Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 2 декабря
По мнению зарубежных экспертов, казахстанская модель соответствует международной практике, так как для многих государств характерно наличие смешанной системы, соединяющей в себе местное государственное управление и самоуправление. Этот тезис прозвучал сегодня в Мажилисе на презентации Министерством юстиции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления".
Презентацию поправок с участием парламентариев, представителей государственных органов и научных кругов открыл председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Владимир Бобров. Выступая перед собравшимися, руководитель рабочей группы по законопроекту, депутат Мурат Абенов отметил, что развитие рыночных отношений и прошедшие информационные и управленческие революции в мире приводят к тому, что возможности централизованного государственного воздействия на деятельность субъектов сокращаются.
Рационально организованное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе и повышать доверие населения к власти. В свете мировых финансового и продовольственного кризисов важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Международный опыт показывает, что модели местного самоуправления даже в пределах одной страны существенно разнятся в зависимости от местных традиций и культуры, экономических и других условий. Местное самоуправление отличается в зависимости от государственного устройства страны. Конституционное регулирование местного самоуправления в федеративных государствах решается иначе, чем в унитарных.
При внедрении местного самоуправления важно учитывать опыт прошлого отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере родового и аульного самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления. В истории Казахстана имеются традиции местного самоуправления. Знаменитые "Жеты Жаргы" - еще в средние века четко делили все сферы компетенции различных общественных и государственных институтов.
Возможность создания местного самоуправления предусматривает Конституция Республики Казахстан от 1995 года, где изначально признана необходимость функционирования местных органов самоуправления и гарантирована их самостоятельность в пределах установленных полномочий. С тех пор предпринимались попытки по внедрения элементов местного самоуправления и создания его законодательной базы. Решением правительства в 1996 году были созданы КСК, которые должны были решать вопросы содержания и эксплуатации жилищного фонда. В сельских территориях самостоятельно образовывались сельские потребительские кооперативы. Следующим шагом в решении местных проблем было проведение экспериментальных выборов в 2001 году сельских акимов и 2006 году - акимов районов и городов областного значения.
Сегодня ситуация кардинально изменилась благодаря инициированному Главой государства обновлению Основного закона страны. Во-первых, исключена норма о том, что не допускается слияние общественных и государственных институтов, что позволит делегировать органам местного самоуправления осуществление государственных функций. Во-вторых, основой местного самоуправления теперь являются местные маслихаты, избранные на основе свободного, тайного, прямого и всеобщего голосования. Повышены роль и полномочия маслихатов. Срок полномочий маслихатов увеличен до пяти лет. С их согласия станут назначаться акимы всех уровней. Упрощается и процедура выражения маслихатом недоверия акиму: ранее оно могло быть принято двумя третями голосов депутатов маслихата, а теперь достаточно простого большинства голосов.
Таким образом, в Конституции заложены базовые параметры местного самоуправления, в основе которых лежит идея сближения систем местного государственного управления и самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства.
Во время выступления на расширенном заседании Политсовета НДП "Нур Отан" 17 января текущего года Глава государства поручил, чтобы в 2008 году на законодательном уровне были окончательно закреплены все положения конституционной реформы, в том числе по формированию системы местного самоуправления. Данное поручение было конкретизировано Президентом во время встречи с активом Восточно-Казахстанской области в поселке Предгорное. Присутствующие на собрании высказали мнение о том, что создание такого органа, как кенес, преждевременно. Президент страны отметил, что не следует торопиться с созданием новых, дополнительных органов власти при введении института местного самоуправления. По его мнению, выборы кенеса - искусственная мера, которая приведет к раздутию административного аппарата, в то время как маслихаты как органы представительной власти полностью себя оправдали. На этом этапе надо активизировать их работу, усилить аппараты и полномочия в решении вопросов регионов.
Глава государства считает, что акимы низовых уровней должны быть интегрированы в систему местного самоуправления с одновременным повышением их статуса и ответственности. Президент сказал, что по решениям и действиям акимов разных уровней граждане судят в целом о власти, поэтому нужно повышать имидж акимов и их ответственность за этот имидж. По его мнению, в целом выстроена логичная структура представительной и исполнительной власти. При этом глава государства отметил, что акимы сельских округов имеют право создавать у себя советы биев (советы старейшин), советы экономического развития. По результатам встречи, Президент страны поручил доработать законопроект по вопросам местного государственного управления и самоуправления с учетом нового конституционного статуса маслихатов, повышения их роли и полномочий, укрепления аппаратов маслихатов.
22 ноября текущего года Правительством внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного государственного управления и самоуправления". Местное самоуправление будет осуществляться в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа. Органами местного самоуправления являются представительные органы - маслихаты области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) и исполнительный орган - аким области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), района в городе, города районного значения, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села). Сельские акимы, кроме выполнения государственных функций, получают возможность легитимно решать задачи местного самоуправления.
Уже сегодня приняв данный законопроект, у нас есть право говорить о собственной модели местного самоуправления. До поступления законопроекта депутатами совместно с международными экспертами из стран Европейского Союза в рамках проекта "Развитие местного самоуправления в РК" проведена подготовительная работа. Во время мероприятий обсуждался положительный международный опыт внедрения и функционирования МСУ, принципы, закрепленные Европейской хартией "О местном самоуправлении". По мнению международных экспертов, казахстанская модель соответствует международной практике, так как для многих государств характерно наличие смешанной системы, соединяющей в себе местное государственное управление и самоуправление. Так, например, местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила. При этом, например, в Финляндии, которая председательствует в ОБСЕ, местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.
Разработанный законопроект соответствует основным положениям народной платформы НДП "Нур Отан" "За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев", направленным на дальнейшую демократизацию общества и развитие местного самоуправления.
На презентации от имени разработчика законопроект представил вице - министр юстиции Марат Бекетаев. Законопроект разработан в целях реализации положений Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан". С учетом изложенного, согласно концепции. Законопроектом предполагается внести изменения и дополнения: в законы "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан"; "Об общественных объединениях"; "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"; "О местном государственном управлении в Республики Казахстан".
Законопроектом предусматривается, что маслихаты станут основой местного самоуправления в стране, как представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач. При этом акимы будут интегрированы в систему местного самоуправления, и одновременно будут выполнять как функции местного государственного управления, так и решать вопросы местного значения. |