работников проверенных объектов контроля, в том числе за нарушения, допущенные при проведении государственных закупок – 1 098, за финансовые нарушения – 4631;

- передано в правоохранительные органы для принятия процессуального решения направлено 2837 материалов контроля, в том числе 690 материалов по итогам проверок, в ходе которых были установлены нарушения при проведении государственных закупок, по финансовым нарушениям – 2 147 материалов.

Завершая свое выступление, в целях более качественного исполнения бюджета текущего года считаю необходимым администраторам республиканских бюджетных программ и местным исполнительным органам:

- принять меры по своевременному принятию обязательств по бюджетным программам и регистрации их в органах казначейства;

- обеспечить своевременную разработку нормативно-правовых актов, необходимых для реализации соответствующих бюджетных программ;

- не перечислять целевые трансферты нижестоящим бюджетам без подтверждающих документов, обосновывающих платежей администратора бюджетных программ нижестоящего бюджета.

-----

Доклад Председателя Национального Банка Республики Казахстан Сайденова А.Г. на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан с участием Президента Республики Казахстан

Нурсултан Абишевич!

Уважаемые члены Правительства!

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. В настоящее время задача по обеспечению стабильности цен весьма актуальна, так как имеется ряд факторов, способствующих сохранению и даже некоторому нарастанию инфляционного фона в экономике Казахстана.

Относительно ситуации в 2007 году следует отметить, что в прошлом году годовая инфляция демонстрировала разнонаправленные тенденции. В начале года отмечалось некоторое снижение темпов роста инфляции: годовая инфляция снизилась с 8,4% по итогам декабря 2006 года до 7,6% по итогам мая 2007 года.

Во втором полугодии 2007 года инфляционные процессы в экономике Казахстана усилились. Только в сентябре-декабре 2007 года рост цен достиг 11,7%. При этом повышение инфляции в этот период было вызвано удорожанием, в первую очередь, продовольственных товаров.

Наибольший рост цен в сентябре-декабре 2007 года пришелся на такие товары, как масло подсолнечное (в целом за 2007 год – рост на 96,8%), мука пшеничная (на 66,7%), хлеб (на 48,5%).

В целом по итогам 2007 года годовой уровень инфляции достиг своего максимального значения за последние 7 лет – 18,8% (в 2006 году – 8,4%). Среднегодовая инфляция составила 10,8%.

Повышение инфляции в 2007 году происходило на фоне очень умеренного роста денежного предложения. Рост денежной массы за 2007 год составил 25,5% (за 2006 год – 78,1%). Денежная база за 2007 год уменьшилась на 2,5% (за 2006 год – рост на 126,5%).

Рост инфляции в 2007 году был вызван воздействием ряда факторов.

Во-первых, во 2 полугодии 2007 года ситуация на мировых рынках характеризовалась удорожанием продовольствия. Основной прирост цен был отмечен на такие товары как зерновые культуры и растительные масла.

Низкий урожай в странах–основных производителях зерновых культур, подсолнечника, рост мирового производства альтернативных видов топлива на растительном сырье (биоэтанол) привели к сокращению объемов предложения соответствующих товаров на мировом рынке, что повлекло рост цен на них.

Мировая цена на пшеницу (Канада) в 2007 году выросла в 2,0 раза, на подсолнечное масло – в 2,0 раза.

Кроме того, с начала 2007 года отмечалась стабильная тенденция роста мировых цен на нефть. Это связано с высоким спросом на нее, низким уровнем производства и выработки нефти. В 2007 году средняя цена на нефть сорта Brent выросла на 46,8% и составила более 72 долл. США за баррель.

Во-вторых, негативное влияние на инфляцию оказывает значительный рост совокупного спроса, подкрепляемый увеличением доходов. Увеличение спроса, не подкрепленное соответствующим предложением, вызывает дисбаланс на рынке и оказывает давление на потребительские цены.

В январе-ноябре 2007 года по сравнению с соответствующим периодом 2006 года доходы населения выросли на 29,6% в номинальном и на 17,8% в реальном выражении. В результате рост розничного товарооборота в 2007 году по сравнению с 2006 годом составил 10,0%.

При этом рост реального ВВП, как показателя совокупного предложения, за 2007 год по предварительным данным составил 8,5%, т.е. предложение товаров и услуг в экономике не в полной мере обеспечивает спрос на них.

В-третьих, в 2007 году продолжилась тенденция опережения темпов роста среднемесячной заработной платы над темпами роста производительности труда. В январе-сентябре 2007 года рост заработной платы составил в номинальном 19,5% в реальном выражении, при этом производительность труда, по оценке, выросла только на 6,6%.

В-четвертых, рост цен в реальном секторе экономики играет немаловажную роль в формировании инфляции на потребительском рынке.

Цены предприятий – производителей промышленной продукции в 2007 году выросли на 31,9%, тогда как в 2006 году рост достигал 14,6%.

Цены на энергоресурсы, произведенные промышленными предприятиями Казахстана, выросли в 2007 году на 45,8% (в 2006 году – на 10,0%). При этом цены на нефть в 2007 году выросли на 52,3% (11,0%), на газовый конденсат – на 47,0% (снижение на 0,9%).

В 2007 году Национальный Банк предпринимал меры в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы.

В целях снижения инфляционного давления Национальный Банк в 2007 году продолжил проведение "жесткой" денежно-кредитной политики. Она включала в себя меры по повышению ставок по операциям Национального Банка, а также меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня.

Однако во второй половине 2007 года Национальный Банк, реагируя на изменение ситуации и проявление дефицита ликвидности у банков, обусловленного глобальным кризисом, сместил акценты денежно-кредитной политики в пользу обеспечения стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам.

Следует отметить, что данная ситуация была характерна не только для Казахстана, но и для многих других стран, в том числе являющихся крупнейшими развитыми экономиками.

В 2007 году отмечалось снижение спроса со стороны банков второго уровня на краткосрочные ноты и депозиты Национального Банка.

В результате в 2007 году уменьшился объем краткосрочных нот в обращении на 57,1% до 228,9 млрд. тенге. Остатки по депозитам банков в Национальном Банке снизились со 131,6 млрд. тенге в декабре 2006 года до 9,9 млрд. тенге в декабре 2007 года.

В целях обеспечения банков краткосрочной тенговой ликвидностью Национальный Банк с августа 2007 года увеличил объемы проведения операций обратного РЕПО, начал проводить операции валютного СВОП под залог иностранной валюты, а также под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке в свободно-конвертируемой валюте.

Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней. По состоянию на конец декабря 2007 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком по операциям обратного РЕПО составлял 4,0 млрд. тенге, по операциям валютного СВОП – 123,8 млрд. тенге.

В августе 2007 года Национальным Банком был пересмотрен механизм минимальных резервных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2007 года.

Кроме того, Правлением Национального Банка в условиях недостатка "свободной" ликвидности было отложено введение в действие новых нормативов минимальных резервных требований (5% по внутренним обязательствам и 10% по иным обязательствам) на 1 июля 2008 года. Действующие значения нормативов минимальных резервных требований составляют 6% и 8%, соответственно.

В целях регулирования инфляции Национальный Банк проводил политику "дорогих денег". В частности, на протяжении 11 месяцев 2007 года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0%, а ставка по привлекаемым Национальным Банком депозитам от банков второго уровня – 4,5%. С 1 декабря 2007 года обе ставки были повышены до 11,0% и 5,5%, соответственно.

Средневзвешенная доходность по нотам возросла с 4,69% в декабре 2006 года до 5,64% в декабре 2007 года.

Что касается валютной политики, то Национальный Банк придерживается режима плавающего обменного курса тенге, который обусловливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег.

В 2007 году ситуация с обменным курсом тенге характеризовалась разнонаправленными тенденциями.

В первой половине 2007 года происходило укрепление тенге к доллару США в номинальном выражении (укрепление на 3,7%). С июля по август отмечалась тенденция ослабления тенге к доллару США (за июль-август – ослабление на 3,2%).

Нестабильность на валютном рынке в этот период была вызвана колебаниями объемов предложения и спроса на иностранную валюту на внутреннем рынке, кризисной ситуацией на мировых рынках. Особенно значительное увеличение спроса на иностранную валюту со стороны банков второго уровня наблюдалось в августе 2007 года.

В сентябре ситуация на внутреннем валютном рынке изменилась и характеризовалась укреплением тенге к доллару США в номинальном выражении (4,2% за месяц). В октябре-декабре колебания обменного курса были незначительными. Номинальный курс тенге находился в узком коридоре – 120,30-121,0 тенге/долл. США.

Стабильный курс обеспечивался, в основном, продажей Национальным Банком иностранной валюты. Так, за 2007 год нетто-продажа иностранной валюты Национальным Банком составила почти 6,2 млрд. долл. США.

В 2008 году Национальный Банк ожидает существенное замедление темпов годовой инфляции. Если на конец 2007 года годовая инфляция сложилась на уровне 18,8%, то на конец 2008 года она снизится до уровня, измеряемого однозначным числом.

Так, в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы прогноз годовой инфляции на 2008 год был определен в пределах 7,9%-9,9%, что соответствует 16,0%-18,0% в среднем за год.

В 2008 году ожидается некоторое замедление экономического развития Казахстана, обусловленное изменением ситуации на мировом финансовом рынке во 2 полугодии 2007 года. При этом мировые цены на основные позиции казахстанского экспорта (нефть, металлы) останутся на высоком уровне. Предполагается, что развитие макроэкономической ситуации в 2008 году будет происходить в условиях отсутствия ожидания внешних шоков.

Кроме того, в 2008 году значительно снизятся объемы привлечения внешних заимствований банками второго уровня, что будет способствовать удорожанию кредитных ресурсов и снижению спроса на деньги. Также сокращение роста денежного предложения в 2007 году с определенным временным лагом скажется на замедлении инфляции в 2008 году.

В 2008 году Национальный Банк продолжит проведение денежно-кредитной политики, направленной на обеспечение стабильности цен в республике. Работа в этом направлении будет проходить в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2008-2009 годы.

Основными операциями регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также регулирования ликвидности банков останутся выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов от банков второго уровня, предоставление займов рефинансирования.

Национальный Банк продолжит предоставление банкам второго уровня займов рефинансирования в виде проведения операций обратного РЕПО под залог государственных и агентских ценных бумаг.

В перечень залогового обеспечения при проведении операций обратного РЕПО были включены ценные бумаги национальных компаний Республики Казахстан, ценные бумаги иностранных государств и ценные бумаги международных финансовых организаций, разрешенные к покупке банками второго уровня в соответствии с требованиями АФН.

Проведение операций валютного СВОП, а также предоставление краткосрочных займов под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке будет осуществляться только при заключении банками Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов Национальным Банком.

В случае ухудшения ситуации на внутреннем и внешнем рынках капитала Национальный Банк будет предпринимать меры по обеспечению стабильности финансового рынка.

Это подразумевает возможность значительного снижения существующих нормативов минимальных резервных требований.

При этом Национальный Банк будет воздерживаться от предоставления банкам прямой долговременной помощи в значительных объемах. Тем не менее, Национальный Банк совместно с АФН и Правительством планирует выработать и активно использовать механизмы поддержания банковского сектора с использованием различных косвенных инструментов (секьюритизация активов, операции с облигациями и акциями банков, предоставление ликвидности через институты развития и др.).

В условиях давления на обменный курс тенге в сторону его ослабления Национальный Банк не будет допускать резких краткосрочных колебаний обменного курса тенге, при этом ориентиры или коридоры колебания курса тенге устанавливаться не будут.

Кроме того, в 2008 году Национальный Банк совместно с Правительством планирует ряд мер, направленных на обеспечение стабильности цен в стране. Будет разработан оперативный план стабилизационных действий в случае замедления мировой экономики и возможного снижения цен на ряд экспортных товаров.

В рамках обеспечения финансовой стабильности будет разработан комплекс мер оперативного реагирования на угрозы финансовой нестабильности и на возможные непредвиденные ситуации.

Несмотря на то, что обеспечение стабильности цен является целью деятельности Национального Банка, успеху реализации намеченных задач должны способствовать адекватные действия Правительства и местных исполнительных органов.

Использование только монетарных рычагов, т.е. повышение ставок и сжатие ликвидности в банковской системе для торможения инфляции, может грозить замедлением темпов экономического роста.

Поэтому для решения вопросов, связанных с инфляцией, требуется высокая степень координации деятельности Национального Банка, Правительства и местных исполнительных органов, однозначного понимания всеми сторонами способов достижения поставленных целей и активной взаимной поддержке.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 29.02.2008
Заседание бюро политсовета "Нур Отана" 29.02.2008
Первое заседание Экспертного совета при Совете безопасности РК 29.02.2008
Особенно резко точку зрения меняет удар в глаз 29.02.2008
Состоялось заседание Коллегии Министерства обороны 29.02.2008
В Астане проходит форум Республиканского движения "Ак Орда" 29.02.2008
"Впереди нелегкие времена" 29.02.2008
Аким Шымкента высказал претензии в адрес банков по оформлению ипотечных кредитов 29.02.2008
В 2010 году в Астане планируется открыть госинститут физкультуры и спорта 29.02.2008
Процесс, которого нет 29.02.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz