NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 19:03 ast
17:03 msk

В Мажилисе презентован законопроект "О социальных услугах"
"Открытый для всех доступ к социальным услугам высокого качества, сочетающийся с особым вниманием к потребностям уязвимых категорий населения является одной из основных функций социального государства…"
15.09.2008 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 12 сентября

Сегодня в Мажилисе министерство труда и социальной защиты населения представило законопроект "О социальных услугах" и сопутствующие поправки.

Презентация с участием вице-спикера Сергея Дьяченко состоялась в рамках Комитета по социально-культурному развитию под председательством Жаксылыка Доскалиева.

По завершении доклада о законопроекте ответственный секретарь министерства Тамара Дуйсенова ответила на вопросы ряда депутатов.

- Почему в законопроекте нет Перечня по видам социальных услуг? Надо бы включить, - считает, к примеру, депутат Розакул Халмурадов. По мнению депутата Айткуль Самаковой необходимо четко сформулировать такое понятие в проекте закона, как "трудная жизненная ситуация", чтобы не создавать условий для коррупции, позволяя чиновникам по-своему трактовать нормы будущего закона. Депутата Гульнар Сейтмаганбетову волнует дальнейшая судьба питомца детского дома по достижении совершеннолетия, в случае, если он не смог поступить на учебу или трудоустроиться. Депутат Жаксылык Доскалиев предлагает ясно определить в законопроекте позицию о медицинской помощи, в частности, о различии, когда речь идет об операции по вживлению инплантанта в ухо или же обеспечении слуховым аппаратом.

Многие из депутатских вопросов решено рассмотреть более подробно на последующих заседаниях рабочей группы, руководителем которой является депутат Светлана Ферхо.

Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада ответственного секретаря, а также информационно-справочный материал по законопроекту:

"Открытый для всех доступ к социальным услугам высокого качества, сочетающийся с особым вниманием к потребностям уязвимых категорий населения является одной из основных функций социального государства.

В широком смысле слова социальная услуга - определенный вид деятельности социальных работников, направленный на удовлетворение разумных потребностей человека в целях расширения возможностей для его развития, реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства.

В том случае, когда оказание социальных услуг фокусируется на одиноких гражданах пожилого возраста и инвалидах, детях-инвалидах и других социально уязвимых слоях населения социальные услуги выступают как составная часть социального обеспечения и социальной поддержки населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Предоставление социальных услуг именно данным категориям населения и является предметом регулирования в законопроекте.

Необходимость разработки законопроекта связано, во - первых состоянием и долей лиц данной категории в общей численности населения:

Старение населения в Казахстане не зашло еще так далеко, как в некоторых других странах, однако и у нас в настоящее время каждый десятый житель находится в пожилом возрасте. По имеющимся прогнозам Агентства РК по статистике доля пожилых людей увеличится к 2030 году до 11,1-11,3%, а к 2050 году - может возрасти до 14,7 -15%.

Медленно снижается уровень инвалидности. На 01.01.2008 г в республике насчитывается 454 940 инвалидов (или около 3-х % от общей численности населения). Динамика интенсивного показателя инвалидности в последние годы остается стабильной - 28,5 на 10 000 населения, или ежегодно инвалидность устанавливается 43 тыс. человек.

Анализ возрастной структуры инвалидности свидетельствует об ее омоложении: на 01.01.2008 года 9,6% от общего числа инвалидов составляют дети; 69,7% - лица трудоспособного возраста от 18 до 58/63 лет; 20,8% - лица пожилого возраста, что делает особо актуальным не только организацию ухода и лечения, но и оказание реабилитационных услуг.

В республике растет социальное сиротство, имеет место детская беспризорность и семейное насилие.

Лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации традиционно получают следующие виды услуг:

- медицинские услуги;

- образовательные услуги;

- социальные услуги, предоставляемые в специальных медико -социальных учреждениях для лиц с ограниченными возможностями и одиноким лицам пожилого возраста.

Как видите, действующая система социального обслуживания преимущественно сориентирована на социальную поддержку инвалидов, тогда как другие категории социально уязвимых лиц остаются без должного внимания и помощи.

И вторая необходимость разработки законопроекта вытекающая отсюда - это несовершенство действующей системы.

1. В сфере оказания социальных услуг сохраняется государственная монополия. Основным субъектом деятельности в данной сфере выступает государство, в лице государственных органов и государственных учреждений центрального и местного значения. Неправительственный и частный сектор в оказании социальных услуг представлены незначительно.

Необходимо отметить, что ЗРК "О социальной защите инвалидов" (2005 г.) предусматривалось оказание социальных услуг организациями различных форм собственности. Однако отсутствие механизма привлечения бизнеса и НПО не позволило реализовать предусмотренную вышеупомянутым законом норму.

На рынке услуг отсутствует конкурентная среда, что приводит к ограниченному выбору и доступности, низкому качеству социальных услуг.

2. До сих пор не разработаны основные государственные стандарты оказания социальных услуг, которые бы определяли объем и качество предоставляемых услуг, организацию социального обслуживания.

Их отсутствие привело к значительной межрегиональной и функциональной дифференциации в размерах и качестве предоставляемых социальных услуг. Так расходы на обслуживание одного лица по домам престарелых различаются по республике в пределах от 338 до 862 тыс. тенге; для психоневрологических больных (из числа взрослого населения) от 278 до 966 тыс. тенге; по домам интернатам для детей с психическими отклонениями от 431 до 1115 тыс. тенге в год.

(Например: расходы на одного обслуживаемого в год в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа в Карагандинской области составляют 338,2 тыс тенге, а в Кызылординской - 862,4 тыс, в Южно-Казахстанской - 782,8 тыс. В детских домах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в Костанайской области - 126,1 тыс. тенге, а в Мангистауской - 1261,9 тыс. тенге)

На законодательном уровне не определены категории граждан и перечень обязательных и дополнительных услуг, предоставляемых бесплатно и /либо на платной основе.

Это создает серьезные препятствия на пути реализации конституционных прав граждан на социальное обслуживание.

3. Не отвечает современным требованиям и потребностям обслуживаемых лиц инфраструктура системы оказания социальных услуг.

Существующая сеть данных медико-социальных учреждений пока не гарантирует оказания помощи всем нуждающимся в силу ограниченности мест в существующих домах-интернатах.

В стране преобладают дома - интернаты общего типа, в которых на полном государственном обеспечении проживают и получают социальные услуги по единым правилам различные категории граждан (в настоящее время в республике 108 домов-интернатов, в которых проживают 19 592 человека).

Условия интернатного пребывания не способствуют интеграции пациентов в социум, а, напротив, ведут к их изоляции.

В силу неразвитости современных форм работы с детьми-инвалидами, в том числе, страдающими психическими отклонениями родители, занятые уходом за детьми- инвалидами, выпадают из системы формальной занятости, что, в свою очередь усугубляет проблему бедности и сужает и без того ограниченные стартовые возможности их детей.

4. Неразвитый институт социальных работников.

Третью необходимость продиктовала международная практика оказания социальных услуг.

В сложившихся, таким образом условиях, с учетом международного опыта необходимо осуществить определенную модернизацию системы оказания социальных услуг. Основой преобразований должен стать ЗРК "О социальных услугах".

3. Основные положения законопроекта.

1) Целью законопроекта является нормативно-правовое обеспечение создания комплексной системы предоставления социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение эффективности и качества предоставляемых услуг.

В этой связи:

2) Законодательно закрепляются основополагающие принципы и задачи государственной политики социального обслуживания, предусматривающие обеспечение социальной справедливости, реализацию конституционных гарантий, социальную интеграцию и улучшение качества жизни потребителей социальных услуг.

3) Впервые определены виды социальных услуг, которые подразделяются на общие и специальные социальные услуги.

Общие социальные услуги предоставляются лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации в виде информационных, консультационных, посреднических услуг.

Специальные социальные услуги предоставляются лицу (семье), неспособному самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию и нуждающемуся в услугах специалистов и (или) специализированных учреждений.

Гарантированный перечень и объем бесплатных специальных социальных услуг совместно разрабатывается уполномоченными органами в области социальной защиты населения, образования, здравоохранения и утверждается Правительством Республики Казахстан.

Кроме того, здесь определены категории граждан, перечень и объем, социальное обслуживание и (или) предоставление услуг которым гарантируется и должно предоставляться бесплатно.

Таким образом, расширяется круг лиц охвачиваемых социальным обслуживанием.

4) Особое значение приобретает разработка и реализация государственных стандартов предоставления социальных услуг, что позволит не допустить существенных различий объема и качества услуг в зависимости от региона, где проживают граждане, расширит правовые возможности в части рационального планирования и целевого распределения ресурсов, выделяемых на осуществление обязательств государства по социальному обслуживанию населения.

5) В законопроекте установлен:

- перечень учреждений и предприятий социального обслуживания (различных форм собственности). При этом предусматривается использование рыночных механизмов, создание конкурентной среды и развитие партнерства с НПО и бизнесом. (Рыночные принципы предоставления социальных услуг на местном уровне характерны практически для всех стран. Хотя государственный сектор держит в своих руках финансовые рычаги и является "заказчиком" услуг, главными субъектами выступают независимые организации и местные сообщества. Такой подход позволяет максимально приблизить социальное партнерство к потребителю социальных услуг, одновременно стимулируя расширение их спектра, гибкость и качество);

- принципы и порядок предоставления ими социальных услуг; в том числе порядок лицензирования и аккредитации субъектов, предоставляющих социальные услуги; порядок оценки качества предоставляемых_услуг_. Впервые также определены статус, право, обязанности и требования к их профессиональным компетенциям (ст. 15);

- заложен комплексный подход к оказанию услуг - медицинских, образовательных и социальных на протяжении всей жизни, начиная с младенчества и кончая пожилым возрастом.

предусмотрено совершенствование институциональной системы предоставления социальных услуг.Предполагается провести инвентаризацию (паспортизацию) государственных стационарных учреждений социального обслуживания, продолжить разукрупнение домов-интернатов, создание геронтологических центров и домов-интернатов малой вместимости расширение центров дневного пребывания.

Особое внимание будет уделено использованию потенциала социальных служб для оказания поддержки семьям, осуществляющим семейный уход за пожилыми людьми и инвалидами, формирования у населения умений и навыков к самообеспечению, создания групп самопомощи по принципу общего места жительства и интересов. Таким образом, будет обеспечиваться доступность социальных услуг.

6) Предусмотрено также ввести новый порядок финансирования системы социального обслуживания с учетом стандартизации и привлечения дополнительных источников финансирования. При этом предполагаемые расходы республиканского бюджета на предоставление социальных услуг по новым стандартам в 2009-2011 годах составят 32~04? млн. тенге.

7) Сохраняется государственное регулирование системы социального обслуживания. Правительство РК будет определять основы государственной политики, утверждать основные параметры, условия и стандарты предоставления социальных услуг. (СЛАЙД 20)

Отдельно определены компетенции уполномоченных органов в области социальной защиты, здравоохранения и образования: - разработка государственных стандартов,

определение перечня общих и специальных услуг, объема гарантированных бесплатных услуг;

лицензирование деятельности по предоставлению специальных социальных услуг по отдельным видам.

С учетом оптимизации системы государственного управления, функции организации и контроля за состоянием работы по оказанию социальных услуг будут распределены между центральными и местными исполнительными органами.

Введение норм законопроекта предполагается осуществить поэтапно. В реализацию Закона предполагается принять следующие меры:

- внести необходимые изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты (Кодекс РК "Об административных правонарушениях", ЗРК "Олицензировании", "О частном предпринимательстве)";

определить приоритетные направления развития социального обслуживания населения в Республике Казахстан на среднесрочный период;

- разработать пакет национальных стандартов качества социальных услуг в помощь местным органам исполнительной власти;

- совершенствовать на региональном уровне механизм, включающий установление территориальных перечней гарантированных государством социальных услуг, норм и нормативов в области социального обслуживания, порядков предоставления социального обслуживания бесплатно и за плату, тарифов на платные дополнительные социальные услуги, использование эффективных технологий организации социального обслуживания;

- активно использовать в оказании социальных услуг возможности гражданского общества.

Конечным результатом мероприятий, реализуемых в рамках данного направления совершенствования системы социальной помощи и поддержки должно стать повышение качества и стандартов жизни казахстанцев.

Пояснение
к законопроекту "О социальных услугах"

Проект Закона Республики Казахстан "О социальных услугах" разработан в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира" и во исполнение Плана законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Корреспондируются с указанной нормой положения статьи 28 Конституции: гражданину Республики Казахстан гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям, а также поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Одним из важнейших направлений осуществления государственной политики по поддержанию социально уязвимых слоев населения и оказания им реальной помощи выступает оказание социальных услуг.

Общественные отношения в области социального обеспечения согласно подпункту 7) пункта 3 статьи 61 Конституции регулируются законами. Вместе с тем регламентация оказания социальных услуг как важнейшей сферы социально-обеспечительных отношений на современном этапе отличается фрагментарностью и разрозненностью нормативных правовых актов.

Анализ теоретических подходов действующего законодательства показал, что деятельность государства в сфере социальной защиты населения не соответствует содержанию новой государственной политики в социальной сфере, нацеленной на ее реформирование и модернизацию. В действующей системе предоставления социальных услуг преобладает государственное участие, при этом участие частного сектора минимально, тогда как в зарубежных странах в качестве субъектов, предоставляющих социальные услуги, преобладают именно негосударственные органы. Традиционно социальная поддержка направлена на узкий круг социально уязвимых лиц и основывается на односторонних финансовых вливаниях в социальную сферу со стороны государства. На сегодняшний день необходимо констатировать факт неразвитости системы социальных услуг и социальной инфраструктуры, а также отсутствия сформированного института профессиональной социальной работы.

Законопроект должен заложить основы для дальнейшего законодательного, институционального развития социальных услуг и социальной работы, для развития социальной инфраструктуры и модернизации системы финансирования социальных услуг, определить субъектов, потребителей, место и роль системы предоставления социальных услуг.

Законопроект разработан с целью дальнейшего развития рынка социальных услуг, унификации законодательства и выработки единых принципов регламентации отношений по предоставлению социальных услуг в предусмотренных законодательством случаях.

Развитие рынка социальных услуг обуславливает необходимость формирования единых подходов и принципов в уточнении и детализации предоставляемых социальных услуг в объеме гарантированного минимума, а также дополнительных социальных услуг. Законодательно должен быть определен правовой статус социальных служб и организаций, выработан единый механизм оказания социальной помощи, установлены права и обязанности социальных работников. Для предоставления отдельных видов социальных услуг следует предусмотреть возможность использования механизма государственных закупок на основе государственного социального заказа.

В целях расширения сферы оказания социальных услуг и повышения их качества предусматривается введение лицензирования деятельности субъектов, занимающихся предоставлением специальных социальных услуг.

Законопроектом должны быть решены следующие задачи:

закрепление методологии и принципов дальнейшего развития законодательства и нормативного обеспечения реформирования социальной сферы, развития института социальной работы и социальных услуг;

определение субъектов и объектов деятельности (категории лиц, нуждающихся в социальных услугах / социальных групп);

формирование современных механизмов финансирования предоставления социальных услуг государственными, негосударственными социальными службами;

создание законодательной основы для структурного и кадрового развития в области социальной работы, предоставления социальных услуг социально уязвимым лицам (социальным группам), определение статуса социальных работников.

Законопроект позволит систематизировать действующие виды социальных услуг, предоставляемые населению бесплатно, а также некоторые новые виды социальных услуг, которые будут предоставляться на платной основе.

Принятие законопроекта потребует дополнительных расходов из государственного бюджета в следующих объемах:
на 2009 год - 9615,2 млн. тенге;
на 2010 год - 11951,6 млн. тенге;
на 2011 год - 18701,3 млн. тенге.".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2008
Информация 30.09.2008
Праздник разговения - Ораза-айт 30.09.2008
"Важно избежать использования двойных стандартов в реализации принципа территориальной целостности государств" 30.09.2008
В Мажилисе презентованы поправки о занятости и адресной социальной помощи 30.09.2008
Надо возродить в общественном мнении понятие "семья" 30.09.2008
Вознаграждение в законе… 30.09.2008
С 1 октября начинается подготовительная работа к переписи населения РК 2009 года по обходу населенных пунктов и составлению списка домов 30.09.2008
В Белоруссии сформирован парламент 30.09.2008
Спикером парламента Армении избран Овик Абрамян 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz