NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 05:24 ast
03:24 msk

Госфинконтроль: грани эффективности и степень результативности
Правительство как бы не доверяет внешнему контролю, уводит свою деятельность из его сферы. Данное положение принижает роль всей системы государственного финансового контроля
17.06.2008 / политика и общество

"Казахстанская правда", 17 июня

В последнее время масс-медиа страны активно обсуждают проблемы государственного финансового контроля, совершенствования его структуры и создания эффективно действующей нормативной правовой базы. Особенно много полемики о роли и месте Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, ревизионных комиссий маслихатов как уполномоченного Правительством Республики Казахстан органа по внутреннему контролю. Высказывается также мнение о принятии отдельного закона о государственном финансовом контроле. Насколько актуальны сегодня эти утверждения? Как повысить эффективность и результативность государственного финансового контроля? На эти вопросы отвечает член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Кайырбек СЕЙТКУЛ.

Сегодня активно внедряется мнение, что для правильной организации работы всей системы государственного финансового контроля необходимо принять отдельный закон о государственном финансовом контроле, который бы обеспечивал ее полноценное функционирование, регулировал взаимодействие органов государственного финансового контроля между собой и их взаимоотношения с другими государственными органами. Данное мнение весьма спорно.

Во-первых, такой закон уже принимался ранее в 2002 году и назывался "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". На тот момент закон был необходим, так как в нем определялась структура системы контроля за исполнением бюджетов, устанавливались функции государственных органов, осуществляющих этот контроль, прописаны отдельные параметры их взаимодействия. К сожалению, в нем присутствовал ряд недостатков, а именно - элементы дублирования функций государственных органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов, ревизионным комиссиям маслихатов не был придан статус государственных органов и некоторые другие упущения, которые выявились в ходе его применения.

При разработке Бюджетного кодекса в 2004 году было принято решение о том, что необходимость в отдельном законе, регламентирующем контроль за исполнением бюджета, отпадает. Нормы государственного финансового контроля вошли в новый, по тем временам, Бюджетный кодекс, в котором были учтены отдельные недостатки предыдущего законодательства.

Во-вторых, в действующем законодательстве, регламентирующем деятельность системы государственного финансового контроля, не четко определены роль и функциональные обязанности уполномоченного Правительством органа по внутреннему контролю, которым в настоящее время является Министерство финансов Республики Казахстан. В результате Комитет финансового контроля и государственных закупок, являющийся структурным подразделением Министерства финансов, зачастую дублирует или подменяет функции Счетного комитета(СК). При этом нарушаются принципы независимости и прозрачности государственного финансового контроля вследствие того, что Правительство поручает проведение контроля за исполнением республиканского бюджета своему органу, какой бы статус он ни имел. Это право закреплено Конституцией Республики Казахстан за СК.

Например, отраслевые бюджетные программы, программы развития утверждает Правительство и одновременно поручает проведение контроля за их реализацией государственному органу, входящему в его состав. Получается, что Правительство как бы не доверяет внешнему контролю, уводит свою деятельность из его сферы. Данное положение принижает роль всей системы государственного финансового контроля. При этом выведение этих функций из Министерства финансов и передача их самостоятельному государственному органу, входящему в состав Правительства, картину не изменит.

В свете проходящей административной реформы неоднократно затрагивался вопрос исключения дублирования на уровне Правительства. Однако проблема не решена. В сущности, мы продолжаем по инерции придерживаться старой схемы, и создается впечатление, что психологически к переменам не готовы. Поэтому сегодня необходимо предпринять максимум усилий, направленных на совершенствование системы внешнего контроля. На это указывал Глава государства второго сентября 2007 года на открытии первой сессии Парламента РК четвертого созыва, ставя задачу по усилению роли ревизионных комиссий маслихатов и укреплению СК.

В соответствии с поручением Главы государства относительно укрепления СК уже ведется разработка законопроекта РК "О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета". Правительством поддержана необходимость его разработки. В связи с этим встает вопрос, что должно стать нормами разрабатываемого нового Бюджетного кодекса и закона о СК. На мой взгляд, раздел о государственном финансовом контроле в Бюджетном кодексе должен быть. Его назначение - определить основные понятия, принципы, виды, типы контроля, взаимодействие органов государственного финансового контроля с другими государственными органами, хозяйствующими субъектами, права и обязанности объекта контроля. Кроме того, Бюджетным кодексом должны быть четко разграничены компетенция СК, ревизионных комиссий маслихатов, Правительства по вопросам госфинконтроля.

На основе этого разграничения должно быть определено, что функции СК регламентируются отдельным законом, ревизионных комиссий маслихатов - Законом "О местном государственном управлении". Функции внутреннего финансового контроля определяются в соответствии со статьей 14 Конституционного закона Республики Казахстан "О Правительстве Республики Казахстан", где установлено, что по представлению министров и руководителей иных центральных исполнительных органов утверждает положения о министерствах и иных центральных исполнительных органах, лимиты их штатной численности с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений.

В законе о СК необходимо систематизировать все имеющиеся в сфере государственного финансового контроля нормы и положения, касающиеся деятельности СК, включая те пробелы, которые не отрегулированы законодательными нормами. Существует необходимость и в установлении на законодательном уровне квалификационных требований к кандидатам на должность члена СК. Это диктуется все более усложняющимися задачами контроля в условиях совершенствования бюджетного процесса и налогового администрирования, направленных на повышение эффективности системы управления активами государства и финансовыми ресурсами.

Актуальным вопросом является независимость финансирования СК, требуемого в соответствии с принципами международной организации INTOSAI (Международной организации высших органов финансового контроля). Это касается, прежде всего, проекта бюджета на содержание СК и процедуры его внесения в проект республиканского бюджета на соответствующий финансовый год в Парламент РК без корректировок и изменений со стороны Правительства, как это практикуется в Швейцарии, России, Германии, Польше и других странах. Законом надо установить за СК право выработки и соблюдения единой методологии в сфере внешнего государственного финансового контроля, а также утверждение типовых положений ревизионных комиссий маслихатов. Такая норма диктуется необходимостью совершенствования и единообразного правоприменения соответствующих норм системы государственного финансового контроля и выстраивания четких взаимоотношений между ними.

Учитывая необходимость усиления результативности контрольно-аналитической работы СК, а также давно назревшей задачи комплексной оценки эффективности налоговой системы, налогового администрирования, предоставления налоговых льгот и преференций в стране, в законе должна быть закреплена норма о проведении внешнего контроля эффективности, своевременности и полноты поступления отдельных видов налогов и сборов.

Проведение обозначенных выше мероприятий позволит значительно повысить результативность и эффективность системы государственного финансового контроля.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял участие в открытии 17-ой ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ 30.06.2008
Глава государства подписал распоряжение о присуждении премий и вручении грантов в области средств массовой информации в 2008 году 30.06.2008
Состоялось заседание Правительства с участием Премьер-Министра РК 30.06.2008
Болезни роста 30.06.2008
Не вся королевская рать 30.06.2008
"Необходимо найти законные пути решения всех городских проблем" 30.06.2008
Синагога у Фудзиямы 30.06.2008
Аким ЗКО опроверг критику в свой адрес относительно того, что с его приходом в регионе появилось множество атырауских компаний 30.06.2008
ОСДП и "Азат" инициировали четыре законопроекта 30.06.2008
Россия входит в число 40 самых коррумпированных стран мира 30.06.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
73. КОСАНОВ Жумаш
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz