NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 02:06 ast
00:06 msk

Мажилисом одобрены в первом чтении проекты бюджетного и налогового кодексов
Новшеством в проекте Бюджетного кодекса является то, что теперь республиканский бюджет и местные бюджеты должны будут составляться и приниматься в режиме "скользящей трехлетки" с процедурой ежегодных изменений
09.10.2008 / политика и общество

www.parlam.kz, 8 октября

На состоявшемся сегодня под председательством Спикера Аслана Мусина пленарном заседании Мажилиса, депутатами одобрены в первом чтении проекты Бюджетного и Налогового кодексов в пакете с сопутствующими законодательными поправками.

Как отмечается в заключении Комитета Мажилиса по финансам и бюджету, новшеством в проекте Бюджетного кодекса является то, что теперь республиканский бюджет и местные бюджеты должны будут составляться и приниматься в режиме "скользящей трехлетки" с процедурой ежегодных изменений. В начале трехлетнего периода будет определяться расходная часть бюджетов исходя из принятых ранее обязательств. По мере продвижения внутри трехлетнего цикла возникающий объем дополнительных средств может направляться на финансирование вновь принимаемых обязательств, регламентируемых законодательством или нормативными актами исполнительной власти. Главная цель проекта - переориентация деятельности государственных на получение конкретных результатов, начиная с планирования и заканчивая процессами финансового контроля.

Относительно проекта Налогового кодекса в заключении Комитета по финансам и бюджету отмечается следующее. В целях исключения неоднозначного толкования в проекте Налогового кодекса максимально включены положения, как действующих подзаконных нормативных правовых актов и отдельных разъяснений уполномоченного органа, так и минимизированы отсылки на подзаконные акты.

Предусматривается реформирование налоговой отчетности, корпоративного подоходного налога (КПН), налога на добавленную стоимость (НДС), социального налога, налога на имущество. Сохранена единая ставка индивидуального подоходного налога. По налогу на транспортные средства предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации.

Нашли свое отражение вопросы совершенствования специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса. Введены изменения, которые коснулись производителей сельскохозяйственной продукции. В целях стимулирования эффективного использования сельскохозяйственных площадей предлагается ввести прогрессивную шкалу ставок единого земельного налога от 0,1% до 0,5% в зависимости от площади земельных участков и территории. При этом будут сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70% для юридических лиц, уменьшение на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции.

Предусматривается коренное изменение системы налогообложения недропользователей. Снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор, создание благоприятных инвестиционных условий требует повышения экономической отдачи от добывающего сектора экономики. Предполагается замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, малодебетные месторождения, будут установлены льготные ставки.

Предлагается изменение методологии начисления рентного налога и налога на сверхприбыль. При этом предлагается упразднить контракт на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), кроме заключенных до введения Кодекса. Будет исключено положение о "стабильности" налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО и действующих СРП.

Предусматривается введение понятия и порядка ведения налогового учета, что позволит исключить необходимость регулярной сдачи большого объема информации об объектах налогообложения в форме приложений к налоговой отчетности.

В то же время проект Кодекса содержит комплекс норм, направленных на четкое определение порядка исполнения налоговых обязательств при осуществлении совместной деятельности, слияния и поглощения.

Проект Кодекса предусматривает введение нового постоянного консультационно-совещательного органа - Консультационный совет по вопросам налогообложения. Высокий статус совета позволит оперативно решать вопросы по устранению неясностей, неточностей и противоречий, которые могут возникнуть в ходе исполнения налоговых обязательств, а также по пресечению возможных схем уклонения от уплаты налогов.

В ходе работы над законопроектом депутатами Мажилиса Парламента были внесены не предусмотренные в проекте Кодекса концептуальные предложения. Введена норма, определяющая понятие "Налоговая политика"; изменен порядок погашения налоговой задолженности в следующей очередности: сумма недоимки, начисленная пеня и сумма штрафов. Предоставлена возможность относить на вычеты расходы работодателя, направленные на обучение, повышение квалификации или переподготовки работников по специальности, связанной с производственной деятельностью. Предусмотрено распространение инвестиционных налоговых преференций на все несырьевые виды экономической деятельности. Увеличен предел доходов, не подлежащих налогообложению подоходным налогом, участников ВОВ, приравненных к ним лиц, лиц, проработавших в тылу в годы ВОВ, с 27-кратного минимального размера заработной платы до 45-кратного размера в год. Пересмотрены ставки налога на добычу полезных ископаемых по некоторым видам полезных ископаемых. Также из налоговой базы были исключены "Нормируемые потери", которые облагались НДПИ, была установлена нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых на все виды полезных ископаемых и минерального сырья, добываемых из состава забалансовых запасов по месторождению. Уточнено понятие "Консульские сборы".

На сегодняшнем пленарном заседании Палата одобрила во втором чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в Водный, Уголовный кодексы Республики Казахстан по вопросам безопасности плотин и мелиорации земель", представленный Комитетом Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию. В Кодексе регулируются вопросы обеспечения безопасности плотин и гидромелиорации земель. Определяется уполномоченный государственный орган в области водоснабжения и водоотведения. Законопроектом регулируются также вопросы, связанные с разработкой нормативных правовых и нормативно-технических актов в области водоснабжения и водоотведения. В принятом Мажилисом постановлении Правительству рекомендовано разработать государственную программу развития и использования водных ресурсов Казахстана.

Мажилис одобрил сегодня проекты законов относительно пакета ратификаций следующих международных документов, внесенных Комитетом по международным делам, обороне и безопасности:

"О ратификации Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран". В соответствии с Соглашением экспорт и импорт товаров в ходе осуществления торговли с третьими странами осуществляется без количественных ограничений. За исключением случаев: запрета и временных ограничений экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка. И, во-вторых, - сокращения производства, продажи аналогичного отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара. Соглашение предусматривает возможность предоставления участникам внешнеторговой деятельности исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Соглашение распространяется на отношения сторон, касающиеся вопросов экспертного контроля, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований и мер, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

"О ратификации Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран". В соответствии с Соглашением стороны стремятся к унификации перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин, при этом не вправе в одностороннем порядке расширять такие перечни. Споры разрешаются путем консультаций и переговоров между сторонами, а в случае недостижения согласия передаются на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества;

"О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании". Предусмотрено применение на единой таможенной территории Единого таможенного тарифа. При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Единый таможенный тариф считается сформированным, если ставки ввозных таможенных пошлин сторон совпадают по всей номенклатуре товаров;

"О ратификации Протокола о внесении дополнения в Договор между Правительством Республики Казахстан и Международным сообществом по созданию SOS детских деревень "SOS KINDERDORF INTERNATIONAL". Предусматривается обеспечение возмещения затрат деревень за счет средств местных бюджетов на содержание казахстанских детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, частично или полностью по необходимости. Решением Республиканской бюджетной комиссии от 26 февраля 2008 года на указанные цели были поддержаны расходы из средств местных бюджетов, предусмотренных в уточненных бюджетах Карагандинской области, городов Алматы и Астаны. Такие деревни действуют в городах Алматы, Астане и Темиртау, где воспитывается около 300 детей, оставшихся без попечения родителей. Палата поручила ряду профильных комитетов продолжить работу над находящимися в производстве некоторым законопроектами и подготовить заключения по новым проектам законов. Комитет по международным делам, обороне и безопасности займется подготовкой заключения по законопроекту "О ратификации Протокола о внесении изменений в Хартию Шанхайской организации сотрудничества, подписанную 7 июня 2002 года в городе Санкт-Петербурге (Российская Федерация). Этому Комитету поручено продолжить работу над законопроектом "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Специального Административного Района Гонконг Китайской народной Республики о международном воздушном сообщении".

Комитет по социально-культурному развитию продолжит работу над законопроектом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте".

Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе поручена подготовка заключения по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам смертной казни". Представлять его в Мажилисе будет министерство юстиции. Согласно пояснению разработчиков проекта, предусматривается внесение изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно - процессуальный кодексы. В Общей части Уголовного кодекса предлагается закрепить, что смертная казнь устанавливается только за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании. Из санкций ряда статей, предусматривающих в настоящее время исключительную меру наказания и не отвечающих новым конституционным требованиям, смертная казнь исключается и заменяется пожизненным лишением свободы.

В связи с введением применения такого наказания, как пожизненное лишение свободы, внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс: в частности подсудности дел областного и приравненного к нему судам. А при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого и суда с участием присяжных заседателей отнесены дела о преступлениях, за совершение которых уголовным законом предусмотрено пожизненное лишение свободы.

Сегодня на пленарном заседании по представлению Центральной избирательной комиссии РК Палата приняла постановление о досрочном прекращении полномочий депутата Мажилиса Парламента Республики Казахстан Виктора Евгеньевича Цоя. Основанием является личное заявление парламентария об этом по собственному желанию.

Перед рассмотрением вопросов, включенных в повестку дня, парламентарии огласили традиционные депутатские запросы.

--------

Доклад Министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова по проектам Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) и сопутствующих законов
government.kz, 8 октября

Уважаемые депутаты!

Рассматриваемый Вами проект Налогового Кодекса предусматривает:
- реализацию принципа закона прямого действия;
- снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики с одновременным повышением отдачи от добывающего сектора;
- создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики;
- совершенствование системы налогового администрирования.

В целях снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики предлагается последовательно, в течение 3-х лет вдвое против действующей уменьшить ставку корпоративного подоходного налога (20% в 2009 году,17,5% в 2010 году и 15% в 2011 году). Снижение налога создаст дополнительные источники финансирования для приобретения и модернизации основных средств и позволит расширить инвестиционные возможности предпринимателей в размере не меньше, чем 300 млрд.тенге в несырьевом секторе экономики.

В дополнение к снижению ставки корпоративного подоходного налога будет упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций. Преференции будут предоставляться в форме ускоренного вычета инвестиций по желанию налогоплательщика в течение одного года или в течение периода до трех лет.

При рассмотрении этого вопроса депутатами предлагалось расширить сектора экономики, на которые распространяются инвестиционные преференции.

В свою очередь, Премьер-Министр в своем докладе на Правительственном часе предложил расширение инвестиционных льгот на весь несырьевой сектор экономики.

Это откроет свободный доступ к инвестиционным налоговым преференциям широкому слою инвесторов, включая концессионные проекты.

Одновременно, удлиняется срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволит воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы.

Проект предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса. Субъекты малого и среднего предпринимательства (имеющие совокупный годовой доход меньше 325000-кратного месячного расчетного показателя) подчас не могут достаточно точно определить доход за предстоящий период, следовательно, подобное послабление упростит предпринимателям исполнение их налоговых обязательств.

Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года будет равна 12 процентам. Это сделает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, при этом с 2009 года проектом предложено ввести положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого "дебетового" сальдо.

Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно, в период модернизации и обновления основных средств.

В 2012 году предполагается полное внедрение системы автоматического возврата дебетового сальдо на основе системы управления рисками. Этот год можно определить в качестве момента перехода на классическую систему НДС и ликвидации части льгот по нему.

Льготы по НДС на импорт оборудования, не производимого в Казахстане, сохранены до 2012 года, освобождение от НДС реализации с территории "свободного склада" на остальную территорию страны также будет сохранено на аналогичный срок.

В рамках реформирования социального налога предлагается осуществить переход от действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов. Принимая во внимание, что сумма социального налога уменьшается на отчисления в Государственный фонд социального страхования, реальная ставка социального налога, зачисляемая в бюджет, будет равна 7 процентам в 2009 году и 6 процентам в 2010 году.

Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу будет сохранена на уровне 10 процентов.

Проектом предусматривается реформирование блока имущественных налогов, а именно, налогов на имущество и транспортные средства.

Предлагается по налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сократить объект налогообложения со всего имущества (основных средств и нематериальных активов) до недвижимости. Это позволит не взимать налог с оборудования и машин, в целом по стране такого имущества свыше 50 процентов. При этом в целях недопущении значительных потерь объемов доходов местных бюджетов предлагается увеличить ставки налогов.

На Правительственном часе Премьер-Министром озвучена позиция по увеличению ставки не на 2 процента для юридических лиц, а на 1,5 процента и сохранении для индивидуальных предпринимателей действующей ставки 0,5 процентов.

По налогу на имущество физических лиц предлагается повысить ставки на дорогостоящее имущество с 0,5 до 1 процента, начиная со стоимости свыше 120 млн. тенге(1 млн.долларов). Это изменение позволит более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц. Особенно хочу отметить, что несмотря на значительные колебания рыночных цен на жилье за прошедшие 5 лет, постановление Правительства об определении стоимости объектов обложения физических лиц в целях налогообложения не изменялось, а именно в городах Алматы и Астане базовая стоимость одного квадратного метра составляет 30000 тенге, в областных центрах 18000 тенге, городах областного значения 12000 тенге, районного значения 6000 тенге, селах 2700 тенге.

По налогу на транспортные средства предлагается исключить поправочные коэффициенты на легковые, грузовые и специальные автотранспортные средства в зависимости от срока эксплуатации. Это упростит расчеты, и, главное, сделает равным возмещение экологического загрязнения при одинаковой мощности мотора вне зависимости от возраста машины.

По вопросу налогообложения субъектов малого бизнеса.

В течение последних лет была значительно снижена нагрузка на малый бизнес в рамках специальных налоговых режимов. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки невозможно, если принять во внимание, что ставки налога в этих специальных налоговых режимах равны 2 (по патенту) и 3 процентам (по упрощенно декларации) от заявленного ими дохода, при этом, данный налог заменяет уплату подоходного и социального налогов.

При этом хочу отметить следующее, что в соответствии с Директивой Европейской Комиссии соотношение между доходами и стоимостью активов должно составлять 1:1,2. В Казахстане такое соотношение составляет 1:1,43 (100 млн.тенге в год -доходы по упрощенной декларации и 70 млн. тенге - активы по законодательству о частном предпринимательстве в 2008 году).

Однако, принимая во внимание необходимость сокращения теневого сектора экономики и систематизации налогообложения на рынках, предлагается с 2011 года ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона. Исключение этого режима не затронет тех, для кого он изначально создавался, т.е. лиц, осуществляющих эпизодическую деятельность. Они будут подпадать под необлагаемый минимум в размере 12 минимальный заработных плат, следовательно, не будут признаваться как осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Некоторые изменения коснулись и режима налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Установленная действующим Налоговым кодексом ставка единого земельного налога - 0,1% от оценочной стоимости земли является очень низкой для крупных крестьянских (фермерских) хозяйств, а также не стимулирует эффективное использование сельскохозяйственных площадей. Предлагается ввести прогрессивную шкалу ставок единого земельного налога от 0,1% до 0,5% в зависимости от площади земельных участков и территории. При этом будут сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение всей суммы налогов на 70% для юридических лиц, уменьшение уплаты на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции.

Снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор, создание благоприятных инвестиционных условий требует повышения экономической отдачи от добывающего сектора экономики. Данное направление, определенное в послании Президента, было реализовано в коренном изменении системы налогообложения недропользователей.

Проектом нового Налогового кодекса предполагается замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, малодебетные месторождения, будут установлены льготные ставки.

Предлагается упразднить контракт на недропользование в виде Соглашения о разделе продукции (СРП), кроме заключенных до введения кодекса. Также будет исключено положение о "стабильности" налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТШО и действующих СРП.

Задачу по приведению налогового администрирования в соответствие с реалиями нового этапа развития Казахстана решили через совершенствование администрирования с учетом интересов налогоплательщиков. В связи с чем, в налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.

Проектом предусматривается введение понятия и порядка ведения налогового учета. Это позволит исключить необходимость регулярной сдачи большого объема информации об объектах налогообложения в форме приложений к налоговой отчетности. Также из налоговой отчетности будет исключена информация, которая может быть получена от других государственных органов.

Кроме сокращения форм отчетности будет предусмотрено продление и унификация сроков ее представления, увеличены размеры налоговых периодов до одного квартала, а также возможность не представлять отчетность в период приостановления деятельности.

Также кодекс закладывает законодательную основу для широкого внедрения информационных технологий в процесс уплаты налогов и других обязательных платежей. Устанавливается возможность формирования электронного платежного поручения при сдаче налоговой отчетности в электронном виде (в действующем Налоговом кодексе такая возможность отсутствует). Предусматривается развитие Web-киосков и других электронных средств (интернет, банкоматы) с реализацией услуг по получению информации о сумме налоговой задолженности, выдаче платежного поручения со всеми реквизитами для уплаты, а также приему наличных денег в счет оплаты налогов в бюджет.

Проект содержит четкую регламентацию действующих методов налогового контроля, а именно, определяется цель и порядок камерального контроля, порядок проведения проверок. При этом проект предусматривает переход к системе управления рисками (СУР), что позволит концентрировать внимание органов налоговой службы на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Также проект содержит комплекс норм, направленных на четкое определение порядка исполнения налоговых обязательств при осуществлении совместной деятельности, слияния и поглощения. Это позволит в полной мере отразить в налогообложении современные бизнес явления.

Проект Кодекса предусматривает введение постоянно-действующего и транспарентного механизма совершенствования налогового законодательства, содержит положения о постоянном консультационно-совещательном органе - Консультационном совете по вопросам налогообложения. Данный орган будет состоять не менее чем из 15 членов - представителей объединений предпринимательства и государственных органов. Председателем Консультационного совета будет Премьер-Министр Республики Казахстан. Высокий статус совета позволит оперативно решать вопросы по устранению неясностей, неточностей и противоречий, которые могут возникнуть в ходе исполнения налоговых обязательств, а также по пресечению возможных схем уклонения от уплаты налогов.

В целях реализации норм нового Налогового кодекса разработаны проекты Законов Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения" и "О введении в действие Налогового кодекса". Проекты направлены на избежание дублирования норм действующего законодательства и нового Налогового кодекса, на устранение коллизий между нормами действующего законодательства, затрагивающими сферу налогообложения, и нового Налогового кодекса.

Уважаемые депутаты!

Новый Налоговый кодекс создаст условия для устойчивого развития и диверсификации экономики, обеспечит сокращение теневого сектора экономики, улучшит инвестиционный климат Казахстана, что будет способствовать притоку капитала в страну и позволит снизить налоговую нагрузку на несырьевой сектор экономики. Приведение Налогового кодекса в соответствие с принципом закона прямого действия, глубокая регламентация действий налоговых органов, построение системы налогового контроля, позволят снизить коррупциогенность налоговой системы и обеспечить эффективное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.

Уважаемые депутаты прошу Вас принять новый Налоговый Кодекс в первом чтении.

--------

Доклад Министра экономики и бюджетного планирования Бахыта Султанова о проекте Бюджетного кодекса в Мажилисе Парламента РК
government.kz, 8 октября

Уважаемый председатель и участники заседания!

Новый Бюджетный кодекс разработан в реализацию Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года.

Центральной идеей законопроекта является переориентация деятельности государственных органов на получение конкретных результатов, начиная с планирования и заканчивая финансовым контролем.

Бюджетный кодекс в новой редакции охватывает такие ключевые области, как:
переход на трехлетнее бюджетное планирование, ориентированное на результат;
предоставление администраторам бюджетных программ большей самостоятельности при исполнении бюджета;
внедрение комплексной системы мониторинга, контроля и оценки результатов;
новые формы управленческой отчетности и поэтапный переход на МСФООС.

С 2010 года планируется внедрение новой модели государственного планирования на местном уровне.

А теперь позвольте остановиться на тех вопросах нового Бюджетного кодекса, которым было уделено наибольшее внимание при его рассмотрении в Мажилисе.

Это пять блоков вопросов, касающихся:
1) прозрачности бюджетной системы,
2) ответственности участников бюджетного процесса,
3) межбюджетных отношений,
4) системы государственного финансового контроля,
5) отсылочных норм.

Первое. Начну с прозрачности бюджетной системы.

Проектом Бюджетного кодекса (статья 4) определены принципы бюджетной системы. Одним из них является принцип транспарентности, который устанавливает обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства, бюджетов и отчетов об их исполнении, стратегических планов, информации о достижении государственными органами прямых и конечных результатов, формировании и использовании Национального фонда, а также обязательная открытость бюджетного процесса для общества и средств массовой информации.

Этот принцип действует и сейчас. Бюджетные отношения основаны на четком разграничении полномочий между всеми уровнями государственного управления, нормативные правовые акты в сфере бюджетного законодательства и сам бюджетный процесс являются открытыми.

В проекте Бюджетного кодекса этот принцип получил свое развитие.

Согласно проекту, разработке бюджета на 3 года предшествует серьезная кропотливая работа всех государственных органов по анализу текущей ситуации в соответствующей отрасли или сфере деятельности, выявлению проблем, поиску путей их решения, определению необходимых бюджетных расходов и, самое главное, установлению целевых индикаторов, позволяющих идентифицировать прямые и конечные результаты и оценить деятельность этих государственных органов.

Эта работа выливается в проекты стратегических планов государственных органов и бюджетных программ на три года, которые после утверждения бюджета подлежат опубликованию (статья 63).

Что касается отмены паспорта бюджетной программы.

Проектом нового Бюджетного кодекса предполагается изменение роли бюджетной программы. Теперь это направление расходов бюджета, взаимоувязанное со стратегическим планом, имеющее показатели результата и объемы финансирования расходов бюджета.

Таким образом, в связи с изменением формата и роли бюджетных программ отпадает необходимость составления паспорта бюджетной программы. Тем более, что паспорт на практике применялся как инструмент наказания за нецелевое использование бюджетных средств и по сути тормозил процесс исполнения бюджета.

В соответствии со статьей 127 проекта, ежегодно государственные органы будут представлять отчеты о реализации Стратегических планов, содержащие информацию о ходе его реализации, прогрессе в достижении целей, задач и показателей результатов своей деятельности.

Согласно статьям 128, 130, 132 годовой отчет об исполнении бюджета включает в себя аналитический отчет на основе проведенных бюджетного мониторинга и оценки результатов, а также о результатах анализа достижения целей и решения задач стратегических планов государственных органов.

Кроме того, при обсуждении годового отчета об исполнении бюджета депутаты вправе заслушать доклады администраторов бюджетных программ о выполнении стратегических планов.

Новый Бюджетный кодекс предусматривает внедрение комплексной системы мониторинга, контроля и оценки результатов.

Согласно статье 113 проекта, бюджетный мониторинг предполагает постоянное отслеживание и анализ показателей исполнения бюджета и данных результативности бюджетных программ.

В соответствии со статьей 114 проекта, оценка результатов предполагает осуществление оценки влияния деятельности госорганов на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли экономики, общества, а также анализ достижения принятых показателей результативности.

При проведении оценки используется информация неправительственных организаций (общественных объединений) о качестве предоставления государственных услуг, основанная на опросе их получателей.

Оценку результатов осуществляют администраторы бюджетных программ и органы, уполномоченные Президентом.

Принципы открытости и прозрачности идет прямой нитью через весь Кодекс.

Например, в системе государственного финансового контроля применен принцип гласности (статья 139), который устанавливает обязательность публикации результатов контроля.

Кроме того, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, ревизионные комиссии маслихатов как органы внешнего контроля осуществляют контроль эффективности и оценку реализации стратегических планов государственных органов, государственных и бюджетных программ. Эти органы являются подотчетными соответственно Парламенту и маслихатам.

Таким образом, проектом Бюджетного кодекса обеспечивается прозрачность бюджетной системы.

Второе. Идеология установления ответственности участников бюджетного процесса заключается в следующем.

Действующие определения нецелевого, неэффективного и необоснованного использования бюджетных средств дублируют друг друга. При этом, в Кодексе об административных правонарушениях наказания за эти нарушения различаются, что на практике может приводить к манипулированию этими определениями. Одно и то же нарушение можно классифицировать по-разному.

Кроме того, они не соответствуют типам государственного финансового контроля, коими являются контроль на соответствие, контроль финансовой отчетности и контроль эффективности (статья 140). Эти нормы не дают должного эффекта на повышение качества дисциплины получателей бюджетных средств.

Переход на бюджетирование, ориентированное на результат, с определением конкретных целевых его индикаторов предполагает установление персональной ответственности как первого руководителя, так и руководителей структурных подразделений и подведомственных организаций за их достижение. Меры такой персональной ответственности будут определяться по результатам оценки деятельности и по уровню достижения намеченных результатов. Потеря своей должности, потеря имиджа бьет гораздо сильнее, чем уплата штрафа.

Следует отметить, что в рамках 2-го чтения проекта Бюджетного кодекса мы с Вами, уважаемые депутаты, еще обсудим дополнительные поправки о персонификации ответственности именно первого руководителя административно-территориальной единицы, центрального и местного уполномоченных органов по исполнению бюджета, администратора бюджетных программ, государственного учреждения.

Кроме того, в рабочей группе мы договорились, что будут определены виды нарушений, по которым предусматривается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Третье. По межбюджетным отношениям депутатами предложен ряд поправок, касающихся перераспределения доходных и расходных полномочий между разными уровнями бюджетов. Были вопросы касательно подушевого финансирования.

Целью новой идеологии является переориентация деятельности госорганов на повышение качества предоставления госуслуг. Бюджетирование, ориентированное на результат, основывается на потребностях получателей услуг. А это означает, что при расчете межбюджетных трансфертов необходимо основываться на численности получателей услуг, нежели на численности населения.

В связи с этим, согласно действующей Методики расчета трансфертов общего характера, расчет текущих затрат местных бюджетов осуществляется исходя из количества потребителей бюджетных услуг по формульной схеме. Данная методика сохраняется.

Проектом предлагается также сохранить действующую структуру распределения поступлений и расходов и межбюджетных трансфертов. Это обосновано следующими причинами:

во-первых, продолжает действовать закон о трансфертах общего характера на 2008-2010 годы;

во-вторых, местные исполнительные органы переходят на новую систему бюджетного планирования с 2010 года;

в-третьих, разработка стандартов госуслуг требует определенного времени.

В этой связи, пересмотр форм межбюджетного регулирования является преждевременным.

Вместе с тем, в систему межбюджетных отношений также внедряется принцип ориентированности на результаты.

Согласно статье 46 проекта целевые трансферты нижестоящим бюджетам перечисляются в доходы нижестоящих бюджетов на основании соглашения о результатах между администратором республиканской бюджетной программы и Акимом соответствующего региона, которое будет включать в себя все элементы, бюджетирования, ориентированного на результат.

Касательно МСУ.

В настоящее время разрабатывается Закон "О местном государственном управлении и самоуправлении", срок внесения которого в Парламент - октябрь 2008 года, в котором предполагается регламентировать вопросы полномочий, компетенции, имущества органов местного самоуправления, взаимоотношения с органами госуправления.

После принятия данного закона и по мере становления МСУ и наработки определенной практики по принятию решений по вопросам местного значения полагаем возможным вернуться к вопросу сельского бюджета.

Касательно натуральных норм.

В настоящее время в республике действуют порядка 40 нормативных правовых актов, устанавливающих натуральные нормы. Вместе с тем, зарубежная практика предусматривает планирование бюджета с использованием стандартов услуг, направленное на увеличение качества предоставления услуг населению. Мы на сегодня отказаться от натуральных норм при планировании бюджета не можем, в связи с тем, что разработка стандартов услуг занимает значительное время.

В связи с чем, в проекте Кодекса как и в действующем на переходный период мы оставили статью о натуральных нормах.

Четвертое. В ходе обсуждения вопросы по системе государственного финансового контроля в основном касались:

- дублирования органов государственного финансового контроля;

- статуса ревизионных комиссий маслихатов и служб внутреннего контроля.

Особенностью внешнего контроля является его независимость от Правительства, представление результатов контроля Парламенту и маслихатам, гласность перед общественностью, а также упор на оценку результатов.

Внутренний контроль необходим для эффективности управления путем выявления слабых сторон, в первую очередь, руководителю государственного органа и Правительству. При этом результаты проверок используются для внутренних управленческих решений.

Цель внутреннего контроля заключается не только в выявлении нарушений и наказании, а больше направлена на аудирование, то есть на предупреждение и недопущение совершения нарушений и пресечения повторения их в дальнейшем.

Дублирование между органами государственного финансового контроля выражается в том, что их работа основана на единых принципах, в совпадении объектов контроля. Вместе с тем, цели контроля различаются.

Переход на систему государственного планирования и бюджетирования, ориентированных на результаты, предполагает предоставление большей самостоятельности и усиление ответственности администраторов за использование бюджетных средств.

В данном свете представляется необходимым создание служб внутреннего контроля во всех центральных государственных органах и исполнительных органах, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения и столицы, которые будут подотчетны первым руководителям и функционально независимы от других структурных подразделений. Их создание будет проводиться за счет и в пределах имеющейся штатной численности этих органов.

Вместе с тем, в целях создания оптимальной системы контроля в дальнейшем предлагается:

- ориентировать деятельность Комитета финансового контроля на обеспечение координации служб внутреннего контроля и методологической основы их деятельности;

- усилить ревизионные комиссии маслихатов путем частичного перераспределения численности территориальных подразделений Комитета финансового контроля.

И, наконец, пятое. Касательно отсылочных норм.

В проекте Кодекса увеличилось количество отсылочных норм в отличие от действующего Кодекса в связи:

- с внедрением новой системы бюджетирования, ориентированного на результат (ссылка на указ о системе госпланирования и порядках разработки ее элементов),

- регламентацией вопросов концессий (ссылки на правила, определяющие процедурные вопросы по концессиям).

Уважаемые депутаты! Таковы основные концептуальные положения проекта Бюджетного кодекса и сопутствующего к нему законопроекта.

Позвольте выразить благодарность за проделанную депутатами работу по проекту Кодекса, за Ваши предложения, которые содержательно улучшили проект, сохраняя при этом концепцию кодекса.

Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял Председателя Правительства Российской Федерации 31.10.2008
Президент Казахстана предложил российской стороне выкупить долю Омана в КТК на паритетных условиях 31.10.2008
Рабочий график Главы государства 31.10.2008
Заседание глав правительств ШОС 31.10.2008
Председатель Правительства РФ В.В.Путин выступил на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС в расширенном составе 31.10.2008
Выступление 31.10.2008
Госсекретарь принял главного исполнительного директора Британского совета 31.10.2008
В Сенате состоялась презентация проекта нового Налогового кодекса 31.10.2008
В Мажилисе презентованы поправки в закон "Об образовании" 31.10.2008
Правящая коалиция в Литве распределила основные портфели 31.10.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz