NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 09:49 ast
07:49 msk

Миллиарды пустили по ветру
Кредитный бум прошлых лет почти ничего не дал реальной экономике. Отечественные инвесторы предпочитают поддерживать экономики других государств. Вкладывать деньги в родную страну им невыгодно
14.10.2008 / политика и общество

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ, "Караван", 10 октября

Кредитный бум прошлых лет почти ничего не дал реальной экономике. Отечественные инвесторы предпочитают поддерживать экономики других государств. Вкладывать деньги в родную страну им невыгодно.

Еще года полтора тому назад финансовый сектор Казахстана называли "локомотивом" отечественной экономики. Банкиры занимались полезной и важной работой - они покупали деньги на Западе и продавали их на родине. Ну накидывали, конечно, процентик, но ведь не за просто так - развитие страны финансировали!

Сегодня самое время подвести итоги - а что же они такое полезное финансировали? И выясняется, что миллиарды заграничных долларов были потрачены в основном на строительство запредельно дорогого жилья, на аренду офисов, покупку машин - то есть просто "проедены".

Вкладывать в страну? Невыгодно…

Дороги, заводы, рудники, электростанции, водопроводы - все осталось таким же отсталым и изношенным. По данным Нацбанка, на "предкризисный" конец июня 2007 года из общего объема выданных банками кредитов в 6,5 триллиона тенге в промышленность было вложено всего 695 миллиардов - это всего 11 процентов. Такая вот финансовая поддержка экономики.

Видные отечественные капиталисты вкладываться в модернизацию собственной страны и не собирались. "Если посмотреть их (правительства) бизнес-планы, то сроки возврата инвестиций составляют 20-30 лет, - честно заявил журналистам в сентябре этого года один наш известный банкир. - Но в мире нет инвесторов, готовых ждать возврата инвестиций 30 лет. Частные инвесторы обычно инвестируют на срок до 10 лет". Компании автора этих слов строят жилье и офисы в России, а совсем недавно он профинансировал крупнейший в СНГ центр фармацевтических разработок на Украине.

В не таком уж далеком 2002 году банки выступили против создания "Казыны" и институтов развития, увидев в них конкурентов. Банкирам показалось, что госфонды будут предлагать предпринимателям более выгодные условия, чем частный бизнес. Теперь можно уверенно сказать - их опасения не оправдались. Фонды активно инвестировали бюджетные деньги куда угодно, только не в те отрасли, от которых зависит развитие страны и благополучие миллионов граждан. Пока чиновники рассуждали о свободном рынке, базовые отрасли нашей экономики чахли без инвестиций. Для поддержания их в более-менее активном состоянии требуются колоссальные деньги.

Сколько конкретно? Давайте посчитаем.

Электроэнергетика - 21,7 миллиарда долларов

Юг страны, где темпы роста энергопотребления в 1,5 раза выше, чем в Центральном и Северном Казахстане, столкнулся с дефицитом электроэнергии уже в 2007 году. А с 2009 года ограничения придется вводить во всех регионах.

По расчетам правительства, до 2015 года только в строительство новых станций надо вложить 12,9 миллиарда долларов. Еще 1,8 миллиарда потребуется на высоковольтные ЛЭП, идущие от крупных станций к крупным городам. Не менее 7 миллиардов долларов будет стоить модернизация региональных сетей, которые, по оценкам специалистов, изношены на 65 процентов.

Из запланированных госпрограммой развития электроэнергетики 5 крупных станций пока строится только Мойнакская ГЭС, самая маленькая, но крайне необходимая для энергообеспечения Алматы. План пуска станции в 2009 году сорвался из-за горячего желания наших чиновников переложить основные расходы на китайских инвесторов - но Банк развития Китая выделил деньги только в августе этого года.

Нефтепереработка - от 7 миллиардов долларов

Соседняя Россия сегодня перерабатывает 47 процентов добываемой нефти, а Казахстан (без учета российской нефти) - менее 10 процентов.

Все три отечественных нефтеперерабатывающих завода - Атырауский (АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и "ПетроКазахстан Ойл Продактс" в Шымкенте (ПКОП) - работают по технологиям середины прошлого века. Нефть перерабатывается в основном на мазут и дизтопливо, бензина же выпускается в два-три раза меньше, чем на европейских и американских НПЗ. Ни на одном из заводов нет установки каталитического крекинга, с помощью которой получают высококачественный бензин (ее начинали строить на Шымкентском заводе еще в советское время, но никто из менявшихся хозяев так и не счел нужным закончить). Дизтопливо, которого в стране вроде бы полно, не отвечает международным стандартам. Выпускаемый на самом продвинутом Павлодарском НХЗ дизель содержит в четыре раза больше серы, чем требует стандарт Евро-2.

Хотя все три завода теперь в той или иной степени контролируются "КазМунайГазом", модернизация проводится только на одном - Атырауском. До 2013 года в завод обещают вложить около 1,1 миллиарда долларов. По оценкам экспертов, чтобы довести его до западных стандартов, потребуются пять лет и 2,5 миллиарда долларов. А теперь умножьте на три завода…

Коммунальное хозяйство - 6,5 миллиарда долларов

Стоимость модернизации водопроводно-канализационной сети в масштабах республики в несколько раз превышает годовые расходы Казахстана на оборону, образование и здравоохранение, вместе взятые. Эксперты ПРООН оценивают эту работу в 6,5 миллиарда долларов.

Но тратиться придется. Износ труб и другого оборудования городских водоканалов составил 60-70 процентов. В Таразе, Талдыкоргане, например, этот показатель - 78 процентов, в Атырау - 80 процентов. В Алматы требуют замены до 60 процентов всех трубопроводов. Только в прошлом году в южной столице была зарегистрирована уже 3261 утечка и прорыв.

При этом даже не все большие города республики имеют канализационные очистные сооружения. Например, в Таразе, Костанае и Кызылорде их нет.

Железная дорога - от 1,4 миллиарда долларов

Общий износ магистральной сети, сооружений и устройств, техники, оборудования железных дорог Казахстана составляет около 70 процентов. Средств не хватает даже на поддержание в нормальном состоянии действующей магистральной железнодорожной сети. Значительная часть путей эксплуатируется с превышением нормативов, локомотивный парк изношен на 76 процентов, вагонный - на 73 процента. Вагонов не хватает - только в 2007 году по этой причине "Казахстан темир жолы" не сумел перевезти 50 миллионов тонн грузов.

У КТЖ нет денег на содержание в нормальном виде даже трассы Алматы - Астана. В июле этого года в ходе прокурорской проверки на скоростном участке Астана - Анар были выявлены "просадки" и "перекосы" путей на протяжении 35 километров. На этих участках "испанский" поезд "Тулпар" теперь ездит со скоростью до 60 километров в час.

Принятая в прошлом году программа развития отрасли предполагает ежегодное повышение тарифов на 15 процентов, что за пять лет должно принести КТЖ 7,3 миллиарда долларов. Но этого все равно не хватает - еще 1,4 миллиарда компания должна привлечь "из других источников". И это только на подвижной состав и поддержание уже построенных путей.

Строительством новых дорог власти решили озаботить частный капитал, но пока из сотрудничества с коммерческими структурами ничего путного не выходит. Разрекламированный пример "частно-государственного партнерства" - концессия по строительству дороги Усть-Каменогорск - Шар - оказалась коммерчески убыточной. Специально созданная компания перестала платить вознаграждение по выпущенным долговым ценным бумагам еще до конца строительства. Инвесторов - пенсионные фонды - спасла лишь государственная гарантия возврата вложенных средств. По схеме концессии планировалось построить еще три крайне важных для экономики республики трассы (Жетыген - Коргас, Мангышлак - Баутино и Ералиево - Курык). Кто, как, когда и за какие деньги за них теперь возьмется, непонятно.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял Председателя Правительства Российской Федерации 31.10.2008
Президент Казахстана предложил российской стороне выкупить долю Омана в КТК на паритетных условиях 31.10.2008
Рабочий график Главы государства 31.10.2008
Заседание глав правительств ШОС 31.10.2008
Председатель Правительства РФ В.В.Путин выступил на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС в расширенном составе 31.10.2008
Выступление 31.10.2008
Госсекретарь принял главного исполнительного директора Британского совета 31.10.2008
В Сенате состоялась презентация проекта нового Налогового кодекса 31.10.2008
В Мажилисе презентованы поправки в закон "Об образовании" 31.10.2008
Правящая коалиция в Литве распределила основные портфели 31.10.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz