NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 11:33 ast
09:33 msk

Выступление председателя Счетного комитета на совместном заседании палат Парламента РК
"Инновационный фонд, профинансировав в 2005-2006 годы 10 проектов на 2,2 млрд. тенге, не обеспечил их соответствие установленным требованиям. Ни один из этих проектов не введен в строй"
25.06.2008 / политика и общество

www.esep.kz

Уважаемый Президиум!

Уважаемые депутаты! Приглашенные!

Прежде всего, мне хотелось бы выразить слова признательности за детальное обсуждение отчета Счетного комитета в рабочих группах и комитетах Мажилиса, Сената Парламента, а также за высказанные в наш адрес предложения по дальнейшей работе.

В отчете Счетного комитета мы изложили все ситуационные вопросы исполнения Правительством бюджета 2007 года.

В связи с этим, позвольте, сосредоточить свое сегодняшнее выступление на ключевых аспектах исполнения бюджета 2007 года и наших видениях по дальнейшему улучшению качества бюджетной процедуры и финансовой дисциплины.

В целом, по оценке Счетного комитета, исполнение республиканского бюджета за 2007 год состоялось.

Адекватно тенденциям растущей экономики увеличены и объемы республиканского бюджета (произошло пятикратное увеличение за последние семь лет), выполнены основные его параметры, улучшены прогнозы некоторых макроэкономических показателей, а также показатели освоения бюджетных средств отдельными администраторами бюджетных программ. Заметно улучшилась реакция на рекомендации Счетного комитета.

Что касается проблемных вопросов, хочу отметить, что прошедший 2007 и текущий 2008 годы выступают в качестве своего рода моста, "ведущего" к бюджету, ориентированному на результаты.

Дискуссии по обсуждению отчетов Правительства и Счетного комитета проходили при реализации пилотных проектов в ряде министерств и практически накануне внедрения новых бюджетно-налоговых инициатив.

Принимая этот факт во внимание, мне хотелось бы отметить, что именно в рамках предполагаемого реформирования можно исключить недостатки и нарушения, имевшие место при исполнении бюджетов предыдущих лет.

Речь идет о:

* ставшем уже традиционным неосвоении бюджетных средств и, как следствие, несвоевременно выполненных госорганами обязательствах;

* негативном влиянии на бюджет задолженностей администраторов бюджетных программ;

* допускаемых фактах нецелевого и, в отдельных случаях, необоснованного использования средств бюджета;

* недостатках бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений;

* отсутствии налаженной системы управления рисками при исполнении бюджета.

Вместе с тем, опыт работы стран, внедривших принципы бюджетирования, ориентированного на результаты, говорит о том, что БОР сам по себе - это не панацея. БОР не исключает проблем, так как немалое зависит уже непосредственно от тактики его практического внедрения. Более того, нельзя упускать из виду и риски "завуалирования" старых проблем в новом трехлетнем бюджете.

К примеру, Счетный комитет полностью поддерживает инициативы по максимально самостоятельному применению норм бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, включая наделение администраторов программ большей степенью свободы.

Однако, на законодательном уровне должны быть нивелированы всевозможные факторы и условия, которые способствуют совершению бюджетных злоупотреблений, особенно в условиях "развязывания" рук администраторов.

Расширяя рамки бюджетного года, при недостатках бюджетного планирования и запаздывании разработки реализующих нормативных правовых актов, с чем мы сталкиваемся сегодня, невозможно преодолеть несвоевременное и неэффективное использование бюджетных средств. К примеру, проведенные Счетным комитетом контрольные мероприятия свидетельствуют о том, что во многих случаях строящиеся на бюджетные деньги объекты не сдаются вовремя в эксплуатацию из-за издержек планирования, а неэффективные расходы зачастую вызваны неготовностью администраторов к освоению выделенных им средств.

Именно поэтому становление нового бюджетного режима должно сопровождаться повышением ответственности министерств и ведомств за достижение ожидаемых от их работы результатов, созданием системы эффективной мотивации труда в госсекторе. И здесь подразумеваются не столько принципы роботы "кнута и пряника", сколько включение других рычагов. Например, из опыта работы наших зарубежных коллег мы знаем, что у них более действенны сила резонанса в общественности и риски потери репутации чиновника.

Уважаемые депутаты! В дополнение к сказанному хочу добавить, что при проведении проверок и анализа исполнения республиканского бюджета нами также выявляются проблемы системного характера.

Для их устранения, по оценке Счетного комитета, необходимо усилить увязку бюджетно-налоговой политики с денежно-кредитной, инвестиционной и региональной политикой.

Доказывают это неоднократно озвученные мной вопросы о влиянии на бюджет инфляционных процессов 2007 года, причинами которой наряду с прочими выступают структурные факторы, сдерживающие выведение на более высокий конкурентный уровень отечественных предпринимателей.

Касательно участия бюджета в инвестиционной деятельности. Идеология, приоритеты и задачи в данном случае уже четко очерчены Главой государства - взят курс на индустриально-инновационное развитие.

Как вы знаете, из республиканского бюджета 2007 года на приобретение финансовых активов выделено 370 млрд. тенге, что составляет 18% затрат бюджета, или 3% к объему ВВП. За счет бюджетных средств пополнены уставные капиталы более 30 акционерных обществ и 7 СПК.

В данном случае, мы задаемся вопросом - а каково участие этих активов в приросте экономики страны, точнее в повышении уровня инновационной составляющей в структуре казахстанского производства?

Мы уже поднимали вопросы о необходимости повышения эффекта от основной деятельности отдельных институтов развития, других акционерных обществ с участием государства и госпредприятий.

Неоднократно мы ставили вопрос о необходимости определения четких, носящих нормативный характер, приоритетов в расходовании бюджетных средств, выделяемых акционерным обществам с участием государства.

Каждый затраченный тенге на административные нужды институтов развития и национальных компаний, включая заработную плату и поощрения, должен быть оправдан.

Роль государственных уполномоченных органов, выступающих главными менеджерами по управлению активами государства, в данном случае должна сводиться к более четкому планированию, которое позволит "брать деньги" из бюджета только при полной готовности инвестпроектов к реализации.

При этом в наличии должны быть не только необходимые технически и экономически обосновывающие документы и проектно-сметная документация, но и должны быть определены индикаторы и критерии оценки проекта, четкое видение каждого его участника, этапов его завершения в срок.

И, конечно же, со стороны уполномоченных органов должна быть налажена четкая система мониторинга и контроля без административного давления.

Таким образом, инновационным проектам еще предстоит "набрать" должные обороты. В свою очередь, ускоренные обороты реализации инновационных проектов позволили бы Казахстану увеличить объемы собственного производства с добавленной стоимостью. А что это "сулит" нашему бюджету, догадаться нетрудно. Думаю, в конечном итоге, мы сможем "переломить" сегодняшнюю ситуацию, при которой мы фиксируем, что 45% доходов бюджета поступают от импортных операций.

Все это означает, что нам надо изучать успешную мировую практику. На сегодня в ведущих европейских странах доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет 40-50%. У нас есть хорошие идеи, которые надо своевременно воплощать в жизнь. Однако, на деле их реализация оставляет желать лучшего. К примеру, наш Инновационный фонд, профинансировав в 2005-2006 годы 10 проектов на 2,2 млрд. тенге, не обеспечил их соответствие установленным требованиям. Ни один из этих проектов не введен в строй. Еще одним проблемным вопросом исполнения бюджета является отсутствие в целом по всей расходной части бюджета выработанных четких индикаторов и критериев оценки эффективности. Данные показатели необходимо рассматривать не только в качестве оценочного инструмента, но и в качестве предупреждающего.

Практика проверок Счетного комитета показывает, что в ряде случаев неэффективные расходы допускаются из-за того, что исполнители не знают четких целей, задач и результатов, к которым они должны прийти по завершении выполнения бюджетной программы.

Деятельность министерств и ведомств, таким образом, должна оцениваться через призму таких критериев эффективности, как: повышение производительности труда по секторам экономики; уровень трудоустройства выпускников вузов по полученным специальностям; снижение заболеваемости населения; обеспеченность населения чистой питьевой водой; степень загрязненности воздуха; снижение уровня преступности.

И наконец, относительно увязки бюджетной политики с региональной. В отчете Счетного комитета, как вы знаете, целый раздел впервые в нашей практике посвящен проблемам эффективного использования трансфертов республиканского бюджета, выделяемых регионам. Главные из них, по оценке Счетного комитета - повышающаяся зависимость исполнения местных бюджетов от республиканского бюджета, отсутствие стимулов для бюджетной самообеспеченности областей и сохранение межрегиональных диспропорций.

Предполагается, что в рамках разработки нового Бюджетного кодекса некоторые из этих проблем будут решены. Здесь же мне хотелось бы обозначить необходимость формирования единой системы отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов с включением в нее показателей уровня бюджетно-финансовой дисциплины.

К сожалению, на сегодня у нас нет систематизированных данных по исполнению местных бюджетов с учетом результатов контрольных мероприятий, проводимых ревизионными комиссиями маслихатов. А ведь для того, чтобы обоснованно спланировать размеры изъятий, субвенций и трансфертов, уполномоченный орган должен опираться на полные и достоверные данные о реальной потребности регионов в данных средствах с учетом их налогового потенциала.

В целом, по оценке Счетного комитета, необходимо и дальше работать над повышением сопротивляемости республиканского бюджета возможным внутренним и внешним дестабилизирующим факторам.

При этом, особый акцент должен быть сделан на доходной части республиканского бюджета. Созданный и достаточно эффективно управляемый Национальный фонд на сегодня является примером положительного сдвига в данном направлении.

В 2007 году в Национальный фонд перечислено свыше триллиона тенге, а его участие в республиканском бюджете в виде направленных на реализацию инвестпроектов трансфертов составило 258 млрд. тенге.

Вместе с тем, в республике имеются значительные резервы для дальнейшего снижения зависимости бюджета от экспортно-сырьевого сектора и конъюнктурно-ценовых факторов. Один из этих путей я уже назвал выше.

По данному направлению Счетным комитетом разработан ряд предложений, которые направлены в Правительство для их учета в новом Налоговом кодексе.

В двух словах, это:

* повышение доходов республики в сфере недропользования, в том числе путем перехода от налогового режима контрактов к налоговому законодательству,

* исключение возможности уклонения от налогообложения через трансфертное ценообразование,

* оптимизация действующих налогов и платежей в бюджет, а также льгот и преференций,

* повышение эффекта от используемых налоговыми и таможенными органами информационных систем,

* внедрение внешнего контроля эффективности налоговой политики, проводимого соответственно Счетным комитетом и ревкомиссиями маслихатов.

Уважаемые депутаты! Мы осознаем, что в контексте проводимого бюджетно-налогового реформирования необходимо ответное реагирование.

И со стороны Счетного комитета требуется соответствующее смещение акцентов в контрольно-аналитической деятельности.

В ходе дискуссий депутатами неоднократно поднимался вопрос касательно более полного охвата контролем Счетного комитета средств республиканского бюджета.

Хочу подчеркнуть, что это актуальная постановка вопроса и, действительно, такая необходимость, особенно в целях подготовки качественного отчета Счетного комитета - заключения на отчет Правительства, существует.

Многие наши зарубежные коллеги, в их числе высшие контрольные органы Японии и Малайзии, аудиторскими проверками охватывают 100% средств бюджета.

В большинстве европейских стран аналогичные Счетному комитету органы представляют парламентариям отчет по итогам проведенного ими финансового аудита всех правительственных счетов и операций.

Конечно, мы не должны преследовать цель налаживания тотального контроля, так как государственные органы внутри себя должны наладить эффективные механизмы проведения внутреннего контроля, способные быстро реагировать и пресекать недостатки и нарушения.

Однако нельзя не согласиться с мнениями депутатов о том, что роль и значение Счетного комитета должны повышаться. И, прежде всего, это необходимо для обеспечения большей прозрачности и подотчетности процессов управления ресурсами государства Президенту страны, Парламенту и широкой общественности.

Работа в этом направлении нами проводится. Мы, являясь полноправным членом Международной организации высших контрольных органов в составе 188 стран мира, подробно изучаем опыт работы зарубежных коллег.

Есть отдельные примеры, которые представляют особый интерес в условиях адаптации контрольной функции государства к БОРу.

Например, высший контрольный орган Кувейта наделен полномочиями по согласованию реализации инвестпроектов и госзакупок, стоимостью свыше 100 000 кувейтских динар, что эквивалентно 50 млн. тенге. То есть уже при планировании на согласовательных стадиях предотвращаются возможные финансовые нарушения.

Особый интерес представляет опыт работы Офиса Генерального аудитора Великобритании - одного из самых прогрессивных высших контрольных органов не только Европы, но и всего мирового сообщества аудиторов. У них налажена четкая система взаимодействия с Парламентом через специально созданный Комитет по государственным счетам.

Теперь в отношении контроля. Во всем мире наиболее востребованным в деятельности высших контрольных органов становится контроль эффективности, который имеет высокую социально-экономическую отдачу.

Для нас контроль эффективности, особенно в условиях перехода на новые принципы бюджетирования, смены подхода "управления затратами" на "управление результатами", также должен стать особым приоритетом.

Счетным комитетом уже проведен ряд контролей эффективности, среди них хорошо вам известные результаты контроля эффективности реализации госпрограмм развития космической деятельности и формирования электронного правительства.

На сегодня во исполнение наших рекомендаций разработаны проекты Стратегии развития космической отрасли в республике и Концепции системы государственного управления космической отраслью.

Мы считаем, что в нашей работе тематика контролей эффективности должна быть расширена, особенно в сферах, наиболее подверженных риску. А это: реализация крупных инвестиционных проектов, в том числе в рамках жилищного строительства; мероприятия по социальной защите населения; и другие.

Предметом контроля эффективности, проводимого Счетным комитетом, также должны выступать актуальные вопросы исполнения доходной части бюджета.

В конечном итоге - это позволит формировать Счетному комитету наиболее полное заключение на отчет Правительства и в дальнейшем изменить его парадигму.

В заключении следует отметить, что независимыми экспертами признано, что Счетный комитет среди высших органов финансового контроля среднеазиатского региона значительно продвинулся в плане соответствия его статуса, формирования его состава, принятой системы его подотчетности международным стандартам.

Однако, учитывая, что в условиях вступления в силу новых конституционных норм, которые в одинаковой степени повышают требования как к отчету Правительства об исполнении бюджета страны, так и к отчету Счетного комитета, нам необходимо продолжение работы по наращиванию своего потенциала.

И в завершении разрешите выразить надежду на поддержку наших инициатив со стороны депутатского корпуса, а также на плодотворную совместную работу Парламента и Счетного комитета в дальнейшем.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял участие в открытии 17-ой ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ 30.06.2008
Глава государства подписал распоряжение о присуждении премий и вручении грантов в области средств массовой информации в 2008 году 30.06.2008
Состоялось заседание Правительства с участием Премьер-Министра РК 30.06.2008
Болезни роста 30.06.2008
Не вся королевская рать 30.06.2008
"Необходимо найти законные пути решения всех городских проблем" 30.06.2008
Синагога у Фудзиямы 30.06.2008
Аким ЗКО опроверг критику в свой адрес относительно того, что с его приходом в регионе появилось множество атырауских компаний 30.06.2008
ОСДП и "Азат" инициировали четыре законопроекта 30.06.2008
Россия входит в число 40 самых коррумпированных стран мира 30.06.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz