NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 18:41 ast
16:41 msk

Работа на перспективу
З.Балиева: Введение в прошлом году антикоррупционной экспертизы, позволяющей выявить не только типичные, но и специфические, характерные для определенной сферы деятельности коррупционные факторы, также способствовало принятию качественных законов
24.09.2008 / политика и общество

Загипа БАЛИЕВА, министр юстиции, "Казахстанская правда", 23 сентября

Модернизация законодательства - важнейшая составляющая стратегического направления деятельности Министерства юстиции. На необходимость принятия законов нового поколения, способных обеспечить качественные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах, обратил внимание Глава государства в февральском Послании народу Казахстана. Обеспечить принятие качественных законов, адекватно отражающих современные реалии, возможно лишь при научно обоснованном подходе и качественной разработке концепций будущих законов.

В республике действуют обновленные законы об охране окружающей среды, водных, земельных, лесных ресурсов, растительного и животного мира. Усовершенствовано уголовное, бюджетное, экологическое, административное, финансовое, банковское, трудовое законодательство. Введены институт криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов и перспективное планирование законопроектной деятельности.

Сегодня ни один законопроект не выносится на межведомственную комиссию без предварительной его проработки учеными и вынесения экспертного заключения. В ближайшее время на рассмотрение Правительства будет представлено постановление, направленное на совершенствование процедуры проведения научной правовой экспертизы. Наряду с этим государственным органам предложено внедрить проведение отраслевых научных экспертиз.

Предметно занимается Министерство юстиции и систематизацией законодательства, что способствует эффективному применению права, создает условия для оперативного поиска и правильного толкования правовых норм.

В настоящее время в Казахстане действует около 300 законодательных и свыше десяти тысяч подзаконных актов. На практике применяются три формы систематизации законодательства: инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация предполагает подготовку и издание собраний и сборников нормативных правовых актов. Комиссия по созданию Свода законов Республики Казахстан была образована в 2002 году. В настоящее время издано восемь томов свода, до конца этого года планируется выпуск оставшихся 13 томов.

Проводится работа по консолидации законодательства. Она направлена на создание стройной правовой базы, выявление дублирования, противоречий и устранение устаревших норм и нормативных правовых актов. Посредством кодификации национального законодательства продолжается работа по коренной переработке действующих нормативных правовых актов в определенной сфере отношений, упорядочению законодательства, обеспечению его согласованности и компактности.

Эффективной мерой повышения качества законотворческой работы стали методические рекомендации по юридической технике, единообразному проведению анализа законодательного акта и практике его применения, подготовке и оформлению проектов концепций и законов, прогнозированию последствий принятия нормативного правового акта, проведению антикоррупционной экспертизы. Практически все государственные органы используют их при подготовке проектов концепций и законопроектов.

Для оценки социально-экономических последствий принятия концепций и проектов законодательных актов в Институте законодательства, который вскоре обретет межведомственный статус, создана самостоятельная структура. Участвует в проработке данного вопроса и Министерство экономики и бюджетного планирования, которое в первом квартале будущего года презентует свои методические рекомендации.

Позитивные результаты достигнуты и в сфере повышения качества законопроектной деятельности. Введение в прошлом году антикоррупционной экспертизы, позволяющей выявить не только типичные, но и специфические, характерные для определенной сферы деятельности коррупционные факторы, также способствовало принятию качественных законов. Вместе с тем вопрос о нормативном закреплении критериев качества законопроектов остается открытым.

Сейчас на рассмотрении парламентариев находится проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой". Мы разрабатывали его совместно с Агентством финансовой полиции и депутатами НДП "Нур Отан".

С текущего года для исключения проблемы с неаутентичностью текстов Министерство юстиции разрабатывает все законопроекты на государственном языке. Для унификации юридических терминов на государственном и русском языках совместно с Министерством культуры и информации издан и распространяется в государственных органах словарь юридических терминов и понятий, применяемых в действующем законодательстве.

Мы разработали проект концепции и проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", который закрепляет обязанность государственных органов проводить правовой мониторинг как законодательных актов, так и подзаконных актов, процедуры и порядок его проведения, а также общие требования по юридической технике. Проведение мониторинга нормативных правовых актов позволит обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательства, своевременно корректировать действующие нормы, безотлагательно выявлять и реагировать на проблемные вопросы.

В соответствии с Программой Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности Министерство юстиции расширило практику принятия законодательных актов прямого действия с подробной регламентацией общественных отношений на уровне законов.

При разработке законов прямого действия для исключения возможности коррупционных проявлений мы провели анализ действующего законодательства на предмет наличия отсылочных, бланкетных норм. В 193 законодательных актах были выявлены 6 602 отсылочные нормы.

Для устранения этих недостатков Министерство юстиции разработало проект концепции к проекту Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации бланкетных (отсылочных) норм", который предполагает внесение изменений в 77 законов. Планируется включить его в План законопроектных работ Правительства на 2009 год.

Законопроект предполагает исключение ряда бланкетных норм и упорядочение законотворческой деятельности, четко определяет компетенцию Правительства и государственных органов в этом процессе.

Так, Правительство будет принимать решения только по стратегическим направлениям: социально-экономической политики государства, обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, исполнения бюджета, управления государственной собственностью и внешней политики.

К ведомственному нормотворчеству Министерство юстиции предлагает отнести правовое регулирование динамично меняющихся, требующих оперативного решения вопросов, а также правоотношений, обращенных к ограниченному кругу лиц.

В последнее время наметилась тенденция к внесению многочисленных изменений и дополнений в действующее законодательство. Указанный законопроект ограничит такую практику, повысит ответственность и полномочия руководителей государственных органов, обеспечит адекватное правовое регулирование.

Словом, каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он может на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед.

Принимаемые меры позволят национальному законодательству стать доступным для населения и устранят нормы, создающие почву для совершения коррупционных правонарушений. И самое главное, к чему мы стремимся, - отношения будут регулироваться законами прямого действия.

Совместно с партией "Нур Отан" мы подготовили несколько законопроектов прямого действия, исключающих большое количество дублирующих, декларативных и безадресных правовых норм. Ведь суть проблемы нередко состоит не в отсутствии правовых актов, а скорее, в избытке правового материала, который невозможно реализовать на практике. Отсутствие единого правообеспечения как на уровне отдельных правовых актов, так и целых отраслей или институтов права, сводит к нулю эффект даже самых прогрессивных законов.

Крайне важно, чтобы законотворческая работа не ограничивалась стенами только уполномоченного органа. Участвовать в ней, принимать необходимые законы, решения, контролировать их исполнение должен широкий круг субъектов. Ведь законотворчество - многоаспектный, сложный процесс, в котором участвуют все ветви власти, ученые, эксперты, общество в целом. В таком единстве законотворческой деятельности заключен большой созидательный потенциал.

Согласно методическим рекомендациям, разработанным нами совместно с юридическими службами государственных органов и учеными, проведение правового мониторинга предусматривает социологические опросы широких слоев населения, использование статистических данных, результатов научных исследований, предложений НПО, анализ обращений граждан, актов прокурорского реагирования, а также использование интернет-ресурсов.

Задача общественной дискуссии как раз и состоит в том, чтобы изучить многообразие альтернативных мнений, выбрать оптимальные предложения, которые послужат базой для принятия эффективного решения.

В настоящее время Министерство юстиции формирует План законопроектных работ на 2009 год и Перспективный план на 2010-2011 годы. Запросы о представлении предложений по совершенствованию законодательства направлены не только государственным органам, но и неправительственным организациям, местным исполнительным и представительным органам, территориальным подразделениям юстиции, нотариальным палатам и коллегиям адвокатов.

Перед нами стоит задача дальнейшего совершенствования системы законодательства и правотворчества страны. Определенную работу по научному обоснованию проводимых реформ Министерство юстиции уже провело.

В настоящее время совместно с видными учеными различной специализации ведется разработка концепции новой Государственной программы правового развития государства на среднесрочный период 2009-2015 годов, которая позволит адекватно регулировать социально-экономические и общественно-политические отношения. Выполняемые фундаментальные и прикладные исследования позволят внести весомый вклад в совершенствование законодательства.

В документе будут отражены четкие механизмы проведения государственных правовых реформ и создания законодательных предпосылок для совершенствования и развития правовых институтов государства, правоохранительной и судебной систем, обеспечения действия законов и мониторинга их применения.

Новая программа нацелена на решение целого ряда существующих проблем в законотворческой и нормотворческой сферах. К этой работе причастны весь коллектив министерства, ученые и практики. Плоды интеллектуального труда не сиюминутны, и, может быть, сегодня проводимая работа не так заметна, поскольку направлена прежде всего на перспективу. Но есть убежденность в том, что ее результаты положительно скажутся на развитии нашей правовой базы и будут ощутимы в самом ближайшем будущем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.09.2008
Информация 30.09.2008
Праздник разговения - Ораза-айт 30.09.2008
"Важно избежать использования двойных стандартов в реализации принципа территориальной целостности государств" 30.09.2008
В Мажилисе презентованы поправки о занятости и адресной социальной помощи 30.09.2008
Надо возродить в общественном мнении понятие "семья" 30.09.2008
Вознаграждение в законе… 30.09.2008
С 1 октября начинается подготовительная работа к переписи населения РК 2009 года по обходу населенных пунктов и составлению списка домов 30.09.2008
В Белоруссии сформирован парламент 30.09.2008
Спикером парламента Армении избран Овик Абрамян 30.09.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz