Александр ГОРЯИНОВ, член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, "Казахстанская правда", 5 декабря
Казна по-прежнему любит счет. В свете финансового кризиса эта истина обретает особую актуальность. Значительные государственные средства, соизмеримые с ВВП, направлены на реализацию антикризисной программы. Общество интересует, насколько эффективно и экономно будут использоваться эти деньги. Счетный комитет, как высший орган государственного финансового контроля, гарантирует представление объективной информации о расходовании финансовых ресурсов государства.
В последнее время нам задают много вопросов о роли Счетного комитета, его месте в структуре государственных органов. Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета - конституционный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту РК. Является высшим органом государственного финансового контроля (ВОФК) республики и не входит в состав Правительства. Миссией Счетного комитета является содействие прозрачности, подотчетности и повышению эффективности управления финансовыми ресурсами и активами государства в интересах общества.
Счетный комитет осуществляет независимый внешний контроль и оценку исполнения республиканского бюджета, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов. Председатель Счетного комитета предоставляет ежеквартальную информацию о работе ВОФК Главе государства. Ежегодно до первого июня представляет Парламенту отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год, который по своему содержанию является заключением по отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета и после утверждения его Парламентом подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Основная наша деятельность сосредоточена на контрольно-аналитической работе. К примеру, за девять месяцев 2008 года Счетным комитетом осуществлено 21 контрольное мероприятие. Выявлено нарушений бюджетного и иного законодательства на общую сумму 71,3 миллиарда тенге. Активы государства использованы с нарушениями на 21,4 миллиарда тенге. По итогам контроля восстановлено 1,6 миллиарда тенге.
Результаты контрольных мероприятий анализируются, по ним составляются заключения, на основе которых коллегиально принимаются постановления либо представления Счетного комитета. В них даются рекомендации по улучшению финансовой дисциплины, устранению выявленных нарушений. Мы планируем довести в 2009-2011 годах уровень реализации рекомендаций, данных Счетным комитетом, до 70 процентов. Следуя принципу гласности, принимаемые документы публикуются в средствах массовой информации, бюллетене Счетного комитета, размещаются на официальном веб-сайте.
Кроме контрольно-аналитических мероприятий, проводится и методологическая работа. Разработаны правила проведения внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета, методические рекомендации по проведению контроля финансовой отчетности, эффективности и много других нормативных документов. Эти документы, с одной стороны, помогают ревизорам, с другой - обеспечивают прозрачность деятельности Счетного комитета, так как благодаря им у каждого четкое представление о методах и правилах работы нашего ведомства.
Немаловажную роль играет работа по изучению и предупреждению нарушений финансовой дисциплины. Созданное при Счетном комитете РГП "Центр исследований финансовых нарушений" занимается выработкой мер по предупреждению финансовых нарушений.
С принятием нового Бюджетного кодекса вводится трехлетнее бюджетирование, ориентированное на результат. В этих условиях необходимо сформировать адекватную систему государственного финансового контроля с учетом лучшей мировой практики и требований международных стандартов. В связи с этим значительно возрастает роль внешнего контроля, в частности Счетного комитета. Особое место в деятельности Счетного комитета будет занимать контроль эффективности государственных и бюджетных программ, использования государственных активов, в особенности государственными холдингами и СПК. Это приведет к увеличению объемов контрольно-аналитической работы, внедрению новых методологий контроля, способствующих повышению качества контрольных мероприятий. Мы уже принимаем меры по совершенствованию стандартов государственного финансового контроля, разрабатываем новые правила проведения внешнего контроля, методических рекомендаций.
С учетом поставленных Главой государства перед Счетным комитетом задач необходимо в первую очередь решить вопрос институционального укрепления. Для этого требуется принятие закона о Счетном комитете. Проект его уже разработан. Планируется, что в 2009 году законопроект будет рассмотрен в Парламенте. Решается вопрос укомплектованности ВОФК квалифицированными ревизорами. Счетный комитет внес предложение об увеличении штатной численности. В настоящее время оно одобрено. В 2009 году в наш штат вольется 40 новых квалифицированных специалистов.
Мировой опыт показывает, что отсутствие независимого и эффективного внешнего контроля в процессе реформирования национальной экономики страны может привести к значительным финансовым потерям, снижению качества жизни граждан. Кроме того, сильный институт внешнего финансового контроля укрепляет доверие общества к государственной власти. |