Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 3 декабря
Сегодня под председательством вице-спикера Мажилиса Сергея Дьяченко состоялось очередное пленарное заседание Палаты.
Приняв в работу депутатский законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения", Мажилис поручил подготовку заключения по нему Комитету по социально-культурному развитию. Согласно пояснению разработчиков законопроекта, в Послании Президента страны народу Казахстана 1 марта 2006 года "Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии" к числу наиболее приоритетных направлений дальнейшей модернизации социальной сферы отнесена разработка проекта Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".
В настоящее время, в целях реализации законодательного обеспечения задач, поставленных Главой государства, Правительством Республики Казахстан разработан и внесен постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Кодекса.
Для обеспечения действия норм данного проекта Кодекса необходимо внесение поправок в ряд законодательных актов Республики Казахстан в отрасли здравоохранения. В порядке законодательной инициативы группой депутатов Мажилиса (Д.Клебанова, А.Самакова, Г.Сейтмаганбетова) разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам здравоохранения".
Проект направлен на регулирование общественных отношений в сфере здравоохранения. Разработка законопроекта осуществлена с учетом практики применения законодательства Республики Казахстан в соответствующих отраслях и сферах общественной жизни. Предусматривается внесение изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан: "Уголовный кодекс Республики Казахстан", "Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях", "Трудовой кодекс Республики Казахстан", а также в Законы Республики Казахстан "О правовом положении иностранцев", "О рекламе", "О частном предпринимательстве", "О лицензировании". Основные блоки: Установление ответственности за неисполнение императивных (обязывающих и запрещающих) требований проекта Кодекса. Правое положение иностранцев в вопросе охраны здоровья. Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения, медицинских услуг. Поправки в виды осуществляемого контроля субъектами здравоохранения. Пересмотр видов и подвидов лицензируемой деятельности.
Подготовить заключение по законопроекту "О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Словацкой Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций". Такое поручение дано Комитету по международным делам, обороне и безопасности. Согласно пояснению разработчиков законопроекта, в ходе официального визита Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. в Словацкую Республику 20-21 ноября 2007 года было подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Словацкой Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Подписание упомянутого Соглашения является важным событием в развитии отношений Республики Казахстан и Словацкой Республики и предоставляет большие возможности для стимулирования взаимных инвестиций. Соглашение будет способствовать улучшению инвестиционного климата стран и дальнейшему развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества между странами. Соглашением предусматривается взаимное предоставление справедливого и недискриминационного режима в отношении инвестиций и инвесторов Республики Казахстан и Словацкой Республики.
По данным таможенной статистики товарооборот Республики Казахстан со Словацкой Республикой за январь - декабрь 2007 год составил 99,1 млн. долларов США, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (85,4 млн. долларов США) увеличился на 16 %.
Соглашение содержит ряд положений, устанавливающих иные правила, чем те, которые предусмотрены действующим инвестиционным законодательством Республики Казахстан. Так, пункт 2 статьи 5 Соглашения предусматривает выплату компенсации инвестору при национализации или экспроприации его инвестиций государством другой Стороны без какого-либо ограничения и задержки. В случае задержки любой убыток, связанный с валютным курсом, являющийся результатом этой задержки, будет нести принимающая Сторона. Необходимо также включать в компенсацию вознаграждения по коммерческой ставке, установленной на рыночной основе для депозитов в валюте - платежа с даты экспроприации до даты фактической выплаты компенсации. При этом статья 8 Закона Республики Казахстан от 8 января 2003 года "Об инвестициях", определяющая гарантии прав инвесторов при национализации и реквизиции их имущества, не содержит вышеуказанных положений по выплате компенсаций инвесторам.
Согласно подпункту 2) статьи 11 Закона Республики Казахстан от 30 мая 2005 года "О международных договорах Республики Казахстан" ратификации подлежат международные договоры, устанавливающие иные правила, чем те, которые предусмотрены законами Республики Казахстан.
Палата поручила ряду профильных комитетов продолжить работу над: проектом Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", законопроектами "О ратификации Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам долевого участия в жилищном строительстве", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма".
Мажилисом рассмотрен также вопрос относительно поправок Сената в законопроект "О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс Республики Казахстан".
На сегодняшнем пленарном заседании Палата одобрила законопроект "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и адресной социальной помощи". Как отмечается в заключении Комитета по социально-культурному развитию, законопроект разработан в рамках реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года и направлен на широкое применение активных форм занятости для трудоспособных лиц из числа малообеспеченных семей и усиление адресности оказания социальной помощи данной категории населения.
В Закон Республики Казахстан "О занятости населения" вносятся дополнения, в соответствии с которыми предусматривается право уполномоченного органа направлять занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных, на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в соответствии с потребностями рынка труда. При этом для данных категорий расширяется понятие "подходящая работа" в части введения гибкого и неполного режима рабочего времени, размера оплаты труда. Таким образом, вносимые поправки будут стимулировать указанные категории граждан, получающих адресную социальную помощь, к приобретению новой профессии, переподготовке и трудоустройству, что позволит улучшить их положение.
Учитывая то, что социальная помощь не должна иметь постоянный характер и оказываться только нуждающимся категориям граждан, предлагаются изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи". Законопроектом уточняются условия назначения адресной социальной помощи. Так, безработные, без уважительных причин отказавшиеся от предложенного трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, от профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, либо самовольно прекратившие участие в таких работах и обучении, теряют право на получение адресной социальной помощи.
Вместе с тем, законопроектом предусмотрено восстановление права на получение адресной социальной помощи безработным со дня его трудоустройства, в том числе на социальное рабочее место или общественную работу, направления на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Принятие данной нормы будет служить стимулирующим фактором для трудоустройства граждан, их обучения и переобучения новой профессии.
Устанавливается ответственность заявителей за достоверность представленных сведений. При этом вводится норма касательно прекращения выплаты пособия лицам (семьям) на период ее назначения, в случаях выявления фактов несвоевременного извещения об обстоятельствах, влияющих как на размер адресной социальной помощи, так и на законность ее назначения. В целях установления единого порядка работы участковых комиссий по проведению обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью, законопроектом вводится норма по утверждению центральным исполнительным органом Типового положения об участковых комиссиях.
Кроме того, группой депутатов вносится дополнение в статью 6 Закона РК "Об адресной социальной помощи" в части права местных исполнительных органов при исчислении совокупного дохода лица (семьи), претендующего на получение адресной социальной помощи, определять домашний скот, птицу, земельный участок или земельную долю как не дающие доход. Изменения и дополнения, вносимые в законопроект, позволят улучшить положение отдельных социально уязвимых слоев населения, снизить долю трудоспособных граждан в составе получателей адресной социальной помощи и оказать поддержку именно той категории граждан, которая действительно в ней нуждается. Реализация законопроекта будет осуществляться за счет средств местных бюджетов.
Сегодня депутатами одобрен также законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности". Как отмечается в заключении Комитета по экономической реформе и региональному развитию, разработка законопроекта обусловлена необходимостью приведения законодательной базы Республики Казахстан в соответствие с уровнем инновационного развития экономики страны.
В законопроекте уточнены понятия "инновация", "инновационный грант", "инновационная инфраструктура", "инновационная деятельность" и "технологический парк", а также вводятся новые понятия - "институты инновационного развития", "приобретение инновационных технологий", "комплекс мер инновационного развития".
С введением нового понятия "институты инновационного развития" из действующего Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности" исключаются понятия "инновационный фонд" и "компания-оператор", а также с расширением функции технопарков из законопроекта исключено понятие "технологический бизнес-инкубатор". Кроме того, пересмотрены цели и принципы инновационной деятельности, которые направлены на развитие инновационного потенциала страны и увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта, равенство субъектов, прозрачность процедур при государственной поддержке инновационной деятельности.
Конкретизированы формы государственной поддержки для субъектов инновационной деятельности при разработке, внедрении отечественных инноваций и приобретении инновационных технологий, а также условия предоставления инновационных грантов субъектам инновационной деятельности.
Постоянные комитеты Мажилиса, кроме Комитета по аграрным вопросам, дали положительные заключения. Так, Комитет по аграрным вопросам отмечает, что представленный законопроект не содержит норм, обеспечивающих реализацию Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 - 2015 года, которая увязана со Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
Рабочей группой в целях обеспечения полноценной государственной поддержки субъектов инновационной деятельности предложен механизм осуществления государственной поддержки посредством формирования комплекса мер инновационного развития, который будет утверждаться соответствующим постановлением Правительства Республики Казахстан. Комплекс мер инновационного развития будет формироваться уполномоченным органом в области инновационной деятельности в соответствии с поступившими предложениями от институтов инновационного развития. Предлагаемый механизм позволит производить финансирование, в первую очередь, инновационных проектов, направленных на развитие отечественного производства, и создание действенных стимулов для повышения активности инноваторов.
Мажилис одобрил на пленарном заседании и законопроект "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей". Законопроект разработан во исполнение поручения Президента Республики Казахстан от 4 апреля 2007 года № 014-525с и направлен на решение вопросов социального обеспечения военнослужащих и членов их семей, отмечается в заключении Комитета по международным делам, обороне и безопасности.
Предусматривается внесение дополнений в статью 10 Закона Республики Казахстан "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей" в части установления выплаты единовременного денежного вознаграждения гражданам, впервые поступившим на воинскую службу по контракту на должности солдат (матросов), сержантов (старшин), в зависимости от срока заключаемого контракта. Кроме того, законопроектом предлагается военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов (старшин) и прослужившим не менее 8 лет в календарном исчислении, установить право на возмещение затрат на обучение в высших учебных заведениях Республики Казахстан на платной основе в размере пятидесяти процентов от стоимости обучения из средств республиканского бюджета.
От депутатов Мажилиса Парламента поступили предложения в части увеличения размера единовременного денежного вознаграждения с одного до пяти должностных окладов; уменьшения стажа службы военнослужащих с восьми до трех лет для предоставления им права на возмещение затрат на обучение в высших учебных заведениях; установления обязанности местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) обеспечивать жильем из государственного жилищного фонда военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы и курсантов военных (специальных) учебных заведений) в течении трех лет до увольнения с воинской службы по возрасту либо в год увольнения с воинской службы по состоянию здоровья или в связи с сокращением штатов по представлению военного командования.
Так как данные предложения требуют выделения дополнительных средств из республиканского бюджета, в соответствии со статьей 15 Конституционного закона Республики Казахстан "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов", в Правительство Республики Казахстан был направлен запрос на получение заключения. В ходе рассмотрения данных предложений Правительством Республики Казахстан было представлено отрицательное заключение.
Палата рассмотрела сегодня вопрос, касающийся доклада Центризбиркома. Новыми депутатами Мажилиса вместо выбывших стали от НДП "Нур Отан" Зейнулла Алшымбаев, Ольга Киколенко и Нурлан Онербай. Принята отставка депутата Мажилиса Ерканата Тайжанова.
Депутат Динар Нукетаева избрана Мажилисом председателем Комитета Палаты по социально-культурному развитию. Ранее эту должность занимал депутат Жаскылык Доскалиев, недавно назначенный Указом Главы государства министром здравоохранения.
До рассмотрения вышеназванных вопросов повестки дня парламентарии огласили депутатские запросы. |