Гульмира Кунапия, "Бизнес и власть", 12 сентября
Новый налоговый кодекс не внесет кардинальных изменений в налоговую политику страны, считают экономисты. По их мнению, спешка в принятии этого важного документа не позволит Казахстану защитить национальные интересы.
Любые изменения в законодательство должны рационально сочетать интересы государства, общества и бизнеса, говорит "&" Канат Берентаев, главный научный сотрудник Института мировой экономики и политики при Фонде первого Президента. "Остается открытым вопрос - соответствуют ли новый налоговый и бюджетный кодексы решению этой проблемы. У меня складывается отрицательное впечатление", - заявил он на прошедшей во вторник конференции с участием представителей научно-исследовательских организаций по обсуждению налогового законодательства в Астане.
По словам экономиста Валентина Макалкина, в новом налоговом кодексе рентный и земельный налоги не учитывают особенностей месторождений и сельскохозяйственных угодий, что не соответствует принципу справедливости налогообложения. "Ставка по земельному налогу единая, на ее основе будут облагаться и плодородная земля, и пустыня. Соответственно, тот, у кого плохие земли, будет платить больше, то же самое и с рентным налогом", - сказал он, добавив, что эту разницу, как мотивирует Минэкономики, будет компенсировать КПН. Но есть очень большая разница между суммой КПН и рентного налога, подчеркивает экономист. По его словам, тот факт, что налоговый кодекс принимается вместе с бюджетным, не позволит внести в эти важные документы значимые изменения.
Аналогичное мнение и у г-на Берентаева: "Одновременное внесение трех основополагающих документов (Налоговый и Бюджетный кодексы и трехлетний бюджет) в сентябре в мажилис не позволит депутатам толком разобраться в этих документах". Проект трехлетнего бюджета, приводит он пример, разрабатывался на основе новых налоговых ставок, которые еще не только не утверждены, но даже не были обсуждены в парламенте. Новый налоговый кодекс, по мнению г-на Берентаева, должен принципиально отличаться от действующего, в презентованном, к сожалению, никаких кардинальных изменений не видно. По его мнению, нужно перейти к новым методам системы налогообложения, которые бы не подавляли хозяйственную активность и не ухудшали инвестклимат.
Зато за пределы налогового кодекса ушло понятие "природная рента", а на первый план выдвинулись конъюнктурные вопросы - как можно больше распределить сверхдоходы добывающих секторов, которые получены за счет роста мировых цен на сырье, отмечает г-н Берентаев. "Стране необходимо было ввести природную ренту, величина которой зависит от экономики месторождений, издержек производства и не зависит от цен реализации ресурсов. Рента есть величина постоянная и легко прогнозируемая, она может служить источником госдоходов, не зависящим от внешнеэкономической конъюнктуры", - пояснил он. Цена вопроса, отмечает он, по самым скромным подсчетам только в нефтяной промышленности составляет около 5-6% от ВВП.
Эксперт привел в пример компанию "Тенгизшевройл" (ТШО), которая с начала освоения месторождений в Казахстане добыла 100 млн. т нефти. "По нашей оценке, за время существования ТШО присвоило $6 млрд. в виде ренты, которая ушла в качестве прибыли", - считает экономист, добавив, что роялти - это единственный надежный механизм изъятия природной ренты, в идеале ее ставка является торгом между добывающей компанией и владельцем. Что же касается НДПИ, как центрального звена нововведений в отношении налогообложения для недропользователей, то данный налог, отмечает г-н Берентаев, учитывает качество месторождения путем применения понижающих коэффициентов к основной ставке. "С одной стороны, это хорошо, но с другой - для крупных месторождений, особенно нефтяных, десятая доля такого понижения измеряется сотнями миллионов долларов. Соответственно, когда идет разговор о корректировках ставки путем применения коэффициентов, создается широкое поле для коррупции", - предупреждает экономист, подчеркнув, что теоретически НДПИ не просчитан. "Если роялти позволяет изъять часть природной ренты, то НДПИ изымает дифференциальный объем, который должен принадлежать предпринимателю. Он не будет заинтересован в экономии, хищнически отработав месторождение, чтобы забрать лакомые кусочки", - считает г-н Берентаев. Он считает, что необходимо принять политическое решение о пересмотре контрактов по СРП, утвердив его в новом налоговом кодексе. Нет необходимости спешить с принятием этих документов, поскольку от них зависит будущее Казахстана, заключил экономист.
В случае необходимости кардинального изменения подхода в налогообложении в правительственный вариант проекта налогового кодекса можно будет внести существенные поправки в мажилисе, уверяет депутат Айгуль Соловьева. "Уже сейчас депутатам поступило 700 замечаний и предложений со стороны общественности, бизнес-ассоциаций. Все они будут обязательно учтены", - говорит она "&", добавив, что планируется также проведение дискуссий, встреч, круглых столов, где можно оговорить все важные моменты. |