Михаил Иванов-Бубич, "МК", 22 июля
Накануне Депутаты обеих палат французского парламента в Версальском дворце одобрили реформу, которую активно продвигал президент Саркози. Реформа, изменяющая систему государственной власти во Франции, была поддержана 539 голосами парламентариев, 357 выступили против.
Для вступления в силу реформы конституции, в ее поддержку должны были высказаться три пятых от общего числа голосовавших. Кворум был преодолен с перевесом в один голос.
Итоги голосования Николя Саркози назвал "победой французской демократии". Теперь, по его словам, реформа даст парламенту больше возможностей для контроля за деятельностью президента.
В свою очередь критики законопроекта уверяют, что, несмотря на усиление роли парламента, основные выгоды получит президент. Некоторые политики даже высказываются в том духе, что поддержка этой реформы равносильна "монократии" - власти одного человека.
Изменение основного закона Франции стало самым масштабным за последние 46 лет. Последний раз что-то подобное происходило в 1962 году, когда президент страны впервые стал выбираться гражданами, а не парламентом. Конституция Пятой республики была принята в 1958 году еще при Шарле де Голле.
Нынешние поправки затрагивают почти половину всех статей основного закона, существенно перераспределяя соотношения сил между ветвями власти.
Устанавливается правило, что один и тот же человек не может занимать пост президента более двух сроков подряд. Парламент получает право накладывать вето на некоторые президентские назначения, а также может участвовать в определении регламента собственной работы, который до сих пор устанавливался правительством и президентом. Депутаты также будут информироваться обо всех передвижениях французских войск за рубежом и смогут отказывать президенту в праве отправлять войска за рубеж, если срок его службы превышает четыре месяца.
Правда, и президент также получает некоторые поблажки. Впервые с 1875 года он сможет выступать перед парламентом, что ранее не позволялось из-за опасения нарушить принцип разделения властей.
Также президент получает большее пространство для маневра во внешней политике и может выносить решение вопросов, касающихся судьбы ЕС, на рассмотрение парламента, вместо того, чтобы организовывать референдум. |