Гульмира КУНАПИЯ, Мадина ИСМАГУЛОВА, "Бизнес и власть", 3 июня
Агентство по регулированию естественных монополий (АРЕМ) претендует на часть полномочий недавно созданного Агентства по защите конкуренции (АЗК). АЗК делиться властью не собирается.
Как сообщил "&" председатель АРЕМ Нурлан Алдабергенов, его агентство хочет получить законодательное право подавать в суд на субъектов естественных монополий, снижать тарифы, давать предписания и запрашивать информацию. В свою очередь, монополистов надо законодательно обязать предоставлять запрашиваемую АРЕМ информацию, добавил он. "Сейчас мы можем запрашивать информацию, но субъекты рынка естественных монополий могут не предоставить ее, так как законодательной нормы нет, - возмущается глава АРЕМ. - Если мы продолжим работать по этой схеме, на практике это приведет к снижению оперативности мер". Для повышения эффективности антимонопольного регулирования необходимо, чтобы часть функций АЗК принадлежала АРЕМ, считает собеседник.
В качестве одного из аргументов, подтверждающих целесообразность инициативы АРЕМ, г-н Алдабергенов привел рынок торговли электроэнергией. Закон "Об электроэнергетике" обязывает генерирующие станции продавать энергию только электроэнергетическим организациям, однако она сплошь и рядом продается посредникам. По мнению главы АРЕМ, это происходит потому, что законом не предусмотрена мера ответственности за подобное нарушение. "Чтобы законы работали напрямую и за нарушения была предусмотрена мера ответственности, мы просим у АЗК функции контроля над производящими энергоснабжающими организациями", - пояснил свою позицию г-н Алдабергенов.
Однако в АЗК не намерены делиться властью с АРЕМ. Там считают, что у каждого ведомства свои функции. "Задачи, возложенные правительством на АЗК, будут выполняться в строгом соответствии с положением о нашем госоргане", - сказал "&" председатель АЗК Мажит Есенбаев. Он пояснил, что АЗК - это антимонопольный орган, тогда как АРЕМ и АИС (Агентство по информатизации и связи. - "&") являются отраслевыми регуляторами. АЗК как антимонопольный орган решает задачи по защите конкуренции, ограничению монополистической деятельности, недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и антиконкурентных действий субъектов рынков и госорганов. В свою очередь, АРЕМ и АИС как отраслевые регуляторы отвечают за техническое и тарифное регулирование (как в естественных монополиях, так и в регулируемых секторах экономики) и за перспективы развития регулируемых ими отраслей.
Комментируя замечание главы АРЕМ об имеющем сегодня место удлинении процедуры наказания недобросовестных компаний, г-н Есенбаев отметил, что оперативность в этом вопросе будет зависеть от степени слаженности работы двух органов. "Когда возникают вопросы по безудержному росту цен, злоупотреблению субъектов своим доминирующим положением, мы совместно с АРЕМ решаем, как можно повлиять на то, чтобы действующие нормы закона не нарушались", - подчеркнул глава АЗК, приведя в пример нацеленность его агентства на работу по рынкам ГСМ и электроэнергии, угольным предприятиям. По его словам, АЗК выявило на этих рынках массу посредников и сейчас определяется, как лишить их возможности получения незаконных доходов. "Это совместная работа. Если каждый будет тянуть одеяло на себя, толку не будет", - отверг г-н Есенбаев притязания АРЕМ. Он рассказал, что в процессе разработки законопроекта о конкуренции внутри рабочей группы ведутся острые дискуссии, в частности касающиеся статуса антимонопольного органа - кому же хочется усиливать его полномочия?
Сами естественные монополисты считают, что компетентным органом в выявлении посредников на рынке услуг, оказываемых коммунальными и энергетическими предприятиями, является Минэнерго, но никак не АРЕМ. Член совета директоров АО "Казахстанские коммунальные системы" Жакып Бокенбаев сказал "&", что в штате АРЕМ нет компетентных специалистов, так называемых технарей: энергетиков, строителей, монтажников. "Сейчас АРЕМ забрало себе функции контроля над монополистами, но за неимением собственных профессионалов привлекает к работе независимых экспертов, а это очень дорого обходится. Теперь еще они хотят открыть у себя чуть ли не филиал Минэнерго", - возмущается г-н Бокенбаев.
В АЗК профессионалов тоже не хватает, и глава агентства это признает, добавляя, что к вопросу дефицита кадров надо подходить системно. "Для объективного анализа того или иного рынка необходимы квалифицированные специалисты. Антимонопольный орган сегодня ощущает острую нехватку таких людей. Поэтому одна из первых задач АЗК - подготовка кадров как у нас в стране, так и за рубежом", - сказал г-н Есенбаев.
По мнению зампредседателя партии "Азат" Петра Своика, АРЕМ, настаивая на расширении функций, демонстрирует неумение использовать уже имеющиеся полномочия. "Это проявление явного организационного бессилия, непрофессионализма, незнания основ технологий и, соответственно, неспособности выдвинуть адекватную тарифную политику. Пусть сначала АРЕМ начнет выполнять те функции, которые за ним записаны. Та тарифная политика, которую осуществляет АРЕМ в области электроэнергетики и коммунального теплоснабжения, не выдерживает никакой критики", - заявил "&" г-н Своик. По его мнению, АРЕМ и без дополнительных полномочий имеет гигантские резервы для нормализации положения на предприятиях-монополистах. Впрочем, в отношении эффективности АЗК оппозиционный политик тоже не испытывает особых иллюзий. "Я полагаю, что АРЕМ и АЗК являются аутсайдерами и в тех требованиях, которые им предъявляются, и в той роли, которую они должны играть в области регулирования конкурентного рынка и тарифных процессов. Обе конторы чрезвычайно слабы и не отвечают базовым условиям, которым они призваны соответствовать", - резюмировал г-н Своик. |