NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 16:42 ast
14:42 msk

Выступление председателя Счетного комитета на пленарном заседании Сената Парламента РК
Недостатки бюджетного планирования в условиях "трудно удерживаемого" роста цен привели к тому, что в отчетном году не было обеспечено увеличение социальных затрат республиканского бюджета в реальном выражении по сравнению с 2006 годом
24.06.2008 / политика и общество

www.esep.kz, 23 июня

Уважаемый Председатель!

Сенаторы и приглашенные!

Подготовленное Счетным комитетом заключение по отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2007 год основательно обсуждено в рабочей группе и комитетах Сената Парламента.

Представляя вашему вниманию свое сегодняшнее выступление, мне хотелось бы попытаться ответить на следующие вопросы:

1 насколько полноценно и качественно при исполнении бюджета решались социальные вопросы?

2 каким образом бюджет 2007 года сказался на развитии реального сектора экономики?

3 эффективными ли были финансовые инструменты, использованные при управлении бюджетом страны?

4 какие проблемы исполнения бюджета 2007 года "перейдут на" бюджет 2008 года?

и 5 какие шаги необходимо предпринять в рамках бюджетно-налогового реформирования с целью повышения уровня финансовой дисциплины в госсекторе?

Уважаемые депутаты! Как вы знаете, Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в его февральском послании главной целью государственной политики назван рост благосостояния граждан Казахстана. При этом решение социальных вопросов, в том числе в рамках бюджетной политики, является неизменным приоритетом, обозначаемым Главой государства, уже на протяжении ряда лет.

Касательно решения социальных вопросов 2007 года мы пришли к следующему заключению.

Недостатки бюджетного планирования в условиях "трудно удерживаемого" роста цен привели к тому, что в отчетном году не было обеспечено увеличение социальных затрат республиканского бюджета в реальном выражении по сравнению с 2006 годом (иными словами, отдельная их часть была обесценена).

На наш взгляд, при неоднократных уточнениях и корректировках должны были быть пересмотрены такие показатели, как минимальный размер пенсии и величина прожиточного минимума. А оставшиеся неосвоенными бюджетные средства подтверждают обоснованность данного заключения.

В целом за 2007 год не освоено затрат на сумму более 26 млрд. тенге, из которых 14,6 млрд. тенге, или более половины, затраты социального блока. Следствием недостатков планирования с одной стороны и "нерасторопности" администраторов социальных программ бюджета с другой стало то, что ожидаемые результаты не были достигнуты.

К примеру, по Министерству образования и науки нами установлены факты срывов начала строительства и введения в эксплуатацию объектов образования в ряде областей, несвоевременного обеспечения учебной литературой общеобразовательных школ.

Министерством здравоохранения не проведен в полном объеме запланированный профилактический медицинский осмотр населения, также не обеспечен своевременный ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения. В частности, по городу Астане - это диагностический центр на 500 посещений, научный центр нейрохирургии на 160 коек и НИИ скорой медицинской помощи на 240 коек.

Недостатки системного характера имеют место при реализации государственных программ развития образования, реформирования и развития здравоохранения. Если уже сейчас не предпринять попыток по исправлению ситуации, к концу их реализации, по нашей оценке, большинство запланированных мероприятий будет не исполнено.

Отдельно мне хотелось бы остановиться на проблемах неэффективной реализации Государственной программы поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, также имеющей социальные аспекты.

По оценке Счетного комитета, главной причиной неэффективной реализации данной программы стало отсутствие координирующего органа, а также недостаточное ее финансирование (выделено только 26% от запланированной суммы, да и запланированная сумма не была достаточной для ее полноценной реализации).

В результате, все еще не решены вопросы создания благоприятных условий для распространения печатной продукции, подготовки к обучению в учебных заведениях республики для проживающей за рубежом казахской диаспоры, а также создания совместных предприятий с участием капиталов зарубежных соотечественников.

Негативно на качестве исполнения социального блока республиканского бюджета также сказался низкий уровень бюджетно-финансовой дисциплины. Общая сумма выявленных Счетным комитетом нарушений требований законодательства при выполнении социальных программ превысила 5 млрд. тенге.

В завершении первого вопроса мне хотелось бы привести два известных высказывания: дороже здоровья только лечение и за одного ученого трех неученых дают.

Принимая сказанное во внимание, контроль социальных расходов бюджета будет оставаться одним из обязательных направлений контрольной деятельности Счетного комитета.

Здесь же уместно отметить, что в прошедшем недавно седьмом Конгрессе ЕВРОСАИ, в работе которого мы приняли активное участие, были рассмотрены вопросы контроля социальных программ, включая сферу образования и профессиональной интеграции нетрудоспособного населения.

С использованием материалов конгресса уже в этом году нами проводится ряд контрольных мероприятий по актуальным социальным вопросам.

2. Уважаемые депутаты! Как показывает практика развития передовых стран, для качественного решения социальных задач необходимо работать над расширением экономического потенциала государства, в том числе через стимулирование развития реального сектора, с преобладанием в нем высокотехнологичных производств.

В отчетном году на развитие реального сектора экономики выделены бюджетные средства в рамках функциональных групп: топливно-энергетический комплекс и недропользование, сельское хозяйство, промышленность и строительная деятельность, транспорт и коммуникации.

Несмотря на увеличение по сравнению с 2006 годом затрат бюджета по данным группам (в среднем от 30% до более, чем в 2 раза), их удельный вес в структуре бюджета остается незначительным.

При этом, к примеру, по группе "Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность" осуществлялись расходы на прикладные научные исследования, а также выделены целевые трансферты на строительство инфраструктуры индустриального парка в городе Караганде и на развитие инфраструктуры СЭЗ "О?т?стік" в Южно-Казахстанской области.

Аналогично, социальному блоку не было обеспечено своевременное освоение выделенных средств, при исполнении бюджетных программ допускались финансовые нарушения.

В частности, при исполнении отдельных бюджетных программ министерствами транспорта и коммуникаций, индустрии и торговли, энергетики и минеральных ресурсов допущены нарушения на сумму более 7,5 млрд. тенге.

По минтранскому установлены факты необоснованных завышений стоимости проектов по строительству и реконструкции дорог, неэффективное использование средств бюджета из-за использования материалов, не отвечающих требованиям госстандартов, а также некачественного выполнения работ.

В качестве примера неэффективного расходования бюджетных средств можно привести выявленный Счетным комитетом факт - построенная еще в 2006 году дорога "Риддер - граница Российской Федерации", на что из бюджета было затрачено 160,5 млн. тенге, которая по настоящее время в связи с отсутствием дороги со стороны России, не эксплуатируется.

Неоднократно мной поднимался вопрос об эффективном управлении финансовыми активами, на приобретение которых из республиканского бюджета только за 2007 год через формирование и пополнение уставных капиталов, в том числе для целей финансирования прорывных проектов, выделено порядка 370 млрд. тенге.

Не повторяясь уже о сказанном, хочу лишь привести немного измененные слова Рональда Рейгана: правительство все-таки должно решать проблемы, а не финансировать их.

3. Уважаемые депутаты! Позвольте теперь кратко обозначить проблемы эффективного использования финансовых инструментов.

Как вы знаете, в 2007 году размер дефицита республиканского бюджета "выдержан" на уровне 1,7% к ВВП и составил 212,5 млрд. тенге.

Однако, по практике прошлых лет продолжено финансирование дефицита бюджета за счет внутренних (176 млрд. тенге) и внешних (13 млрд. тенге) заимствований. При этом, по итогам года образовался остаток свободных средств в размере 21,6 млрд. тенге.

Кроме того, как было установлено Счетным комитетом в ходе контроля, проведенного в текущем году в Министерстве финансов, в 2007 году не было обеспечено эффективное использование свободных остатков средств республиканского бюджета, образованных по итогам 2006 года на сумму 11,5 млрд. тенге.

Все эти факты говорят в пользу использования наиболее эффективных инструментов управления финансами государства. Для этого в Бюджетном кодексе предусмотрены необходимые механизмы.

Внимания также заслуживают и вопросы эффективного управления долгом страны. В реализацию рекомендаций Счетного комитета принята Концепция управления государственным и внешним долгом.

Вместе с тем, учитывая рост в 2007 году по сравнению с 2006 годом размеров валового внешнего долга республики на 30,2%, или до 96,4 млрд. долларов США, а также складывающуюся ситуацию на мировом финансовом рынке, по нашему мнению, Правительству следует усилить работу в области управления долгом страны. Необходимо детально исследовать заимствования национальных компаний и финансовых институтов.

В числе основных проблем, которые сказывались и, по нашей оценке, продолжат оказывать влияние на бюджет 2008 года, наряду с уже обозначенными недостатками бюджетного планирования и исполнения расходной части бюджета, можно назвать:

- недостаточно обоснованное планирование поступлений бюджета, вследствие чего по отдельным налогам и обязательным платежам не обеспечено выполнение плана, по другим - произошло перевыполнение, а также по практике предыдущих лет в бюджет поступили незапланированные платежи (всего на сумму более 90 млрд. тенге);

- из-за недостатков в работе налоговых органов, несовершенства рычагов по предотвращению фактов "лжепредпринимательства", создания "обнальных" фирм и фирм "однодневок", иных случаев налогового мошенничества сохраняются значительные размеры недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет (более 46 млрд. тенге);

- усиление зависимости исполнения бюджета от импорта (поступления налогов от нерезидентов и импорта товаров составили 724 млрд. тенге, или 45% от налоговых поступлений, а поступления НДС на импортируемую продукцию в 3 раза превышают поступления НДС на продукцию, произведенную в республике), что с одной стороны свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности товаров отечественного производства, с другой - усиливает влияние импорта инфляции на экономику республики;

- проблема качественного исполнения затрат вследствие наличия кредиторской и дебиторской задолженностей по администраторам республиканских бюджетных программ;

- сохранение зависимости местных бюджетов от республиканского бюджета, а также неэффективных финансовых потоков между бюджетами различных уровней (проблема несовершенства используемых механизмов изъятий, субвенций и трансфертов, а также формирования доходной части местных бюджетов);

- пассивное участие активов государства в формировании доходной части республиканского бюджета, а также недостаточная финансовая и экономическая отдача от деятельности государственных предприятий, акционерных обществ с участием государства;

- и другие.

Уважаемые депутаты! Счетный комитет, который, как Вы знаете, не является и не должен являться карательным органом, через внесение рекомендаций вносит свою лепту в исключение повторяющихся из года в год недостатков исполнения бюджета и финансовых нарушений.

Приведу отдельные наши предложения, которые в целях совершенствования бюджетной процедуры необходимо учесть в рамках разработки нового Бюджетного кодекса. Это:

улучшение отчетности по исполнению бюджета;

внедрение новой системы выделения трансфертов республиканского бюджета регионам, в соответствии с которой акимы принимают самостоятельные решения об их назначениях и несут полную ответственность за их эффективное использование;

определение четких процедур управления финансовыми активами государства, включая осуществление полноценного учета, мониторинга и эффективности их приобретения;

и наконец, что немаловажно - исключение дублирующих функций органов государственного финансового контроля.

При разработке Налогового кодекса необходимо, на наш взгляд, предусмотреть осуществление независимого внешнего контроля эффективности мер функционирования налоговой системы, а также предоставления налоговых льгот.

В целом необходимо проделать огромную и скрупулезную работу по оценке эффективности действующей системы налогообложения, целесообразности применения отдельных видов налогов и сборов.

Дополнительно в целях повышения уровня бюджетно-финансовой дисциплины необходимы:

внесение в Парламент законопроекта о Счетном комитете с отражением всех необходимых аспектов для полноценного решения поставленных перед ним задач;

исключение всевозможных предпосылок для совершения финансовых нарушений и фактов мошенничества при планировании и исполнении бюджета, включая реализацию государственных заказов, а также при использовании активов государства.

Данные рекомендации реализуемы при согласованности действий с Правительством и, конечно же, при поддержке со стороны парламентариев. В свою очередь, мы уверены в том, что реализация рекомендаций Счетного комитета позволит на более высокий уровень поднять эффективность проводимой в стране бюджетно-налоговой политики.

Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял участие в открытии 17-ой ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ 30.06.2008
Глава государства подписал распоряжение о присуждении премий и вручении грантов в области средств массовой информации в 2008 году 30.06.2008
Состоялось заседание Правительства с участием Премьер-Министра РК 30.06.2008
Болезни роста 30.06.2008
Не вся королевская рать 30.06.2008
"Необходимо найти законные пути решения всех городских проблем" 30.06.2008
Синагога у Фудзиямы 30.06.2008
Аким ЗКО опроверг критику в свой адрес относительно того, что с его приходом в регионе появилось множество атырауских компаний 30.06.2008
ОСДП и "Азат" инициировали четыре законопроекта 30.06.2008
Россия входит в число 40 самых коррумпированных стран мира 30.06.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz