Владимир Молчанов, "Эксперт Казахстан", 16 июня
Все чаще, задумав написать аналитическую статью по той или иной злободневной теме, сталкиваешься с недостатком компетентной информации, невозможностью получить более или менее ясную картину происходящего в той или иной области. Нередки ситуации, когда, отправляясь на пресс-конференцию с многообещающей темой и не менее многообещающим списком участников, оказываешься на сборище свадебных генералов, делающих пространные, но мало что значащие заявления. Лишним свидетельством тому стали несколько пресс-конференций, прошедших в Алматы и посвященных актуальным вопросам здравоохранения и образования.
Любовь к круглым числам
Президент пообещал построить в стране "сто школ - сто больниц" в рамках госпрограммы. На первый взгляд звучит солидно и многообещающе. Но невольно задаешься вопросом: почему именно 100? Потому что число красивое и круглое? Как, скажем, в словосочетаниях "50 развитых стран", "пул из 30 корпоративных лидеров" или "Казахстан-2030"? Или по какой-то другой причине? Ответ неизвестен.
Не дали его и участники майской пресс-конференции под названием "30?летие Алма-Атинской декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ по первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Современное состояние ПМСП в Казахстане". Даже присутствовавший на ней вице-министр здравоохранения Казахстана Кадыр Омаров. Вопрос, почему запланировано строительство именно 100 больниц, поставил в тупик и других участников мероприятия. А ведь среди них были отнюдь не рядовые специалисты - например президент Казахской академии питания академик Турегельды Шарманов, ректор Казахского государственного медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова Айкан Аканов, ректор Казахской высшей школы общественного здравоохранения Максут Кульжанов.
Не удалось услышать ответы и на ряд других вопросов. Зато собравшиеся на пресс-конференцию журналисты узнали, что чуть ли не самой важной проблемой является неграмотность и неосведомленность населения в вопросах профилактики заболеваний. Все замечательно в наших просторных, благоустроенных амбулаториях, поликлиниках и больницах - только не знает население об этом. Не пользуется их услугами, не хочет заботиться о здоровье. Конечно, к 30?летию декларации ВОЗ по ПМСП можно было (как в советские времена) доложить о достижениях отечественного здравоохранения и провести ликбез среди населения. Но почему это было сделано столь неконкретно? Разве не следовало бы собравшимся авторитетным мужам рассказать, где и сколько построено объектов ПМСП, с каким охватом пациентов, какой процент заболеваемости был первоначально и насколько затем упал, какие направления остаются проблемными до сих пор и что в связи с этим планируется предпринять? Не дала пресс-конференция ответов на эти вопросы.
Какая разница!
Осведомленность пришедших на пресс-конференцию уважаемых представителей здравоохранения о реальном положении дел в области первичной медико-санитарной помощи в стране тоже вызывает недоумение. В ответ на просьбу рассказать о проблемах в первичном звене вице-министр сосредоточился на дефиците кадров, уточнив, что стране не хватает пяти тысяч врачей. Не преминув упомянуть, как много делает для решения этой проблемы государство. Но не сказал - сколько именно специалистов не хватает в первичном медико-санитарном звене, сколько конкретно в городах, а сколько в сельских районах и т.д. На вопрос, чем же отличаются ПМСП и больницы, бесплатные и платные услуги, г-н Омаров ответил лишь, что из 362 млрд тенге, выделенных в прошлом году на здравоохранение в республике 195 млрд (более 50%) было потрачено на ПМСП. Причем не было ничего сказано о разнице между ПМСП и стационарными услугами, об отличиях их функций в охране здоровья населения, о разнице в расходах на них. Не вспомнил вице-министр и о статистике смертности в стране от хронических заболеваний. Оно и понятно - если бы с профилактикой все было в порядке, не умирали бы люди в таком количестве от сердечно-сосудистых, раковых заболеваний, болезней дыхательной системы, не дожив до пенсионного возраста (см. "Родиться, чтобы жить", "Эксперт Казахстан" № 8 от 25 февраля 2008 года). Не рассказал представитель министерства и о главной беде - неэффективном освоении бюджетных средств фактически по всем статьям. О том, как осваиваются и на что идут деньги, где в снабженческой цепи слабые звенья. Не было отсылок и к статистическим данным о потребности страны в объектах ПМСП.
В ответ на просьбу одного из алматинских телеканалов рассказать о причинах недостаточной оснащенности машин скорой помощи оборудованием и препаратами участники пресс-конференции вновь не назвали конкретные цифры, факты, примеры. Было лишь обещано, что оказывать услуги скорой помощи на должном уровне будут прежде всего беременным женщинам и получившим травмы в дорожно-транспортных происшествиях. Проблема укомплектованности машин была обойдена стороной.
Позже, в кулуарной беседе, один из участников пресс-конференции признал, что проблемы с экспертным анализом и объективной статистикой могут только усугубить проблемы здравоохранения. Прозвучали и сомнения в цифрах финансирования ПМСП. "Это никак не 50-60%, в лучшем случае 15-20% средств идет на ПМСП", - предположил наш собеседник. Обратил он внимание и на важность развития ПМСП, оказываемой населению бесплатно. Ведь ее цель - оздоровление населения, профилактика и предупреждение заболеваний. "Государству экономически выгоднее и дешевле предупредить болезнь, чем платить за дорогостоящее стационарное лечение", - заметил эксперт. Но, увы, продолжают строиться больницы с дорогостоящим оборудованием, предоставляющие услуги на платной основе. А специалисты, от которых зависит принятие решений, продолжают собирать журналистов, трубя об успехах, замалчивая проблемы и ничего не говоря о путях их решения.
Суперпрожекты по суперцене
Похожая картина наблюдается и в сфере образования. Примером могут служить две недавно прошедшие пресс-конференции по проблемам в высшем образовании. Так, на одной из них ректор Центрально-Азиатского университета академик Макаш Татимов, президент академии юридических наук Сакен Узбеков предложили сделать высшее образование в стране бесплатным и отменить тестирование в вузах.
Первое предложение участники конференции обосновали снижением численности выпускников школ, а также необходимостью доступности высшего образования для сельской молодежи, "среди которой много талантов". Также они считают, что введение бесплатного образования сможет способствовать борьбе с коррупцией. Второй тезис - несовершенством тестирования как формы контроля знаний, особенно по гуманитарным предметам.
Что касается первого предложения, то его реализация, несмотря на снижение численности потенциальных абитуриентов, остается в условиях коммерциализации и массовости высшего образования маловероятным. Отметим, что сегодня количество студентов, получающих высшее образование, как и собственно вузов, гораздо больше, чем в эпоху советского бесплатного образования.
Что касается тестирования, скопированного с европейской системы образования, и его несовершенства, то тут тоже возникло много неясностей. Во-первых, тестирование - не единственная форма аттестации в рамках нынешней образовательной системы. Во-вторых, каким бы замечательным ни был метод - его извратить нетрудно. Ведь исходная (западная) кредитная система тестов и та форма, которую она приобрела у нас, различаются как небо и земля. И проблема не столько в самом тестировании, сколько в качестве тестовых материалов, составленных далеко не экспертами, с нарушением формально-логических законов и требований рабочей программы. Ясно, что не станет отмена тестов панацеей для нашего образования. Проблема тут в другом, в коррупции и кадровом кризисе. Жаль, что столь почтенные ученые мужи этого не понимают.
В целом заявления о необходимости отмены тестирования звучат странно в свете присоединения Казахстана к Болонскому процессу. Чем руководствовались ученые, ректоры вузов, выступая с подобной инициативой? Стремлением получить государственное финансирование (на бесплатное образование) или отработать средства, выделенные на гражданские инициативы? Остается неясным. Но создавалось впечатление (возможно, обманчивое), что о европейской системе кредитного обучения (подразумевающего систему тестов вместо экзаменов) и о Болонском процессе они впервые услышали на пресс-конференции.
С другой стороны, чего ждать от руководителей вузов, если с вопросом тестирования до сих пор не могут разобраться в самом Министерстве образования и науки. Так, совсем недавно министр этого ведомства на волне массовых недовольств результатами единого национального тестирования выпускников школ пообещал отменить его в 2009?м году. Но буквально на следующий день вице-министр МОН Куляш Шамшидинова заявила, что ни о какой отмене тестирования речи нет, процедура ЕНТ важна, нужна и требует лишь дальнейшей доработки. А закончилось все разгромным совещанием в правительстве, на котором министр Жансеит Туймебаев получил выговор.
Пальцем в небо
Другая пресс-конференция носила громкое название "Насущные проблемы в сфере образования в Казахстане и пути их решения". Для участия в конференции были приглашены работники сферы образования, проректор по учебной части Казахстанско-Немецкого университета Ольга Московченко, проректор по научной работе и международным связям Алматинского института энергетики и связи Владимир Мукажанов, начальник отдела научно-исследовательской работы Атырауского института нефти и газа Мурат Ликаров и исполняющий обязанности директора департамента внутренней политики акимата Алматы Булат Клепов.
Благодаря журналистам помимо проблемы нехватки технических кадров в стране (волновавшей организаторов мероприятия - компанию Siemens) была поднята проблема низкой зарплаты преподавателей. Было отмечено, что решаться она должна на правительственном уровне. Но на вопросы, в каких конкретно областях не хватает специалистов, есть ли статистические данные, ведется ли мониторинг рынка труда и как он связан с ориентацией учебных заведений в подготовке выпускников, представитель акимата г-н Клепов ответил крайне расплывчато. Есть ли у нас что-нибудь, кроме ярмарки вакансий и биржи труда, например единая электронная база выпускников вузов, - не известно. Журналисты услышали только общие слова об увеличении численности студентов технической направленности, нехватке специалистов в сельских районах и преподавателей школ. Что 40, что 30 лет назад на селе не хватало специалистов, что сейчас: говори - не ошибешься. В общем, ответственные работники у нас то ли не считают нужным готовиться к встрече с прессой, то ли такая статистика не ведется, и стране она без надобности. Как обычно, пришлось уйти с очередной конференции ни с чем.
Приходится констатировать - многие чиновники не стремятся стать профессионалами во вверенных им областях, очертить круг проблем, выбрать верные пути их решения. Свою задачу они преимущественно видят в том, чтобы представить на словах положение дел как можно более обтекаемо и гладко. Не хватает и независимых экспертов, выражающих общественные интересы. Да и откуда им взяться, если в стране не ведется социологический мониторинг ситуации, отсутствует объективная статистика. |