"Эксперт Казахстан", 24 ноября
Четыре года назад в Алматы прошла международная конференция "Казахстан: диалог с Западом", на которой западные эксперты отзывались о "стратегической цели внешней политики Казахстана" - получении поста председателя в ОБСЕ - как о нереалистичной, но полезной с точки зрения устранения имеющихся недостатков. Отмечалось, в частности, что проведение выборов, не соответствующих политическим заявлениям Казахстана, порождает цинизм в обществе, что государственная власть должна вовлекать в политику широкие массы, однако политические дебаты происходят лишь среди элиты, да и оппозиционные партии сформированы бывшими высокопоставленными чиновниками.
За четыре года произошло лишь одно существенное изменение - Казахстан утвержден председателем ОБСЕ в 2010 году, и эта цель перестала быть стратегически важной. Выступая 19 ноября на расширенной коллегии Министерства иностранных дел, Нурсултан Назарбаев среди задач на предстоящий период назвал и обеспечение успешного председательства в ОБСЕ в 2010 году. Но назвал ее в ряду других задач - проведение съезда мировых религий в 2009 году, саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в 2010?м, а также председательство в Организации исламская конференция в 2011?м.
Все прочее осталось неизменным. Цинизм общества в отношении демократичности выборов растет, политические дискуссии остаются уделом элит, оппозиционных партий стало больше, но возглавляются они, как и прежде, бывшими высокопоставленными чиновниками. Казахстанское правительство успешно справилось с задачей получения председательского мандата без проведения радикальных политических реформ, эксплуатируя тему вынужденного балансирования между демократическими ценностями, которые казахстанское руководство разделяет с Западом, и необходимостью создания сильного государства, способного противостоять терроризму, радикальному исламу и прочим нетрадиционным угрозам.
Поправки в законы о партиях, о выборах, о СМИ и местном самоуправлении носят едва ли не стилистический характер - устаревший оборот "по суду" меняется на более современный "в судебном порядке". Но в совокупности они подаются как демократические реформы, проводимые в соответствии с рекомендациями ОБСЕ. То есть самой организации предлагается разделить с Ак ордой успехи в продвижении к демократии. Тем более что на фоне размороженных конфликтов, глобальной рецессии и афганского тупика это, пусть и скромный, но все же прогресс. Да, законы далеки от соответствия стандартам ОБСЕ, но мир вообще несовершенен. Да, говорить о полной свободе СМИ не приходится, но будем оптимистами: если уж Руперт Мердок на пару с Интернетом не смог уничтожить печатные издания, то законам это тем более не под силу.
Вероятнее всего, Казахстан и ОБСЕ придут к компромиссу по уже отработанному сценарию. Они объявят наши поправки движением в правильном направлении, но отметят и недостатки, а также призовут к дальнейшим усилиям. Мы скромно, но с достоинством ответим, что до высоких венских стандартов, конечно, не дотягиваем, но к ним стремились и всегда будем стремиться.
Что же касается наших собственных партий, правозащитных организаций и медийного сообщества, то ведь жили же они как-то раньше без гарантий присутствия в парламенте и свободы получения и распространения информации, проживут без них и теперь. Показательно, что почти никто из них и не рассматривает все эти поправки как изменение законов, в них чаще видят знак приближения досрочных парламентских выборов и смены правительства. Это, на наш взгляд, служит подтверждением того, что кадровые перестановки, предвыборные кампании и прочие разновидности политического шоу наиболее активной частью нашего общества ожидаются с большим нетерпением, чем демократические реформы. Возможно потому, что случаются они намного чаще. |