Жеты кун / Хабар, 6 июля
На этой неделе в Астане завершила свою работу 17-ая сессия парламентской ассамблеи ОБСЕ.
Для Казахстана проведение такого значимого международного форума является важным этапом в расширении взаимодействия с одним из основных институтов ОБСЕ в период подготовки к председательству в этой организации.
Зарубежные дипломаты и парламентарии, приехавшие в Астану, отмечали, что многие миротворческие и интеграционные инициативы Казахстана, востребованные в различных региональных объединениях, могут обрести совершенно новое качество в период, когда Казахстан будет председателем ОБСЕ.
Кнут Воллебек, комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, считает, что Казахстан с его огромным опытом в вопросах этнической и религиозной толерантности, может возглавить межкультурный диалог в глобальном масштабе, тем более, что лидер страны - Нурсултан Назарбаев - пользуется одинаково высоким авторитетом как на западе, так и в странах исламского мира.
Такого же мнения придерживается и генеральный секретарь ОБСЕ Марк Перрен ди Бришамбо, который убежден, что дипломатический талант президента Казахстана позволит ОБСЕ разрешить существующие противоречия как внутри организации, так и в вопросах обеспечения безопасности на территории стран-участниц.
Впрочем, как неоднократно подчеркивал сам президент Назарбаев, работу в руководящем звене ОБСЕ Казахстан намерен использовать не только для продвижения новых международных инициатив, но и для укрепления своих деловых связей с технологически развитыми странами старого света и расширения сотрудничества с демократическими институтами ОБСЕ.
Более обстоятельно эту тему международный обозреватель нашей программы Андрей Тараков обсудит с министром иностранных дел республики - Маратом Тажиным.
Сегодня он - гость программы "Жетi kyн".
- Президент, выступая на 17-ой сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, сказал, что в период, предшествующий нашему председательству в этой организации, Казахстан будет совершенствовать демократические институты внутри страны. Как бы Вы это прокомментировали? МАРАТ ТАЖИН, министр иностранных дел РК:
- Я бы хотел обратить внимание прежде на 3 обстоятельства.
Вы абсолютно точно сказали о совершенствовании демократических институтов, потому что (с легкой руки журналистов) пошел разговор о неких обязательствах. На самом деле мы всегда говорили - в прошлом году, и в позапрошлом и в этом - о приверженности Казахстана дальнейшим демократическим реформам
И, во-вторых, эти реформы должны рассматриваться, как наше внутреннее стремление модернизировать нашу политическую систему. Это не результат чьего-то внешнего давления, чьего-то прессинга и т.д. Это, прежде всего, результат нашего собственного выбора. И, в-третьих, все эти реформы политической системы строятся, проводятся и будут реализовываться с учетом национальных государственных интересов Казахстана, в первую очередь.
Кроме того, я бы хотел сказать, что ОБСЕ - это такая организация, в которой нет учителей и учеников. Это организация, в которой существует равноправное партнерство всех членов.
Что касается конкретных направлений, я считаю самым главным то, что в выступлении главы государства обозначены предельно ясные направления - в каком векторе, в каком тренде мы будем совершенствовать наше законодательство.
Глава государства, прежде всего, сказал о том, что необходимо создать такие правовые условия, которые бы позволяли присутствовать в нашем Парламенте, участвовать в его деятельности не менее, чем две партии.
Здесь необходимо пояснить, что наше законодательство позволяет всем политическим партиям участвовать на равных основаниях в электоральной гонке. И те, кто проходит избирательный барьер, участвуют в деятельности Парламента. Абсолютно демократическая норма, но в чем принципиальный момент? Это то, что Казахстан сознательно расширяет возможности политического участия партий в парламентском процессе, в деятельности Парламента. И я считаю, что это принципиальная новация, которая высказана Президентом и абсолютно точно реализует те наши утверждения, когда мы говорили о приверженности демократическим ценностям.
Во-вторых, речь шла о создании более благоприятных условий для регистрации политических партий. Будет проведена соответствующая законопроектная работа. Я полагаю, что Президент очень четко сказал о создании более благоприятного климата для регистрации политических партий, о том, что необходимо дальше совершенствовать электоральный процесс. Вы знаете, ЦИК Казахстана за этот год, 2008-й, провел очень большую работу с разными институтами ОБСЕ. Сейчас целый ряд конкретных элементов, конкретных процедурных моментов, связанных с организацией электорального процесса, обсуждается. Они должны принять окончательную юридическую форму. И об этом направлении Президент достаточно ясно сказал на 17 сессии.
И, наконец, было сказано, что надо устранить излишние бюрократические барьеры, регулирующие деятельность средств массовой информации.
Таким образом, мы имеем очень конкретную и целостную программу действий, которая задается главой государства и которая, кстати сказать, очень последовательна с точки зрения реализации всего того, чего намерен придерживаться Казахстан в плане демократических реформ. Точки над "i" расставлены: Казахстан привержен демократическим реформам, Казахстан будет осуществлять демократические реформы, Казахстан делает это по собственному выбору, без чьих-либо давления и прессингов, и, наконец, Казахстан будет осуществлять их таким способом, такими темпами, которые диктуются национальными интересами нашей страны.
- Казахстан в период подготовки к председательству в ОБСЕ - по инициативе Президента - будет расширять политические и деловые контакты со странами Европы. Какую практическую пользу и в каких сферах наша страна может извлечь для себя из этого партнерства?
- Очень хороший вопрос.
Дело в том, что в 2007-м году ЕС принял целостную программу "Стратегия Европейский Союз - Центральная Азия". Казахстан на сегодняшний день - единственная страна в Центральной Азии, которая приняла соответствующую программу. В Послании Президента было дано поручение по разработке новой программы "Путь в Европу". Министерство иностранных дел стало разработчиком этой программы.
Суть этой программы.
Ее можно разбить условно на 3 крупных блока.
Во-первых, это сотрудничество с ЕС в сфере энергетики, в сфере технологий, в сфере сельского хозяйства, в сфере транспорта и коммуникаций. И в сфере того, что мы порой называем качество жизни.
Второй блок вопросов по взаимодействию в рамках этой программы - это создание институциональных основ для дальнейшей модернизации казахстанского общества. Причем не только в политической сфере, речь идет об институциональной базе, которую характеризует взаимодействие, например, государства и бизнеса, центра и регионов, международное взаимодействие, гражданского общества и государства и т.д. Т.е. речь идет о том, что мы хотели бы посмотреть огромный накопленный институциональный опыт ЕС применительно к казахстанским условиям.
И третье.
Это, конечно создание необходимых условий для осуществления нашего председательства в ОБСЕ в 2010-м году. Одна из программ в рамках "Пути в Европу" будет посвящена этому.
Если говорить о практическом эффекте, то можно посмотреть, например, на недавний прорыв в казахстанско-французских отношениях, который был осуществлен в ходе визита нашего Президента во Францию. Действительно были заключены очень масштабные и очень перспективные соглашения, которые в значительной степени реализуют, например, первую часть программы, Это привлечение самых передовых европейских технологий, не просто инвестиций, но инвестиций, сопряженных с хайтековскими технологиями в экономику Казахстана.
- Казахстан, наверное, единственная страна в мире, которая в течение двух лет будет председателем сначала в ОБСЕ, а уже через год - в Организации Исламская конференция. Президент в своем выступлении сказал, что Казахстан готов стать проводником в диалоге Запад - Исламский мир. А как это может быть реализовано на практике?
- Вы упомянули два очень крупных достижения. Мы полагаем, что и председательство в ОБСЕ, и председательство в ОИК, которое де-юре уже практически решено после СМИДа последнего - это, прежде всего, отражение авторитета Казахстана в мире, авторитета нашего Президента,
Дело в том, что, когда мы говорим о необходимости осуществления некоего взаимодействия между организациями столь разного характера, столь разной природы, иногда даже столь разных политических миров, стоящих за ОИК и ОБСЕ, мы не должны забывать о том, что без взаимодействия в столь крупных международных организациях некоторые вопросы, выходящие за пределы двусторонних отношений, практически не решаемы. И, как я вам говорил, звезды так сошлись, что, наверное, в ближайшие 50-60 лет ни одной стране мира не выпадет 2 года подряд председательствовать в 2-х столь разных организациях. Председательство в этих 2 организациях позволяет поднять Казахстану свои собственные государственные национальные инициативы на региональный, а в некоторых элементах, именно в силу разности этих организаций - и на глобальный уровень.
Вот в этом смысл, который не виден сегодня, но в 2010-м, 2011-м будет совершенно очевиден. Потому что одно дело - артикуляция тех или иных политических, культурных инициатив с высоты национального государства, а другое дело - с высоты председательства в таких мощнейших организациях, каждая из которых охватывает более миллиарда человек.
Поэтому и большой глубокий политический смысл состоит в этом. Естественно, это дает новое дыхание, новую платформу, новые возможности для реализации инициатив нашего Президента, в том числе и межконфессионального диалога.
- 2 июля в Казахстане отмечают День дипломатической службы - я хотел бы, пользуясь случаем, поздравить Вас и ваших коллег. И хочу Вас спросить вот о чем. Как бы вы оценили внешнюю политику Казахстана с момента обретения независимости с позиций трех основных измерений - безопасность, имидж государства и привлечение инвестиций?
- Я думаю, что каждый согласится с мнением, что архитектором и конструктором внешней политики Казахстана, также как и архитектором главным Астаны, является Президент.
Безусловно, его идеи, его конкретная практическая деятельность позволила сформировать архитектуру безопасности. Вы абсолютно правы в расстановке приоритетов. Что такое безопасность во внешнеполитическом смысле? Это создание пояса партнерства, добрососедства со всеми окружающими нас странами. У Казахстана нет конфликтов ни с одной страной, ни с одним соседним государством. Более того, Казахстану удалось решить вопросы границ, те которые не решались в течение столетия, например, границы с КНР. Мы знаем, как это осуществлялось, и какова была роль и воля Президента в решении этих вопросов.
Что касается второго вопроса, то за эти годы Казахстану удалось привлечь десятки миллиардов долларов иностранных инвестиций, причем не каких-то случайных, а со стороны первоклассных глобальных корпораций. Это свидетельствует о том, что Президенту удалось отстроить эффективную внешнюю политику не только в традиционном смысле этого слова, с точки зрения безопасности государства как такового, но и с точки зрения экономический привлекательности.
Мы понимаем, что внешняя политика страны - это, прежде всего, политика Президента. Задача МИДа - грамотная артикуляция той стратегии, которая задается Президентом. Если суммировать достижения казахстанской дипломатии, то можно совершенно однозначно сказать: "да, удалось выстроить пояс добрососедства и партнерства, да, удалось создать экономически привлекательную территорию, и в сегодняшнем мире авторитет Казахстана из страны, которая была одним из участников регионального процесса постепенно трансформируется в региональную державу, можно так сказать, крупную евразийскую страну, которая завоевала бесспорный авторитет на международной арене". Я считаю, что это самая хорошая иллюстрация эффективности внешней политики нашего Президента. |