Загипа БАЛИЕВА, министр юстиции, "Казахстанская правда", 23 сентября
Модернизация законодательства - важнейшая составляющая стратегического направления деятельности Министерства юстиции. На необходимость принятия законов нового поколения, способных обеспечить качественные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сферах, обратил внимание Глава государства в февральском Послании народу Казахстана. Обеспечить принятие качественных законов, адекватно отражающих современные реалии, возможно лишь при научно обоснованном подходе и качественной разработке концепций будущих законов.
В республике действуют обновленные законы об охране окружающей среды, водных, земельных, лесных ресурсов, растительного и животного мира. Усовершенствовано уголовное, бюджетное, экологическое, административное, финансовое, банковское, трудовое законодательство. Введены институт криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов и перспективное планирование законопроектной деятельности.
Сегодня ни один законопроект не выносится на межведомственную комиссию без предварительной его проработки учеными и вынесения экспертного заключения. В ближайшее время на рассмотрение Правительства будет представлено постановление, направленное на совершенствование процедуры проведения научной правовой экспертизы. Наряду с этим государственным органам предложено внедрить проведение отраслевых научных экспертиз.
Предметно занимается Министерство юстиции и систематизацией законодательства, что способствует эффективному применению права, создает условия для оперативного поиска и правильного толкования правовых норм.
В настоящее время в Казахстане действует около 300 законодательных и свыше десяти тысяч подзаконных актов. На практике применяются три формы систематизации законодательства: инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация предполагает подготовку и издание собраний и сборников нормативных правовых актов. Комиссия по созданию Свода законов Республики Казахстан была образована в 2002 году. В настоящее время издано восемь томов свода, до конца этого года планируется выпуск оставшихся 13 томов.
Проводится работа по консолидации законодательства. Она направлена на создание стройной правовой базы, выявление дублирования, противоречий и устранение устаревших норм и нормативных правовых актов. Посредством кодификации национального законодательства продолжается работа по коренной переработке действующих нормативных правовых актов в определенной сфере отношений, упорядочению законодательства, обеспечению его согласованности и компактности.
Эффективной мерой повышения качества законотворческой работы стали методические рекомендации по юридической технике, единообразному проведению анализа законодательного акта и практике его применения, подготовке и оформлению проектов концепций и законов, прогнозированию последствий принятия нормативного правового акта, проведению антикоррупционной экспертизы. Практически все государственные органы используют их при подготовке проектов концепций и законопроектов.
Для оценки социально-экономических последствий принятия концепций и проектов законодательных актов в Институте законодательства, который вскоре обретет межведомственный статус, создана самостоятельная структура. Участвует в проработке данного вопроса и Министерство экономики и бюджетного планирования, которое в первом квартале будущего года презентует свои методические рекомендации.
Позитивные результаты достигнуты и в сфере повышения качества законопроектной деятельности. Введение в прошлом году антикоррупционной экспертизы, позволяющей выявить не только типичные, но и специфические, характерные для определенной сферы деятельности коррупционные факторы, также способствовало принятию качественных законов. Вместе с тем вопрос о нормативном закреплении критериев качества законопроектов остается открытым.
Сейчас на рассмотрении парламентариев находится проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой". Мы разрабатывали его совместно с Агентством финансовой полиции и депутатами НДП "Нур Отан".
С текущего года для исключения проблемы с неаутентичностью текстов Министерство юстиции разрабатывает все законопроекты на государственном языке. Для унификации юридических терминов на государственном и русском языках совместно с Министерством культуры и информации издан и распространяется в государственных органах словарь юридических терминов и понятий, применяемых в действующем законодательстве.
Мы разработали проект концепции и проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О нормативных правовых актах", который закрепляет обязанность государственных органов проводить правовой мониторинг как законодательных актов, так и подзаконных актов, процедуры и порядок его проведения, а также общие требования по юридической технике. Проведение мониторинга нормативных правовых актов позволит обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательства, своевременно корректировать действующие нормы, безотлагательно выявлять и реагировать на проблемные вопросы.
В соответствии с Программой Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности Министерство юстиции расширило практику принятия законодательных актов прямого действия с подробной регламентацией общественных отношений на уровне законов.
При разработке законов прямого действия для исключения возможности коррупционных проявлений мы провели анализ действующего законодательства на предмет наличия отсылочных, бланкетных норм. В 193 законодательных актах были выявлены 6 602 отсылочные нормы.
Для устранения этих недостатков Министерство юстиции разработало проект концепции к проекту Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации бланкетных (отсылочных) норм", который предполагает внесение изменений в 77 законов. Планируется включить его в План законопроектных работ Правительства на 2009 год.
Законопроект предполагает исключение ряда бланкетных норм и упорядочение законотворческой деятельности, четко определяет компетенцию Правительства и государственных органов в этом процессе.
Так, Правительство будет принимать решения только по стратегическим направлениям: социально-экономической политики государства, обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка, исполнения бюджета, управления государственной собственностью и внешней политики.
К ведомственному нормотворчеству Министерство юстиции предлагает отнести правовое регулирование динамично меняющихся, требующих оперативного решения вопросов, а также правоотношений, обращенных к ограниченному кругу лиц.
В последнее время наметилась тенденция к внесению многочисленных изменений и дополнений в действующее законодательство. Указанный законопроект ограничит такую практику, повысит ответственность и полномочия руководителей государственных органов, обеспечит адекватное правовое регулирование.
Словом, каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он может на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед.
Принимаемые меры позволят национальному законодательству стать доступным для населения и устранят нормы, создающие почву для совершения коррупционных правонарушений. И самое главное, к чему мы стремимся, - отношения будут регулироваться законами прямого действия.
Совместно с партией "Нур Отан" мы подготовили несколько законопроектов прямого действия, исключающих большое количество дублирующих, декларативных и безадресных правовых норм. Ведь суть проблемы нередко состоит не в отсутствии правовых актов, а скорее, в избытке правового материала, который невозможно реализовать на практике. Отсутствие единого правообеспечения как на уровне отдельных правовых актов, так и целых отраслей или институтов права, сводит к нулю эффект даже самых прогрессивных законов.
Крайне важно, чтобы законотворческая работа не ограничивалась стенами только уполномоченного органа. Участвовать в ней, принимать необходимые законы, решения, контролировать их исполнение должен широкий круг субъектов. Ведь законотворчество - многоаспектный, сложный процесс, в котором участвуют все ветви власти, ученые, эксперты, общество в целом. В таком единстве законотворческой деятельности заключен большой созидательный потенциал.
Согласно методическим рекомендациям, разработанным нами совместно с юридическими службами государственных органов и учеными, проведение правового мониторинга предусматривает социологические опросы широких слоев населения, использование статистических данных, результатов научных исследований, предложений НПО, анализ обращений граждан, актов прокурорского реагирования, а также использование интернет-ресурсов.
Задача общественной дискуссии как раз и состоит в том, чтобы изучить многообразие альтернативных мнений, выбрать оптимальные предложения, которые послужат базой для принятия эффективного решения.
В настоящее время Министерство юстиции формирует План законопроектных работ на 2009 год и Перспективный план на 2010-2011 годы. Запросы о представлении предложений по совершенствованию законодательства направлены не только государственным органам, но и неправительственным организациям, местным исполнительным и представительным органам, территориальным подразделениям юстиции, нотариальным палатам и коллегиям адвокатов.
Перед нами стоит задача дальнейшего совершенствования системы законодательства и правотворчества страны. Определенную работу по научному обоснованию проводимых реформ Министерство юстиции уже провело.
В настоящее время совместно с видными учеными различной специализации ведется разработка концепции новой Государственной программы правового развития государства на среднесрочный период 2009-2015 годов, которая позволит адекватно регулировать социально-экономические и общественно-политические отношения. Выполняемые фундаментальные и прикладные исследования позволят внести весомый вклад в совершенствование законодательства.
В документе будут отражены четкие механизмы проведения государственных правовых реформ и создания законодательных предпосылок для совершенствования и развития правовых институтов государства, правоохранительной и судебной систем, обеспечения действия законов и мониторинга их применения.
Новая программа нацелена на решение целого ряда существующих проблем в законотворческой и нормотворческой сферах. К этой работе причастны весь коллектив министерства, ученые и практики. Плоды интеллектуального труда не сиюминутны, и, может быть, сегодня проводимая работа не так заметна, поскольку направлена прежде всего на перспективу. Но есть убежденность в том, что ее результаты положительно скажутся на развитии нашей правовой базы и будут ощутимы в самом ближайшем будущем. |