NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:30 ast
12:30 msk

В мажилисе презентованы поправки в бюджет-2008
Депутат Валерий Доскалов выразил недоумение по поводу уровня инфляции и целесообразности финансовой поддержки Казагро, если цены на продукты повышаются
23.05.2008 / политика и общество

www.parlam.kz, 22 мая

Сегодня в Комитете Мажилиса по финансам и бюджету в рамках рабочей группы под председательством депутата Серика Оспанова состоялась презентация законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам уточнения республиканского бюджета на 2008 год".

В презентации приняли участие представители министерств: транспорта и коммуникации, труда и социальной защиты, здравоохранения, образования и науки, а также сельского хозяйства.

Законопроект представил депутатам министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов (текст доклада прилагается к отчету о презентации). По завершении доклада депутаты высказали свое мнение по бюджетной политике и задали министру вопросы. На ряд из них он дал устные ответы.

По мнению депутата Владимира Нехорошева, стабилизации в строительной отрасли пока нет, не решены вопросы участия дольщиков. Решат ли проблему выделенные государством средства или надо еще принимать экстренные меры? Парламентарий считает также: зачем такой организации, как "Продкорпорация" выделяются 188 миллионов на строительство оптового рынка? Откуда туда будут поступать продукты, ведь "Продкорпорация" не выполнила нормально своих должностных функций - повысились цены на хлебобулочные изделия.

Отвечая на вопрос депутата, министр сказал, что предпринимаемые с осени меры по стабилизации строительного сектора в сфере жилищного строительства являются беспрецедентными. В прошлом году резко закрылся доступ банков второго уровня к рефинансированию на внешних рынках в связи с тем, что начался финансовый кризис, вызванный ипотечным кризисом в США, и было принято решение стабилизировать влияние этого кризиса. Поэтому выделялись средства и в прошлом году, и в ходе разработки действующего бюджета на текущий год. И по каждому объекту была проработана степень готовности, степень строительства, степень участия дольщиков.

Относительно строительства оптового рынка "Продкопорацией министр сказал, что это позволит исключить цепочки посредников и обеспечить снижающее влияние на цены на плодоовощную продукцию.

Обращаясь к министру, депутат Амангос Утегенов поинтересовался финансированием вопроса по улучшению водоснабжения в городе Экибастуз Павлодарской области. Проблема не решается уже несколько нет. Министр пообещал учесть этот вопрос при подготовке заседания Республиканской бюджетной комиссии.

Депутат Валерий Доскалов выразил недоумение по поводу уровня инфляции и целесообразности финансовой поддержки Казагро, если цены на продукты повышаются. Как ответил министр, с учетом реализации денежно-кредитной политики, сжатия денежной массы будет удержана инфляция в установленном пороге. Направление средства на "КазАгро", пояснил министр, это мера из комплекса мероприятий по дополнительной поддержке агропромышленного комплекса.

Своим мнением относительно "КазАгро" поделился и депутат Виктор Цой. Он попросил разъяснить распределение денег по "КазАгро". Министр пообещал предоставить информацию совместно с Министерством сельского хозяйства письменно.

Депутат Гульмира Исимбаева спросила у министра: неужели с программами "Изучение актуальных проблем в области здравоохранения" или "Актуальные исследования в области образования" нельзя повременить до конца года - пока решатся основные вопросы и проблемы? Министр в ответ сообщил, что в прошлом году был создан Национальный аналитический центр по изучению актуальных вопросов. Получателями услуг с его стороны будут Министерство здравоохранения, Министерство образования, частично Министерство экономики и бюджетного планирования. Поэтому речь идет о перераспределении уже существующих средств.

Касательно школ министр пояснил парламентарию, что когда произошла чрезвычайная ситуация в Южно-Казахстанской области, необходимо было выделить средства на строительство семи школ, которые были потоплены. Выделены средства не из резерва, а в рамках существующей бюджетной программы "Строительство объектов образования". Сокращение произведено по ряду регионов с целью мобилизовать деньги на строительство этих семи школ. Теперь предлагается восстановить по тем объектам деньги, которые направили в Южно-Казахстанскую область.

Депутат Багиля Баймагамбетова в своем обращении к министру, сказала, что Аркалык в Костанайской области - это один из таких городов, где больше всех малообеспеченных людей и больше всего многодетных семей, а отопительный сезон длится семь месяцев. В связи с этим парламентарий попросила учесть в бюджете финансовую поддержку городу по отопительному сезону. Депутат также выразила обеспокоенность тем как, используются деньги выделяемые для борьбы с наркоманией. Министр пояснил, координатором является действующая государственная программа Министерства внутренних дел. Министр заверил депутата, что вопрос усиления борьбы с наркоманией обязательно будет рассмотрен.

Как считает депутат Сатыбалды Ибрагимов, форма проведения презентации, отчета должна быть более жесткой и аргументированной. Парламентарий при этом обратил внимание на то, что на презентации присутствуют только члены рабочей группы. Остальным не интересно, потому что их не удовлетворяют ответы и то, как проводятся презентации. Депутат попросил, чтобы Правительство обратило внимание на то, в какой форме будут вестись презентации и как готовиться к отчету перед Парламентом.

Подытоживая заседание, депутат Серик Оспанов подчеркнул, что прозвучали мнения депутатов, в соответствии с которыми бюджет социально направлен и отвечает требованиям сегодняшнего времени. Тем не менее, существуют вопросы, которые будут решаться не за один период.

Председательствующий попросил министра предоставить ответы на прозвучавшие вопросы, чтобы у депутатов была полная информация о состоянии бюджетной политики. Серик Оспанов объявил, что в 11-00 26 мая состоится расширенное заседание Комитета по рассмотрению представленных поправок в бюджет 2008 года.

* * *

Ниже предлагается (без изменений) текст доклада министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам уточнения республиканского бюджета на 2008 год":

"Согласно уточненной оценке темп реального прироста ВВП в 2008 году предполагается на уровне 5,3 процента, что соответствует прогнозным параметрам роста в коридоре 5-7 процентов на среднесрочный период, озвученным в совместном заявлении Правительства, Национального банка и АФН в начале текущего года.

Положительными факторами, оказывающими влияние на экономическую ситуацию, являются значительный рост цен на нефть и другие экспортные позиции Казахстана. В связи с этим опережающий рост ВДС нефтяного сектора, по нашей оценке, приведет к увеличению объема номинального ВВП до 15 триллионов 641 миллиарда тенге, что на 391 миллиард тенге выше прогнозного значения, принятого за основу при формировании республиканского бюджета на текущий год. При этом экспорт в основном за счет роста цены на нефть по сравнению с ранее прогнозируемыми параметрами вырастет на 7,1 миллиарда долларов США и составит 57,3 миллиарда долларов США. В то же время прогноз импорта товаров вследствие замедления темпов роста в кредитозависимых секторах и связанным с ними отраслях экономики снижен на 4,2 миллиарда долларов США и составит 39,3 миллиарда долларов США. Напомню для сравнения, в 2007 году данный показатель составил 33,2 миллиарда долларов США.

В соответствии с изменениями макроэкономических показателей уточнены прогнозы доходов республиканского бюджета и поступлений в Национальный фонд.

Поступления в республиканский бюджет составят 2 триллиона 729,7 миллиарда тенге, или с ростом по сравнению с утвержденным бюджетом на 35 миллиардов тенге. Надо оговориться, это с учетом недоиспользованной части гарантированного трансферта из Национального фонда в сумме 5,1 миллиарда тенге на финансирование бюджетных инвестиций 2007 года.

В соответствии со статьями 40 и 91 Бюджетного кодекса предусмотрена возможность финансирования республиканских бюджетных программ развития предыдущего года, по которым произошло недоосвоение средств по объективным причинам за счет свободных остатков бюджетных средств и неперечисленной суммы гарантированного трансферта из Национального фонда за прошедший финансовый год, путем корректировки республиканского бюджета текущего года.

Впервые данные нормы были задействованы в начале текущего года. Решением Республиканской бюджетной комиссии был определен перечень республиканских бюджетных программ развития и инвестиционные проекты, требующие финансирования в текущем году за счет неперечисленной суммы гарантированного трансферта из Национального фонда и свободных остатков на общую сумму 5,7 миллиарда тенге.

В соответствии с Бюджетным кодексом произведенные корректировки Правительством учитываются в ходе уточнения республиканского бюджета. Поступления налогов нефтяного сектора в Национальный фонд по сравнению с предыдущим прогнозом увеличивается более чем на 400 миллиарда тенге, по итогам года общий объем его активов составит около 4 триллионов тенге, приблизительно 32,5 миллиарда долларов США в эквиваленте.

Как вы видите, происходит более ускоренное накопление средств Национального фонда, что создает дополнительную защиту макроэкономической стабильности и возможность увеличения экономической отдачи от нефтяного сектора, как это было сказано в поручении Главы государства, его Послании народу Казахстана.

Снижение утвержденного прогноза доходов бюджета от ненефтяного сектора на 260 миллиардов тенге будет компенсировано поступлениями от введенной экспортной таможенной пошлины на нефть и нефтебитум, в общей сумме на 160 миллиардов тенге, а также привлечением дополнительного объема гарантированного трансферта из Национального фонда на 120 миллиардов тенге.

Уточнение расходной части республиканского бюджета направлено на реализацию политики управления экономическим ростом через фискальное воздействие на инвестиционную, деловую и потребительскую активность и поддержание оптимальных пропорций воспроизводства.

Проектом закона предполагается установить уточненные расходы республиканского бюджета в объеме 3 триллиона 64 миллиарда тенге, с ростом к утвержденному бюджету на 158,8 миллиарда тенге, из них 5,7 миллиарда тенге, как я уже сказал ранее, это скорректированные расходы по бюджетным инвестициям, которые были профинансированы за счет свободных остатков.

В большей степени рост предполагается по инвестиционным расходам - на 121,2 миллиарда тенге, что позволит поддерживать совокупный спрос на уровне, способствующем росту деловой активности, а также позволит решить ряд региональных проблем. Увеличение расходной части бюджета предполагается осуществить по следующим приоритетным направлениям.

Первое. Дополнительные расходы на социальную помощь и социальное обеспечение в соответствии с поручением Главы государства в общей сумме на 30 миллиардов тенге:

- в целях поддержки наиболее уязвимых слоев населения, в связи с ростом прожиточного минимума с 10 тысяч 515 до 12 тысяч 25 предлагается с 1 июля повысить базовые социальные выплаты получателям пенсий и пособий с дополнительным начислением разовых компенсаций этим категориям за первое полугодие текущего года, на что предусматриваются расходы в сумме 23 миллиарда тенге;

- предлагается адекватно повысить с 1 сентября размеры стипендий студентам вузов и обучающихся в организациях технического и профессионального и послесреднего образования, на что предусматриваются расходы в сумме 683 миллиона тенге;

- увеличение с 1 июля 2008 года минимального размера заработной платы, он равен показателю прожиточного минимума, влечет потери местных бюджетов по поступлениям от индивидуального подоходного налога, которые в соответствии с бюджетным законодательством предлагается компенсировать посредством передачи целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета в сумме 4,1 миллиарда тенге.

Второе направление - реализация прорывных проектов, озвученных Главой государства в Послании народу Казахстана, которая предполагает выделение дополнительно 18,5 миллиарда тенге, в том числе:

- разработка проектно-сметной документации на строительство Балхашской ТЭС в сумме чуть более 2 миллиардов тенге путем участия в уставном капитале АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук";

- разработка проектно-сметной документации на строительство магистрального газопровода "Бейнеу-Бозой-Шалкар-Акбулак" в сумме 2 миллиарда тенге;

- разработка проектно-сметной документации на строительство инфраструктуры первого интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области в сумме 10 миллиардов тенге посредством кредитования через АО "Фонд устойчивого развития "Казына";

- разработка ПСД на строительство железнодорожной линии Узень - граница с Туркменистаном в сумме 97 миллионов тенге в рамках бюджетной программы "Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта";

- завершение строительства инфраструктуры и начало строительства внутриплощадочных сетей СЭЗ "Онтустік" в сумме 2 миллиардов тенге посредством перечисления целевых трансфертов на развитие акимату Южно-Казахстанской области;

- разработка ТЭО на строительство атомной электростанции в городе Актау в сумме 2,3 миллиарда тенге в рамках бюджетной программы "Подготовительная работа по развитию атомной энергетики".

Как вы видите, во втором направлении расходы имеют системный характер и закладывают существенный задел для развития базовой инфраструктуры в последующие периоды и создают условия для дальнейшего развития отраслей экономики, соответственно, деловой активности. С другой стороны, они носят и социальный характер, такие как газопровод в южные регионы и электростанции. Энергетические объекты позволят также решить большие проблемы по энергообеспеченности южных регионов.

Третье направление - это реализация выработанных дополнительных мер по обеспечению роста экономики в сфере жилищного строительства и по поддержке агропромышленного комплекса с расходами в сумме 42,3 миллиарда тенге и дополнительных мер по стимулированию инвестиционной и деловой активности с расходами в сумме 52,2 миллиарда тенге. вы все знаете, что в течение первых месяцев этого года на ряде заседаний Прав рассматривались такие важные вопросы, как дополнительные меры по поддержке в сфере жилищного строительства и по поддержке агропромышленного комплекса. Ранее из резерва Правительства на указанные уели выделялись средства в сумме 96 миллиардов тенге. В частности, это 63,5 миллиарда тенге в соответствии с планом первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития и в целях обеспечения экономической стабильности на рынке жилья, направлялись целевые трансферты акиму города Астаны на выкуп квартир в сумме 41 миллиард тенге. Это по поддержке строительства и в целом по регулированию этого рынка.

И второе - финансирование завершения строительства объектов недвижимости в городе Алматы через увеличение уставного капитала акционерного общества "Фонд устойчивого развития "Казына" в сумме 22,5 миллиарда тенге. 32,7 миллиарда тенге - на реализацию мероприятий, направленных на поддержку развития агропромышленного комплекса. Первые транши осуществлялись за счет резерва Правительства, результаты которых мы ждем буквально летом. Требовалось, не дожидаясь уточнения бюджета, реализовать.

Мероприятия второго этапа реализации стабилизирующих и активизирующих развитие экономики мер Правительства включены в проект уточненного бюджета на 2008 год. В частности, по жилищному строительству 23,8 миллиарда тенге - дополнительная помощь на завершение строительства объектов недвижимости в городе Алматы. 4,4 миллиарда тенге предлагается направить на реализацию мероприятий Государственной программы развития жилищного строительства (развитие городов-спутников городов Астаны и Алматы, строительство арендного жилья, в том числе для государственных служащих и работников бюджетной сферы).

На развитие инфраструктуры предлагается направить в соответствии с поручениями Главы государства 25 миллиардов тенге на ускорение строительства автомобильной дороги Астана - Щучинск, 19,2 миллиарда тенге - на реконструкцию и развитие транспортной инфраструктуры города Алматы.

На поддержку сельского хозяйства предлагается направить 18,5 миллиарда тенге, из которых 5,6 миллиарда тенге - на закуп зерна в государственные запасы (чтобы обеспечить продовольственную безопасность и осень эти средства понадобятся) и порядка 13 миллиарда тенге - на реализацию акционерным обществом "Национальный холдинг "КазАгро" мероприятий по финансированию приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса, о чем я говорил, что рассматривалось на заседаниях Правительства.

Четвертое направление - реализация инвестиционных проектов по строительству объектов образования и культуры в сумме 22,8 миллиарда тенге, из которых 10,6 миллиарда тенге предлагается направить на строительство 34 школ в Южно-Казахстанской области в рамках проекта "Строительство 100 школ, 100 больниц", реализация которых предполагалась в 2007 году, но по ряду объективных и субъективных причин эти средства не были в прошлом году использованы и возвращены в республиканский бюджет.

10,2 миллиарда тенге направляются на продолжение и завершение строительства ряда школ по всей республике, объемы финансирования по которым необходимо довести до уровня, соответствующего требованиям государственной экспертизы и принятым обязательствам 2007 года.

Вначале на основании технико-экономического обоснования мы закладывали средства согласно Среднесрочному плану социально-экономического развития, но после того, как была разработана проектно-сметная документация по всем объектам, осуществлена экспертиза, эти суммы уточнились. Мы предлагаем предусмотреть на строительство объектов образования дополнительные средства 10,2 миллиарда тенге, в том числе восстановление средств, перераспределенных на строительство семи школ, пострадавших в результате наводнения в Южно-Казахстанской области. Вы знаете, что в начале года в результате этого чрезвычайного происшествия Правительство через перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках бюджетной программы "Целевые трансферты на строительство объектов образования" перераспределило часть средств на строительство семи школ в Южно-Казахстанской области, которые были затоплены. В связи с этим в рамках уточнения, когда по всем другим областям мы собирали эти средства - порядка 2,5 миллиарда тенге. Кроме того, на восстановление средств, неосвоенных в 2007 году в связи с поздним проведением конкурсов, аналогичную сумму предлагается направить. Всю сумму я уже назвал - 10,2 миллиарда тенге.

Пятое направление, важнейшее. Решение острых региональных проблем, включая подготовку к предстоящему отопительному сезону с расходами в сумме 11,4 миллиарда тенге. Вы видите на слайдах расшифровку этих средств.

Шестое направление. Расходы на выполнение государственных обязательств в сумме 22,9 миллиарда тенге, в том числе дополнительная потребность по обслуживанию государственного долга - 10,7 миллиарда тенге (на выполнение дополнительных обязательств по обслуживанию долга в рамках облигаций, которые имеются сегодня на руках у пенсионных фондов, что в свою очередь даст дополнительные активы для накопительных пенсионных фондов), выполнение обязательств по выпущенному векселю в счет оплаты доли акций Республики Казахстан в уставном капитале Евразийского банка развития согласно Закону "О ратификации Соглашения об учреждении Евразийского банка развития" - 12,2 миллиарда тенге.

Вы знаете, что есть обязательства со стороны Казахстана, наша доля - 500 миллионов долларов США, 400 миллионов долларов мы уже вложили, оставшиеся 100 миллионов в этом году нужно донести, поскольку Россия со своей стороны все обязательства по уставному капиталу этого банка выполнила.

Для финансирования указанных мероприятий, помимо доходных источников и дефицита бюджета, будут переориентированы средства неприоритетных бюджетных программ, выявленных в ходе аудита расходов бюджета на 2008 год в сумме 34,9 миллиарда тенге, а также увеличен дефицит бюджета на 123,9 миллиарда тенге (в том числе 21 миллиард тенге - это такая механическая операция, учитываются свободные остатки на начало года).

Как вы знаете, уважаемые депутаты, решением Бюджетной комиссии от 7 апреля текущего года в рамках подготовки к уточнению бюджета были приостановлены расходные операции по бюджетным программам, направленным на финансирование начинающихся в текущем году инвестиционных проектов, которые были включены в перечень неприоритетных расходов, в сумме 84 миллиардов тенге, что вызвало такой ажиотаж.

Исходя из уточненных прогнозов и с учетом дополнительного обсуждения и ваших, уважаемые депутаты, обоснованных предложений, решением заседания Республиканской бюджетной комиссии от 15 апреля открыто финансирование всех объектов, исключенных из перечня неприоритетных, на сумму 50 миллиардов тенге, то есть они все запущены в работу.

Хочу напомнить, что приостановление реализации осуществлялось по проектам, предполагающим строительство новых объектов (с началом реализации в 2008-2009 годах), по которым в текущем году ведется разработка проектно-сметной документации, а также по объектам, строительство которых находится на "нулевом цикле".

Для информации скажу. Дальнейшая реализация данных проектов предполагает значительные затраты бюджета в 2009-2011 годах (порядка 250-300 миллиардов тенге), что также необходимо учесть при формировании и обсуждении бюджета на предстоящий трехлетний период. Сегодня мы эти 50 миллиардов запустили в работу, в следующие годы потребуются 250-300 миллиардов тенге для того, чтобы их завершить.

В итоговый перечень сокращаемых расходов по предложениям администраторов включены затраты, по которым предполагается недоосвоение средств в течение текущего года. Они объективно рассмотрели по результатам подготовки документов, где-то по результатам проведенных конкурсов уже имеется фактическая экономия, где-то ожидается, что недоосвоят они средства и добровольно сами администраторы предложили переориентировать эти средства.

В целом увеличение дефицита и расходной части бюджета в период замедления темпов роста экономики является общепризнанным инструментом стимулирования потребительского спроса и роста инвестиций.

Кроме того, увеличение заимствований за счет выпуска государственных ценных бумаг, я говорил, на 123 миллиарда тенге увеличился дефицит бюджета, из них порядка 101 миллиарда тенге будут дополнительно привлечены в виде заимствования на внутреннем рынке, это будет способствовать размещению средств пенсионных фондов, то есть дополнительный инструмент для них и, соответственно, сохранение наших же пенсионных накоплений, а также активизация рынка капиталов".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев дал интервью журналистам 30.05.2008
Бюджетникам не светит... 30.05.2008
С паршивой овцы - хоть волки сыты 30.05.2008
История без купюр 30.05.2008
Рабочий график Главы государства 29.05.2008
Казахстан будет максимально использовать свои возможности на посту председателя ОБСЕ 29.05.2008
Премьер-Министр РК заверил Парламент, что Правительство управляет экономическим ростом в стране 29.05.2008
Дерновой настаивает на согласовании кандидатур руководителей региональных департаментов здравоохранения с министерством 29.05.2008
Конституционное собрание Непала провозгласило страну республикой 29.05.2008
Министр попросил премьера на выход 29.05.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz