Динара БИСИМБАЕВА, "Мегаполис", 3 ноября
В пух и прах разнесли народные избранники презентованный министерством образования и науки законопроект об образовании. Депутаты не узрели ни единой нормы, которая внесла бы коренное изменение в жизнь огромной армии сеятелей разумного, доброго, вечного и еще более огромной армии школьников, студентов и их родителей.
По данным презентатора - ответственного секретаря министерства Фархата Куанганова, они инициировали поправки по 97 позициям в 33 статьи закона об образовании. И тут же добавил: мол, изменения носят технический характер.
Именно за эту "техничность" и отсутствие даже намека на коренные изменения в такой консервативной и в то же время чувствительной сфере, как образование, законопроект подвергся жесточайшей критике со стороны мажилисменов, немалая часть из которых в прошлом стояла с указкой у школьной доски. Депутатов парламента не впечатлили ни "конкретный перечень граждан, которым оказывается социальная помощь", ни очередной перенос двенадцатилетнего образования, ни лечебные пособия для учителей или возрастной ценз для претендентов на стипендию "Болашак"…
- Закон пустой! - с ходу начал депутат Владимир Нехорошев. - В законе одни редакционные правки! И вы называете это законом?! Все эти радужные изменения - это не больше, чем мыльные пузыри, пока нет изменений в системе!
По данным, которые привел мажилисмен, 36% коррупционных правонарушений совершены в системе образования.
- Учительство - не утраченная искусство, а утраченная традиция. Вот над чем надо думать! Что вы хотите предложить для изменения правового поля в сфере образования, чтобы действительно были изменения, а не опять эта безвыигрышная лотерея в ЕНТ… - сокрушался депутат. - Это закон в таком виде неприемелем!
Ответ представителя министерства был стандартным - из разряда "в Багдаде все спокойно".
- Это вопрос, наверное, задан не для того, чтобы я впал в депрессию и расписался в бессилии, - начал отбиваться Фархат Куанганов после выступления депутата Нехорошева. - Мы разделяем весь тот пафос и вашу боль, но это не повод для того, чтобы ничего не делать и не двигаться дальше. Мы двигаемся поэтапно…
Последующие ответы были в том же духе. Возможно, поэтому часть депутатов покинула зал заседаний, несмотря на кипящие в нем "образовательные" страсти.
Такое отношение к системе образования непозволительно, уверены слуги народа. А вот депутата Гульмиру Исимбаеву больше всего задел перенос 12-летки на 2010 год.
- Откуда у вас гарантии, что к этому времени вы подготовите все необходимое, ведь даже сейчас в Алматы наблюдается нехватка 18 тысяч ученических мест?! В 2010 году это количество возрастет до 25 тысяч. Школы при этом не строятся. Что вы будете делать с этими детьми? Кто об это думает? - вопрошала она.
Ответа экс-глава департамента образования южной столицы так и не получила. Не получили его и другие депутаты, которые прямо возразили докладчику, что хотели бы видеть на его месте министра Жансеита Туймебаева.
Позже в кулуарах народные избранники и особенно избранницы подходили к ответственному секретарю министерства, тревожно заглядывали ему в глаза и просили не воспринимать водопад критики на личный счет: мол, отработали в этой системе десятки лет и знаем, о чем говорим… Ответственный секретарь внимательно выслушивал каждую и пообещал, что его ведомство постарается учесть все замечания. Многих депутатов, имевших в анамнезе статус педагога, это обещание хоть ненадолго, но успокоило. В целом же, когда депутатский мандат развязал им руки, они готовы отстаивать каждую статью. |