NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 14:02 ast
12:02 msk

В Мажилисе презентован проект Бюджетного кодекса
"В связи с предоставлением большей самостоятельности государственным органам, переходом от "управления затратами" к "управлению результатами" предлагается усилить службы внутреннего контроля"
10.09.2008 / политика и общество

www.parlam.kz, 9 сентября

Сегодня в Мажилисе состоялась презентация проекта Бюджетного кодекса. В рамках Комитета Палаты по финансам и бюджету докладывал о нем министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов.

Заседание с участием вице-спикера Сергея Дьяченко вела Председатель Комитета Гульжан Карагусова. Рабочую группу по проекту Кодекса возглавляет Татьяна Яковлева.

По завершении доклада министр дал пояснения по ряду депутатских вопросов.

Проект Бюджетного кодекса размещен на веб-сайте МЭБП: www. minplan.kz

Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада министра, а также информационно-справочные материалы по проекту Бюджетного кодекса:

"Проект нового Бюджетного кодекса, разработан в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".

Презентуемый проект Бюджетного кодекса в новой редакции позволит построить новую бюджетную систему в Республике Казахстан, основой которой будет являться трехлетний бюджет и охватывает такие ключевые области, как роль стратегических и программных документов в бюджетном процессе, создание условий для перехода на трехлетний бюджет, формирование бюджетных программ в соответствии с переходом на планирование бюджета, ориентированного на результат, повышение ответственности администраторов бюджетных программ за достижение результатов деятельности, оценка результатов, система государственного финансового контроля.

Проект нового Бюджетного кодекса разрабатывался в соответствии с принципами преемственности с действующим бюджетным законодательством, внедрения государственного планирования, ориентированного на результат, максимально самостоятельного применения участниками бюджетного процесса норм бюджетного законодательства, исключения неоднозначного толкования и совершенствования редакции статей.

Впервые проект Бюджетного кодекса регламентирует все процессы и стадии бюджетного процесса от момента формирования бюджетных заявок на основе стратегических направлений и целей до проведения комплексной оценки результативности деятельности каждого государственного органа;

обеспечивает полную гармонизацию стратегического, среднесрочного экономического и бюджетного планирования;

обеспечивает переход от метода "управления бюджетными средствами" к методу "управления результатами";

предусматривает внедрение трехлетнего бюджетного планирования;

ориентирует деятельность государственных органов на достижение стратегических целей и задач, получение конкретных результатов.

В проекте нового Бюджетного кодекса заложены основы новой системы государственного планирования.

Каждый уровень новой модели государственного планирования это самостоятельный программный документ.

С учетом стратегических и программных документов разрабатывается прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров республики, а на местном уровне - прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров региона.

Прогноз бюджетных параметров должен содержать основные направления налогово-бюджетной политики республики или региона, прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда, консолидированного бюджета либо соответствующего местного бюджета; прогнозируемые объемы расходов по администраторам бюджетных программ.

Прогноз бюджетных параметров на плановый период носит индикативный характер и может быть уточнен при разработке прогноза бюджетных параметров на очередной плановый период с учетом изменений прогноза социально-экономического развития, бюджетного мониторинга и оценки реализации бюджетных программ, других внутренних и внешних факторов.

Прогноз социально-экономического развития будет одобряться на заседании Правительства, так как прогноз в течение года подлежит неоднократным уточнениям.

Расходы бюджета подразделяются на базовые расходы и расходы на новые инициативы.

Основные базовые расходы - это расходы по бюджетным программам, утвержденные в качестве индикативных показателей на второй и третий годы планового периода законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете.

В базовые расходы включаются расходы по бюджетным программам, носящим постоянный характер, а также предусматривающим продолжающиеся инвестиционные проекты или софинансирование концессионных проектов.

К расходам на новые инициативы относятся расходы, направленные на:

реализацию новых приоритетных направлений социально-экономического развития республики или региона в соответствии со стратегическими и программными документами, в последующем финансируемых по новым бюджетным программам;

увеличение базовых расходов, не связанное с изменением макроэкономических и социальных показателей, и предусматривающее дополнительное расходование бюджетных средств в рамках существующих бюджетных программ.

На основе стратегических и программных документов, одобренных прогнозов социально-экономического развития и бюджетных параметров республики или региона госорганы разрабатывают проекты стратегических планов на три года.

При этом предлагается стратегические планы разрабатывать всем государственным органам без исключения, в том числе Верховным Судом, Парламентом, Конституционным Советом, Центральной избирательной комиссией и утверждать в порядке, определяемом Президентом.

Стратегический план центрального государственного органа, входящего в структуру Правительства, утверждается Правительством.

Стратегический план центрального государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту, утверждается Президентом или должностным лицом, им уполномоченным.

Стратегический план исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, утверждается соответствующим акиматом по согласованию с соответствующим центральным государственным органом.

Стратегический план разрабатывается в пределах объемов бюджетных средств, одобренных в прогнозах социально-экономического развития и бюджетных параметров республики или региона.

В условиях растущей экономики и быстроменяющейся ситуации в мире неизбежно уточнение утвержденных стратегических планов государственных органов.

В связи с чем, в проекте Бюджетного кодекса регламентируется внесение изменений в стратегические планы в случаях уточнения бюджета, изменения законодательства, принятия новых либо внесения изменений в действующие стратегические и программные документы, изменения функций, структуры государственных органов.

Стратегический план госоргана должен содержать:

миссию и видение госоргана;

анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей госуправления;

стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы (прямые и конечные результаты деятельности госоргана);

намерения госоргана по развитию своих функциональных возможностей;

межведомственное взаимодействие с другими госорганами, необходимое для достижения результатов;

управление рисками, включающее определение возможных рисков, оказывающих влияние на деятельность госоргана, и предполагаемые его действия по их предотвращению или преодолению;

перечень нормативных правовых актов, на основе которых разработан стратегический план;

бюджетные программы государственного органа.

Бюджетная программа - это направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, определенными в стратегических планах, имеющее показатели результата и объемы финансирования расходов бюджета.

Бюджетные программы разрабатываются в пределах прогнозного объема бюджетных средств, предусмотренных администратору бюджетных программ в прогнозе социально-экономического развития и бюджетных параметров республики или региона.

Бюджетная программа для оценки ее реализации должна содержать показатели прямого и конечного результатов, а также бюджетная программа может содержать показатели качества и эффективности.

Таким образом, в связи с изменением формата и роли бюджетных программ отпадает необходимость составления паспорта бюджетной программы.

В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на:

оказание государственных услуг;

предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;

предоставление бюджетных кредитов;

осуществление бюджетных инвестиций;

осуществление капитальных расходов;

выполнение обязательств государства.

Здесь остановлюсь только на бюджетных программах, направленных на оказание госуслуг, осуществление бюджетных инвестиций и капитальных расходов.

Деятельность госорганов должна быть переориентирована на предоставление госуслуг. В связи с чем, в проект нового Бюджетного кодекса включены понятия "государственная услуга", "стандарт государственной услуги" и "реестр госуслуг".

Государственная услуга - деятельность, основанная на законодательных актах Республики Казахстан и актах Президента Республики Казахстан, финансируемая за счет бюджетных средств и из бюджета (сметы расходов) Национального Банка, направленная на удовлетворение интересов общества и обеспечение прав, свобод и защиты законных интересов и потребностей физических и юридических лиц, за исключением деятельности, направленной на охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов, обороноспособности и национальной безопасности государства, функционирование Парламента, Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Госучреждения оказывают госуслуги в соответствии со стандартами их оказания.

Стандарт государственной услуги - требования к ее оказанию, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания госуслуги.

Стоимость бюджетной программы, направленной на оказание госуслуг, включает все текущие расходы, осуществляемые напрямую в процессе оказания данных услуг, в том числе расходы по оплате труда сотрудников, участвующих в этом процессе.

Наименования бюджетных программ должны отражать содержание оказываемых госуслуг или направления деятельности госоргана.

Бюджетные инвестиции осуществляются путем реализации инвестиционных проектов, софинансирования концессионных проектов, участия в формировании и увеличении уставного капитала юридических лиц.

К капитальным расходам относятся расходы, направленные на создание либо укрепление материально-технической базы, проведение капитального или восстановительного ремонта и иные капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов, кроме бюджетных инвестиций.

После утверждения стратегических планов в двухнедельный срок госорганы разрабатывают меморандумы.

Меморандум - это документ, подтверждающий намерения руководителя госоргана обеспечить в пределах бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, достижение прямых и конечных результатов деятельности госоргана, предусмотренных в стратегическом плане.

Меморандум утверждается на очередной финансовый год и подлежит опубликованию.

Меморандумы утверждаются:

по государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, - Президентом Республики Казахстан или должностным лицом, им уполномоченным;

по центральным исполнительным органам, входящим в состав Правительства Республики Казахстан либо ему подчиненным, - Премьер-Министром Республики Казахстан.

Меморандум государственного органа утверждается на очередной финансовый год и подлежит опубликованию.

Верховный суд Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан и исполнительные органы, финансируемые за счет местных бюджетов, меморандумы не утверждают.

Для реализации стратегического плана государственный орган в обязательном порядке разрабатывает операционный план.

Это документ, содержащий конкретные действия госоргана либо его подведомственного учреждения в текущем финансовом году, увязанные по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам осуществления мероприятий по достижению целей, задач и показателей результатов стратегического плана.

Операционный план разрабатывается ежегодно и утверждается до 10 января текущего финансового года ответственным секретарем или руководителем госоргана.

Новый Бюджетный кодекс регламентирует процедуры трехлетнего планирования бюджета на "скользящей основе".

Трехлетний бюджет будет сформирован следующим образом - на очередной финансовый год в полном объеме по структуре бюджета, установленной кодексом.

На последующие два финансовых года в законе индикативно будут утверждаться только бюджетные программы с базовыми расходами.

При этом в расходах на второй и третий годы планового периода базовые расходы излагаются по функциональным группам, администраторам бюджетных программ и бюджетным программам, а расходы на новые инициативы отражаются одной бюджетной программой.

По межбюджетным отношениям предлагается сохранить действующую систему с некоторыми дополнениями.

Нововведением является заключение между администратором вышестоящего и исполнительным органом нижестоящего бюджетов соглашения о результатах по целевым трансфертам.

Соглашение также будет являться основанием перечисления целевых трансфертов.

Соглашение о результатах должно содержать:

цели и задачи, на решение которых выделяются целевые трансферты;

прямые и конечные результаты, которые должны быть достигнуты за счет использования целевых трансфертов;

обязательство о предоставлении администратору бюджетных программ вышестоящего бюджета отчета нижестоящего бюджета о достигнутых прямых и конечных результатах.

Нововведением является передача трансфертов нижестоящими бюджетами вышестоящим в целях компенсации потерь вышестоящих бюджетов в случае принятия законодательных актов, влекущих увеличение расходов в связи с передачей функций из нижестоящего уровня госуправления в вышестоящий.

Также предусмотрена норма, допускающая взаимоотношения областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы между собой.

Но только в целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности республики или региона, жизни и здоровью людей, а также на проведение мероприятий общереспубликанского либо международного значения по ходатайству акимов областей, города республиканского значения, столицы, а также по поручению Президента.

Администраторам нижестоящих бюджетов дается право по решению Правительства или местного исполнительного органа доиспользовать в текущем году неиспользованные или недоиспользованные суммы целевых трансфертов, выделенных из республиканского или местного бюджета в прошлом году, с соблюдением их целевого назначения.

Такие суммы в случае неиспользования их во втором году подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, до конца текущего финансового года за счет средств местного бюджета.

В части исполнения бюджета предусматривается упрощение отдельных процедур.

Администраторам бюджетных программ предоставляется право составлять и изменять индивидуальные планы финансирования по экономической классификации расходов, то есть на уровне специфик.

Изменения, вносимые в планы финансирования, должны осуществляться при сохранении или улучшении условий достижения показателей результатов их деятельности.

По проекту нового Бюджетного кодекса сводный план поступлений в бюджет составляется до уровня специфик классификации поступлений бюджета.

Сводные планы по обязательствам и платежам составляются до уровня бюджетных программ.

В целях предоставления возможности государственным учреждениям оперативного реагирования на изменение ситуаций, отменяются понятия "годовой план финансирования", "разрешения".

Также нововведением является возможность регистрации договоров в казначействе на сумму утвержденного трехлетнего бюджета по соответствующей бюджетной программе.

Целевые трансферты на развитие будут перечисляться вышестоящими государственными органами на основании подтверждающих документов.

При проведении платежей счет к оплате представляются государственными учреждениями без подтверждающих документов. При этом казначейство может потребовать подтверждающий документ в случаях и порядке, определенных Правительством.

Внедрение БОР требует совершенствования бухгалтерского учета государственных учреждений.

Предлагается внедрить метод начисления в бухгалтерский учет, что обеспечит получение полной информации обо всех операциях сектора государственного управления, учет всех затрат, связанных с предоставлением государственных услуг.

Изменены условия использования остатков бюджетных средств на начало финансового года.

Теперь остатки направляются в следующей последовательности на:

1) обслуживание и погашение основного долга по полученным займам;

2) перечисление в нижестоящий бюджет неиспользованного ими в истекшем финансовом году остатка целевых трансфертов на развитие на сумму неоплаченной части зарегистрированных обязательств прошедшего финансового года;

3) финансирование расходов текущего финансового года, осуществляемых за счет целевых текущих трансфертов, выделенных из вышестоящего бюджета в истекшем финансовом году, на сумму неиспользованного их остатка на начало текущего финансового года;

4) финансирование неоплаченной части зарегистрированных обязательств прошедшего финансового года по бюджетным программам развития со сроком реализации более одного года и текущим бюджетным программам, предусматривающим приобретение активов и других товаров со сроком изготовления и поставки более одного финансового года, услуг со сроком оказания более одного финансового года.

В случае недостаточности сумм остатков на финансирование бюджетных программ развития, может быть привлечен гарантированный трансферт на сумму неиспользованного остатка прошлого года.

Новые подходы будут применяться и при формировании отчетов.

Внедряется система отчетности о выполнении стратегических планов и бюджетных программ, отражающая как финансовые (кассовое исполнение бюджета, финансовая отчетность по международным стандартам), так и нефинансовые показатели, то есть показатели результатов.

Новый Бюджетный кодекс предусматривает внедрение комплексной системы мониторинга, контроля, аудита и оценки бюджетных расходов.

Бюджетный мониторинг - это постоянное отслеживание и анализ данных по исполнению бюджета, финансовым и нефинансовым показателям деятельности государственного органа.

Оценка результатов - это комплексная и объективная оценка влияния деятельности госорганов на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли экономики, общества, анализ достижения показателей результатов деятельности госоргана.

При проведении оценки результатов используется информация неправительственных организаций (общественных объединений) о качестве предоставления государственных услуг, полученной на основании опроса их получателей.

Оценку результатов осуществляют администраторы бюджетных программ и органы, уполномоченные Президентом.

Оценка результатов должна включать:

анализ правильности выбора показателей результатов, ясности и четкости их изложения, правильности планирования ресурсов;

анализ степени достижения показателей результатов, определенных в стратегических планах и бюджетных программах;

оценку соответствия полученных результатов соответствующим стратегическим целям и задачам стратегического плана госоргана;

оценку соответствия достигнутых результатов интересам и потребностям получателей госуслуг;

анализ причин не достижения стратегических целей и показателей результатов;

рекомендации по улучшению деятельности госоргана, увеличению, сокращению объемов финансирования бюджетных программ либо их исключению из бюджета.

Итоги оценки результатов публикуются в СМИ.

В новом Бюджетном кодексе предусмотрены нормы по совершенствованию подходов к организации системы государственного финансового контроля.

В связи с предоставлением большей самостоятельности государственным органам, переходом от "управления затратами" к "управлению результатами" предлагается усилить службы внутреннего контроля.

В тех государственных органах, в которых на сегодняшний день службы внутреннего контроля отсутствуют, они должны быть созданы.

Вместе с тем, система органов государственного финансового контроля остается без изменений. Как и на сегодняшний день ее составят:

- Счетный комитет;

- ревизионные комиссии маслихатов;

- уполномоченный Правительством орган по внутреннему контролю;

- службы внутреннего контроля центральных и местных государственных органов;

Разница между внутренним и внешним контролем заключается в целях и задачах контроля, а также в подчиненности и подотчетности органов государственного финансового контроля.

Счетный комитет и ревизионные комиссии маслихатов осуществляют внешний контроль для Президента или Парламента и маслихата о деятельности Правительства, центральных государственных органов, подотчетных Президенту, и местного исполнительного органа. При этом предлагается органам внешнего контроля сконцентрироваться на оценке достигнутых результатов реализации стратегических планов и бюджетных программ.

Уполномоченный Правительством орган по внутреннему контролю является органом, осуществляющим внутренний контроль для Правительства о деятельности подотчетных ему государственных органов. Этому органу предлагается сконцентрироваться на контрольно-ревизионной работе.

Службы внутреннего контроля проводят контроль деятельности государственного органа для первого руководителя государственного органа.

На переходном этапе предлагается сохранить Комитет финансового контроля Министерства финансов.

По мере укрепления служб внутреннего контроля и ревизионных комиссий маслихатов за Комитетом финансового контроля Министерства финансов сохранить методологические и координирующие функции по отношению к службам внутреннего контроля.

В проекте нового Бюджетного кодекса предлагается исключить статьи, регламентирующие компетенцию органов государственного управления в сфере бюджетных отношений.

Компетенция государственных органов отражена в соответствующих статьях в тексте проекта.

Бюджетный кодекс будет введен в действие с 1 января 2009 года. При этом республиканский бюджет сформирован по новой идеологии.

На региональном уровне формирование бюджета по новой модели предполагается внедрить с 1 января 2010 года.

Нормы нового Бюджетного кодекса предполагается внедрять поэтапно в период с 2008 по 2013 годы.

При этом, до 2013 года предполагается перейти на ведение бухгалтерского учета на основе МСФООС.

Все остальные мероприятия предполагается внедрить до 2011 года.

Реализация норм нового Бюджетного кодекса, направленных на бюджетирование, ориентированное на результаты, требует следующих дополнительных финансовых затрат.

Так, потребность дополнительных денежных средств составит:

на 2009 год:

1) 185 млн. 400 тыс.тенге на внедрение на региональном уровне бюджетирования, ориентированного на результаты (на привлечение консультантов для обучения специалистов местных госорганов элементам новой системы, методическая помощь в разработке проектов стратегических планов и их анализ);

2) 250 млн. тенге на разработку методических рекомендаций по формализации и контролю реализации стратегических планов государственных органов;

3) 5 млн.тенге на разработку концепции развития государственного внутреннего и внешнего аудита в Республике Казахстан;

на 2010 - 2011 годы:

1) по 150 миллионов тенге на проведение оценки хода реализации и качества перехода МИО на БОР;

2) 53 млн. 800 тыс.тенге в 2010 и 94 млн.тенге в 2011 годах на проведение оценки деятельности государственных органов.

Кроме того, внедрение МСФООС в период с 2010 по 2012 годы потребует порядка 18 с половиной млрд. тенге.

В целях приведения действующего законодательства Республики Казахстан в соответствие с нормами нового Бюджетного Кодекса подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в:

Гражданский кодекс и Закон "О государственных закупках" в части предоставления государственным учреждениям права регистрировать договора на срок более одного года;

Кодекс об административных правонарушениях в части исключения административной ответственности за нецелевое, неэффективное и необоснованное использование бюджетных средств, в связи с их исключением в проекте нового Бюджетного кодекса, а также в целях предоставления Счетному комитету по контролю за исполнением республиканского бюджета права осуществлять в пределах компетенции изъятие, осмотр и опечатывание имущества юридического лица в случае выявления правонарушения;

Закон "О местном государственном управлении" в части предоставления полномочий местным исполнительным органам по утверждению стратегических планов, разработке и одобрению прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров;

Закон "Об акционерных обществах" в части возможности оплаты эмиссии акций государственными органами, не имеющими права на владение и пользование государственным пакетом акций национальных холдингов и национальных управляющих компаний;

Закон "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" в части закрепления нормы по государственному регулированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в государственных учреждениях бюджетным законодательством;

Закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" и Закон "Об административных процедурах" редакционные поправки в части приведения в соответствие с соответствующими нормами проекта нового Бюджетного кодекса.

В завершение хочу отметить, что в настоящем проекте Бюджетного кодекса мы постарались максимально учесть предложения госорганов, в том числе местных, с учетом соблюдения норм отраслевых законов. Заключение научной экспертизы имеется".

* * *

Пояснительная записка

к проекту Бюджетного кодекса Республики Казахстан (в новой редакции)

Проект Бюджетного кодекса Республики Казахстан (в новой редакции) (далее - проект Бюджетного кодекса) разработан в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".

Проект Бюджетного кодекса основан на принципах преемственности с действующим бюджетным законодательством, внедрения государственного планирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс, исключения неоднозначного толкования и совершенствования редакции статей.

Основной целью разработки проекта Бюджетного кодекса является внедрение новой системы государственного планирования, ядром которой является широко применяемая в мире модель "бюджетирование, ориентированное на результаты (далее - БОР) в рамках среднесрочного финансового планирования". Основой данной модели является распределение бюджетных ресурсов между государственными органами и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии с долгосрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на среднесрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

В основе модели БОР лежат стратегические цели, задачи и ожидаемые социально-экономические результаты деятельности государственных органов.

Их достижение осуществляется посредством мобилизации ресурсов через соответствующие бюджетные программы. Отправной точкой БОР является определение прямых и конечных результатов расходования бюджетных средств и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей.

БОР, являясь по своему содержанию особым методом управления бюджетным процессом, который охватывает все стадии данного процесса - планирование, рассмотрение, утверждение, уточнение, исполнение и контроль над исполнением бюджета, и направлен на использование бюджетных средств с учетом приоритетов социально-экономической политики для достижения прямых и конечных общественно значимых результатов. В связи с этим важной становится задача увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики, то есть распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям.

Принятие проекта Бюджетного кодекса позволит:

ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей и задач, получение конкретных результатов;

обеспечить переход к бюджетному планированию на трехлетний период по принципу "скользящей трехлетки";

ориентировать бюджетный процесс на прозрачное распределение бюджетных средств и максимально эффективное управление ресурсами в соответствии с приоритетами государственной политики;

внедрить комплексную оценку результатов, направленную на анализ качества услуг, оказываемых государственными органами.

Проект Бюджетного кодекса направлен на регулирование бюджетного процесса, отношений и процедур на всех уровнях бюджетной системы.

Проект Бюджетного кодекса установит нормы, касающиеся:

внедрения бюджетирования, ориентированного на достижение стратегических целей, и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны, в рамках трехлетнего бюджета;

планирования, рассмотрения, утверждения, уточнения, исполнения, корректировки бюджета, ведения учета и отчетности по исполнению бюджета;

системы государственного финансового контроля;

повышения ответственности государственных органов за достижение результатов деятельности;

бюджетных инвестиций;

бюджетного кредитования;

заимствования, государственного и гарантированного государством долга, грантов, поручительств государства.

Чтобы проводимая бюджетная реформа внесла существенный вклад в достижение главной цели эффективного и ответственного управления государственными финансами - предоставление государственных услуг высокого качества при повышении эффективности и результативности бюджетных расходов, необходимо последовательно реформировать все фазы бюджетного цикла путем внедрения современных процедур государственного управления.

В проекте Бюджетного кодекса регламентирована часть системы государственного планирования, которая непосредственно связана с бюджетным процессом.

В бюджетном процессе используются следующие документы:

прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров республики или региона;

Закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете;

стратегические планы государственных органов;

операционный план.

В целях установления взаимосвязи экономического и бюджетного планирования на республиканском уровне разрабатывается прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров республики, на местном - прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров региона.

Данный документ разрабатывается с учетом стратегических и программных документов и содержит:

1) на центральном уровне государственного управления - прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции и приоритеты социально-экономического развития Республики Казахстан на пятилетний период;

2) на местном уровне государственного управления - прогноз, тенденции и приоритеты социально-экономического развития региона на пятилетний период;

3) прогноз бюджетных параметров на три года.

Прогноз бюджетных параметров должен содержать:

1) на центральном уровне государственного управления:

основные направления налогово-бюджетной политики страны;

прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан;

прогнозируемые объемы расходов по администраторам республиканских бюджетных программ;

2) на местном уровне государственного управления:

основные направления налогово-бюджетной политики региона;

прогнозы соответствующих местных бюджетов;

прогнозируемые объемы расходов по администраторам местных бюджетных программ.

На основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров республики и прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров региона центральные и местные государственные органы ежегодно (на "скользящей" основе) разрабатывают проекты стратегических планов на три года.

Стратегический план государственного органа определяет его стратегию по достижению намеченных стратегических целей во взаимосвязи с выделяемыми бюджетными средствами, содержит анализ ключевых проблем и стратегически важные направления и цели деятельности государственного органа, направленные на улучшение предоставления государственных услуг.

Разработка эффективной системы планирования и БОР подразумевают четкое определение конечного результата с отражением основной причинно-следственной цепочки. Это достигается посредством формулирования четких стратегических целей и задач.

Стратегический план государственного органа разрабатывается в пределах бюджетных средств, предусмотренных государственному органу в прогнозе социально-экономического развития и бюджетных параметров республики или прогнозе социально-экономического развития и бюджетных параметров региона.

Переход на принципы стратегического планирования в государственных органах будет способствовать достижению стратегических целей и задач развития страны, повышению качества государственного управления.

Стратегический план центрального государственного органа, входящего в структуру Правительства Республики Казахстан, утверждается Правительством Республики Казахстан.

Стратегический план центрального государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан, утверждается Президентом Республики Казахстан или должностным лицом, им уполномоченным.

Стратегический план исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, утверждается местным исполнительным органом.

Стратегические планы Верховного суда Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Конституционного Совета Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан утверждаются в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.

В целях подтверждения намерения руководителя государственного органа обеспечить достижение прямых и конечных результатов деятельности государственного органа, предусмотренных в стратегическом плане, руководители государственных органов разрабатывают меморандумы.

Меморандум представляет собой документ, подтверждающий намерения руководителя государственного органа обеспечить в пределах бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, достижения прямых и конечных результатов деятельности государственного органа, предусмотренных в стратегическом плане.

Меморандумы утверждаются:

по государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, Президентом Республики Казахстан или должностным лицом, им уполномоченным;

по центральным исполнительным органам, входящим в состав Правительства Республики Казахстан либо ему подчиненным, Премьер-Министром Республики Казахстан.

Меморандум государственного органа утверждается на очередной финансовый год и подлежит опубликованию.

Верховный суд Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан и исполнительные органы, финансируемые за счет местных бюджетов, меморандумы не подписывают.

Для реализации стратегического плана государственный орган ежегодно разрабатывает операционный план.

Операционный план это документ, содержащий конкретные действия государственного органа в текущем финансовом году, увязанные по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам осуществления мероприятий по достижению целей, задач и показателей результатов стратегического плана.

При внедрении БОР будет осуществлено изменение формата бюджетного планирования путем:

восприятия деятельности государственных органов как оказание услуг гражданам, бизнесу, а также государственными органами друг другу;

определения результатов деятельности государственных органов как удовлетворенность граждан и бизнеса объемом, качеством и доступностью государственных услуг;

привязки бюджетных расходов к конкретным государственным услугам и результатам, определения полной стоимости государственных услуг;

формирования и исполнения бюджета, обеспечивающего четкую взаимосвязь между бюджетными расходами государственных органов и прямыми и конечными результатами их деятельности;

внедрение среднесрочного бюджетного планирования, обеспечивающего планирование достижения результатов на период, превышающий один финансовый год.

В соответствии с проектом Бюджетного кодекса бюджетная программа представляет собой направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическими направлениями, целями, задачами, показателями результата, определенными в стратегическом плане государственного органа, имеющее показатели результата и объемы финансирования.

Бюджетные программы разрабатываются администратором бюджетных программ и утверждаются в составе стратегического плана государственного органа на три года.

В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на:

оказание государственных услуг;

предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;

предоставление бюджетных кредитов;

осуществление бюджетных инвестиций;

осуществление капитальных расходов;

выполнение обязательств государства.

Для планирования расходов бюджета администраторы бюджетных программ представляют в уполномоченный орган по государственному планированию:

1) проекты стратегических планов;

2) отчеты о реализации стратегического плана и бюджетных программ за прошедший финансовый год, содержащие информацию о достигнутых показателях результатов;

3) бюджетные заявки.

В случаях проведения оценки результатов к данным документам прилагаются результаты оценки.

Постановления Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о реализации Закона о республиканском бюджете и о реализации решения маслихата о местном бюджете предусматривают поручения уполномоченному органу по исполнению бюджета, администраторам бюджетных программ по обеспечению своевременного исполнения бюджета, местным исполнительным органам в части использования целевых трансфертов и кредитов из вышестоящего бюджета.

К постановлению прилагаются:

распределение целевых трансфертов и кредитов нижестоящим бюджетам;

перечень бюджетных инвестиционных проектов на плановый период в разрезе объектов;

перечень концессионных проектов на плановый период, требующих софинансирования из республиканского или местного бюджета, в разрезе объектов;

перечень местных бюджетных инвестиционных проектов на плановый период, финансируемых за счет целевых трансфертов на развитие и бюджетного кредитования из вышестоящего бюджета;

На стадии исполнения бюджета администраторам бюджетных программ, а также их подведомственным учреждениям предоставляется возможность оперативного управления бюджетными средствами путем их перераспределения как между бюджетными подпрограммами, так и между спецификами экономической классификации расходов бюджета в пределах утвержденного объема бюджетных средств по бюджетной программе.

Планы финансирования по обязательствам и платежам администраторов бюджетных программ разрабатываются по функциональной и экономической классификации расходов.

Сводный план финансирования по обязательствам составляется по функциональным группам, администраторам бюджетных программ и бюджетным программам функциональной классификации расходов бюджета.

В целях оперативного управления бюджетными средствами в проекте Бюджетного кодекса исключена норма о выдаче разрешений государственным учреждениям, определяющие объем бюджетных средств, в пределах которого ими возможно принятие обязательств.

В целях повышения ответственности за достижения прямых и конечных результатов целевые трансферты нижестоящим бюджетам будут перечисляться на основании соглашения о результатах, которое содержит:

цели и задачи, на решение которых выделяются целевые трансферты;

прямые и конечные результаты, которые должны быть достигнуты за счет использования целевых трансфертов;

обязательство о предоставлении администратору бюджетных программ вышестоящего бюджета отчета нижестоящего бюджета о достигнутых прямых и конечных результатах.

Соглашение о результатах по целевым трансфертам, предоставляемым из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, заключается не позднее 20 января текущего финансового года между администратором бюджетной программы вышестоящего бюджета и соответствующим местным исполнительным органом.

В случае дальнейшего распределения целевых трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета областным бюджетам, бюджетам города республиканского значения, столицы, между бюджетами районов (городов областного значения) местный исполнительный орган области заключает соответствующие соглашения о результатах по целевым трансфертам с местными исполнительными органами районов (городов областного значения).

Неиспользованные (недоиспользованные) суммы целевых трансфертов в течение финансового года, выделенные из вышестоящего бюджета, за исключением выделенных из резерва Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов, могут быть использованы (доиспользованы) нижестоящим бюджетом по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа в следующем финансовом году с соблюдением целевого назначения. Неиспользованные (недоиспользованные) в течение финансового года суммы целевых трансфертов, выделенных в истекшем финансовом году, разрешенные использовать (доиспользовать) по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа, подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, до конца текущего финансового года.

Создание эффективной системы мониторинга и контроля является необходимым условием ответственного и эффективного управления государственными ресурсами.

Администраторы бюджетных программ наделяются большей ответственностью за реализацию бюджетных программ. В ходе исполнения бюджета администраторы бюджетных программ отслеживают степень выполнения взятых на себя обязательств на основе мониторинга разработанных и утвержденных в стратегических планах показателей результатов.

Проектом Бюджетного кодекса вводится понятие - бюджетный мониторинг.

Бюджетный мониторинг - регулярный и систематический сбор, отслеживание и анализ показателей исполнения бюджета, осуществляемые с целью выявления причин несвоевременного принятия обязательств, несвоевременного проведения платежей по бюджетным программам, составления прогнозов исполнения поступлений и расходов бюджета, а также данных по показателям результата, определенным в бюджетных программах администраторов бюджетных программ.

Бюджетный мониторинг осуществляется администраторами бюджетных программ, центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета.

Бюджетный мониторинг осуществляется на основе бюджетной отчетности уполномоченных органов по исполнению бюджета и информации, предоставляемой администраторами бюджетных программ.

По результатам бюджетного мониторинга центральные и местные уполномоченные органы по исполнению бюджета по итогам полугодия и года направляют в Правительство Республики Казахстан, местным исполнительным органам и уполномоченные органы по государственному планированию аналитический отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов.

Внутренний государственный финансовый контроль осуществляют на республиканском и местном уровнях уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю (в настоящее время Комитет финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан) и службы внутреннего контроля, создаваемые во всех центральных государственных органах и местных исполнительных органах области, города республиканского значения, столицы.

Служба внутреннего контроля подчиняется напрямую руководителю государственного органа или акиму области, города республиканского значения, столицы.

Внутренний контроль со стороны Правительства Республики Казахстан за исполнением республиканского и местных бюджетов проводится уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом, который осуществляет внутренний контроль на соответствие и контроль финансовой отчетности.

Уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю представляет отчеты Правительству Республики Казахстан, службы внутреннего контроля - руководителям государственных органов и акимам области, города республиканского значения, столицы.

При внедрении БОР важную роль играют разработка и внедрение единых форм управленческой и бюджетной отчетности по целям и результатам, включая новые формы отчетов о результатах, предусмотренных в стратегических планах государственных органов.

Отчет о реализации стратегического плана ежегодно в срок до первого марта текущего финансового года представляют:

центральные исполнительные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан, в Администрацию Президента Республики Казахстан, центральные уполномоченные органы по государственному планированию и по исполнению бюджета и в органы, уполномоченные Президентом Республики Казахстан на проведение оценки результатов;

центральные исполнительные органы, входящие в состав Правительства Республики Казахстан, в Правительство Республики Казахстан, центральные уполномоченные органы по государственному планированию и по исполнению бюджета и в органы, уполномоченные Президентом Республики Казахстан на проведение оценки результатов;

исполнительные органы, финансируемые из местного бюджета, акиму, в местные уполномоченные органы по государственному планированию и по исполнению бюджета и в органы, уполномоченные Президентом Республики Казахстан на проведение оценки результатов.

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении государственных учреждений.

Финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении и изменениях в финансовом положении государственного учреждения.

Внешний контроль на республиканском уровне проводит Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.

В целях усиления внешнего контроля на местном уровне предлагается усилить ныне действующие ревизионные комиссии маслихатов.

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета представляет отчеты Президенту Республики Казахстан и Парламенту Республики Казахстан, ревизионные комиссии маслихатов - соответствующему маслихату.

Оценка результатов - комплексная и объективная оценка влияния деятельности государственного органа на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли (сферы) экономики, общества, анализ достижения показателей результатов деятельности государственного органа, в том числе оценка планирования и выполнения стратегического плана и бюджетных программ.

Оценка результатов рассматривает вопросы правильности определения цели и постановки задач, способности запланированных мероприятий разрешить экономические, социальные и иные проблемы, насколько эффективно и качественно были достигнуты цели и результаты, к каким негативным эффектам или результатам привела реализуемая программа, каким образом можно улучшить результативность программы, какие необходимые меры следует предпринять государственным органам, Правительству Республики Казахстан, акиматам для повышения результативности.

Проектом Бюджетного кодекса предусматриваются также изменения бюджетного процесса по следующим направлениям.

Бюджетные инвестиции

Бюджетные инвестиции будут осуществляться путем реализации инвестиционных проектов, участия в формировании и увеличении уставного капитала юридических лиц, софинансирования из бюджета концессионных проектов.

По завершенным инвестиционным проектам, финансируемым за счет бюджета, в том числе за счет целевых трансфертов, проводится оценка реализации инвестиционных проектов органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом.

Кроме того, в проекте Бюджетного кодекса учтены изменения, связанные с разработкой новой редакции Налогового кодекса.

Бюджетный кодекс вводится в действие с 1 января 2009 года, за исключением части второй пункта 2 статьи 71 и части второй пункта 2 статьи 103, которые вводятся в действие с 1 января 2010 года, и статей 118, 119, которые вводятся в действие с 1 января 2013 года.

Республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы разрабатывается в соответствии с проектом Бюджетного кодекса.

Местные бюджеты на 2009 год разрабатываются по структуре бюджета, предусмотренной проектом Бюджетного кодекса.

Годовые отчеты об исполнении республиканского бюджета за 2008 год и соответствующих местных бюджетов за 2008 и 2009 годы составляются, представляются, рассматриваются и утверждаются в порядке, действовавшем на момент введения в действие проекта Бюджетного кодекса.

В реализацию проекта Бюджетного кодекса будут внесены изменения в соответствующие законодательные акты".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2008
Информация 30.09.2008
Праздник разговения - Ораза-айт 30.09.2008
"Важно избежать использования двойных стандартов в реализации принципа территориальной целостности государств" 30.09.2008
В Мажилисе презентованы поправки о занятости и адресной социальной помощи 30.09.2008
Надо возродить в общественном мнении понятие "семья" 30.09.2008
Вознаграждение в законе… 30.09.2008
С 1 октября начинается подготовительная работа к переписи населения РК 2009 года по обходу населенных пунктов и составлению списка домов 30.09.2008
В Белоруссии сформирован парламент 30.09.2008
Спикером парламента Армении избран Овик Абрамян 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz