www.parlam.kz, 15 октября
Сегодня в Мажилисе состоялась презентация законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственных закупках", объявленного Главой государства срочным. Его представил парламентариям и ответил на депутатские вопросы и.о. министра финансов Руслан Даленов.
Презентация состоялась в рамках Комитета Палаты по экономической реформе и региональному развитию с участием председателя Комитета Владимира Боброва. В презентации участвовали представители министерств: финансов, индустрии и торговли, юстиции, транспорта и коммуникаций, энергетики и минеральных ресурсов, обороны, Счетного комитета, Агентства РК по регулированию естественных монополий, Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен", АО "Национальная нефтегазовая компания "Казмунайгаз", фонда "Самрук" - "Казына", Казахстанской Ассоциации IT-компаний.
Дальнейшее обсуждение правительственного законопроекта продолжится в рабочей группе, руководителем которой является депутат Мейрам Пшембаев.
Согласно пояснению разработчиков, целью подготовки проекта Закона является совершенствование законодательства Республики Казахстан о государственных закупках в части транспарентности и эффективности осуществления государственных закупок путем развития электронных государственных закупок, а также устранения противоречий, выявленных в правоприменительной практике.
Законопроект содержит три блока изменений:
1) по внедрению информационных систем и электронного документооборота при осуществлении государственных закупок и определению единого оператора в сфере электронных государственных закупок;
2) по расширению сферы действия Закона в отношении субъектов государственных закупок, которым действующим Законом предоставлены исключения по осуществлению закупок без предусмотренных процедур;
3) по устранению правовых коллизий, связанных с вопросами определения понятия "организатор закупок" и приобретения товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты.
Изменения коснутся ускорения перехода осуществления государственных закупок различными способами с традиционной бумажной технологии на передовые методы с применением информационных систем и электронного документооборота. В частности, они включают в себя снятие ценового порогового значения для закупок товаров, работ, услуг способом запроса ценовых предложений, открытие цены, выделенной для закупок, и обязательный переход данного способа на электронные закупки с 2010 года.
Дается определение единого оператора в сфере электронных государственных закупок, обладающего многолетним опытом и экспертными знаниями в данной области. Эта норма позволит централизовать государственные закупки по большой номенклатуре товаров, работ и услуг через веб-портал по принципу "одного окна", к которому будут иметь прямой доступ как заказчики, так и поставщики и подрядчики (электронный магазин).
Законопроектом определяется компетенция единого оператора в сфере электронных государственных закупок. К ним необходимо отнести функции, связанные: с разработкой, внедрением и развитием портала государственных закупок, а также реестров в сфере государственных закупок, государственной Это и функции касательно информационной системы электронных государственных закупок, а также связанные с размещением в Интернете сведений о государственных закупках, обязательных для публикации государственными заказчиками в соответствии с Законом. К ним относятся и техническая экспертиза соответствия электронных торговых площадок, предназначенных для электронных государственных закупок. Это также государственная информационная система, и другие функции, связанные с информатизацией в области государственных закупок.
Поправки позволят создать правовые основы электронного блока государственных закупок как составной части электронного правительства, существенно упростят и ускорят процессы закупок, устранят влияние субъективного фактора по большей части государственных закупок и повысят их прозрачность. Поправки коснуться также снятия ограничений государственных закупок для государственных учреждений и государственных предприятий социальной сферы, расположенных в сельских населенных пунктах. Такие изменения необходимы для исполнения установленных принципов Закона и развития законодательства о государственных закупках.
Анализ правоприменительной практики за истекший период действия Закона показывает, что при составлении перечня возникают сложности по определению критериев отбора и по обоснованию отнесения того или иного государственного учреждения либо предприятия к социальной сфере, что создает условия для коррупции. Кроме того, применение информационных систем и электронного документооборота при осуществлении государственных закупок позволит таким субъектам без трудностей приобретать товары, работы, услуги.
Законопроектом дается определение "организатор закупок". Действующим Законом не предусмотрено понятие "организатор закупок". Между тем, согласно процедурам организации и проведения закупок организатор закупок является субъектом права, который имеет права, обязанности и несет соответствующую ответственность. В этой связи, внесение данного дополнения является необходимостью для определения организатора закупок как субъекта государственных закупок.
Законопроектом устраняются правовые коллизии при осуществлении государственных закупок товаров работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты, которые подпадают под регулирование статей 16, 31 и 42 Закона. Проектом Закона предлагается осуществлять такие закупки только по специальному порядку, предусмотренному Законом. |