Астана. 2 апреля. "Казахстан Сегодня"
Генпрокуратура считает недостаточно гарантированной объективность служб внутреннего финансового контроля в государственных органах и акиматах. Об этом сегодня в ходе "круглого стола" "Развитие внутреннего государственного финансового контроля в РК" сообщил начальник департамента по надзору за законностью и деятельностью государственных органов Генпрокуратуры РК Андрей Кравченко, передает корреспондент агентства.
"Нам представляется недостаточно гарантированной объективность служб внутреннего финансового контроля и аудита центральных государственных и местных исполнительных органов", - сказал А. Кравченко.
"Почему? Во многих ваших выступлениях уже прозвучал ответ на этот вопрос, а я просто подчеркну, что без таких гарантий существует риск того, что, выявляя нарушения финансовой дисциплины, органы внутреннего контроля и аудита вместо обеспечения надлежащей огласки превратятся в органы консультирования правонарушителей в тех же госорганах, которые они и должны проверять", - добавил он, обращаясь к представителям Минфина.
В свою очередь представитель Комитета финансового контроля и государственных закупок Минфина РК Шолпан Шайназарова пояснила, что в соответствии с постановлением правительства РК создание служб внутреннего контроля разрешено в 16 госорганах, при этом на сегодняшний день они функционируют в 14. "Из них в 2-х госорганах: Министерстве транспорта и коммуникации и Министерстве туризма и спорта - службы созданы буквально в марте текущего года. На сегодняшний день из указанного перечня соответствующие структуры не созданы в Минздраве и Верховном суде", - уточнила она.
"Анализ деятельности Комитета финконтроля свидетельствует, что в общей сумме всех финансовых нарушений, выявляемых им, чаще всего встречаются неэффективное и необоснованное использование бюджетных средств. При этом данные нарушения выявляются именно в тех министерствах, где созданы службы внутреннего контроля", - подчеркнула представитель Минфина.
По ее мнению, основной причиной этого является "несоблюдение некоторыми госорганами статьи 141 Бюджетного кодекса, согласно которой служба внутреннего финконтроля подотчетна руководителю центрального госоргана, организационно и функционально независима от других структурных подразделений данного ведомства".
"В ряде министерств существующая структура подчиненности этих служб противоречит данной норме кодекса: так служба центрального аппарата Минюста является подразделением департамента планирования финансов и контроля, соответственно зависит от данного департамента", - продолжила она.
"Этим же министерством создана служба внутреннего финконтроля в КУИС, что противоречит постановлению правительства об утверждении перечня госорганов, которым разрешается создание такой службы", - добавила Ш. Шайназарова.
По ее словам, аналогичная ситуация складывается и в МВД: служба внутреннего финконтроля в данном органе подотчетна департаменту финобеспечения, кроме того, министерством аналогичные службы созданы в Комитете внутренних войск, областных ДВД, ДВД по городам Алматы и Астане.
"Подобную ситуацию мы наблюдаем также в Министерстве образования и науки", - заключила Ш. Шайназарова.
-----
Генпрокуратура РК считает необходимым распространить систему госфинконтроля на дочерние предприятия госхолдингов и СПК - Кравченко Астана. 2 апреля. "Казахстан Сегодня"
Генпрокуратура РК считает необходимым распространить систему государственного финансового контроля на дочерние предприятия государственных холдингов и СПК. Об этом сегодня в ходе "круглого стола" "Развитие внутреннего государственного финансового контроля в РК" сообщил начальник департамента по надзору за законностью и деятельностью государственных органов Генпрокуратуры РК Андрей Кравченко.
"Мы направили соответствующие предложения в правительство и сказали, что госхолдинги, СПК и масса организаций, которые под ними, сейчас у нас будут находиться вне контроля. А мы считаем, что существующая система противодействия коррупции не может позволить сейчас вывести эти предприятия и их должностных лиц из-под государственного финансового контроля", - сказал А. Кравченко.
"И здесь важно подчеркнуть, что субъектами госзакупок должны являться не только госорганы, но и государственные предприятия, учреждения и даже АО с участием государства", - добавил он.
В свою очередь ответственный секретарь Минфина РК Ануарбек Султангазин пояснил, что в настоящий момент у уполномоченных органов в области государственного финансового контроля "есть право проверки активов государства. Но сейчас, с созданием государственных холдингов "Самрук", "Казына", "Самгау", а также социально-предпринимательских корпораций, активы государства сосредотачиваются в них, а мы не имеем права идти с проверками в их дочерние компании".
В связи с этим А. Султангазин напомнил, что "все выделяемые из бюджета деньги осваиваются не в самом "Самруке", не в самой "Казыне", а в их дочерних и входящих в состав этих госхолдингов компаниях".
"В качестве примера могу привести ситуацию по прошлому году, когда по поручению Генпрокуратуры мы (Комитет по финансовому контролю и государственным закупкам Минфина РК. - Прим. агентства) должны были осуществить проверку в АО "Казахтелеком", но, по сути дела, мы смогли проверить только госзакупки, а остальные направления нет, потому что это не в нашей компетенции", - отметил он.
"Я хотел бы обратить внимание депутатов парламента на то, что, наверное, в Бюджетном кодексе мы должны четко прописать, будет государство проверять эти активы, или мы четко, осознанно говорим, что государственного контроля здесь не будет", - сказал, обращаясь к участвующим в "круглом столе" представителям парламента, А. Султангазин. |