Жанар СЕРДАЛИНА, "Мегаполис", 7 апреля
Будь в Казахстане премия "Разочарование года", то ее смело можно было бы присудить казахстанским сенаторам. За то, что они не только не оправдывают законодательных надежд, но и мягко говоря, разочаровывают своих избирателей. Не поддаются логике и приступы непонятной гуманности депутатов сената к тем казахстанцам, которые плевали и дальше будут плевать на ими же принятые законы.
Чем дальше, тем больше поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в Закон "О безопасности дорожного движения" напоминают анекдот. События 1 апреля сего года, случившиеся на пленарном заседании сената, окончательно закрепили за этим документом смешную репутацию.
Напомним: разработчик законопроекта – Министерство внутренних дел, ратующее за ужесточение ответственности за нарушение Правил дорожного движения со статистикой о числе погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах страны.
Стоит ли говорить, с каким нетерпением и воодушевлением весть о подготовке воспитательного законопроекта восприняли и пешеходы, и водители? Проект закона еще не вышел из стен парламента, но уже начал работать – на сатириков…
Оставим вне обсуждения некоторые экзотичные предложения МВД бить рублем за незаконную установку на авто мигалок и прочих сигнальных устройств. Единственное, что порой тянет поставить на капот, так это пулемет. Другая мечта – уговорить министра здравоохранения Анатолия Дернового на операцию по пересадке мозга хотя бы одному столичному водителю маршрутного такси.
Впрочем, с нашими парламентариями тоже не соскучишься. В минувший вторник они внесли 52 поправки и вернули законопроект в мажилис. Больше всего удивило единогласное решение сенаторов смягчить наказание для пьяниц, наркоманов и токсикоманов за рулем. Напомним: мажилисмены поддержали МВД, выступившее за то, чтобы за первый протокол таких водителей дисквалифицировали в пешеходы сроком на два года, за второй – на пять лет, за третий – пожизненно. Однако в сенате отчего-то порешили смягчить наказание для алкашей и наркоманов, заменив для них "пожизненный срок" на семилетний овертайм. Свой гуманный порыв сенаторы пояснили тем, что семилетка вместо пожизненного – это не гуманность, а нормальное предложение. Мол, у провинившегося водителя должен быть шанс исправиться.
И это сказали депутаты, которые после той же исторической пленарки, не стесняясь камер, плакались в жилетку вице-министра внутренних дел Алика Шпекбаева и председателя Комитета дорожной полиции МВД Омурзака Тусумова, умоляя их помочь в поиске автообидчиков, их родных и близких. Все познается в сравнении. И не сочтите за кощунство, но сколько еще казахстанцев должно погибнуть и стать калеками по вине пьяных водителей? Или пока гром не грянет, депутат не перекрестится?
Законопроектом предусматриваются также меры наказания и за использование мобильного телефона во время управления транспортом. То есть пользоваться телефоном или рацией за рулем запрещается, а разговоры по телефону становятся возможными только с помощью наушников или по громкой связи. Весьма трогательное обоснование данной нормы.
"Мозг не справляется с объемом данных, который нужно обрабатывать одновременно", – говорится в сравнительной таблице к законопроекту.
Непонятно: что же для МВД главное – руки или мозг? Что, когда водитель пользуется наушниками, мозг не работает? Почему бы вообще не запретить разговорчики за рулем?
Есть в законопроекте нормы, которые призваны ужесточить ответственность для нарушителей Правил дорожного движения. В частности, дорожной полиции разрешается лишать водительского удостоверения за повторные нарушения. С одной стороны, это вроде как должно дисциплинировать водителей. Но на деле эти нормы могут аукнуться шантажом на дорогах. Самым настоящим.
Допустим, вы стукнули впереди стоявшее авто. Ущерб тянет тысяч на 10 тенге. Но пострадавшему водителю ничто не помешает потребовать от обидчика гораздо больше. За то, чтобы не доводить дело до суда, где судья железно не погладит по головке виновного в ДТП водителя. Это вовсе не преувеличение, а вполне реальные перспективы. Особенно в Астане, где большинство улиц и поныне остаются целиноградскими, хотя машин по ним стало ездить почти как в Москве. И если ты никого не стукнешь, то тебя очень даже могут. Из-за той же тесноты столичных улиц и дефицита нормальных парковок. Не стоит скидывать со счетов и просто космические темпы автомобилизации горожан с обратно пропорциональным водительским опытом.
Это лишь часть нестыковок законопроекта с реалиями на дорогах. Теперь мажилисменам предстоит либо поддержать предложения сенаторов, либо договориться с ними через создание согласительной комиссии. Но чем бы парламентарии ни тешились, лишь бы водители и пешеходы потом не плакали. |