Ваши Превосходительства, Дамы и господа, Уважаемые гости,
Позвольте поблагодарить вас за то, что в своем плотном графике встреч и мероприятий вы смогли найти время, чтобы посетить Казахстан и принять участие в 7-м совещании СМИД ДСА.
Ваши Превосходительства,
От концептуальных вопросов развития ДСА хотел бы перейти к практической повестке дня.
Мы заслушали выступление Министра Ю Мун-хвана с информацией о проделанной работе в качестве председателя ДСА и его предложения по дальнейшему развитию Диалога. В этой связи, хотел бы вновь поблагодарить корейскую сторону за усилия, проявленные в ходе всего периода председательства в ДСА. Лидерство Республики Корея в ДСА позволило значительно продвинуть процессы активизации сотрудничества в Диалоге.
Проведению сегодняшней встречи предшествовала значительная работа, осуществленная в рамках Исследовательской группы высокого уровня ДСА при координации Республики Корея и Королевства Таиланд. С момента 6-го СМИД ДСА в Сеуле были проведены 3 заседания Группы, в ходе которых были выработаны рекомендации по концептуальным и организационным вопросам развития Диалога. В этой связи нам предстоит рассмотреть вопросы определения конечной цели интеграции в рамках ДСА, создания Секретариата, участия Track II в процессе развития Диалога, активизации сотрудничества ДСА в сфере культуры, а также вопросы моратория и связанные с ним вопросы.
Уважаемые Главы делегаций,
Хотел бы также поблагодарить тайскую сторону за подробный отчет о деятельности ДСА по всем 19 направлениям сотрудничества.
При этом Казахстан является со-координатором транспортной, энергетической и сельскохозяйственной сфер сотрудничества в ДСА. В этой связи, мы чувствуем ответственность в продвижении взаимодействия в этих направлениях.
Мировая ситуация на рынке энергоносителей в равной степени вызывает озабоченность поставщиков и потребителей. Мы подошли к такому этапу, когда недавний скачек цен вызвал резкое падение спроса и снижение экономической активности. Азиатским странам потребуются срочные скоординированные меры по выправлению данной ситуации. В этой связи, мы подготовили концепцию сотрудничества ДСА в этой сфере. При этом, это не конечный документ, однако он и ряд содержащихся в нем идей могут быть использованы в работе по продвижению энергетического проекта ДСА. Поэтому мы приветствуем инициативу пакистанской стороны о проведении 2-го Энергетического форума ДСА на уровне министров в 2009 году и призываем страны-члены Диалога поддержать работу в данном направлении.
Уважаемые коллеги,
Можно отметить, что энергетическому аспекту сотрудничества в рамках ДСА уделяется достойное внимание. При этом, меньшую активность мы проявляем в таких направлениях сотрудничества, как транспорт и сельское хозяйство.
Казахстанская сторона также подготовила концептуальные документы по развитию взаимодействия в этих сферах, которые будут сегодня представлены вашему вниманию. При этом, позвольте остановиться на их основных аспектах и идеях.
В составе ДСА, включая Казахстан, есть ряд стран, не имеющих выхода к морю. В этой связи, нашей страной приоритетное значение отдается вопросам обеспечения доступа к морю, повышению конкурентоспособности экспортируемых товаров путем снижения стоимости доставки, созданию национальных транспортных сетей и другим вопросам развития транзита товаров и услуг.
Мы намерены использовать площадку ДСА для принятия скоординированных мер и обмена опытом по развитию транзита и, соответственно, товарооборота в Азии. В этом контексте не теряет своей актуальности Алматинская программа действий по наименее развитым и развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, которая была принята в Казахстане в августе 2003 года в рамках ООН. В настоящее время наша страна является вице-председателем Группы стран ООН, не имеющих выхода к морю.
В этой связи, а также с учетом необходимости расширения транзитных потоков в Азии, мы предлагаем провести в апреле 2009 года Первый министерский транспортный форум ДСА. Надеюсь на вашу поддержку в этом вопросе. В дополнение к этому, на национальном уровне Казахстан прилагает усилия по обеспечению транзита товаров из Азии на европейский рынок. В частности, мы прорабатываем мега-проект Международный транспортный коридор "Западный Китай - Западная Европа", преимущества и потенциал которого будет представлен в ходе его презентации после этой сессии в соседнем зале.
Совсем недавно в Нью-Йорке мы обсуждали аспекты укрепления продовольственной безопасности в Азии путем согласованных действий, направленных на формирование единых подходов по повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса.
Казахстан, являясь со-координатором сельскохозяйственной сферы сотрудничества ДСА намерен и в дальнейшем способствовать решению вопросов обеспечения продовольственной безопасности, а также призывает страны-члены ДСА активно включиться в решение данной проблематики в рамках Диалога и других интеграционных структур.
Одним из шагов в этом направлении могла бы стать организация сельскохозяйственного Форума ДСА на уровне глав соответствующих министерств в 2009-2010 годах, к которому было бы целесообразно подойти с пакетом согласованных за это время конкретных анти-кризисных предложений.
Уважаемые министры,
В дополнение к этому, хотел бы отметить, что банковский и финансовый сектор Казахстана получил в последние годы мощное развитие и является одним из наиболее продвинутых в своем регионе. Мы прошли этап накопления капиталов, бурного развития банков второго уровня, их консолидации, появления страховых организаций и различных фондов. Уровень капитализации экономики и платежеспособности населения теперь позволяют значительно расширить этот сектор.
В этой связи, в 2005 году Правительством Республики Казахстан было принято решение о создании Регионального финансового центра города Алматы (РФЦА), являющегося центром для отечественных финансовых институтов. Данное решение было обусловлено опережающим развитием финансового сектора Республики Казахстан по сравнению с другими странами СНГ, стабильным ростом доли финансовых услуг в составе валового внутреннего продукта, внутренних накоплений и формированием кадрового состава в финансовой сфере.
Вместе с тем пришла пора позаботиться о развитии финансового сектора в нашем регионе и в Азии, в целом. В этой связи, мы подготовили презентацию РФЦА, а также его возможностей для продвижения одной из сфер сотрудничества ДСА по развитию азиатского рынка ценных бумаг. Наличие такого мощного института, как Финансовый центр, позволяет нам включиться в работу по развитию этого проекта сотрудничества в качестве со-координатора ДСА.
Уважаемые гости,
Позвольте в завершение своего выступления поблагодарить вас за внимание и вновь выразить надежду, что результаты сегодняшнего заседания позволят существенно продвинуть вперед вопросы общеазиатской интеграции и сотрудничества в рамках ДСА.
--------
Выступление Министра иностранных дел Республики Казахстан М.Тажина на брифинге в ходе 7-го СМИД ДСА (Астана, 16 октября 2008 г.)
Уважаемые дамы и господа,
Сегодня в Астане под председательством Республики Казахстан проходит 7-ое Совещание министров иностранных дел Диалога по сотрудничеству в Азии, в котором принимают участие делегаты 30 государств нашего континента.
Основополагающей идеей ДСА является повышение авторитета Азии с тем, чтобы она была представлена в мировом сообществе как сплоченное сообщество, использующее свои сравнительные преимущества для позитивного содействия глобальному развитию и процветанию.
Это полностью соответствует базовым принципам внешней политики Казахстана, определенной Президентом Нурсултаном Назарбаевым, который последовательно продвигает идеи региональной и суб-региональной интеграции в Азии.
В практическом плане Диалог нацелен на развитие торгового и финансового рынков Азии для повышения экономической конкурентоспособности нашего региона на мировой арене. Эта деятельность приобретает особую актуальность в свете поразившего мировую экономическую систему финансового кризиса.
ДСА также призвана создать инструмент кооперации между региональными азиатскими форумами (АСЕАН, СААРК, Совет сотрудничества государств Персидского залива и др.), а в перспективе сформировать структуру общеазиатского взаимодействия.
Деятельность ДСА не дублирует работу, которая уже ведется в субрегиональных и региональных объединениях, участником которых является Казахстан. Наоборот, происходит своеобразное восполнение пробелов в общеазиатском взаимодействии.
Проведению сегодняшней встречи предшествовала значительная работа, осуществленная в рамках Исследовательской группы высокого уровня ДСА, которая выработала рекомендации по концептуальным вопросам дальнейшего развития Диалога.
В ходе утренней сессии Министры начали обсуждение целого ряда актуальных вопросов сотрудничества в Азии, в том числе сфере энергетической и продовольственной безопасности, транспорта, финансов, развития информационных технологий и т.д..
Хотел бы проинформировать, что в ходе встречи принято решения по отмене моратория на принятие новых стран-членов ДСА. В этой связи, министры положительно рассмотрели заявку Кыргызстана на полноправное членство в ДСА, а также Марокко на статус Партнера ДСА по развитию.
Главы делегаций также согласовали создание Виртуального секретариата ДСА и выделение культурного диалога как отдельного проекта ДСА.
Уважаемые дамы и господа,
Позвольте подробнее остановиться на планах Казахстана в качестве председателя Диалога. С момента вступления в 2003 году, членство в Диалоге представляет для Казахстана практический интерес с точки зрения расширения взаимодействия в азиатском регионе, участия в разработке общих подходов к решению социально-экономических проблем, а также содействия доступу казахстанского бизнеса на азиатские рынки.
В качестве председателя ДСА в 2008-2009 годах Казахстан намерен активизировать взаимодействие в рамках данного Форума.
Из 20 сфер сотрудничества в рамках ДСА Казахстан является со-координатором транспортной, энергетической и сельскохозяйственной отраслей, по которым нами разработаны соответствующие концепции сотрудничества. С этими концепциями, которые распространяются в здании гостиницы, Вы можете ознакомиться уже сейчас.
Как Вам известно, Казахстан придерживается принципа многовекторности и экономической целесообразности в вопросах экспорта казахстанских энергоносителей и транспортной политики. Поэтому для нас важно взаимодействие с другими государствами Азии, в том числе в рамках многосторонних форумов, обеспечивая тем самым, политическую поддержку доступу казахстанских товаров на азиатские рынки и использованию казахстанской инфраструктуры.
Мы также намерены использовать площадку ДСА для развития транзита и, соответственно, товарооборота в Азии в соответствии с Алматинской программой действий по наименее развитым и развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, принятой в августе 2003 года.
Казахстан планирует также приоритизировать вопросы обеспечения продовольственной безопасности и призывает страны-члены ДСА активно включиться в решение данной проблемы.
Учитывая динамичное развитие банковского и финансового сектора в Казахстане, мы намерены оживить работу ДСА по развитию азиатского рынка ценных бумаг с использованием такого инструмента как Региональный финансовый Центр города Алматы.
Повестка дня ДСА, сформированная казахстанской стороной в рамках Диалога, весьма насыщена. В ходе председательства Казахстана в ДСА, в странах-членах Диалога пройдет ряд встреч, направленных на ускорение азиатской интеграции в различных областях сотрудничества.
В частности, следует отметить 2-й Энергетический Форум министров ДСА в марте-апреле 2009 года в Пакистане и 1-й Транспортный форум министров ДСА в Казахстане в апреле 2009 года, а также другие мероприятия.
В целом председательство в Диалоге сотрудничества в Азии является свидетельством возросшего авторитета и значимости Казахстана.
Спасибо за внимание. |