Насип ИМАНГАЗИЕВА, "Литер", 24 апреля
"Законодательные аспекты улучшения инвестиционного климата, охраны окружающей среды и природных ресурсов Прикаспийского региона Казахстана" – так звучала тема выездного заседания совета по взаимодействию с маслихатами при сенате парламента под руководством Касым-Жомарта Токаева. Участие в заседании приняли аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, депутаты сената, министр охраны окружающей среды РК Нурлан Искаков, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов РК Ляззат Киинов и ряд других должностных лиц. В работе заседания приняли участие также депутаты Атырауского областного и городского маслихатов, руководители организаций области, представители общественности, экологи.
Главной темой совещания стал вопрос о необходимости принятия таких законов, которые сделают инвестиционный климат в Казахстане привлекательным для капитала и одновременно будут учитывать все проблемы охраны окружающей среды и природных ресурсов Прикаспийского региона.
Первым выступил аким Атырауской области Бергей Рыскалиев. По его данным, в 2007 году в области было освоено более 6 млрд долларов, что составляет 20 процентов всех инвестиций в Казахстане. В области функционируют предприятия, созданные крупнейшими в мире транснациональными нефтяными компаниями.
– Всего на сегодня в области функционирует 46 предприятий, занятых добычей, переработкой и транспортировкой углеводородного сырья. В области ведется не- сколько крупных прорывных проектов: создание интегрированного нефтехимического комплекса, строительство комплекса по переработке бензола и параксилола. Реализация этих проектов позволит открыть более 300 предприятий малого и среднего бизнеса по всей стране.
Но вместе с тем, как отметил аким области, реализация этих масштабных проектов породила серьезные экологические проблемы, в частности загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания попутных газов, открытое хранение огромных масс серы на Тенгизе. Практически отсутствует государственный мониторинг окружающей среды. В первую очередь это касается казахстанского сектора Каспийского моря. И это далеко не полный перечень крупных проблем.
– Эти проблемы требуют усовершенствования законодательства в области инвестиционной деятельности компаний, сохранения природных ресурсов и биоразнообразия. Главным условием реализации каждого проекта должно быть ненанесение вреда окружающей среде и применение экологически безопасных, безотходных технологий, – подчеркнул Бергей Рыскалиев, напомнив, что эти вопросы поднимались на недавней встрече с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
В свою очередь Касым-Жомарт Токаев отметил, что сегодня Атырауская область является одним из важнейших индустриальных центров Казахстана. Общий объем инвестиций в Атырауский регион только в 2007 году превысил 8 млрд долларов. Если Казахстан занимает 12-е место в мире по разведанным запасам углеводородов, то на долю Атырауской области приходится более 40 процентов нефтегазовых месторождений.
– Увеличение казахстанской доли в разработке крупных месторождений, недавнее введение экспортной пошлины на нефть, безусловно, позволят стране решить ряд социально-экономических задач в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры, – сказал Токаев.
В своем выступлении он подчерк-нул, что в регионе "нужно развивать те производства, где мы сильны". Это традиционные животноводство и рыбный промысел. Токаев также отметил успехи в области социально-культурного развития региона и охраны окружающей среды. Вместе с тем он признал, что быстрый рост экономики страны сопровождается высоким уровнем загрязнения окружающей среды. По различным оценкам, около 75 процентов территории Казахстана подвержено повышенному экологическому риску.
– Важным условием сохранения баланса между необходимостью развития экономики и безопасным состоянием окружающей среды является совершенствование и соблюдение природоохранного законодательства. В прошлом году была принята концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007–2024 годы. И экологическая составляющая является центральным элементом этой концепции, – подчеркнул Токаев, добавив, что высокая уязвимость природной системы Каспия и Жайы-ка, сложившаяся экологическая ситуация в регионе требуют принятия неотложных мер как на общенациональном, так и на местном уровнях. Это особо касается нефтедобывающих компаний.
В этих целях парламенту предстоит внести изменения и дополнения в Экологический кодекс, рассмотреть законопроект "О поддержке использования возобновляемых источников энергии". Кроме того, с 2009 года планируется ввести так называемый "зеленый" налог – налог за негативное воздействие на окружающую среду.
Председатель верхней палаты парламента выразил признательность иностранным инвесторам, которые не только способствуют увеличению притока капиталов в казахстанскую экономику и создают новые рабочие места, но и заботятся о внедрении лучшего опыта в области корпоративной социальной ответственности. В то же время Токаев подчеркнул, что государство вправе ожидать от наших зарубежных партнеров понимания и поддержки в вопросах охраны и рационального использования природных ресурсов.
Как известно, Казахстан на ближайшие 25 лет заключил контракты с иностранными инвесторами почти на 100 млрд долларов. В течение предстоящих 10–15 лет это должно принести экономике страны около 40 млрд долларов поступлений. Самые крупные проекты – разработка Тенгизского месторождения и освоение ресурсов шельфа Каспийского моря – претворяются в Атырауской области. Но уже возникла проблема воздействия на морские и прибрежные экосистемы. Для решения этого вопроса необходимо принятие международного документа по защите окружающей среды Каспийского моря, обеспечению экологической безопасности его биологических ресурсов. Незамедлительного решения требуют затопленные скважины. Жесткие меры нужны по прекращению сжигания попутных газов в факелах. Срочно нужно проведение зонирования заповедной зоны моря, осуществление гидродинамического мониторинга территорий добычи полезных ископаемых.
Часть накопившихся проблем должен решить Экологический кодекс, принятый 9 января 2007 года. Этот документ гармонизирует казахстанское законодательство с международными требованиями. Помимо актов национального законодательства, в нем были учтены 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, порядка 30 директив Европейского союза и законов других государств, а также проект модельного Кодекса стран СНГ. В кодексе впервые законодательно утверждены основы устойчивого развития, исключающие различное толкование этого понятия. Экологические требования вынесены на законодательный уровень, позволяющий нам существенно расширить судебную практику. Полностью расписан порядок проведения государственного контроля. На примере европейской практики вводится применение комплексных экологических разрешений, выдаваемых с учетом лучших доступных технологий. При этом сроки действия экологических разрешений увеличены до 3–5 лет и значительно упрощен порядок их выдачи. Также все предприятия разделены на 4 группы – по сложности производства и степени воздействия на окружающую среду. Для каждой последующей группы порядок выдачи экологических разрешений процедурно упрощается.
Что особенно существенно, Экологическим кодексом узаконен механизм, предусматривающий плату не за образование, а за размещение отходов. Это должно послужить стимулом для внедрения лучших ресурсосберегающих технологий и возможности использования отходов в качестве вторичных продуктов. Это сегодня очень актуально потому, что ряд компаний, например, давно настаивает на том, что сера – это продукт, а не отходы. Однако это отходы нефтяного производства. И если отнести серу к продукции, то завтра нефтедобывающие компании завалят страну этой самой серой, не платя никаких штрафов за ее хранение.
В этом направлении в Казахстане сделано немало. Приняты законы о государственной поддержке прямых иностранных инвестиций. Компаниям, вкладывающим капитал в нашу экономику, гарантированы льготы и преференции. Они имеют гарантии от политических и других рисков. Но, как говорили в ходе заседания сенаторы, экологи, ученые, пришло время ужесточить подход к проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов Прикаспийского региона, где после освоения шельфа Каспия будет добываться до 100 млн тонн нефти в год. Поэтому одной из целей проведения выездного заседания сената парламента в нефтеносной Атырауской области стало вовлечение местных представительных органов в разработку новой правовой базы, которая учитывала бы не только государственные интересы, но и интересы каждой отдельно взятой области, района. Так что разговор, который подытожил Касым-Жомарт Токаев, получился не просто интересным, но и крайне полезным.
Так, депутат областного маслихата Александр Думлер отметил:
– Такие встречи дают местным представительным органам возможность напрямую общаться с депутатами сената, напрямую высказывать свои мнения. Все поднятые сегодня вопросы настолько актуальны и злободневны! Необходимо сделать все, чтобы оставить нашим потомкам не пустынную землю и непригодную для обитания водную среду, а благодатный край, в котором предстоит жить еще многим и многим поколениям. |