NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 10:01 ast
08:01 msk

В Мажилисе министр энергетики и минеральных ресурсов ответил на депутатский запрос
С.Мынбаев: Внутренние цены должны колебаться вместе с внешними, но должен быть обеспечен безусловный значительный и заметный разрыв. Основа этого разрыва - это нынешний Налоговый кодекс
13.11.2008 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Мажилиса, 12 ноября

Перед завтрашней десятидневной поездкой парламентариев во все регионы Казахстана сегодня в Мажилисе состоялось очередное пленарное заседание Палаты под председательством Урала Мухамеджанова.

Перед открытием заседания от имени коллег-депутатов Заместитель Председателя Мажилиса Сергей Дьяченко поздравил Спикера с 60-летним юбилеем, награждением его знаком Благодарности Главы государства, и выразил ему наилучшие пожелания.

Заседание началось с оглашения традиционных депутатских запросов и завершилось рассмотрением вопроса "Об ответе Министра энергетики и минеральных ресурсов Мынбаева С.М. на депутатский запрос Халмурадова Р.С.", озвученном 17 сентября 2008 г.

Поводом для депутатского запроса послужила ситуация с дефицитом электроэнергии и высоких цен на ГСМ в южных регионах республики. В октябре прошлого года 1 киловатт электроэнергии с 6 тенге 50 тиын подорожал до 8 тенге 25 тиын, а с августа 2008 года население платит уже 9 тенге 04 тиын. Подорожание цен на электроэнергию привело к повышению цен на коммунальные услуги. Такая дороговизна способствовала ухудшению положения простого населения, особенно пенсионеров и социально незащищенных семей.

Вторая проблема - цены на горюче-смазочные материалы. Особенно ощутима она для хлеборобов. Ни для кого не секрет, что в осеннее - весенний период на рынке горюче-смазочных материалов происходит ценовой сговор корпоративных групп. К сожалению, подобная ситуация повторяется из года в год. Зерновики жалуются на нехватку ГСМ, особенно дизельного масла для тракторов. В текущем году цена 1 литра дизельного топлива составила 120-140 тенге, а бензина марки А-92 - 110 тенге.

Отвечая с парламентской трибуны на депутатский запрос, министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев изложил информацию по ценам на ГСМ и электроэнергию на юге (тезисы):

"Баланс нефти за десять месяцев 2007 и 2008 годов. Добыча выросла на 3,4 процента, импорт на уровне прошлого года. В силу ценовой конъюнктуры даже этот импорт состоялся благодаря межправительственным переговорам с Российской Федерацией. Половина внутреннего потребления Республики Казахстан осуществляется за счет импортной нефти. В 2007 году эта цифра была даже больше.

На трех НПЗ перерабатывается 91 процент сырой нефти, только 9 процентов перерабатываются на мини-НПЗ, их 24, но работают семь. Один из трех НПЗ, а именно Павлодарский нефтехимический завод, работает на 100 процентов на российской нефти, и инфраструктура, позволяющая поставлять западноказахстанскую нефть на ПНХЗ, отсутствует.

Связь Павлодарского нефтехимического завода с Кумкольским месторождением. В действительности по этому трубопроводу поставок нефти на ПНХЗ нет. Во-первых, ПНХЗ изначально спроектирован под российскую нефть, а она по составу отличается. Во-вторых, существующий магистральный нефтепровод Омск-Павлодар-Чарджоу, построенный еще в советское время, также спроектирован в одностороннем направлении. И сейчас на участке Павлодар-Атасу нефть качается на слайде сверху вниз.

Да, поставка казахстанской нефти на ПНХЗ, наверное, возможна по железной дороге, но экономики в этом нет, потому что все равно нефтепродукты будут неимоверно дороги.

Тезис о том, что мы производим много нефти, стало быть, мы не должны зависеть от внешних цен, не работает по существу. Чтобы не зависеть, мы должны на 100 процентов загружать своей нефтью. Сегодня это невозможно. Да, определенная возможность для поставки нашей нефти из западных регионов появляется с завершением нефтепровода Кенкияк-Кумколь. Завершение строительства нефтепровода планируется в конце 2009 года. Это связующее звено Запад-Север.

Я не говорю, что надо переводить ПНХЗ на казахстанскую нефть. Но с точки зрения обеспечения экономической безопасности в случае ограничения по поставкам российской нефти, а это случается все время, у нас должен быть запасной вариант. Пока его технически нет. Повторяю, что импорт сырой нефти на внутреннем рынке составляет около 5-10 процентов, и уйти от этого экономически разумным способом при сегодняшней инфраструктуре мы технически не в состоянии.

Баланс по дизтопливу. Здесь тоже импорт снизился. Он составил по сравнению с прошлым годом 85 процентов. Увеличение потребления пришлось компенсировать запретом на экспорт. Импорт и здесь немаленький - 11 процентов. Это целесообразный импорт на севере и востоке. Северные области импортируют из России. Как результат потребление выросло на 9 процентов.

По высокооктановым маркам бензина доля импорта готовой продукции составляет 50 и больше процентов просто потому, что технически невозможно этот объем выработать на наших заводах.

Теперь о ценах. Это цена на нефть по этому году. Понятно, она до августа росла, с августа мы имеем значительное падение. Понятно, что на весь тот период, в который эта цена росла, Правительству, имея половину внутреннего рынка (а если считать и сырую нефть, и нефтепродукты, то больше, чем половина), удерживать цены не так-то просто. Тем не менее, это делалось.

Поставки на весенне-полевые и осенне-полевые по фиксированным ценам на начало этих работ были осуществлены на начало этих работ, всего было поставлено 719 тысяч тон.

Да, была введена экспортная пошлина, это было сделано в мае, что дало значительные поступления в республиканский бюджет, но как механизм переориентирования сырой нефти на внутренний рынок в полной мере не сработал. Он и не мог сработать, потому что сам уровень этой экспортной пошлины был не столь большим. Эта экспортная пошлина вводилась не в начале года, а в мае, когда уже бюджеты и инвестиционные программы всех недропользователей были сформированы. Нам важно было получить деньги в бюджет - раз, но получить еще прецедент, который позволяет дифференцировать налоги. Речь идет о поставке нефти на внутренний и внешний рынки. Это сделано, мы прошли через многие судебные и внесудебные разбирательства и попытались эту налоговую дифференциацию внедрить в проект Налогового кодекса, который сейчас в стенах Парламента.

Внутренний рынок зависим от импорта. Когда внешняя цена растет, внутри цена тоже растет, это понятно. Логичен и второй вопрос: когда внешняя цена падает, почему запаздывает или слабо реагирует внутренняя цена? Мы попытались через меморандум отреагировать на понижение внешних цен, цена сегодня падает. Понятно, есть накопленные объемы, есть заключенные договоры, но в ближайшее время будет 60 тенге. По зимнему дизтопливу, наверное, доведем до 94 тенге, такова наша договоренность. С неподписантами этого меморандума работа продолжается.

Если говорить о мазуте, то мы подписали 800 тысяч тонн поставки мазута для социальных объектов, на Жамбылскую ГРЭС, цена электроэнергии которой привязана к мазуту. Эта цена была 48 тысяч тенге летом. В момент, когда мы подписывали, экспортная цена, которая формировала всю цену, была 65 долларов за тонну. Сейчас заключаются договоры, мазут будет стоить 27 тысяч тенге за тонну.

Как в будущем? Понятно, есть крайние позиции, что надо регулировать весь рынок. Все-таки думаем, что этого делать нельзя. Да, внутренние цены должны колебаться вместе с внешними, но должен быть обеспечен безусловный значительный и заметный разрыв. Основа этого разрыва - это нынешний Налоговый кодекс. В нашем случае вместе с падением внешних цен внутренний рынок реагировал на это. Нужен специальный механизм, его пока нет, он активно обсуждается в государственных органах, прежде всего в МЭМР, обсуждается с недропользователями. Должны быть внесены существенные дополнения в Закон "Об обороте нефтепродуктов". Поскольку, есть разные точки зрения, я пока не готов дать подробный механизм, но база в виде проекта нового Налогового кодекса, который позволяет дифференцировать эти цены и обеспечить разрыв между внешними и внутренним ценами, безусловно, есть.

Сколько бы мы ни регулировали, есть вопрос нехватки мощностей - порядка 14 миллионов тонн (мы в следующем году к этому пределу уже подойдем), немедленно надо ставить вопрос расширения мощностей и углубления переработки. Это также будет отражено в программе по развитию нефтеперерабатывающих отраслей.

Карта энергетических зон. Западная и актюбинская зоны, по сути, изолированы от всей единой энергетической системы. Как таковой единой системы нет. Другое дело, что в Актюбинск сейчас строится линия "Север - Актюбинская область", которая будет завершена в декабре этого года и позволит значительно сократить поставки из Российской Федерации. Не потому, что надо меньше оттуда получать, просто оттуда она идет достаточно дорогая. Эта линия позволит использовать ту относительно недорогую электроэнергию, которая вырабатывается на северных источниках.

Энергообеспеченности южной зоны. Согласно балансу в 2008 году потребление электроэнергии на юге ожидается на уровне 16 миллиардов киловатт-часов, собственное производство - 10. Таким образом, дефицит составляет 6,2 миллиарда киловатт-часов, который покрывается поставками прежде всего по транзиту "Север-Юг" и из Кыргызстана.

Энергопотребление растет, но при этом импорт из Кыргызстана уменьшается, и мы в стадии маловодных лет. В этих условиях мы вынуждены увеличивать производство на собственных энергоисточниках и, в основном, за счет увеличения генерации на Жамбылской ГРЭС, потому что "Север-Юг"… Да, мы ввели небольшое расширение на участке "Шу - Юг - ГРЭС" на 100 мегаватт, но это все, технически больше перебрасывать невозможно.

Из-за того, что мы не имеем поставок из Кыргызстана (вернее, в летний период поставляем ограниченные объемы), Жамбылская ГРЭС раньше летом не работала, стояла, в этом году она работала все лето в двух-, трехблочном режиме, зимой, понятно, будет работать в пяти-, шестиблочном режиме. Линия "Север-Юг", по сути, работала в этом году все лето. В ноябре текущего года мы ввели эти 100 мегаватт, о чем я сказал.

Таким образом, если смотреть на баланс, то нынешний осенне-зимний период, наверное, самый критичный. И даже не столько по цене электроэнергии, сколько по наличию электроэнергии как таковой. Поскольку ситуация усугубляется состоянием электроэнергетической отрасли в Узбекистане, Кыргызстане. Перебор потребления у них в параллельной работе наших энергосистем приводит к набросам мощности в Казахстане со всеми последствиями.

Теперь о ценах. Это динамика цен для конечных потребителей без НДС по отдельным регионам внутри южной зоны. Действительно, цена за эти годы прилично выросла. Для комментария цены важна структура этой цены. Южно-Казахстанская область имеет 8,81 тенге без НДС для конечного потребителя. Этими цифрами показано, сколько электроэнергии от каких источников РЭК получают. Наибольшая доля - это Жамбылская ГРЭС (33 процента).

По Жамбылской ГРЭС. Цена - 5,9, но себестоимость до недавнего времени вообще составляла 6,7, правда, закладывалась цена мазута - 48. Таким образом, при понижении цены на мазут определенное понижение цены на электроэнергию Жамбылской ГРЭС возможно. Либо это будет уменьшение субсидий, либо это будет понижение цены. Сейчас АРЕМ этим впрямую занимается. Эта цена регламентируется прямо АРЕМом. Например, это будет на уровне 5 тенге, но ниже уже невозможно.

Шымкентская ТЭЦ-3 - это тоже газо-мазутная станция. Цена чувствительна к цене на топливо. При нынешних ценах, особенно при состоянии этой станции, понизить цену на электроэнергию, вырабатываемую этой станцией, по сути, невозможно.

Кыргызская электроэнергия. Мы ее, по сути, выбрали летом, зимой ее не будет, и это для нас проблема.

Шардаринская ГЭС начала программу модернизации, там есть вопросы о состоянием этой плотины. Туда надо вкладывать. "Самрук-энерго" дало свою гарантию. Для того чтобы просто отбить, а это, по-моему, 45 миллионов евро ("Самрук-энерго" этим занимается), дальше понижать эту цену невозможно.

Теперь северные источники воспользовались бы этим дефицитом, и они бы подняли эту цену. Но эта цена прямо регламентирована АРЕМ. Они по большей цене не могут поставлять. Какие резервы остались для понижения цены? Здесь остался тариф КЕГОК, но КЕГОК регулируется АРЕМ, считается там каждая статья, и осталась Южно-Казахстанская РЭК.

Но, во-первых, износ Южно-Казахстанский РЭК составляет 70-75 процентов. Там сейчас потери составляют 15-22 процента. Возможно какое-то воровство, но на самом деле состояние активов Южно-Казахстанской РЭК достаточно аховое. Оно требует инвестиций. О понижении тарифа на Южно-Казахстанскую РЭК речь не может идти.

Таким образом, если мы говорим о небольшой коррекции цены для Южного Казахстана, то это цена на Жамбылскую ГРЭС в свете понижения цены на мазут, который мы сейчас имеем. Все, других вариантов там нет.

Ситуация в перспективе. Это перспективный баланс. Здесь считается, что новыми энергоисточниками должно быть закрыто к 2015 году 1930 мегаватт, это почти 2000. Это Балхашская ТЭС, Мойнакская и рядом других.

Теперь если говорить о цене, структуре, то на юге будет формироваться цена, главным образом, поставками электроэнергии от Балхашской ТЭС, первый блок которой планируется ввести в 2013 году, и по-прежнему Жамбылской ГРЭС. Я хочу сказать, что невозможно сейчас дешевле построить. Электроэнергия на шинах Балхашской ТЭС будет стоить порядка 8,5 тенге со всеми накрутками, если серьезно говорить об обеспечении юга. Второе - Жамбылская ГРЭС. На сегодня Жамбылская ГРЭС так и будет за мазутом все время прыгать, потому что она сегодня на 70 процентов использует газ из Узбекистана.

Выход - это строительство газопровода "Бейнеу - Бозой", который вы, спасибо, поддержали, но какая там будет цена? Сейчас на горелках Жамбылская ГРЭС использует газ, который стоит примерно 93 доллара за кубометр. Из газопровода "Бейнеу - Бозой" газ будет заходить примерно по 200-220, потому что цена доставки газа составляет 80-90. Для газовиков продажная цена, получается, 100-110, это вообще-то неплохо. Поскольку это наш газ, мы можем на это влиять. Но при такой цене, когда Жамбылская ГРЭС будет стабильно работать на газе, если брать теперь уже не 30 процентов мазута, а 5 процентов мазута, 95 процентов - газовая составляющая в топливе, то цена все равно получается порядка 8 тенге (выпускная цена на "шинах" станции). Вот перспективная цена на 2015 год.

Сейчас в свете понижения цены на мазут коррекция цены на электроэнергию по югу возможна из-за того, что мы понизим, надеюсь, цену на электроэнергию от Жамбылской ГРЭС. Ни одну другую составляющую цены изменить невозможно. Но в будущем, если мы хотим говорить безотносительно цены к наличию электроэнергии как таковой, то все равно придется в долгосрочном плане исходить из реалистичной цены на электроэнергию. На шинах это порядка 8,5 тенге.

По нынешнему году. Достаточно эмоционально говорилось о том, что есть нехватка электроэнергии. Ладно, Бог с ней, с ценой, но что делать с перебоями, которые есть? Граница энергосистем Республики Казахстан и стран Центральной Азии. Да, в этом есть безусловные плюсы, но есть и минусы. В прошлом году мы имели многочисленные набросы мощности со стороны стран Центральной Азии, что приводило к срабатыванию противоаварийной автоматики, отключению транзита "Север-Юг" и, как следствие, ограничению потребителей юга Казахстана. Но отключиться от них (я имею в виду - от Узбекистана и Кыргызстана) мы сейчас технически не можем, таково заключение специалистов, не только из соображения резервирования, технически этот невозможно сделать. В краткосрочном плане в этом году на межправительственных переговорах с соседями мы договорились, что неконтрактные перетоки должны облагаться пени. Это в какой-то мере дисциплинирует стороны, но в долгосрочном плане помимо наращивания генерации нам необходима специальная программа по модернизации сетей, переналадке систем автоматики и релейной защите с минимизацией для Республики Казахстан последствий набросов мощности в соседних странах. Это тем более актуально, если модернизация электроэнергетических мощностей соседей будет идти медленнее, чем у нас. Такую энергетическую устойчивость можно обеспечивать, лишь вкладывая значительные инвестиции в сетевое хозяйство КЕГОК и РЭК, в частности, Южно-Казахстанского, что должно, соответственно, сказаться еще и на тарифе".

Ответ министра на депутатский запрос принят парламентариями к сведению.

Рассмотрение законотворческих вопросов Мажилис начал с направления в ряд профильных комитетов Палаты пакета новых законопроектов, поступивших от Правительства. Комитету по международным делам, обороне и безопасности поручено подготовить заключение по проекту закона "О ратификации Протокола об утверждении Положения об организации взаимодействия пограничных и иных ведомств государств - участников Содружества Независимых Государств в оказании помощи при возникновении и урегулировании (ликвидации) кризисных ситуаций на внешних границах". (Протокол между государствами - участниками СНГ подписан 5 октября в городе Душанбе. Ратификация создает правовую основу для осуществления взаимодействия пограничных и иных ведомств в вышеуказанных целях, дальнейшего обеспечения стабильности на границе и стимулирования приграничного сотрудничества, а также поддержания режима государственной границы).

Комитет займется также законопроектом "О ратификации Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза". Комитету поручена подготовка заключения и по законопроектам "О ратификации Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", а также "О ратификации Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров". (В рамках заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, которое состоялось в городе Москве 25 января 2008 года, подписаны международные соглашения, направленные на формирование правовой базы таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации. В их числе и вышеназванные три соглашения).

Комитет по финансам и бюджету займется подготовкой заключения по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций" (предметом регулирования законопроекта является упрощение процесса капитализации микрокредитных организаций и кредитных товариществ, расширение их деятельности в части осуществления небанковских операций).

Комитет по вопросам экологии и природопользованию будет рассматривать законопроект "О внесении изменения и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан по вопросам регулирования ввоза экологически опасных технологий, техники и оборудования". (Законопроект разработан в соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 28 февраля 2007 года "Новый Казахстан в Новом мире". Предусматривается ограничение ввоза Казахстан технологий, а также техники и оборудования с истекшим сроком амортизации и не соответствующих экологическим требованиям).

Комитеты по социально-культурному развитию и по международным делам, обороне и безопасности продолжат работу соответственно над законопроектами "О космической деятельности" и "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур".

На состоявшемся пленарном заседании Мажилис рассмотрел законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса". Выступая перед депутатами вице - министр туризма и спорта Кайырбек Ускенбаев отметил, что проектом Закона вносятся дополнения и изменения в Гражданский Кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, в законы "О частном предпринимательстве" и "Об игорном бизнесе".

Гражданский кодекс дополняется нормой, предусматривающей, что требования, связанные с организацией азартных игр и пари, не подлежат судебной защите только при условии соблюдения организаторами игорного бизнеса правил проведения игр и пари.

Статьей 338-1 Кодекса об административных правонарушениях предусматриваются 10 видов правонарушений в сфере игорного бизнеса. Компетенция по составлению протоколов по ним закреплена за уполномоченным органом в сфере игорного бизнеса. Законопроектом предлагается отнести компетенцию по возбуждению дел по некоторым видам административных правонарушений в сфере игорного бизнеса к органам внутренних дел (касательно мест расположения игорных заведений). И органам в области технического регулирования и обеспечения единства измерений и его территориальных органов (касательно процента выигрыша игровых автоматов и их сертификации). В ходе рассмотрения законопроекта депутатами были внесены поправки в части дополнения административных взысканий такими видами как конфискация, приостановление действия лицензии и лишение лицензии.

В целях обеспечения функций уполномоченного органа и лицензиара по контролю и надзору приложение Закона "О частном предпринимательстве" дополняется видом государственного контроля и надзора за исполнением законодательства в области игорного бизнеса.

Проектом предусматривается внесение изменений и дополнений в 11 статей Закона "Об игорном бизнесе", при этом 2 статьи (7 и 13) изложены в новой редакции. В Законе определение "организатор игорного заведения" не раскрывается. Кроме того, речь должна идти именно об организаторе игорного бизнеса, а не об организаторе здания, сооружения или помещения. В связи с чем, законопроектом производится замена по всему тексту понятия "организатора игорного заведения" на "организатора игорного бизнеса", с учетом склонения. Статья 1 Закона дополнена четырьмя новыми понятиями: это заявитель, участник азартной игры, ставка и электронная касса тотализатора или букмекерской конторы. Кроме того, в новой редакции изложены 3 понятия (игровой автомат, касса тотализатора или букмекерской конторы, выигрыш) и 1 понятие (выплаты) исключено.

В настоящее залы игровых автоматов продолжают функционирование. Владельцы игровых автоматов вместо денег выдают различные товары народного потребления (талоны оплаты телефонной связи, талоны на бензин, зажигалка и т.д.), так как действующим Законом основным признаком азартной игры является получение участником азартной игры денег. В связи с чем, проектом Закона предполагается расширить действие Закона на игровые автоматы без денежного выигрыша (на игровые автоматы без выигрыша действие Закона распространяться не будет). В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона деятельность в сфере игорного бизнеса осуществляется на основании лицензий, выдаваемых организаторам игорного бизнеса, на каждое игорное заведение на срок, указанный заявителем лицензии, а в случае отсутствия указанного срока заявителем - на десять лет. В данном случае организатор игорного бизнеса может указать в заявлении сроки, выходящие за рамки разумного, в связи с чем, проектом Закона устанавливается десятилетний срок действия лицензии. В целях усиления личной безопасности клиента и пресечения противоправных действий проектом предполагается оснастить кассы и игровые места игорных заведений видео - записывающими системами. Законопроект предусматривает сокращение сроков выдачи выигрыша с десяти календарных дней до трех.

Принимая во внимание, что лицензия выдается на каждое игорное заведение, законопроектом конкретизированы квалификационные требования к организаторам игорного бизнеса при получении лицензии. А именно, необходимость размещения обязательного резерва на каждое игорное заведение, наличие договора на оказание охранных услуг. Существующие запреты по расположению игорных заведений дополнены промышленными зонами, станциями и остановками всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения.

В целях приведения в соответствие с требованиями Закона "О частном предпринимательстве" законопроектом вводятся нормы, регулирующие особенности порядка организации и проведения проверок субъектов игорного бизнеса. Так, основной формой контроля определен запрос документов и проведение проверок. При этом допускаются два вида проверок - плановые и внеплановые.

Как отмечается в заключении Комитета по экономической реформе и региональному развитию по данному законопроекту, документ был внесен в Мажилис 14 июля 2008 года. Разработка законопроекта обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования законодательства в сфере государственного регулирования игорного бизнеса. Основной блок поправок вносится в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и в Закон Республики Казахстан "Об игорном бизнесе". Действующий закон не запрещал владельцам игровых автоматов использовать их, выдавая в качестве выигрыша различные товары. В целях устранения данной правовой коллизии законопроектом урегулирован порядок применения игровых автоматов без выигрыша. Введена норма, допускающая прием ставок только в виде денег, что будет способствовать сохранности имущества семьи участника азартной игры. Законопроектом конкретизированы общие требования к осуществлению деятельности в сфере игорного бизнеса, а именно, запрещено размещение игорных заведений в промышленных зонах, на станциях и остановках, а также исключена банковская гарантия, и выигрыш выплачивается в течение трех календарных дней. Законопроектом в целях осуществления контроля уполномоченным органом вводятся два вида проверок. В целях обеспечения законодательства об игорном бизнесе административные взыскания дополняются конфискацией, приостановлением действия и лишением лицензии. Палата согласилась с заключением Комитета, одобрив законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса".

Депутаты на пленарном заседании также одобрили законопроект "О конкуренции, внесенный Комитетом по экономической реформе и региональному развитию. Документ поступил в Мажилис Парламента Республики Казахстан 2 сентября 2008 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 августа 2008 года, отмечается в заключении Комитета.

Основной целью законопроекта является защита конкуренции, создание привлекательных и прозрачных условий для развития свободной конкуренции на товарных рынках. Предусматривается механизм выявления фактов ограничения конкуренции и сговора между участниками рынка. Предполагается также предотвращение "скрытой" монополизации отраслей экономики, усиление роли и полномочий антимонопольного органа. Законопроект объединил и развил положения законов "О недобросовестной конкуренции" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".

Основными новшествами, вносимыми в законопроект, являются: закон прямого действия, объединяющий все действующие подзаконные нормативные правовые акты (приказы, правила, инструкции), регулирующие общественные отношения в области защиты конкуренции. Экстерриториальность законопроекта: распространение его действия на соглашения между субъектами рынка, достигнутые за пределами Республики Казахстан, но при условии ограничения конкуренции в Казахстане. Предусматривается запрет на проведение антимонопольным органом любых видов проверок. Допускается только проведение расследований нарушений антимонопольного законодательства по четырем основаниям, перечень которых предусмотрен законопроектом. Отсутствуют нормы, позволяющие проводить плановые расследования. Законопроектом определены цели и исчерпывающие основания участия государства в предпринимательской деятельности. Предусматривается отделение антиконкурентных соглашений и антиконкурентных согласованных действий на самостоятельные способы нарушения антимонопольного законодательства.

Рабочей группой внесены изменения и дополнения, касающиеся понятийного аппарата, а также видов антиконкурентных соглашений и согласованных действий. Поправки касаются также ограничений по антиконкурентным соглашениям, условий при введении государственной монополии, антиконкурентных действий государственных органов, анализа состояния конкуренции на товарных рынках, экономической концентрации. Предусмотрены также изменения касающиеся перечня документов и информации, прилагаемых к ходатайству о согласии на экономическую концентрацию и другие поправки уточняющего характера.

Поступившие поправки были всесторонне рассмотрены и обсуждены на 14 заседаниях рабочей группы с участием депутатов, представителей заинтересованных государственных органов, а также представителей общественных организаций.

Вслед за основным законопроектом Мажилис одобрил сопутствующий проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции". Он внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 2 сентября 2008 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 августа 2008 года.

Законопроектом предусматривается внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты: Уголовный кодекс Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях", законы Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств", "О государственном предприятии" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Законопроектом предусматривается:

приведение в соответствие отдельных норм законодательных актов с положениями проекта Закона Республики Казахстан "О конкуренции";

увеличение штрафных санкций за совершение нарушений антимонопольного законодательства;

в законах Республики Казахстан "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" и "О государственном предприятии" предусматривается обязательное согласование с антимонопольным органом создание государственных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан.

Рабочей группой внесены изменения и дополнения: в Уголовный кодекс Республики Казахстан касательно уточнения санкций в целях недопущения коррупционных правонарушений; в Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" в части усиления ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Произведены поправки и в Закон Республики Казахстан "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Поступившие поправки были всесторонне рассмотрены и обсуждены на 14 заседаниях рабочей группы с участием депутатов, представителей заинтересованных государственных органов, а также представителей общественных организаций.

Парламентарии одобрили также законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности независимых отраслевых регуляторов". Он был внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан 15 июля 2008 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2008 года.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений и дополнений в девять законодательных актов. Это: Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, законы Республики Казахстан "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике" и другие.

Предлагается также формирование и совершенствование казахстанской модели независимых отраслевых регуляторов, создание правовых и организационных условий государственного регулирования регулируемых секторов экономики, а также повышение инвестиционной привлекательности электроэнергетической отрасли. Так, функции государственного регулирования и контроля уполномоченным органом за ценообразованием будут распространяться и на регулируемые рынки. При этом предусмотрена обязанность субъектов естественных монополий по недопущению превышения утвержденных норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии, запрет на взимание различного рода не тарифных плат, а также меры по снижению уровня нормативных технических потерь и ликвидации сверхнормативных потерь.

Рабочей группой предложено включение в сферы естественных монополий предоставление услуг по организации балансирования производства и потребления электроэнергии. В связи с необходимостью дальнейшего развития электроэнергетической отрасли введены новые понятия и регламентирован порядок определения предельного, индивидуального и расчетного тарифов энергопроизводящих организаций, уточнены и соответственно дополнены компетенция Правительства Республики Казахстан и уполномоченных органов. При этом предусмотрена обязанность реализации электрической энергии энергоснабжающими организациями. Предусматривается дифференциация по зонам суток, в зависимости от объемов (для физических лиц) потребляемой электроэнергии. Предусмотрено исключение деятельности посреднических организаций на рынке электрической энергии и обязанность электростанций исполнять инвестиционные обязательства. Уточнены нормы административной ответственности за неисполнение законодательства в сфере электроэнергетики, естественных монополий и на регулируемых рынках.

Дополнительно внесены изменения в Водный кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" в части приведения в соответствие норм законодательных актов с внесенными изменениями в Закон Республики Казахстан "О естественных монополиях".

На восемнадцати заседаниях рабочей группы было рассмотрено более 170 замечаний и предложений, поступивших от Комитетов и депутатов Мажилиса Парламента, которые все отработаны.

Сегодня Палата одобрила также законопроект "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Арабской Республики Египет о сотрудничестве по реставрации мечети Султана Аз-Захера Бейбарса в городе Каире". Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Арабской Республики Египет о сотрудничестве по реставрации мечети Султана Аз-Захера Бейбарса в городе Каире подписано в Каире 28 октября 2007 года, отмечается в заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности. Стороны принимают совместные практические меры по реставрации мечети Султана Аз-Захера Бейбарса в городе Каире Арабской Республики Египет согласно плану и техническим проектам, подготовленным египетской Стороной. Каждая Сторона финансирует реставрацию мечети. Средства, выделяемые казахстанской Стороной на безвозвратной основе, не будут использоваться для выплаты налогов и сборов, установленных законодательством Арабской Республики Египет. Египетская Сторона определяет из числа квалифицированных египетских компаний в области реставрации главного подрядчика, который будет проводить реставрационные работы.

На сегодняшнем заседании Палаты депутаты одобрили законопроект "О ратификации Соглашения между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах". Соглашение между правительствами государств-членов ШОС подписано в Ташкенте 2 ноября 2007 года. Целями Соглашения являются активизация сотрудничества таможенных служб государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, развитие пассажирского и грузового сообщения, создание благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий. В рамках своих компетенций таможенные службы государств принимают необходимые меры по упрощению таможенного оформления. Признают таможенные средства идентификации (пломбы, оттиски печатей, штампы) и бланки таможенных документов. Сообщают об изменениях образцов документации, штампов и печатей, а при необходимости накладывают собственные таможенные средства идентификации на перемещаемые товары. Компетентные органы Сторон оказывают помощь в сфере таможенного дела. Осуществляют обмен своими сотрудниками с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми таможенными службами, обучения. Оказывают помощь в совершенствовании специальных навыков сотрудников, а также осуществляют обмен экспертами, профессиональными, научными и техническими сведениями, касающимися таможенных вопросов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.11.2008
Указ Президента Республики Казахстан 28.11.2008
Состоялось заседание Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией 28.11.2008
План совместных действий 28.11.2008
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 28.11.2008
Руководитель верхней палаты Парламента встретился с секретарями маслихатов 28.11.2008
Состоялось заседание Комиссии по дальнейшему совершенствованию государственной языковой политики при Правительстве РК 28.11.2008
В соответствии с изменениями в законодательство РК каждый гражданин при смене прописки и переименовании улицы обязан менять удостоверение личности 28.11.2008
За компанию "Куат" заступились депутаты верхней палаты Парламента 28.11.2008
Учредителем нового медиа-холдинга будут ФНБ "Самрук-Казына" и НДП "Нур Отан" 28.11.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz