NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:58 ast
03:58 msk

Нацбанк представил в Мажилисе поправки относительно валютного регулирования и валютного контроля
Законопроектом предусмотрено, что административная ответственность наступит при превышении суммы невозврата экспортной выручки и неиспользованного аванса за импорт эквивалента 50 тыс. долларов США
29.10.2008 / политика и общество

Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 28 октября

Порог паспортизации для сделок по экспорту и импорту товаров будет увеличен с эквивалента 10 тысяч долларов США до эквивалента 50 тысяч долларов США. Об этом заявил сегодня в Мажилисе заместитель председателя Национального Банка Данияр Акишев. Он представил парламентариям законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля".

Правительственным законопроектом предусмотрено, что административная ответственность наступит при превышении суммы невозврата экспортной выручки и неиспользованного аванса за импорт эквивалента 50 тыс. долларов США (в настоящее время 10 тыс.долларов США). Уголовная ответственность наступит, если сумма невозврата превысит 10 тысяч МРП (в настоящее время 5 тысяч МРП).

Презентация валютных поправок состоялась в рамках Комитета Палаты по финансам и бюджету. В ней участвовали представители Национального Банка, Генеральной прокуратуры, а также министерств: юстиции, индустрии и торговли, экономики и бюджетного планирования. Среди участников презентации и работники Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, а также Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы и Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен". На мероприятии были также представители Ассоциации финансистов Казахстана, давшей положительное экспертное заключение по проекту закона.

Докладчик дал пояснения на вопросы депутатов Мажилиса относительно антикризисных мер и об условиях перевода денег на банковский счет студента, обучающегося за рубежом.

Как заявил руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса Керимжан Бижанов следующее заседание запланировано на 11 ноября с.г.

* * *

Пресс-служба Аппарата Мажилиса представляет тезисы доклада заместителя председателя Национального Банка РК Данияра Акишева:

"Целью разработки данного законопроекта является дальнейшее совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в Казахстане. Оно осуществляется по таким направлениям, как: смягчение режимов валютного регулирования и упрощение, связанных с ними административных процедур; уточнение и упрощение требований репатриации валютной выручки. Предполагается также усиление действенности норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение требования репатриации. Предусматривается расширение спектра мер валютного регулирования, которые могут быть применены в случае угроз безопасности страны и стабильности ее финансовой системы.

Со снятием с 1 января 2007 года валютных ограничений на проведение валютных операций движения капитала созданы необходимые условия для полной конвертируемости тенге не только по текущим, но и капитальным операциям. Отсутствие валютных ограничений на международные операции является одним из основных условий для дальнейшей интеграции Казахстана в мировую экономику и повышения его международной конкурентоспособности. В то же время открытость экономики и свобода движения капитала увеличивает уязвимость экономики к внешним шокам.

На сегодняшний день режимы валютного регулирования включают лицензирование деятельности, связанной с использованием валютных ценностей, регистрацию крупных валютных операций и уведомление о наиболее значимых валютных операциях. Требования режимов валютного регулирования ставят перед собой цель сбора достоверной информации о характере и объеме наиболее значимых валютных операций. Мониторинг, который ведется на базе такой информации в сопоставлении с данными экономического развития страны, позволяет своевременно выявлять негативные для страны тенденции в перетоках капитала, оценивать риски для макроэкономической ситуации и, соответственно, вырабатывать адекватные меры для минимизации таких рисков

С учетом того, что для казахстанской экономики экспорт товаров является важнейшим источником поступления иностранной валюты в страну, в валютном законодательстве сохранено требование репатриации - возврата в страну средств, полученных в результате внешнеторговых операций. В рамках Закона Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле" предусмотрен механизм контроля за требованием репатриации - экспортно-импортный валютный контроль.

Глобальный финансовый кризис, свидетелями и невольными участниками которого являемся мы сегодня, показывает насколько важно для государственных регуляторов обладать развитым инструментарием для эффективного принятия адекватных мер реагирования на системные риски. Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена возможность временного введения валютных ограничений в ответ на внешние шоки. В случае угрозы экономической безопасности страны и стабильности ее финансовой системы Президент Республики Казахстан вправе ввести режим специального разрешения на проведение валютных операций. Установленные законом условия введения режима специального разрешения оговаривают исключительность применения данного механизма и возврат к либеральному валютному режиму после разрешения кризиса.

Предпринятая Казахстаном либерализация валютного режима и созданная система валютного регулирования и валютного контроля обеспечила достижение поставленной цели - отмену валютных ограничений, препятствующих ведению международного бизнеса без потери контроля над перетоками капитала. Опыт Казахстана был положительно отмечен МВФ и другими международными организациями и вызвал большой интерес со стороны центральных банков стран СНГ, в частности Российской Федерации, Беларуси, Украины, Азербайджана, Армении и Таджикистана. В то же время, практика работы в рамках действующего валютного законодательства показала, с одной стороны, возможность дальнейшего смягчения требований валютного регулирования. А с другой, необходимость более четкого формулирования требования репатриации и мер, которые могут быть предприняты в кризисной ситуации. Востребовано также усиление действенности норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение норм валютного законодательства.

В целях смягчения требований режимов валютного регулирования и упрощения процедур валютного контроля законопроектом предусмотрено: исключение из режима лицензирования деятельности по осуществлению розничной торговли и оказанию услуг за наличную иностранную валюту. В настоящее время данные виды деятельности осуществляются магазинами беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках. В связи с тем, что они имеют ограниченные объемы, носят локальный характер и находятся под таможенным контролем на таможенной территории (таможенный режим контроля), требование лицензирования может быть отменено с минимальным, в контексте валютного регулирования, риском.

Предусматривается также отмена требования уведомления Национального Банка об открытии банковских счетов в иностранных банках для физических лиц-резидентов. Об объемах переводов физических лиц-резидентов с собственных счетов (на собственные счета) в иностранных банках будет уведомлять уполномоченный банк, который осуществляет такие переводы.

Создается возможность для увеличения минимальных пороговых значений для сделок, подлежащих регистрации, уведомлению и оформлению паспорта сделки, путем внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты. Это означает, что Национальный Банк будет вправе осуществлять дальнейшие меры по либерализации валютных режимов, оперативно реагируя на изменение экономической ситуации и рост объемов валютных операций. Так, по принятию данного законопроекта, предполагается, что с учетом роста за последние пять лет роста объемов внешнеторгового оборота, порог паспортизации для сделок по экспорту и импорту товаров будет увеличен с эквивалента 10 тыс. долларов США до эквивалента 50 тыс. долларов США.

Предполагается возможность исключения отдельных видов операций из перечня подлежащих регистрации или уведомлению операций движения капитала путем внесения изменений в подзаконные нормативные правовые акты. Аналогично предыдущему пункту это позволит Национальному Банку смягчать требования валютных режимов в полном соответствии с развитием и динамикой внешнеэкономических отношений.

Намечается установление формы уведомления в виде предоставления периодических отчетов, в которых отражается информация по валютным операциям, проведенным за период по подлежащим уведомлению договорам. Такая форма уведомления, прежде всего, распространяется на банки и профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые должны уведомлять Национальный Банк о проводимых клиентами операциях. С учетом полного охвата финансовых учреждений системой электронной отчетности, введение такой формы уведомления существенно упростит процедуры и сократит издержки на выполнение требований режима уведомления.

В целях уточнения требований репатриации валютной выручки и усиления действенности норм, предусматривающих ответственность за несоблюдение требования репатриации, законопроектом предусмотрено уточнение требования репатриации в целях однозначности его понимания - зачисление всей суммы выручки от экспорта на счета в казахстанских банках вне зависимости от валюты расчета. Предусматривается уточнение определения срока репатриации, в том числе предоставление права резиденту, как стороне внешнеторгового контракта, самостоятельно рассчитывать срок репатриации, исходя из условий внешнеторгового контракта. Предполагается исчерпывающий перечень случаев, которые не предполагают зачисление выручки на счета в казахстанских банках, но приравниваются к исполнению требования репатриации. Предусмотрено уточнение применения административной и уголовной ответственности за невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте. В частности, административная ответственность будет наступать при превышении суммы невозврата экспортной выручки и неиспользованного аванса за импорт эквивалента 50 тыс. долларов США (в настоящее время 10 тыс.долларов США), а уголовная - если сумма невозврата превысит 10 тысяч МРП (в настоящее время 5 тысяч МРП).

Законопроектом уточняется и расширяется перечень временных ограничений по валютным операциям, которые могут быть введены для устранения угроз безопасности Республики Казахстан. В частности перечнем в качестве отдельной меры определено требование обязательной продажи экспортной валютной выручки и предусмотрена возможность для проведения валютных операций не только при наличии разового специального разрешения, но и при выполнении определенных условий для проведения валютной операции (например, выполнение требования резервирования). С учетом рейтингов, присваеваемых стране в рамках оценки международной конкурентоспособности, более четко оговорена исключительность применения механизмов специального валютного режима, обусловлен временной период, на который он может быть введен, и обязательность возврата к либеральному валютному режиму.

Внесение вышеперечисленных изменений обеспечивает законодательную основу для дальнейшего смягчения требований валютного регулирования без ущерба для эффективности мониторинга за валютными операциями; оптимизацию контроля за выполнением требования репатриации и других, связанных с валютным контролем административных процедур; усиливают потенциал и действенность принятия антикризисных мер в части введения валютных ограничений.

Правоотношения в области валютного регулирования и валютного контроля, а также лицензирования деятельности, связанной с использованием валютных ценностей, регламентируются Законами Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле", "О Национальном Банке Республики Казахстан", "О лицензировании". Уточнение административной и уголовной ответственности требует внесения изменений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс Республики Казахстан.

Предполагаемыми социально-экономическими последствиями принятия законопроекта являются дальнейшая либерализация валютного режима, согласованная с развитием финансовых рынков, сокращение административных барьеров и снижение издержек банков-агентов валютного контроля и участников внешнеэкономической деятельности, связанных с выполнением требований валютного законодательства, а также повышение эффективности мониторинга за валютными операциями со стороны органов валютного контроля".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял Председателя Правительства Российской Федерации 31.10.2008
Президент Казахстана предложил российской стороне выкупить долю Омана в КТК на паритетных условиях 31.10.2008
Рабочий график Главы государства 31.10.2008
Заседание глав правительств ШОС 31.10.2008
Председатель Правительства РФ В.В.Путин выступил на заседании Совета глав правительств государств-членов ШОС в расширенном составе 31.10.2008
Выступление 31.10.2008
Госсекретарь принял главного исполнительного директора Британского совета 31.10.2008
В Сенате состоялась презентация проекта нового Налогового кодекса 31.10.2008
В Мажилисе презентованы поправки в закон "Об образовании" 31.10.2008
Правящая коалиция в Литве распределила основные портфели 31.10.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz