Тимур Исаев, "МК" в Казахстане", 20 августа
Проект закона "О государственных активах", подготовленный правительством, призван установить единые правила для всего, чем владеют республиканские и местные власти. Первыми жертвами реформы падут государственные предприятия - знаменитые РГП.
Более десяти лет в экономике властвовали РГП на праве хозяйственного ведения. Они имели государственную "крышу", но обладали неограниченной коммерческой свободой. Трудно даже подсчитать, сколько денег было заработано с их помощью как для казны государства, так и в частные карманы. Как теперь выясняется, такой организационно-правовой формы нет нигде в мире, так что РГП нужно ликвидировать. Казенные госпредприятия, ограниченные в распоряжении финансами, пока останутся. Но и их в ближайшем будущем упразднят. В собственности государства будут только АО и ТОО. Хотя государственное "товарищество с ограниченной ответственностью" звучит тоже весьма странно.
Особняком находятся так называемые национальные компании. Над ними стоят национальные холдинги. А еще есть национальная управляющая компания, национальные институты развития и социально-предпринимательские корпорации. Чрезмерное количество разновидностей госкомпаний невероятно усложняет управление ими.
Тем не менее, практически ничего, чтобы упростить пирамиду собственности, не предлагается. Одно из немногих новшеств - передать парламенту право утверждать трехлетние бюджеты национальных холдингов. Также предлагается создать компьютерную базу данных государственного имущества. Авторы реформы наивно полагают, что это убережет его от бесконтрольной продажи и расхищения.
В законопроекте подробно расписывается, как должна протекать реквизиция собственности и национализация предприятий. Последняя допускается в отношении стратегических объектов. При изъятии имущества для государственных нужд будет создаваться комиссия. В нее войдут не только чиновники, но и сам собственник, а также представители общественности, коих должно быть не менее трети. Комиссия определит обоснованность изъятия имущества, примет отчет об оценке его стоимости и установит порядок выплаты компенсации.
Если решение об изъятии будет принято, но собственник с ним не согласится, спор переносится на судебный уровень. При этом суд обязан заново перепроверить - насколько обоснованны изъятие и компенсация. Такая процедура, по сравнению с беспределом, который существует сейчас, намного лучше защитит права собственников. Но все же главными предстают ответы на два вопроса: для каких целей государство может изымать имущество и сколько оно должно за него платить. Что касается первого, то в законопроекте неоднократно говорится об исключительных случаях. Среди них международные обязательства Республики Казахстан, нужды обороны, обнаружение полезных ископаемых. Однако есть еще один хитрый пункт, который к строительству дорог и линий электропередачи расплывчато добавляет: "а также других объектов, необходимых для удовлетворения государственных интересов". Подтянуть под такое дело строительство коттеджей для депутатов - пара пустяков.
Что касается размера компенсации, то законопроект отсылает нас к "рыночной цене". А что такое рыночная цена, и кто ее будет определять - неизвестно. |