Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 12 сентября
Сегодня в Мажилисе министерство труда и социальной защиты населения представило законопроект "О социальных услугах" и сопутствующие поправки.
Презентация с участием вице-спикера Сергея Дьяченко состоялась в рамках Комитета по социально-культурному развитию под председательством Жаксылыка Доскалиева.
По завершении доклада о законопроекте ответственный секретарь министерства Тамара Дуйсенова ответила на вопросы ряда депутатов.
- Почему в законопроекте нет Перечня по видам социальных услуг? Надо бы включить, - считает, к примеру, депутат Розакул Халмурадов. По мнению депутата Айткуль Самаковой необходимо четко сформулировать такое понятие в проекте закона, как "трудная жизненная ситуация", чтобы не создавать условий для коррупции, позволяя чиновникам по-своему трактовать нормы будущего закона. Депутата Гульнар Сейтмаганбетову волнует дальнейшая судьба питомца детского дома по достижении совершеннолетия, в случае, если он не смог поступить на учебу или трудоустроиться. Депутат Жаксылык Доскалиев предлагает ясно определить в законопроекте позицию о медицинской помощи, в частности, о различии, когда речь идет об операции по вживлению инплантанта в ухо или же обеспечении слуховым аппаратом.
Многие из депутатских вопросов решено рассмотреть более подробно на последующих заседаниях рабочей группы, руководителем которой является депутат Светлана Ферхо.
Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада ответственного секретаря, а также информационно-справочный материал по законопроекту:
"Открытый для всех доступ к социальным услугам высокого качества, сочетающийся с особым вниманием к потребностям уязвимых категорий населения является одной из основных функций социального государства.
В широком смысле слова социальная услуга - определенный вид деятельности социальных работников, направленный на удовлетворение разумных потребностей человека в целях расширения возможностей для его развития, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства.
В том случае, когда оказание социальных услуг фокусируется на одиноких гражданах пожилого возраста и инвалидах, детях-инвалидах и других социально уязвимых слоях населения социальные услуги выступают как составная часть социального обеспечения и социальной поддержки населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Предоставление социальных услуг именно данным категориям населения и является предметом регулирования в законопроекте.
Необходимость разработки законопроекта связано, во - первых состоянием и долей лиц данной категории в общей численности населения:
Старение населения в Казахстане не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах, однако и у нас в настоящее время каждый десятый житель находится в пожилом возрасте. По имеющимся прогнозам Агентства РК по статистике доля пожилых людей увеличится к 2030 году до 11,1-11,3%, а к 2050 году - может возрасти до 14,7 -15%.
Медленно снижается уровень инвалидности. На 01.01.2008 г в республике насчитывается 454 940 инвалидов (или около 3-х % от общей численности населения). Динамика интенсивного показателя инвалидности в последние годы остается стабильной - 28,5 на 10 000 населения, или ежегодно инвалидность устанавливается 43 тыс. человек.
Анализ возрастной структуры инвалидности свидетельствует об ее омоложении: на 01.01.2008 года 9,6% от общего числа инвалидов составляют дети; 69,7% - лица трудоспособного возраста от 18 до 58/63 лет; 20,8% - лица пожилого возраста, что делает особо актуальным не только организацию ухода и лечения, но и оказание реабилитационных услуг.
В республике растет социальное сиротство, имеет место детская беспризорность и семейное насилие.
Лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации традиционно получают следующие виды услуг:
- медицинские услуги;
- образовательные услуги;
- социальные услуги, предоставляемые в специальных медико -социальных учреждениях для лиц с ограниченными возможностями и одиноким лицам пожилого возраста.
Как видите, действующая система социального обслуживания преимущественно сориентирована на социальную поддержку инвалидов, тогда как другие категории социально уязвимых лиц остаются без должного внимания и помощи.
И вторая необходимость разработки законопроекта вытекающая отсюда - это несовершенство действующей системы.
1. В сфере оказания социальных услуг сохраняется государственная монополия. Основным субъектом деятельности в данной сфере выступает государство, в лице государственных органов и государственных учреждений центрального и местного значения. Неправительственный и частный сектор в оказании социальных услуг представлены незначительно.
Необходимо отметить, что ЗРК "О социальной защите инвалидов" (2005 г.) предусматривалось оказание социальных услуг организациями различных форм собственности. Однако отсутствие механизма привлечения бизнеса и НПО не позволило реализовать предусмотренную вышеупомянутым законом норму.
На рынке услуг отсутствует конкурентная среда, что приводит к ограниченному выбору и доступности, низкому качеству социальных услуг.
2. До сих пор не разработаны основные государственные стандарты оказания социальных услуг, которые бы определяли объем и качество предоставляемых услуг, организацию социального обслуживания.
Их отсутствие привело к значительной межрегиональной и функциональной дифференциации в размерах и качестве предоставляемых социальных услуг. Так расходы на обслуживание одного лица по домам престарелых различаются по республике в пределах от 338 до 862 тыс. тенге; для психоневрологических больных (из числа взрослого населения) от 278 до 966 тыс. тенге; по домам интернатам для детей с психическими отклонениями от 431 до 1115 тыс. тенге в год.
(Например: расходы на одного обслуживаемого в год в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа в Карагандинской области составляют 338,2 тыс тенге, а в Кызылординской - 862,4 тыс, в Южно-Казахстанской - 782,8 тыс. В детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в Костанайской области - 126,1 тыс. тенге, а в Мангистауской - 1261,9 тыс. тенге)
На законодательном уровне не определены категории граждан и перечень обязательных и дополнительных услуг, предоставляемых бесплатно и /либо на платной основе.
Это создает серьезные препятствия на пути реализации конституционных прав граждан на социальное обслуживание.
3. Не отвечает современным требованиям и потребностям обслуживаемых лиц инфраструктура системы оказания социальных услуг.
Существующая сеть данных медико-социальных учреждений пока не гарантирует оказания помощи всем нуждающимся в силу ограниченности мест в существующих домах-интернатах.
В стране преобладают дома - интернаты общего типа, в которых на полном государственном обеспечении проживают и получают социальные услуги по единым правилам различные категории граждан (в настоящее время в республике 108 домов-интернатов, в которых проживают 19 592 человека).
Условия интернатного пребывания не способствуют интеграции пациентов в социум, а, напротив, ведут к их изоляции.
В силу неразвитости современных форм работы с детьми-инвалидами, в том числе, страдающими психическими отклонениями родители, занятые уходом за детьми- инвалидами, выпадают из системы формальной занятости, что, в свою очередь усугубляет проблему бедности и сужает и без того ограниченные стартовые возможности их детей.
4. Неразвитый институт социальных работников.
Третью необходимость продиктовала международная практика оказания социальных услуг.
В сложившихся, таким образом условиях, с учетом международного опыта необходимо осуществить определенную модернизацию системы оказания социальных услуг. Основой преобразований должен стать ЗРК "О социальных услугах".
3. Основные положения законопроекта.
1) Целью законопроекта является нормативно-правовое обеспечение создания комплексной системы предоставления социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение эффективности и качества предоставляемых услуг.
В этой связи:
2) Законодательно закрепляются основополагающие принципы и задачи государственной политики социального обслуживания, предусматривающие обеспечение социальной справедливости, реализацию конституционных гарантий, социальную интеграцию и улучшение качества жизни потребителей социальных услуг.
3) Впервые определены виды социальных услуг, которые подразделяются на общие и специальные социальные услуги.
Общие социальные услуги предоставляются лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации в виде информационных, консультационных, посреднических услуг.
Специальные социальные услуги предоставляются лицу (семье), неспособному самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию и нуждающемуся в услугах специалистов и (или) специализированных учреждений.
Гарантированный перечень и объем бесплатных специальных социальных услуг совместно разрабатывается уполномоченными органами в области социальной защиты населения, образования, здравоохранения и утверждается Правительством Республики Казахстан.
Кроме того, здесь определены категории граждан, перечень и объем, социальное обслуживание и (или) предоставление услуг которым гарантируется и должно предоставляться бесплатно.
Таким образом, расширяется круг лиц охвачиваемых социальным обслуживанием.
4) Особое значение приобретает разработка и реализация государственных стандартов предоставления социальных услуг, что позволит не допустить существенных различий объема и качества услуг в зависимости от региона, где проживают граждане, расширит правовые возможности в части рационального планирования и целевого распределения ресурсов, выделяемых на осуществление обязательств государства по социальному обслуживанию населения.
5) В законопроекте установлен:
- перечень учреждений и предприятий социального обслуживания (различных форм собственности). При этом предусматривается использование рыночных механизмов, создание конкурентной среды и развитие партнерства с НПО и бизнесом. (Рыночные принципы предоставления социальных услуг на местном уровне характерны практически для всех стран. Хотя государственный сектор держит в своих руках финансовые рычаги и является "заказчиком" услуг, главными субъектами выступают независимые организации и местные сообщества. Такой подход позволяет максимально приблизить социальное партнерство к потребителю социальных услуг, одновременно стимулируя расширение их спектра, гибкость и качество);
- принципы и порядок предоставления ими социальных услуг; в том числе порядок лицензирования и аккредитации субъектов, предоставляющих социальные услуги; порядок оценки качества предоставляемых_услуг_. Впервые также определены статус, право, обязанности и требования к их профессиональным компетенциям (ст. 15);
- заложен комплексный подход к оказанию услуг - медицинских, образовательных и социальных на протяжении всей жизни, начиная с младенчества и кончая пожилым возрастом.
предусмотрено совершенствование институциональной системы предоставления социальных услуг.Предполагается провести инвентаризацию (паспортизацию) государственных стационарных учреждений социального обслуживания, продолжить разукрупнение домов-интернатов, создание геронтологических центров и домов-интернатов малой вместимости расширение центров дневного пребывания.
Особое внимание будет уделено использованию потенциала социальных служб для оказания поддержки семьям, осуществляющим семейный уход за пожилыми людьми и инвалидами, формирования у населения умений и навыков к самообеспечению, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства и интересов. Таким образом, будет обеспечиваться доступность социальных услуг.
6) Предусмотрено также ввести новый порядок финансирования системы социального обслуживания с учетом стандартизации и привлечения дополнительных источников финансирования. При этом предполагаемые расходы республиканского бюджета на предоставление социальных услуг по новым стандартам в 2009-2011 годах составят 32~04? млн. тенге.
7) Сохраняется государственное регулирование системы социального обслуживания. Правительство РК будет определять основы государственной политики, утверждать основные параметры, условия и стандарты предоставления социальных услуг. (СЛАЙД 20)
Отдельно определены компетенции уполномоченных органов в области социальной защиты, здравоохранения и образования: - разработка государственных стандартов,
определение перечня общих и специальных услуг, объема гарантированных бесплатных услуг;
лицензирование деятельности по предоставлению специальных социальных услуг по отдельным видам.
С учетом оптимизации системы государственного управления, функции организации и контроля за состоянием работы по оказанию социальных услуг будут распределены между центральными и местными исполнительными органами.
Введение норм законопроекта предполагается осуществить поэтапно. В реализацию Закона предполагается принять следующие меры:
- внести необходимые изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты (Кодекс РК "Об административных правонарушениях", ЗРК "Олицензировании", "О частном предпринимательстве)";
определить приоритетные направления развития социального обслуживания населения в Республике Казахстан на среднесрочный период;
- разработать пакет национальных стандартов качества социальных услуг в помощь местным органам исполнительной власти;
- совершенствовать на региональном уровне механизм, включающий установление территориальных перечней гарантированных государством социальных услуг, норм и нормативов в области социального обслуживания, порядков предоставления социального обслуживания бесплатно и за плату, тарифов на платные дополнительные социальные услуги, использование эффективных технологий организации социального обслуживания;
- активно использовать в оказании социальных услуг возможности гражданского общества.
Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данного направления совершенствования системы социальной помощи и поддержки должно стать повышение качества и стандартов жизни казахстанцев.
Пояснение к законопроекту "О социальных услугах"
Проект Закона Республики Казахстан "О социальных услугах" разработан в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" и во исполнение Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Корреспондируются с указанной нормой положения статьи 28 Конституции: гражданину Республики Казахстан гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям, а также поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Одним из важнейших направлений осуществления государственной политики по поддержанию социально уязвимых слоев населения и оказания им реальной помощи выступает оказание социальных услуг.
Общественные отношения в области социального обеспечения согласно подпункту 7) пункта 3 статьи 61 Конституции регулируются законами. Вместе с тем регламентация оказания социальных услуг как важнейшей сферы социально-обеспечительных отношений на современном этапе отличается фрагментарностью и разрозненностью нормативных правовых актов.
Анализ теоретических подходов действующего законодательства показал, что деятельность государства в сфере социальной защиты населения не соответствует содержанию новой государственной политики в социальной сфере, нацеленной на ее реформирование и модернизацию. В действующей системе предоставления социальных услуг преобладает государственное участие, при этом участие частного сектора минимально, тогда как в зарубежных странах в качестве субъектов, предоставляющих социальные услуги, преобладают именно негосударственные органы. Традиционно социальная поддержка направлена на узкий круг социально уязвимых лиц и основывается на односторонних финансовых вливаниях в социальную сферу со стороны государства. На сегодняшний день необходимо констатировать факт неразвитости системы социальных услуг и социальной инфраструктуры, а также отсутствия сформированного института профессиональной социальной работы.
Законопроект должен заложить основы для дальнейшего законодательного, институционального развития социальных услуг и социальной работы, для развития социальной инфраструктуры и модернизации системы финансирования социальных услуг, определить субъектов, потребителей, место и роль системы предоставления социальных услуг.
Законопроект разработан с целью дальнейшего развития рынка социальных услуг, унификации законодательства и выработки единых принципов регламентации отношений по предоставлению социальных услуг в предусмотренных законодательством случаях.
Развитие рынка социальных услуг обуславливает необходимость формирования единых подходов и принципов в уточнении и детализации предоставляемых социальных услуг в объеме гарантированного минимума, а также дополнительных социальных услуг. Законодательно должен быть определен правовой статус социальных служб и организаций, выработан единый механизм оказания социальной помощи, установлены права и обязанности социальных работников. Для предоставления отдельных видов социальных услуг следует предусмотреть возможность использования механизма государственных закупок на основе государственного социального заказа.
В целях расширения сферы оказания социальных услуг и повышения их качества предусматривается введение лицензирования деятельности субъектов, занимающихся предоставлением специальных социальных услуг.
Законопроектом должны быть решены следующие задачи:
закрепление методологии и принципов дальнейшего развития законодательства и нормативного обеспечения реформирования социальной сферы, развития института социальной работы и социальных услуг;
определение субъектов и объектов деятельности (категории лиц, нуждающихся в социальных услугах / социальных групп);
формирование современных механизмов финансирования предоставления социальных услуг государственными, негосударственными социальными службами;
создание законодательной основы для структурного и кадрового развития в области социальной работы, предоставления социальных услуг социально уязвимым лицам (социальным группам), определение статуса социальных работников.
Законопроект позволит систематизировать действующие виды социальных услуг, предоставляемые населению бесплатно, а также некоторые новые виды социальных услуг, которые будут предоставляться на платной основе.
Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из государственного бюджета в следующих объемах: на 2009 год - 9615,2 млн. тенге; на 2010 год - 11951,6 млн. тенге; на 2011 год - 18701,3 млн. тенге.". |