Алина ШАЛГЫНБАЙ, "Око", 7 ноября
Госзакупки национальных компаний больше не будут контролироваться… со стороны государства. Новый закон, одобренный Парламентом с немыслимой скоростью, уже ушел на подпись Президенту.
Законопроект, объявленный Главой государства срочным, в Парламенте рассматривался всего-то две недели. Обе палаты Парламента буквально с места в карьер обсудили и приняли документ, который содержит буквально революционные нормы.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Речь, прежде всего, идет о том, что через год все госзакупки будут только электронными.
Заниматься ими будет единый оператор - "юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, собственником которого является государство или национальный холдинг, которое осуществляет реализацию единой технической политики в сфере электронных государственных закупок". На своем веб-сайте в режиме "электронного магазина" этот оператор будет размещать заявки госорганов и предложения компаний. Это, считают в Минфине, позволит серьезно экономить время, нервы и деньги. Пилотный проект такого Интернет-магазина уже работает, правда, пока только на уровне одного Министерства финансов. Но результаты налицо - экономия по "электронным госзакупкам" составила порядка 22%.
- Система электронных госзакупок представляет собой WEB-портал, на котором размещаются соответствующие заявки и на который приходят предложения потенциальных поставщиков. Далее в автоматизированном режиме методом ценовых предложений выбирается победитель из тех, кто предложил наименьшую цену, - пояснили в Минфине.
То есть процесс, во-первых, прозрачный, во-вторых, в него будет вовлечено большое количество поставщиков, считают разработчики проекта.
К тому же допуск потенциальных поставщиков к электронным торгам, собственно закупки на них и регистрация договоров, согласно новому проекту, будет "осуществляться посредством как государственных, так и негосударственных систем в сфере государственных закупок" при использовании веб-ресурса единого оператора.
Между тем эксперты прямо указывали: отдельные нормы законопроекта коррупциогенны, а также содержат признаки ведомственных интересов. Например, научно-правовая экспертиза показала, что само понятие "единого оператора" по госзакупкам противоречит закону "Об информатизации", в котором уже есть свой национальный оператор в сфере информатизации, то есть во всем, что касается электронных баз данных, их безопасности и нормального функционирования, а также собственно "электронного правительства". А поскольку госзакупки - это только составная часть работы "е-правительства", то как будут распределяться функции и полномочия двух "единых операторов"?
СВОБОДА ИЛИ КОРРУПЦИЯ?
Отдельным вопросом рассматривалось новое положение национальных компаний и госхолдингов. Они, как известно, выведены из-под "юрисдикции" закона о госзакупках. Если учесть, что в этой сфере ежегодно "крутится" порядка 13 млрд долларов, то эта новая норма приведет к уменьшению этого оборота почти на треть. Разработчики полагают, что это позволит национальным компаниям более эффективно реализовывать крупные инвестпроекты:
- Это позволит им без процедур и ограничений, предусмотренных законом, в первоочередном порядке размещать заказы на отечественных производствах, - считают в Минфине. Но там не намерены ограничиваться только отечественными производителями. Ведь они сегодня не производят всего, что нужно для нацкомпаний, и к тому же "у отечественных товаропроизводителей цены порой выше, чем на то, что завозится из-за рубежа".
Однако заключение научно-правовой экспертизы прямо говорит: норма по выведению национальных компаний и холдингов, аффилированных с ними компаний из "зоны ответственности" закона о госзакупках создает потенциал для коррупции.
Сенаторы, у которых на рассмотрение проекта была отведена всего-навсего неделя, постарались "сгладить" последствия от принятия этой нормы - их поправки ставили целью предотвращение бесконтрольного создания организаций с незначительной долей государства. Ведь в самом определении "освобожденных" компаний указывалось: "Аффилированные лица юридических лиц, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежит государству, - юридические лица, в которых пятьдесят и более процентов акций (долей) прямо либо косвенно принадлежит государству. Косвенная принадлежность означает принадлежность каждому последующему аффилированному лицу более пятидесяти процентов акций (долей) иного юридического лица".
Таким образом, "внучки" и "правнучки" нацкомпаний все-таки должны будут работать в поле закона о госзакупках. А насколько станет эффективным освобождение от контроля самих национальных компаний, покажет время.
КОНТРОЛЯ НЕ БУДЕТ?
Среди других нововведений закона - освобождение от процедур государственных закупок сделок по приобретению авиакеросина для гражданской авиации и горючего в госматрезерв напрямую с нефтеперерабатывающих заводов. Освобождается от процедур также весь оборонный заказ, а также услуги по обязательному медицинскому осмотру работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также приобретение лекарственных средств для оказания гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, лечения и профилактики эпидемиологических заболеваний. Кроме того, парламентарии предложили приобретать без процедуры госзакупок специальные книги и тифлосредства для инвалидов по зрению.
Новый законопроект предусматривает не только освобождение ряда компаний от процедур государственных закупок, но также практически запрещает внеочередные проверки по этим вопросам: "Законопроектом… исключаются нормы, допускающие регулирование и вмешательство уполномоченного органа по контролю в процесс осуществления госзакупок субъектами соответствующей системы", говорится в пояснительной записке Правительства.
Между тем специалисты Института научной экспертизы и анализа, проводившие антикоррупционную экспертизу документа, подчеркивали: "Разработчик ограничивает права потенциальных поставщиков, участников конкурса в праве обжалования неправомерных действий организаторов госзакупок". Дело в том, что госорганы участвуют в процессе госзакупок опосредованно, а на этапе проведения конкурса контроль за организаторами и вовсе отсутствует, поэтому все поставщики попадают в полную зависимость от организатора. А это - кормушка для коррупционеров.
Работа парламентариев над законопроектом завершена, но к чему приведет поспешность в принятии этого, безусловно, важного закона, пока неизвестно. |