NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 10:11 ast
08:11 msk

Буква и цифра закона
Счетный комитет предлагал правительству новую модель госфинконтроля, которая бы исключила дублирование функций. Но эти предложения не нашли ни понимания у Кабмина, ни отражения в новом Бюджетном кодексе
15.09.2008 / политика и общество

Юлиана Жихорь, "НП", 12 сентября

Не успели отгреметь споры вокруг проекта нового Налогового кодекса, как атмосфера в зале заседаний мажилиса вновь накалилась - Министерство экономики и бюджетного планирования презентовало палате еще один кодекс - новый Бюджетный. За два часа вопросов-ответов депутаты и правительство так и не поняли друг друга, договорившись найти консенсус потом

Новый Бюджетный кодекс знаменует собой новую эру развития казахстанского бюджетирования. Мало того, что начиная с 1 января страна переходит на трехлетний бюджет, так еще и формирование бюджета будет вестись по новым схемам. Если раньше деньги распределялись по принципу "кто сколько попросит", то теперь бюджетные средства будут раздаваться лишь на определенные цели, которые ведомство обязуется достичь за эти деньги за три года, зафиксированные в так называемых стратегических планах госорганов. То бишь переход от "управления затратами" к "управлению результатами".

Как сообщил глава Минэкономики Бахыт Султанов, стратегические планы должны содержать анализ текущей ситуации и тенденции развития соответствующих отраслей, а также "стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы (прямые и конечные результаты деятельности госоргана)".

Личную ответственность за достижение прописанных в стратегплане индикаторов несет персонально глава госоргана, заключая соответствующий меморандум с президентом или премьер-министром (в зависимости от подчинения и подотчетности). Исключение составляют Верховный суд, Конституционный совет, ХОЗУ парламента, ЦИК и исполнительные органы, финансируемые за счет местных бюджетов - они меморандумы не заключают. (То есть их руководители за бесцельную трату бюджетных средств ответственности не понесут.)

К слову, об ответственности. Про меморандумы хоть и прописано, однако какова будет кара главе министерства в случае, если его ведомство не исполнит задуманное, пока не известно. Видимо, это будет оставлено на усмотрение президента или премьера. Однако последние хоть периодически и угрожают своим подчиненным "личной ответственностью", предпочитают наказывать не верхушку айсберга, а нижестоящих чиновников.

К тому же депутаты считают неправильным отсутствие норм об обязательной ответственности органов власти за результаты выполнения тех или иных социальных программ. "Мы знаем, не однажды уже, к сожалению, наступали на эти грабли, и Счетный комитет не однажды на это указывал нам, - как обычно блеснул красноречием Владимир Нехорошев. - А бьют эти грабли по народу. Корень зла, мы видим, как правило, находится наверху... Верно говорят, что мы - страна непуганых чиновников, забитых предпринимателей и очень терпеливого народа".

В целом же деятельность всех госорганов должна быть переориентирована на предоставление госуслуг. Проверять степень достижения цели (то бишь качество использования государственных денег) будут, опрашивая непосредственных получателей услуг (планируют использовать информацию НПО), а также путем внутреннего и внешнего контроля. Первый вид контроля, как прописано в проекте кодекса, для первого руководителя. Второй - для президента, парламента или маслихата о деятельности правительства в целом и госорганов в частности.

Внешний контроль будут осуществлять Счетный комитет и ревизионные комиссии маслихатов. В качестве еще одного внутреннего аудитора (для правительства) будет использоваться "уполномоченный правительством орган по внутреннему контролю". А заодно сохранится Комитет финансового контроля Минфина.

Такой многоэтажный контроль вызвал у одних депутатов недоумение: зачем нужно столько проверяющих, у которых функции, по сути, дублируются, у других - одобрение (целее деньги будут).

"Вообще, это неправильный путь", - раскритиковал мажмилисмен Алтай Тлеубердин предложение по усилению службы внутреннего контроля. "Ведомственная служба контроля никогда не даст эффекта, даже в такой редакции, что она подчиняется первому руководителю, - заявил он. - Первый руководитель отвечает за бюджетные программы и мало заинтересован, чтобы недостатки, которые были, вскрывались". По мнению депутата, нужно не число людей-контролеров увеличивать, а "укреплять систему казначейства, внедрять информационные программы и прослеживать движение денег".

Гульжана Карагусова возразила коллеге: "Отделы внутреннего контроля были внедрены еще тогда, когда Келимбетов был. И во всех министерствах они были созданы. У нас они сыграли позитивную роль. По пенсионерам мы сами выявили 5 тысяч подложных дел".

Споры "надо" или "не надо" прекратила член Счетного комитета Зинаида Загоскина, сообщившая, что, по ныне действующему Бюджетному кодексу, дублирующие функции органов финансового контроля составляют 80 процентов: "Сначала проверяет Счетный комитет, потом Комитет финконтроля и наоборот". Согласно проекту нового кодекса, дублирование составит уже 90 процентов. И это при том, что Счетный комитет предлагал правительству новую модель госфинконтроля, которая бы исключила дублирование функций. Но эти предложения не нашли ни понимания у Кабмина, ни отражения в новом Бюджетном кодексе.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2008
Информация 30.09.2008
Праздник разговения - Ораза-айт 30.09.2008
"Важно избежать использования двойных стандартов в реализации принципа территориальной целостности государств" 30.09.2008
В Мажилисе презентованы поправки о занятости и адресной социальной помощи 30.09.2008
Надо возродить в общественном мнении понятие "семья" 30.09.2008
Вознаграждение в законе… 30.09.2008
С 1 октября начинается подготовительная работа к переписи населения РК 2009 года по обходу населенных пунктов и составлению списка домов 30.09.2008
В Белоруссии сформирован парламент 30.09.2008
Спикером парламента Армении избран Овик Абрамян 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz