Мадина АИМБЕТОВА, "Время", 15 июля
Подошел к концу очередной политический год. Свой рейтинг наиболее значимых его событий составил заместитель председателя партии "Азат" Петр СВОИК.
- Прошедший политический год знаменовался двумя знаковыми событиями, - говорит он. - Оба они внешнего порядка, но решающим образом сказались на внутренней ситуации в стране.
Ипотечный кризис в США, который развился в международный кризис ликвидности
К нам он пришел в августе-сентябре 2007 года через невозможность казахстанскими коммерческими банками продолжать свою заемную политику. Соответственно, разразился кризис жилищного строительства, и все это перекинулось на экономическую и социальную сферу в целом. Самое важное, что произошло за этот год в экономике после наступления кризиса, - это то, что правительство ничем не "разродилось". Уже практически год существуя в принципиально иной экономической ситуации, оно ничего, кроме каких-то "пожарных" мер, не предпринимает. Да и эти меры явно запаздывают. И правительство не выдвигает никакой сколько-нибудь внятной концепции - как же наладить экономику. Есть только намеки "сверху" о том, что кризис ликвидности к следующему году, возможно, успокоится. И в подтексте подразумевается, что все пойдет по-прежнему. А также надежда на то, что мы еще раз скушаем тот вкусный обед, который был у нас позавчера. Но никаких других рецептов о том, как жить дальше, нет.
На самом деле, смысл ипотечного кризиса был в прекращении возведения многолетней пирамиды внешних заимствований. Я хочу подчеркнуть одну очень важную вещь: наш Национальный банк за все годы экономического роста собственным банкам ни одного тенге кредитов не выдал. А коль скоро и для экономики, и вообще для банковского дела необходим приток новых денег, думать о том, что банки могут существовать на те деньги, которые уже есть в экономике, - это все равно, что верить в существование perpetuum mobile. Так вот, все новые деньги - до последней копейки - были заимствованы за рубежом. А Нацбанк играл в этой ситуации роль гигантского обменника. Поэтому не могло не случиться того, что случилось. Я, например, еще в 2001-2005 годах писал, что эта заемная пирамида когда-нибудь перевернется. И в этом смысле произошедшее - для нас не катастрофа, а, наоборот, очень разумное предупреждение. Если бы им еще можно было воспользоваться... Но с тех пор Нацбанк если в чем-то и поумнел, то только в том, что сейчас он предоставляет нашим банкам ликвидность. Но делает он это не в системном, а в аварийно-спасательном порядке. Что же касается создания в Казахстане национальной кредитно-эмиссионной политики, без которой экономическая независимость государства просто невозможна, то ее как не было, так и нет. В этом смысле тест на экономическую самостоятельность мы не прошли.
Всех нас шокирует рост цен. Мало того что они за последний год удвоились, если не утроились, так еще есть и опасная перспектива их дальнейшего увеличения. Но в правительстве никто ценами не занимается, и никто за них не отвечает. Хотя существует как минимум два десятка различных рычагов регулирования цен. И одним из таких рычагов является стоимость денег. Вот американцы или европейцы получают деньги в кредит по исходной стоимости плюс проценты. Это 3-4, редко 7-8 процентов. У них стоимость денег такая. А у нас это все начинается от 18 процентов, потому что мы завозим деньги извне. У нас изначально дорогие деньги. Хотя Нацбанк должен создавать собственные дешевые. У нас эти 18 процентов плюс банковская маржа накручиваются на все товары. И не понимать такие вещи правительство не имеет права. Но оно их не понимает. Наши банки считаются продвинутыми и снимают очень высокие проценты. И кое-кого это даже радует. Добыча нефти почти не растет, но за счет цен выручка от ее продажи увеличивается в год на 10-15 процентов. А банки - на 40-50 процентов. То есть они, извините, просто паразитируют на всей остальной экономике. Причем это считается показателем успешности нашей финансовой системы. Призванная обслуживать экономику, она на деле тянет из нее все соки. Но теперь, поскольку главный корень за рубежом, которым она питается, завял, эта банковская лиана, которая оплела нашу экономику, начинает сохнуть и давить на всю внутреннюю социально-экономическую сферу. Об этом стоит задуматься, но на эту тему даже намеков нет. Следовательно, год прожит впустую, беда ничему не научила.
Досрочные выборы в парламент не состоялись
Кто только не упражнялся в прогнозах - когда парламент опять объявит себя тормозом реформ, когда он самораспустится и его распустят, когда будут досрочные выборы. В начале года вопрос выглядел практически решенным, все думали, что выборы в 2008-м будут обязательно. Вот и президент недавно намекнул на то, что должен быть хотя бы двухпартийный парламент. Но я, например, затрудняюсь сказать, будут досрочные выборы вообще или нет. 51 процент за то, что их не будет.
На мой взгляд, надо думать даже не столько о многопартийном парламенте, сколько заниматься созданием реального местного самоуправления на городском уровне. Чтобы наконец-то маслихаты превратились во что-нибудь более или менее приличное, чтобы города получили свою коммунальную собственность, свой бюджет и ответственность хотя бы за коммунальные тарифы. Потому что если на местном уровне этого не будет сделано, то мечтать о сколько-нибудь работоспособном парламентаризме просто не приходится. Говорить о том, что надо создавать сильный парламент, имея на местах только назначаемых чиновников и никуда негодные маслихаты, - все равно что рассуждать о постройке замечательного дома, у которого будет только крыша. |