NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 04:16 ast
02:16 msk

Казахстанская модель смешанной системы местного государственного управления и самоуправления соответствует международной практике
Этот тезис прозвучал на презентации Министерством юстиции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления"
03.12.2008 / политика и общество

Жигер Байтелесов, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 2 декабря

По мнению зарубежных экспертов, казахстанская модель соответствует международной практике, так как для многих государств характерно наличие смешанной системы, соединяющей в себе местное государственное управление и самоуправление. Этот тезис прозвучал сегодня в Мажилисе на презентации Министерством юстиции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного государственного управления и самоуправления".

Презентацию поправок с участием парламентариев, представителей государственных органов и научных кругов открыл председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Владимир Бобров. Выступая перед собравшимися, руководитель рабочей группы по законопроекту, депутат Мурат Абенов отметил, что развитие рыночных отношений и прошедшие информационные и управленческие революции в мире приводят к тому, что возможности централизованного государственного воздействия на деятельность субъектов сокращаются.

Рационально организованное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе и повышать доверие населения к власти. В свете мировых финансового и продовольственного кризисов важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Международный опыт показывает, что модели местного самоуправления даже в пределах одной страны существенно разнятся в зависимости от местных традиций и культуры, экономических и других условий. Местное самоуправление отличается в зависимости от государственного устройства страны. Конституционное регулирование местного самоуправления в федеративных государствах решается иначе, чем в унитарных.

При внедрении местного самоуправления важно учитывать опыт прошлого отечественной истории, накопившего немало ценного в сфере родового и аульного самоуправления, советского строительства, что может и должно быть использовано на современном этапе развития местного самоуправления. В истории Казахстана имеются традиции местного самоуправления. Знаменитые "Жеты Жаргы" - еще в средние века четко делили все сферы компетенции различных общественных и государственных институтов.

Возможность создания местного самоуправления предусматривает Конституция Республики Казахстан от 1995 года, где изначально признана необходимость функционирования местных органов самоуправления и гарантирована их самостоятельность в пределах установленных полномочий. С тех пор предпринимались попытки по внедрения элементов местного самоуправления и создания его законодательной базы. Решением правительства в 1996 году были созданы КСК, которые должны были решать вопросы содержания и эксплуатации жилищного фонда. В сельских территориях самостоятельно образовывались сельские потребительские кооперативы. Следующим шагом в решении местных проблем было проведение экспериментальных выборов в 2001 году сельских акимов и 2006 году - акимов районов и городов областного значения.

Сегодня ситуация кардинально изменилась благодаря инициированному Главой государства обновлению Основного закона страны. Во-первых, исключена норма о том, что не допускается слияние общественных и государственных институтов, что позволит делегировать органам местного самоуправления осуществление государственных функций. Во-вторых, основой местного самоуправления теперь являются местные маслихаты, избранные на основе свободного, тайного, прямого и всеобщего голосования. Повышены роль и полномочия маслихатов. Срок полномочий маслихатов увеличен до пяти лет. С их согласия станут назначаться акимы всех уровней. Упрощается и процедура выражения маслихатом недоверия акиму: ранее оно могло быть принято двумя третями голосов депутатов маслихата, а теперь достаточно простого большинства голосов.

Таким образом, в Конституции заложены базовые параметры местного самоуправления, в основе которых лежит идея сближения систем местного государственного управления и самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства.

Во время выступления на расширенном заседании Политсовета НДП "Нур Отан" 17 января текущего года Глава государства поручил, чтобы в 2008 году на законодательном уровне были окончательно закреплены все положения конституционной реформы, в том числе по формированию системы местного самоуправления. Данное поручение было конкретизировано Президентом во время встречи с активом Восточно-Казахстанской области в поселке Предгорное. Присутствующие на собрании высказали мнение о том, что создание такого органа, как кенес, преждевременно. Президент страны отметил, что не следует торопиться с созданием новых, дополнительных органов власти при введении института местного самоуправления. По его мнению, выборы кенеса - искусственная мера, которая приведет к раздутию административного аппарата, в то время как маслихаты как органы представительной власти полностью себя оправдали. На этом этапе надо активизировать их работу, усилить аппараты и полномочия в решении вопросов регионов.

Глава государства считает, что акимы низовых уровней должны быть интегрированы в систему местного самоуправления с одновременным повышением их статуса и ответственности. Президент сказал, что по решениям и действиям акимов разных уровней граждане судят в целом о власти, поэтому нужно повышать имидж акимов и их ответственность за этот имидж. По его мнению, в целом выстроена логичная структура представительной и исполнительной власти. При этом глава государства отметил, что акимы сельских округов имеют право создавать у себя советы биев (советы старейшин), советы экономического развития. По результатам встречи, Президент страны поручил доработать законопроект по вопросам местного государственного управления и самоуправления с учетом нового конституционного статуса маслихатов, повышения их роли и полномочий, укрепления аппаратов маслихатов.

22 ноября текущего года Правительством внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам местного государственного управления и самоуправления". Местное самоуправление будет осуществляться в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа. Органами местного самоуправления являются представительные органы - маслихаты области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) и исполнительный орган - аким области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения), района в городе, города районного значения, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села). Сельские акимы, кроме выполнения государственных функций, получают возможность легитимно решать задачи местного самоуправления.

Уже сегодня приняв данный законопроект, у нас есть право говорить о собственной модели местного самоуправления. До поступления законопроекта депутатами совместно с международными экспертами из стран Европейского Союза в рамках проекта "Развитие местного самоуправления в РК" проведена подготовительная работа. Во время мероприятий обсуждался положительный международный опыт внедрения и функционирования МСУ, принципы, закрепленные Европейской хартией "О местном самоуправлении". По мнению международных экспертов, казахстанская модель соответствует международной практике, так как для многих государств характерно наличие смешанной системы, соединяющей в себе местное государственное управление и самоуправление. Так, например, местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила. При этом, например, в Финляндии, которая председательствует в ОБСЕ, местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.

Разработанный законопроект соответствует основным положениям народной платформы НДП "Нур Отан" "За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев", направленным на дальнейшую демократизацию общества и развитие местного самоуправления.

На презентации от имени разработчика законопроект представил вице - министр юстиции Марат Бекетаев. Законопроект разработан в целях реализации положений Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан". С учетом изложенного, согласно концепции. Законопроектом предполагается внести изменения и дополнения: в законы "Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан"; "Об общественных объединениях"; "О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"; "О местном государственном управлении в Республики Казахстан".

Законопроектом предусматривается, что маслихаты станут основой местного самоуправления в стране, как представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач. При этом акимы будут интегрированы в систему местного самоуправления, и одновременно будут выполнять как функции местного государственного управления, так и решать вопросы местного значения.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.12.2008
Состоялось заседание Правительства РК под председательством Премьер-Министра РК 31.12.2008
Бык за крысу не ответчик 31.12.2008
Налетели... Подешевело! 31.12.2008
Рождественское противостояние 31.12.2008
Медведев утвердил закон об увеличении срока полномочий президента и ГД 31.12.2008
Военная хунта Гвинеи назначила премьер-министром банкира 31.12.2008
На выборах в Бангладеш победила партия бывшего премьер-министра 31.12.2008
Рабочий график Главы государства 30.12.2008
Подписан меморандум о сотрудничестве между ФНБ "СамрукКазына", Ассоциациями застройщиков и финансистов Казахстана 30.12.2008

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz