NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:41 ast
13:41 msk

Выступление председателя Счетного комитета в Мажилисе на презентации отчета об исполнении бюджета за 2007 год
О.Оксикбаев: Предложения правительства, нацеленные в кавычках на преобразование Счетного комитета в аналитический орган, искажают идеологию функционирования комитета – независимого от исполнительной власти органа, осуществляющего, прежде всего, контрольные функции от имени и в интересах народа и полностью противоречат международным нормам и лучшей мировой практике
26.05.2008 / политика и общество

www.esep.kz

Уважаемые депутаты! Участники заседания!

Позвольте представить Вашему вниманию презентацию отчета Счетного комитета – заключения на отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2007 год.

В первом разделе Отчета нами дана оценка исполнения основных параметров бюджета за 2007 год.

Проанализировано выполнение Правительством, уполномоченными органами и объектами контроля рекомендаций Счетного комитета, нацеленных на повышение качества исполнения бюджета.

В целом, по оценке Счетного комитета, ключевые параметры республиканского бюджета 2007 года выполнены.

Тем не менее, хотелось бы обратить внимание на исполнение бюджета в условиях усиления инфляционного давления на экономику, а также на то, что при уточнении и многократных корректировках бюджета не был обеспечен рост в реальном выражении с учетом практически двукратного превышения прогнозного значения уровня инфляции затрат бюджета, в том числе социальных. Оценка и соответствующие расчеты включены в Отчет. (1)

Заключение Счетного комитета на исполнение поступлений республиканского бюджета, которое сформировано на основе анализа состояния налогового администрирования и результатов проверок включено во второй раздел Отчета.

Несмотря на перевыполнение основных показателей доходной части бюджета, уровень собираемости налогов снизился.

Это подтверждается уменьшением отношения налоговых поступлений республиканского бюджета с учетом перечислений в Национальный фонд к ВВП с 21,2% в 2006 году до 20,9% в 2007 году (без учета перечислений в Национальный фонд – с 16,3 до 12,7%).

Кроме того, особое внимание хотелось бы обратить на неисполнение 26 из 85 специфик на общую сумму 39,7 млрд. тенге.

Сохраняется зависимость исполнения республиканского бюджета от корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость и таможенных платежей.

Кроме того, по нашей оценке, потенциальными резервами пополнения бюджета являлись доходы, поступление которых было бы обеспечено за счет:

* совершенствования налогового и таможенного администрирования;

* повышения обоснованности и социально-экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот и преференций;

* повышения эффективности функционирования свободных экономических зон.

Результаты анализа исполнения расходов бюджета в разрезе функциональных групп и основные итоги контрольных мероприятий, проведенных Счетным комитетом в двадцати администраторах республиканских бюджетных программ, отражены в третьем разделе Отчета.

Правительством и в 2007 году не решена задача освоения средств бюджета в полном объеме.

Как вы знаете, согласно отчету Правительства, по итогам года исполнение затрат бюджета составило 98,8%, или более 26 млрд. тенге остались неосвоенными.

Однако, учитывая увеличение размеров дебиторской задолженности более чем в 2,5 раза (или до 33,3 млрд. тенге), а также неосвоенные в размере 10,3 млрд. тенге целевые трансферты, выделенные из республиканского бюджета регионам, Счетным комитетом фактическое исполнение затрат оценивается на уровне не более 97 процентов.

Также хотелось бы остановиться на проблеме недостаточно обоснованного выделения денежных средств из Резерва Правительства.

Выделенные на неотложные затраты, т.е. на затраты, требующие безотлагательного финансирования в текущем финансовом году, 14,0 млрд. тенге освоены только на 90,4%, или не освоено 1,3 млрд. тенге,

в том числе:

1,1 млрд. тенге, выделенных Министерству образования и науки на строительство трех школ в Южно-Казахстанской области;

0,2 млрд. тенге - Министерству здравоохранения на строительство перинатального центра и межрайонного противотуберкулезного диспансера в городе Алматы.

Уважаемые депутаты!

Как вы знаете, ежегодно из республиканского бюджета значительные средства выделяются в виде трансфертов местным бюджетам.

Учитывая, что в структуре республиканского бюджета 2007 года общий объем выделенных средств местным бюджетам в виде трансфертов составил 33,2%, а объем бюджетных изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет – всего лишь 7,3%, нами впервые проведены детальный анализ и оценка эффективности использования трансфертов местными исполнительными органами. Оценка включена в пятый раздел Отчета.

За последние пять лет темпы роста трансфертов, выделенных из республиканского бюджета, составляли в среднем 50-55 процентов, а собственные доходы местных бюджетов увеличивались только на 20-25%,.

Вместе с тем, динамика изменения плановых и фактических показателей исполнения доходов местных бюджетов свидетельствует о ежегодном перевыполнении плана по доходам, поступающим в местные бюджеты, на 20-25% (на 110 млрд. тенге в 2006 году и 173 млрд. тенге в 2007 году).

Это указывает на то, что в регионах имеются значительные резервы для увеличения их доходной базы, которые не учитываются при оценке финансового потенциала и соответственно при формировании поступлений местных бюджетов.

В целом, по оценке Счетного комитета, действующий межбюджетный механизм не способствует выравниванию бюджетной обеспеченности областей, а выделение трансфертов регионам, имеющим высокую доходность, с одной стороны, усугубляет диспропорции в бюджетной обеспеченности, с другой – усиливает зависимость местных бюджетов от исполнения республиканского бюджета.

Так, на 1 января 2008 года в Жамбылской области всего доходы на 1 человека составили 53 млн. тенге, в том числе трансферты - 36 млн. тенге, собственные доходы - 17 млн. тенге, тогда как в Атырауской области данные показатели составили соответственно 327 млн. тенге, 83 млн. тенге и 244 млн. тенге. То есть сумма трансфертов на 1 человека, выделенных Жамбылской области (субвенционной области), меньше в 2,3 раза показателя по Атырауской ("донорской" области) области.

На эффективность межбюджетных отношений негативным образом также сказывается то, что использование выделенных из республиканского бюджета трансфертов не всегда сопровождается их эффективным освоением. Так, общая сумма выявленных Счетным комитетом нарушений при использовании трансфертов составила более 14 млрд. тенге.

В пятом разделе Отчета представлена оценка эффективности реализации государственных и отраслевых программ, а также использования государственными холдингами и акционерными обществами с участием государства активов государства.

В 2007 году осуществлялась реализация 20 государственных программ и стратегий, в том числе 13 долгосрочных (со сроком реализации более пяти лет), 63 отраслевых программ, в том числе 19 долгосрочных. Завершена реализация 23 программ, общий запланированный объем финансирования по которым составил 1 328,6 млрд. тенге.

При этом, по оценке Счетного комитета, при реализации некоторых государственных и отраслевых программ допускались:

необоснованное планирование затрат,

дублирование мероприятий,

их преимущественная ориентация не на достижение целей, а на выделение бюджетных средств,

а также серьезные финансовые нарушения.

Также за отчетный период Счетным комитетом проведены контрольные мероприятия по оценке эффективности использования активов государства в 19 республиканских государственных предприятиях, 9 товариществах с ограниченной ответственностью и 26 акционерных обществах, включая государственные холдинги – "Самрук", "Казына".

В целом, по оценке Счетного комитета, одной из причин низкого уровня финансовой дисциплины исполнения бюджета являются проблемы в самой системе финансового контроля.

Уважаемые депутаты! Данный вопрос мной поднимается в связи с включением в отчет Правительства предложений касательно организации работы органов финансового контроля.

Хочу подчеркнуть, что данные предложения, нацеленные в кавычках на преобразование Счетного комитета в аналитический орган, искажают идеологию функционирования Счетного комитета – независимого от исполнительной власти органа, осуществляющего, прежде всего, контрольные функции от имени и в интересах народа и полностью противоречат международным нормам и лучшей мировой практике.

Наше видение по данному вопросу заложено в законопроекте о Счетном комитете, и мы надеемся на Вашу поддержку.

Что касается в целом показателей работы Счетного комитета за отчетный период. Нами проведено 38 контрольных мероприятий на 394 объектах, оценена эффективность выполнения 226 бюджетных программ. Комплексные проверки проведены в Актюбинской, Восточно-Казахстанской областях, городах Алматы и Астане. По итогам контрольных мероприятий восстановлено 6,3 млрд. тенге, или 90 млн. тенге на 1 работника Счетного комитета.

Правительством и уполномоченными органами реализовано 26 наших рекомендаций по повышению качества исполнения бюджета, в правоохранительные органы передано 49 материалов контроля. По ранее переданным двум материалам судом приняты решения, виновные привлечены к установленной законодательством ответственности.

Создано РГП "Центр исследований финансовых нарушений", основной целью которого является разработка рекомендаций по предупреждению условий, порождающих финансовые и коррупционные правонарушения.

Активизировано участие в деятельности Международной, Европейской и Азиатской организаций высших органов финансового контроля (ВОФК), их рабочих комитетах. Подписаны соглашения о сотрудничестве с ВОФК Китая, Украины, Польши и Великобритании.

На очередной ассамблее Организации ВОФК стран экономического сотрудничества (ЭКОСАИ) Счетный комитет до 2010 года избран президентом данного объединения.

Уважаемые депутаты! В заключении Отчета представлены рекомендации, сформулированные в адрес Правительства, которые нацелены на улучшение бюджетного процесса, повышение уровня финансовой дисциплины в государственном секторе и реализуемы в рамках проводимой работы по разработке новых Бюджетного и Налогового кодексов.

Также нами рекомендовано совершенствовать нормы Уголовного и Административного кодексов в части включения механизмов, исключающих предпосылки для совершения финансовых нарушений и фактов мошенничества при планировании и исполнении бюджета, включая реализацию государственных заказов, а также при использовании активов государства.

Наш отчет также содержит 11 приложений, в которых приведены данные по выполнению Правительством рекомендаций Счетного комитета, исполнению доходов и расходов бюджета, показатели эффективности работы администраторов республиканских бюджетных программ.

В целом Отчет выстроен в форме заключения по структуре отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2007 год и соответствует международным требованиям, предъявляемым к отчетам высших органов финансового контроля, которые направляются ими в органы представительной власти.

Хотелось бы выразить надежду, что обсуждение включенных в отчет Счетного комитета материалов в стенах Парламента пройдет в конструктивном русле.

Благодарю за внимание!

(1) Среднесрочный коридор инфляции = 5-7%, сложившийся среднегодовой уровень инфляции =10,8%, годовой = 18,8%.

------

Уровень собираемости налогов в Казахстане снизился - Счетный комитет
Астана. 23 мая. "Казахстан Сегодня"

Счетный комитет РК отмечает снижение уровня собираемости налогов. Об этом заявил председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев, представляя в мажилисе парламента отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год, передает корреспондент агентства.

"Несмотря на перевыполнение основных показателей доходной части бюджета, уровень собираемости налогов снизился", - сообщил О. Оксикбаев.

"Это подтверждается уменьшением отношения налоговых поступлений республиканского бюджета с учетом перечислений в Национальный фонд к ВВП с 21,2% в 2006 году до 20,9% в 2007 году", - пояснил он.

Кроме того, отметил О. Оксикбаев, "сохраняется зависимость исполнения республиканского бюджета от корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость и таможенных платежей".

"По нашей оценке, потенциальными резервами пополнения бюджета являются доходы, поступление которых было бы обеспечено за счет совершенствования налогового и таможенного администрирования; повышения обоснованности и социально-экономической эффективности предоставляемых налоговых льгот и преференций; повышения эффективности функционирования свободных экономических зон", - сказал глава Счетного комитета.

------

Счетный комитет РК предлагает выделять средства акционерным обществам с участием государства перед началом реализации проектов
Астана. 23 мая. "Казахстан Сегодня"

Счетный комитет предлагает выделять средства акционерным обществам с участием государства для реализации проектов непосредственно перед началом их практической реализации. Об этом заявил председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев, представляя в мажилисе парламента отчет Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год, передает корреспондент агентства.

"Счетный комитет предлагает - необходимо выделять средства по мере подготовки проектов. Когда есть необходимость выделения средств на конкретный проект, который должно по своей функциональной задаче реализовывать акционерное общество, тогда и выделять средства", - заявил О. Оксикбаев.

В настоящее время, по его мнению, в уставные капиталы акционерных обществ "средства передаются за год вперед, когда в них нет необходимости".

"Естественно, сегодня эти деньги не будут распределяться никак, кроме закладки на депозиты в банки второго уровня", - заметил О. Оксикбаев.

Согласно данным, приведенным в отчете Счетного комитета, из выделенных в 2007 году 27 акционерным обществам средств в размере 291,8 млрд тенге на приобретение основных средств израсходовано 10 млрд тенге, на приобретение ценных бумаг и других финансовых инструментов - 14,4 млрд тенге, а общая сумма размещений на депозитах банков второго уровня составила 139,5 млрд тенге.

При этом он отметил, что "АО "Парк ядерных технологий" и АО "Национальный инновационный фонд" на депозитном счете "Валют-Транзит банка" разместили 1,2 млрд тенге, которые вследствие банкротства банка остались невозвращенными".

"Я думаю, что в "Валют-Транзит банке" потери - это не последние потери наши, если мы так будем распоряжаться дальше", - сказал глава Счетного комитета.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Нурсултан Назарбаев дал интервью журналистам 30.05.2008
Бюджетникам не светит... 30.05.2008
С паршивой овцы - хоть волки сыты 30.05.2008
История без купюр 30.05.2008
Рабочий график Главы государства 29.05.2008
Казахстан будет максимально использовать свои возможности на посту председателя ОБСЕ 29.05.2008
Премьер-Министр РК заверил Парламент, что Правительство управляет экономическим ростом в стране 29.05.2008
Дерновой настаивает на согласовании кандидатур руководителей региональных департаментов здравоохранения с министерством 29.05.2008
Конституционное собрание Непала провозгласило страну республикой 29.05.2008
Министр попросил премьера на выход 29.05.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz