Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК, "Казахстанская правда", 30 августа
В этом году мы отмечаем тринадцатую годовщину Конституции Республики. Этот праздник имеет особое значение для нашего суверенного государства, для каждого гражданина. Принятие главного политико-правового документа страны стало поворотным событием в истории нашей Родины, ознаменовавшим начало перехода к принципиально новому этапу развития Казахстана. К этапу, когда в центре политической системы оказывается человек, гражданин, с его правами и свободами. К этапу, когда условием прав и свобод гражданина становятся политическая демократия и рыночная экономика.
Основной закон заложил основу позитивным процессам становления и укрепления институтов государственной власти и общества, предусмотрел необходимые условия для динамичного развития экономического, социального и культурного потенциала Казахстана. Конституция установила высокую планку демократическим преобразованиям в государстве и обществе, открыла новые возможности для реализации личности, утверждения в стране цивилизованного рынка.
И в очередной раз отрадно отметить, что именно Конституция является системным юридическим выражением тех основных ценностей, которые определяют лицо современного Казахстана: уважение прав и свобод человека, рыночная экономика, приверженность демократическим традициям и принципам правового государства, разделение и согласованное функционирование ветвей власти, гарантом которого выступает Президент республики, парламентаризм и конституционный контроль.
Прошедший год стал знаменательным для правового развития Казахстана, совершенствования политической системы и укрепления авторитета Основного закона. В соответствии с установками Президента республики Нурсултана Назарбаева продолжилась работа по закреплению результатов конституционной реформы комплексом законодательных, организационных и иных мер. Парламентом страны приняты законы, регулирующие применение мер пресечения в виде ареста и домашнего ареста, деятельность специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и другие.
Казахстаном ратифицированы важнейшие международные договоры, составляющие основу многостороннего сотрудничества государств в борьбе с преступностью: конвенции ООН против коррупции, против транснациональной организованной преступности и дополнительные протоколы к ним, международные конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, о рабстве, Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.
В результате правовая система страны получила дальнейшее поступательное развитие в соответствии с Конституцией, которая превратилась в надежную правовую гарантию стабильности политического и общественного строя.
В различных публикациях можно встретить утверждение о том, что единой государственной идеологии быть не должно, это будет возвратом в советское прошлое. Представляется, что данное утверждение требует уточнения.
Признание в статье 5 Конституции идеологического и политического многообразия предполагает свободу выбора и исповедования гражданами тех или иных ценностей, но в то же время не препятствует их добровольному объединению на основе общности взглядов и идей. А польза от этого увеличивается многократно, если они составляют большинство в стране, которое может, в том числе через своих представителей в органах государственной власти, влиять на решение животрепещущих проблем. Полагаю, мы можем с определенной долей условности говорить о необходимости государственной идеологии или национальной идеи, которая отражает интересы подавляющего большинства граждан. А центральным звеном, аккумулирующим в себе все составляющие национальной идеи, идеологии и прочие, является Конституция республики, в поддержку которой 13 лет назад высказались свыше семи миллионов граждан (или 89,14 процента). Ведь именно она определяет основные направления движения общества и государства, позволяющие ответить на вопросы: "Куда мы идем? Какова наша конечная цель? И как мы можем ее достигнуть?" Думаю, в ответе на данный вопрос сосредоточены чаяния большинства населения страны. Роль Конституции в их реализации трудно переоценить.
Во-первых, Основной закон определяет принципы, на которых строится нация. С учетом общепризнанных человеческих ценностей и требований основополагающих международных документов Конституция предусмотрела такие фундаментальные начала, как высшая ценность человеческой личности, равноправие людей, запрет на дискриминацию кого-либо по любым мотивам, неприкосновенность собственности, плюрализм мнений, неотчуждаемость естественных прав и свобод человека, суверенитет народа и другие.
В правовом государстве эти постулаты обращены в первую очередь к государственным органам. Господство права, верховенство Конституции, власть закона, причем эффективного закона, - это на сегодняшний день первостепенный вопрос успешного развития Казахстана и его достойного позиционирования в современном глобальном мире.
Во-вторых, в Конституции четко прописаны цели, к которым движется нация. В пункте 1 статьи 1 действующей Конституции закреплено, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает безусловное намерение Казахстана развиваться как государство, которое берет на себя обязательство эволюционировать в указанных направлениях адекватно его возможностям и указывает на непрерывность этого процесса. Сегодня очевидно, что некоторые цели уже достигнуты, например, страна однозначно стоит на позициях светского государства. Религия в Казахстане отделена от государства, несмотря на то что в регулировании общественных отношений религиозные принципы и нормы, наряду с национальным законодательством, моралью и обычаями, выполняют важную роль.
В нашей стране в мире и согласии живут и трудятся представители свыше ста тридцати народностей, действуют более сорока конфессий. Как отмечает Президент республики, "именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем".
Религия (независимо от различий между конфессиями), являясь системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, должна стать сохраняющим единство нации фактором, сберегать общее культурное наследие. Если еще в XIX веке единство нации неразрывно связывалось с единством религии (в России - православие, в Италии - католицизм), то сегодня в Казахстане поликонфессиональность, наоборот, способствует сплочению общества.
В-третьих, Конституция определяет способы достижения высоких целей. На них прямо указывают закрепленные в пункте 2 статьи 1 Конституции основополагающие принципы деятельности республики, в соответствии с которыми строится и осуществляется государственная политика и формируются магистральные направления функционирования суверенного Казахстана: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
Эти принципы занимают чрезвычайно важное место в деятельности государства, его институтов, политических партий, общественных объединений и каждого гражданина, не просто ратующих за будущее своей страны, но и доказывающих на деле способность консолидироваться и добиваться больших результатов. Свидетельство тому - принятое в Мадриде в 2007 году решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, что является реальным показателем высокой и справедливой оценки международным сообществом достижений республики во всех сферах жизни.
Недавно страна отметила 10-летний юбилей Астаны. Размах торжеств в очередной раз продемонстрировал всему миру, что Астана не просто административный центр государства, но и гордость, лицо Казахстана, символ экономических, политических и социальных успехов нашего государства.
Астана и Казахстан стали неразделимыми понятиями, и, говоря об Астане, мы подразумеваем нашу Родину в целом. Свидетельством чему является и дополнение в Закон "О праздниках в Республике Казахстан", согласно которому День столицы - отныне государственный праздник, праздник всех казахстанцев. Полагаю, что все эти достижения органично вытекают из положений пункта 3 статьи 2 Основного закона, в котором закреплено, что столицей Казахстана является город Астана. Конституционный статус не просто повышает авторитет столицы, но и налагает на всех нас огромную ответственность за ее будущее.
В обеспечении конституционной законности большую роль играет правовое воспитание. Можно с уверенностью сказать, что за прошедшие годы произошли фундаментальные изменения в массовом правосознании наших граждан. Идет процесс усвоения базовых ценностей демократии и правового государства, налицо признаки формирования новой правовой культуры. Однако это не повод для самоуспокоения, а хороший стимул для продолжения работы по пропаганде духа и буквы Основного закона.
Наша Конституция обладает огромным потенциалом, она прочный и одновременно гибкий каркас всей правовой системы, призванный обеспечить как устойчивость, так и динамизм политического, социального, экономического развития страны. Главное - это обеспечить реализацию конституционных положений в повседневной практике законодательства и правоприменении, в жизни всего нашего общества.
Конституцию нельзя понимать узко, как абстрактный юридический документ. Действенная Конституция - это еще и законы, и вся правоприменительная практика, являющаяся индикатором правильности развития государства и общества. Поэтому важен не только сам текст конституции, но и его реальное воплощение в жизнь, важны не только комплекс прав и свобод и институты, которые там предусмотрены, но и то, как они реализуются и функционируют.
Необходимо научиться жить по Конституции, чтобы это стало привычкой. А для этого надо сформировать у граждан желание и потребность жить в соответствии с ее нормами и принципами, на деле считать ее Основным законом республики. Нормы Конституции сами по себе не смогут воплотиться в реальной жизни. Живая Конституция, как это подчеркивается многими авторитетными юристами, - это сплав юридических норм с практикой их реализации, что предполагает необходимость знать и уважать ее нормы на уровне, если хотите, привычки руководствоваться конституционными требованиями и ценностями. Только в этом случае мы можем говорить о формировании истинного конституционного мировоззрения общества, новой конституционной культуры.
Почему американцы с трепетом относятся к Основному закону своей страны? Наверное, и потому, что чуть ли не с рождения, в семье, детском саду, школе, не говоря уже о более позднем возрасте, у них воспитывают конституционную культуру, а Конституция преподносится как основа успешного и динамичного развития Соединенных Штатов. Каждый гражданин, тем более государственный служащий, имеет представление о базовых понятиях в правовой сфере и стереотипах поведения (например, о правах не свидетельствовать против себя самого, хранить молчание, иметь адвоката и так далее). Не случайно при принятии американского гражданства задается вопрос: "Верите ли вы в американскую Конституцию?" То есть Конституция стала в Америке чем-то вроде второй Библии.
Думаю, такое уважительное отношение к Конституции можно сформировать и у нас. Ничего сверхъестественного и непостижимого в этом нет. Как говорил великий Абай, "Мен егер закон куаты колымда бар кiсi болсам, адам мiнезiн тузеп болмайды деген кiсiнiн тiлiн кесер едiм" (Если бы я был человеком, обладающим мощью закона, то отрезал бы язык тому, кто говорит, что невозможно изменить поведение человека).
Каждый должен начинать это с себя, стараться соизмерять свои действия с конституционными принципами и нормами, ощущать каждодневно, что мы строим правовое государство, где неукоснительно соблюдаются всеобщие законы. Только тогда мы сможем достичь тех высоких целей, которые определены Основным законом. |